Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 10:52, реферат
Туристский продукт – совокупность вещественных и невещественных потребительских стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, возникших в период его путешествия.
Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет туристский продукт как комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену по договору о реализации туристского продукта.
Москва и Санкт-Петербург, являясь до сих пор основными транспортными воротами для въезда иностранных туристов, принимают на себя до 75% международных прибытий, число которых в последние 2 года сокращается из-за резкого роста цен в названных городах. Сокращение въездного туристского потока в нашу страну начало происходить с 2008 года. В 2009 году число прибытий иностранных туристов с целью туризма уменьшилось на 8%. Это объясняется, прежде всего, возросшими за последние два года ценами на услуги в стране, а также резким ростом цен на гостиницы в Москве из-за уменьшения числа отелей туристского класса в центре города. Именно нехватка мест в гостиницах туристского класса негативно влияет на развитие въездного и внутреннего туризма. Это существенно удорожает пакет услуг, предлагаемый туристам при их путешествии в Россию. В 2010 году ситуация немного улучшилась и, по сравнению с 2009 годом, количество въехавших иностранцев с целью туризма выросло на 2–3%. В планах Правительства Москвы намечено построить 353 новых гостиницы до 2011 года. Однако, учитывая укрепление рубля и сложившуюся в столице ситуацию, при которой средняя цена за номер в гостиницах Москвы существенно выше стоимости номера аналогичной категории в странах Европы при более низком комфорте и качестве услуг, иностранным туристам с ограниченным бюджетом становится невыгодно приезжать в столицу. Такая ситуация может сохраниться в ближайшие 2–3 года.
2.1 Состояние туристской инфраструктуры
К наиболее значимым
проблемам, требующим пристального
внимания и серьезного подхода к
их решению, относятся недостаточное
развитие туристской инфраструктуры и
отсутствие, за редким исключением, практики
создания субъектами Российской Федерации
благоприятных условий для
В настоящее время в нашей стране значительная часть материальной базы туризма нуждается в обновлении, так как около половины гостиниц в нашей стране относятся к некатегорийным.
Вместе с тем
предложения по развитию туристской
инфраструктуры не могут ограничиваться
только созданием нового и реконструкцией
существующего гостиничного фонда.
Следует отметить важность комплексного
развития туристской инфраструктуры,
включающей в себя не только широкомасштабное
строительство новых средств
размещения, но и сопутствующую
Главными препятствиями
для привлечения инвестиций являются
отсутствие готовых инвестиционных
площадок, необходимые бизнес-структуры,
наличие местных
В настоящее время наиболее перспективными видами туризма на мировом туристском рынке, растущими опережающими темпами, являются:
– культурно-познавательный туризм, охватывающий 10% общего международного потока туристов и характеризующийся высокой средней нормой туристских расходов;
– активные виды туризма, такие как спортивный и приключенческий, приобретающие все более широкую популярность в мире;
– специализированный туризм, подразумевающий такие его разновидности как экологический, научный, учебный, событийный, лечебно-оздоровительный и др.;
– круизный – морские и речные круизы, в которых в 2006 году участвовало более 12 млн. туристов;
– деловой туризм, охватывающий так называемую индустрию MICE (деловые встречи, событийные мероприятия, конференции, инсентив-поездки).
С учетом характера
российских туристских ресурсов, состояния
туристской инфраструктуры и готовности
туристского продукта особый интерес
для развития въездного туризма
в нашу страну могут в основном
представлять следующие виды туризма:
культурно-познавательный, деловой, а
также специализированный туризм (круизный,
событийный, экологический, сельский,
охота и рыбалка, активный, в том
числе в перспективе
Для внутреннего
рынка особенно важно развивать
пляжный и оздоровительный
Пляжный туризм
является одним из самых популярных
видов отдыха у россиян: 38% российских
туристов предпочитают отдыхать у воды.
Это направление активно
Яхтенный туризм в России в целом только начинает развиваться, и количество туристов составляет не более 0,5% от внутреннего туристского потока, наибольшую популярность он имеет в Ленинградской области и Карелии, хотя мог бы получить развитие во всех названных приморских регионах.
Для России с ее недостаточно развитой туристской инфраструктурой и огромным невостребованным туристским потенциалом развитие специализированного туризма как нового альтернативного направления представляет наибольший интерес с точки зрения привлечения искушенного иностранного потребителя и диверсификации внутреннего туристского предложения.
Выявленные приоритетные виды туризма и перспективные туристские регионы определяют соответствующие им приоритеты в развитии туристской инфраструктуры.
По уровню туристского предложения, учитывающего неравномерность распределения туристских ресурсов на территории страны, а также различный уровень развития туристской инфраструктуры и кадрового потенциала, районы страны могут быть распределены следующим образом:
· регионы с высоким уровнем развития туристского продукта – Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, район Кавказских Минеральных вод, Краснодарский край, Калининградская область, регионы Золотого Кольца;
· регионы со средним уровнем развития туристского продукта – Северо-Западный регион, Тверская область, Центральная Россия, Татарстан, Поволжье, такие республики Северного Кавказа, как Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария, Ростовская область, Иркутская область, Приморский край, Камчатка, Мурманская область, Ханты-Мансийский автономный округ;
· регионы с недостаточным уровнем развития туристского продукта, но обладающие значительным потенциалом для перспективного развития: прибрежные территории Каспийского и Азовского морей, районы Крайнего Севера (Арктика, Земля Франца-Иосифа), Дальневосточный регион (Курилы, Командорские острова, Якутия, Хабаровский край, Чукотка, Магаданская область), Западная Сибирь (Алтай, Красноярский край и др.), Тува (п. Кунгуртуг, озеро Тере-Холь, крепость Пор-Бажын), Бурятия, Урал. В перечисленных районах качественный туристский продукт только начинает появляться.
Одной из актуальных проблем является проблема транспортной составляющей в обеспечении дальнейшего развития туризма в России. Это относится к авиационному, железнодорожному, водному и автосообщению, строительству автомобильных дорог.
Недостаточно
высокий уровень организации
воздушного транспорта внутри страны
по сравнению с международными перевозками
является одним из основных факторов,
ограничивающих дальнейшее развитие туристских
комплексов в регионах страны. Услуги
аэропортов по обслуживанию воздушных
судов, пассажиров и грузов регулируются
государством как услуги естественных
монополий, что ограничивает конкуренцию
на внутреннюю авиаперевозку и не
позволяет снизить цены на наземное
обслуживание. Конкуренция на основных
направлениях между авиаперевозчиками
будет способствовать снижению цен
и соответствующему увеличению туристского
потока. В отличие от многих зарубежных
стран в России практически отсутствуют
низкобюджетные перевозчики с современным
авиапарком. Доля авиационных перевозок
в структуре въездного и
Несмотря на
позитивные сдвиги, произошедшие за последние
годы на пассажирском железнодорожном
транспорте (обновление парка железнодорожных
составов, введение скоростных поездов
на ряде направлений, расширение туристского
предложения, связанного с появлением
туристских поездов на наиболее популярных
культурно-познавательных маршрутах,
повышение качества сервиса в
целом), остаются нерешенными такие
проблемы, как дефицит железнодорожных
перевозок в высокий сезон, сложность
покупки железнодорожных
На протяжении
многих лет большой популярностью
у иностранных и российских туристов
пользуются речные круизы. Наиболее востребованным
маршрутом являются круизы Москва –
Санкт-Петербург, а также на Валаам,
Соловки, Кижи, а также по Волге. Всего
в России на сегодняшний день курсируют
110 теплоходов по более чем тысяче
речных маршрутов. В то же время пропускные
возможности шлюзового
Россия в последние десятилетия собственного строительства современных круизных судов практически не ведет и в то же время не закупает круизные суда за рубежом. В связи с этим практически остановлено круизное судоходство по Черному морю, не развивается пассажирское судоходство на Каспийском и Азовском морях, тормозится развитие речных круизов в Центральной России, в Сибири и на Дальнем Востоке. Изношена инфраструктура круизного туризма – морские и речные вокзалы, причалы и др.
Туристские автобусы с современным уровнем комфорта также не производятся отечественной промышленностью, несмотря на то, что около 15% туристов используют именно этот вид транспорта.
В последние
годы начал активно развиваться
горнолыжный туризм, однако для современного
оснащения горнолыжных
Учитывая климатические
и ландшафтные особенности
Существенной проблемой являются высокие таможенные пошлины на закупку транспортных средств (туристских автобусов, круизных судов), гостиничного и ресторанного оборудования, оборудования для горнолыжных комплексов, аквапарков и иной инфраструктуры, не производимого в России.
Государство оказывает поддержку развитию туристской инфраструктуры в основном в рамках Федеральной целевой программы «Юг России». Так, за период 2006–2007 гг. в рамках ФЦП «Юг России» в регионах Южного Федерального округа были пущены в эксплуатацию две канатные дороги: на Домбае – Карачаево-Черкесская Республика и на Эльбрусе – Кабардино-Балкарская Республика. Введена в строй первая очередь подъездных дорог на горнолыжный курорт Лаго-Наки – Республика Адыгея.
Пуск в 2007 году
в эксплуатацию перечисленных объектов
позволил увеличить поток туристов
на Домбай с 70 до 90 тыс. человек и
привлечь на строительство 51 малого гостиничного
комплекса свыше 500 млн. рублей частных
инвестиций. В курортных регионах
Кавказских Минеральных Вод и
города Анапы в результате решения
программных мероприятий
Информация о работе Продвижение Российского туристского продукта на рынок