Проблемы развития туризма в Республике Казахстана современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 19:20, реферат

Описание работы

Значительно влияние и социальной функции туризма. Особенно данная функция проявляется в развивающихся или небольших государствах, где туризм зачастую является основной статьей дохода бюджета.
В Республике Казахстан туризм на современном этапе находится на стадии бурного роста. Активно развиваются все виды туризма. Также необходимо отметить положительную динамику в гостиничной индустрии, где происходит как количественный, так и качественный рост. Ежегодно увеличивается количество туристских фирм и число занятых в туризме.

Содержание работы

Введение
1. Сущность туризма и основные тенденции его развития
1.2 Современное состояние и проблемы развития туризма в Республике Казахстан
2. Проблемы подготовки кадров для отрасли туризма
3. Перспективы развития туризма в Республике Казахстан
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Субботина А.Д.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

Такая сфера деятельности, как туризм и гостиничное хозяйство, чрезвычайно многообразна и сложна. Это государственные структуры и учебные заведения, предприятия и фирмы, общественные организации и частные лица. Главная цель - органично вписаться в данную систему взаимоотношений. А что сфера образования может предложить этой системе? Естественно, предоставить квалифицированных выпускников, по своим профессиональным, морально-психологическим качествам готовых работать в сфере сервиса и туризма. Специалистов, которые способны не просто отправлять наших соотечественников за рубеж, но и, главным образом, организовать прием иностранных туристов в нашей стране. Если обратиться к статистике, то можно заметить, что подготовка специалистов для сферы туризма в Республике Казахстан имеет тенденцию к увеличению числа обучающихся и соответственно выпускников. Данный фактор положительно сказывается на развитии туризма РК. Эта тенденция просматривается в подготовке специалистов как с высшим образованием, так и со средним профессиональном.

Оптимальная модель подготовки студентов по специальности "Туризм" должна быть построена в соответствии с моделью деятельности менеджера современной туристской фирмы. Именно поэтому все действующие специализации в сфере туристского образования должны соответствовать основным направлениям современного туризма в Казахстане. Однако разрозненных усилий отдельных вузов республики явно недостаточно. Необходима, регулируемая государством система небольшого количества вузов с конкретной специализацией по подготовке туристских кадров.

Главной проблемой является чрезмерная академичность профильного высшего образования при явном недостатке практических навыков и знаний и нехватка средних специальных учебных заведений, готовящих работников гостиниц, обслуживающий персонал и т.д. Таким образом, в целом сектор подготовки кадров не вполне соответствует потребностям туристской индустрии как в количественном, так и в качественном отношении.

Существующие учебные программы не отвечают реальным нуждам секторов туризма ввиду их неориентированности на практическую работу. Зачастую выпускники сталкиваются с проблемой «ненужности» своих знаний. При приеме на работу от них требуют совсем других навыков и умений, чем те которые им преподавали в университете. В равной степени это касается учебников и учебных пособий, составляемых преподавателями, не имеющими практического опыта работы в индустрии.

При огромной нехватке квалифицированных кадров для туристской индустрии выпускники профильных высших учебных заведений часто остаются невостребованными из-за отсутствия навыков и знаний по конкретным специализациям. Проблема качественного сервиса недостаточно эффективно решается не только в рамках подготовки работников гостиничного и туристского бизнеса, но и специалистов смежных отраслей, обслуживающих туристов.

Сегодня существует большое количество курсов переподготовки и повышения квалификации специалистов в основном при учебных заведениях, однако эти курсы в большинстве своем не дают практических профессиональных знаний и навыков и носят формальный характер. Отсутствует система привлечения к преподаванию работников индустрии туризма. Ситуация, сложившаяся в настоящее время на рынке образовательных услуг для сферы туризма, особенно в период подготовки к проведению VII Зимних Азиатских игр в 2011 году, требует принятия безотлагательных мер по ее качественному изменению.

Туристская отрасль Казахстана остро нуждается в кадрах самых разных специализаций. Во-первых, у нас практически нет ученых, способных заниматься серьезными прикладными исследованиями в сфере туризма, т.е. маркетологов, способных проводить маркетинговые исследования привлекательности казахстанского туризма и политику рекламы и позиционирования на мировом туристском рынке. Для этого Казахстан пользуется услугами иностранных специалистов, например «IPK International».

Во-вторых, специалисты должны суметь не только привлечь, но и квалифицированно обслужить туристов. А у нас очень мало специалистов гостиничного бизнеса. Практически во всех отелях высшего класса топ-менеджмент иностранный, как правило, турецкий. Даже руководить каким-нибудь отделом нашему соотечественнику доверят только когда он пройдет стажировку за рубежом. А обслуживание туристов включает умение не только гостиничного, транспортного и ресторанного обслуживания, а и умение предоставить ряд дополнительных, но не менее важных услуг: услуг по организации досуга туристов, их оздоровлению и получению положительных эмоций, ознакомлению с культурой и традициями посещаемых стран, проведению различных физкультурных мероприятий, оказанию юридической и психологической поддержки и т.д.

Для Казахстана проблема усовершенствования системы подготовки кадров для сферы туризма имеет особое значение в связи с тем, что развитие внутреннего и въездного туризма требует наличия специалистов высокой квалификации. Развивающаяся быстрыми темпами отрасль туризма Казахстана уже в ближайшем будущем будет испытывать недостаток подготовленных кадров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Перспективы  развития туризма в Республике  Казахстан

 

Рынок туризма Казахстана развивается уверенными темпами. Но, чтобы он стал цивилизованным, нужны грамотные специалисты. Учебных заведений по подготовке туристских кадров и курсов повышения квалификации в нашей стране достаточно. Но соответствует ли уровень знаний их выпускников требованиям, предъявляемым туриндустрией?

Основные критерии эффективной организации профессиональной подготовки менеджеров сферы туризма представлен.

Подготовка специалистов для туризма в разных странах ведется по-разному и отражает влияние конкретных исторических, политических, социально-экономических и других факторов. В реалиях развития туризма в Казахстане целесообразно применить кадровую схему, включающую две системы подготовки:

- специализированная профессиональная  подготовка для предприятий, непосредственно принимающих участие в производстве туристского продукта;

- подготовка специалистов массовых  профессий для смежных отраслей национальной экономики.

При этом каждая из этих систем имеет образовательные уровни.

1. Высший (институционально-управленческий) уровень. Он предполагает подготовку менеджеров, которые определяют направления и задачи работы, стратегию, тактику отрасли, отдельного предприятия(менеджер туризма, менеджер гостиницы, менеджер маркетинговой деятельности в туризме и др.). Специализированная подготовка персонала такого уровня проводится в ведущих учебных заведениях (университетах, школах туризма, учреждениях повышения квалификации) по программам магистра и бакалавра.

2. Средний уровень (управленческо-технологический). Управленческо-технологическая деятельность характерна для персонала, который обеспечивает технологическую последовательность обслуживания, согласовывает взаимодействие с другими технологическими звеньями (турагент, менеджер по резервированию мест, метрдотель ресторана). Этот уровень обеспечивают высшие и средние специальные учебные заведения, колледжи, которые готовят специалистов по менеджменту определенных технологических процессов бакалаврского уровня.

 3. Начальный или низший уровень (технологическо - исполнительный). Он представлен персоналом, который выполняет конкретные задания и обеспечивает удовлетворение отдельных потребностей туриста либо реализацию отдельного вида обслуживания. Этот уровень обеспечивают учебные заведения (центры, школы, кypcы, училища) широкого профиля и специализации, которые готовят работников массовых профессий: официантов, поваров, инструкторов и т.д.

Кадровый резерв должен поддерживать темпы развития туризма в нашей стране. Поэтому в целях форсированного развития качества подготовки кадров в туристской отрасли нашей республики необходимо внедрить в процесс подготовки кадров принципы непрерывного образования. Непрерывное образование в сфере подготовки туристских кадров включает в себя несколько образовательных уровней. Принципы многоуровневого и непрерывного образования конкретизируют программы стационарного и последипломного обучения: школа - лицей - колледж - ВУЗ - переподготовка, повышение квалификации, приобретение второй специальности, отечественная и зарубежная стажировки и работа по найму, в частности, за границей.

Становление и дальнейшее развитие туристской системы непрерывного обучения закономерно требуют объединения усилий и координации, а в отдельных случаях - непосредственной кооперации существующих организаций, учебных центров, высших учебных заведений, институтов повышения квалификации как главных учебно-методических центров, сети курсов по подготовке и переподготовке организаторов и функционеров, школ, семинаров, учебных групп.

В ходе развития происходит отраслевая интеграция всех видов туристской деятельности между собой, а также с другими видами экономической деятельности (межотраслевая интеграция). Эти взаимодополняющие процессы находят отражение в содержании профессионального туристского образования, поскольку приводят к изменению характера и содержания труда, профессионально-квалификационной структуры туризма.

Интеграция как ведущая тенденция требует перехода от узкопрофильных профессиональных учебных заведений к многопрофильным, в идеале - к образовательным комплексам, гарантирующим целостность и последовательность профессионального образования в условиях его вариативности. С одной стороны, это превращение образования в сложную специализированную систему, имеющую свои собственные закономерности функционирования и развития; а также универсализация образования, вызванная потребностями личности в постоянном обновлении знаний в условиях возрастающего динамизма общественной жизни. 

Современное состояние развития системы подготовки кадров для сферы туризма в Казахстане не позволяет в полной мере обеспечить в будущем отрасль необходимой рабочей силой соответствующей квалификации. Необходимо именно на современном этапе развития туризма, когда он развивается уверенными темпами уделить особое внимание подготовке высококвалифицированных кадров.

Быстрые темпы развития мировой экономики и требования повышения эффективности учебно-методической базы туристского образования выдвигают также проблему обеспечения опережающих темпов и углубления содержания квалификационной структуры кадрового потенциала. Это требует от системы подготовки и повышения квалификации кадров реализации таких функций:

- определение несоответствия между  фактической квалификацией кадров  и квалификационными требованиями  эффективного и качественного осуществления деятельности на каждом рабочем месте, стимулирование каждого исполнителя к поиску путей устранения этого несоответствия; 
- отбора кадров для повышения квалификации в тех формах обучения, которые обеспечивают профессиональную пригодность и перспективность; 
- обеспечение экономической заинтересованности организаций в своевременной подготовке и переподготовке кадров;

- создание необходимых организационных  условий для эффективной согласованности  действий всех сторон, которые  принимают участие в процессе повышения квалификации.

На современном этапе развития туризма в Казахстане существует потребность в разработке модели универсального специалиста в сфере туризма.

Несомненным поводом введения инновационного подхода в решение данной проблемы послужит тот факт, что во всем мире в подготовке кадров для туриндустрии приоритетное внимание уделяется дисциплинам, связанным с психологией общения, психологией влияния, менеджментом и экономикой туристских организаций, а также методикам разрешения конфликтов.

В ситуации, когда туризм все более принимает рыночные формы функционирования, на рынке труда требуются профессионалы, владеющие специфическими технологиями и программными продуктами, знающие основы продвижения туристских услуг, коммуникативно-психологические особенности общения с клиентами и т. д. Анализ опыта современных педагогов-новаторов показывает, что наиболее эффективным направлением повышения качества любого образовательно-воспитательного процесса является создание таких психолого-педагогических условий, в которых обучающийся сможет занять активную личностную позицию и полной мерой раскрыться не только как объект воспитания, но и как субъект, способный к творческому самоусовершенствованию.

Для активизации познавательной деятельности студентов необходимо использовать экскурсионный метод, предполагающий проведение занятий вне учебных аудиторий. В практике преподавания используются различные методы: индуктивный, дедуктивный, аналитический, синтетический, методы абстрагирования, аналогии, моделирования, обобщения, эксперимента и т.д. Все эти методы в той или иной мере используются при проведении экскурсии.

Экскурсионный метод построен на преобладании показа над рассказом, то есть выдвинутые в рассказе преподавателя (экскурсовода) положения аргументируются с помощью зрительных доказательств. Он допускает, чтобы отдельные стороны выделялись и изучались более углубленно, то есть, направлен на изучение главного в теме. Основанием для того, чтобы назвать экскурсионный метод комплексным, является то, что в нем органически сочетаются методы обучения и воспитания. В отличии от учебного заведения воспитание на экскурсии проходит в ходе обучения, в процессе общения студентов с экскурсионными объектами, во время рассказа экскурсовода и его действий при показе объектов. Содержание сообщаемых экскурсоводом знаний вырабатывает у обучаемых определенный подход к объяснению явлений природы, понимания хода и логики развития общества, подводит к оценке исторических событий. В настоящее время кадры для туризма в Казахстане готовят около 80 высших и средних учебных заведений. В системе высшего профессионального образования основная подготовка кадров для туристской индустрии реализуется в рамках укрупненной группы «Сфера обслуживания» по двум специальностям «Социально-культурный сервис и туризм» и «Туризм», включающим более 10 специализаций.

Информация о работе Проблемы развития туризма в Республике Казахстана современном этапе