Продвижение Российского туристского продукта на рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 10:52, реферат

Описание работы

Туристский продукт – совокупность вещественных и невещественных потребительских стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, возникших в период его путешествия.

Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет туристский продукт как комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену по договору о реализации туристского продукта.

Файлы: 1 файл

ПРОДВИЖЕНИЕ РОССИЙСКОГО ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА НА РЫНОК.docx

— 90.57 Кб (Скачать файл)

Москва и Санкт-Петербург, являясь до сих пор основными  транспортными воротами для въезда иностранных туристов, принимают  на себя до 75% международных прибытий, число которых в последние 2 года сокращается из-за резкого роста  цен в названных городах. Сокращение въездного туристского потока в  нашу страну начало происходить с 2008 года. В 2009 году число прибытий иностранных  туристов с целью туризма уменьшилось  на 8%. Это объясняется, прежде всего, возросшими за последние два года ценами на услуги в стране, а также  резким ростом цен на гостиницы в  Москве из-за уменьшения числа отелей туристского класса в центре города. Именно нехватка мест в гостиницах туристского класса негативно влияет на развитие въездного и внутреннего туризма. Это существенно удорожает пакет услуг, предлагаемый туристам при их путешествии в Россию. В 2010 году ситуация немного улучшилась и, по сравнению с 2009 годом, количество въехавших иностранцев с целью туризма выросло на 2–3%. В планах Правительства Москвы намечено построить 353 новых гостиницы до 2011 года. Однако, учитывая укрепление рубля и сложившуюся в столице ситуацию, при которой средняя цена за номер в гостиницах Москвы существенно выше стоимости номера аналогичной категории в странах Европы при более низком комфорте и качестве услуг, иностранным туристам с ограниченным бюджетом становится невыгодно приезжать в столицу. Такая ситуация может сохраниться в ближайшие 2–3 года.

2.1  Состояние туристской инфраструктуры

К наиболее значимым проблемам, требующим пристального внимания и серьезного подхода к  их решению, относятся недостаточное  развитие туристской инфраструктуры и  отсутствие, за редким исключением, практики создания субъектами Российской Федерации  благоприятных условий для инвестиций при строительстве средств размещения и иных объектов туристского использования.

В настоящее  время в нашей стране значительная часть материальной базы туризма  нуждается в обновлении, так как  около половины гостиниц в нашей  стране относятся к некатегорийным.

Вместе с тем  предложения по развитию туристской инфраструктуры не могут ограничиваться только созданием нового и реконструкцией существующего гостиничного фонда. Следует отметить важность комплексного развития туристской инфраструктуры, включающей в себя не только широкомасштабное строительство новых средств  размещения, но и сопутствующую инфраструктуру. Размещение вновь возводимых туристских комплексов должно учитывать как  параметры туристского спроса по видам туризма, так и характер туристского предложения – наличие  туристских ресурсов, условий для  кадрового обеспечения, в соответствии с экологическими требованиями и  экономической целесообразностью.

Главными препятствиями  для привлечения инвестиций являются отсутствие готовых инвестиционных площадок, необходимые бизнес-структуры, наличие местных административных барьеров и невыгодные условия аренды земли. Так, оформление земельного участка  под гостиницу часто требует  огромного числа согласований и  затягивается на два-три года. Неурегулированными остаются вопросы использования  рентных доходов в личных целях (сдача жилья в наем под гостиничное  использование).

В настоящее  время наиболее перспективными видами туризма на мировом туристском рынке, растущими опережающими темпами, являются:

– культурно-познавательный туризм, охватывающий 10% общего международного потока туристов и характеризующийся высокой средней нормой туристских расходов;

– активные виды туризма, такие как спортивный и приключенческий, приобретающие все более широкую популярность в мире;

– специализированный туризм, подразумевающий такие его разновидности как экологический, научный, учебный, событийный, лечебно-оздоровительный и др.;

– круизный – морские и речные круизы, в которых в 2006 году участвовало более 12 млн. туристов;

– деловой туризм, охватывающий так называемую индустрию MICE (деловые встречи, событийные мероприятия, конференции, инсентив-поездки).

С учетом характера  российских туристских ресурсов, состояния  туристской инфраструктуры и готовности туристского продукта особый интерес  для развития въездного туризма  в нашу страну могут в основном представлять следующие виды туризма: культурно-познавательный, деловой, а  также специализированный туризм (круизный, событийный, экологический, сельский, охота и рыбалка, активный, в том  числе в перспективе горнолыжный, экстремальный (приключенческий), этнический, учебный, научный и др.).

Для внутреннего  рынка особенно важно развивать  пляжный и оздоровительный туризм.

Пляжный туризм является одним из самых популярных видов отдыха у россиян: 38% российских туристов предпочитают отдыхать у воды. Это направление активно развивается  на Черном и Балтийском морях. Большие  перспективы развития пляжного отдыха есть у курортов Азовского и Каспийского  морей, однако отсутствие гостиничной  и иной туристской инфраструктуры на Каспийском море и устаревшая инфраструктура на Азовском море являются сдерживающими  факторами для успешного туристского  развития этих территорий. При соответствующем  развитии инфраструктуры этот вид туризма  мог бы получить широкое распространение  в Приморском крае.

Яхтенный туризм в России в целом только начинает развиваться, и количество туристов составляет не более 0,5% от внутреннего  туристского потока, наибольшую популярность он имеет в Ленинградской области  и Карелии, хотя мог бы получить развитие во всех названных приморских регионах.

Для России с  ее недостаточно развитой туристской инфраструктурой и огромным невостребованным туристским потенциалом развитие специализированного  туризма как нового альтернативного  направления представляет наибольший интерес с точки зрения привлечения  искушенного иностранного потребителя  и диверсификации внутреннего туристского  предложения.

Выявленные приоритетные виды туризма и перспективные  туристские регионы определяют соответствующие  им приоритеты в развитии туристской инфраструктуры.

По уровню туристского  предложения, учитывающего неравномерность  распределения туристских ресурсов на территории страны, а также различный  уровень развития туристской инфраструктуры и кадрового потенциала, районы страны могут быть распределены следующим  образом:

·  регионы с высоким уровнем развития туристского продукта – Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, район Кавказских Минеральных вод, Краснодарский край, Калининградская область, регионы Золотого Кольца;

·  регионы со средним уровнем развития туристского продукта – Северо-Западный регион, Тверская область, Центральная Россия, Татарстан, Поволжье, такие республики Северного Кавказа, как Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария, Ростовская область, Иркутская область, Приморский край, Камчатка, Мурманская область, Ханты-Мансийский автономный округ;

·  регионы с недостаточным уровнем развития туристского продукта, но обладающие значительным потенциалом для перспективного развития: прибрежные территории Каспийского и Азовского морей, районы Крайнего Севера (Арктика, Земля Франца-Иосифа), Дальневосточный регион (Курилы, Командорские острова, Якутия, Хабаровский край, Чукотка, Магаданская область), Западная Сибирь (Алтай, Красноярский край и др.), Тува (п. Кунгуртуг, озеро Тере-Холь, крепость Пор-Бажын), Бурятия, Урал. В перечисленных районах качественный туристский продукт только начинает появляться.

Одной из актуальных проблем является проблема транспортной составляющей в обеспечении дальнейшего  развития туризма в России. Это  относится к авиационному, железнодорожному, водному и автосообщению, строительству  автомобильных дорог.

Недостаточно  высокий уровень организации  воздушного транспорта внутри страны по сравнению с международными перевозками  является одним из основных факторов, ограничивающих дальнейшее развитие туристских комплексов в регионах страны. Услуги аэропортов по обслуживанию воздушных  судов, пассажиров и грузов регулируются государством как услуги естественных монополий, что ограничивает конкуренцию  на внутреннюю авиаперевозку и не позволяет снизить цены на наземное обслуживание. Конкуренция на основных направлениях между авиаперевозчиками  будет способствовать снижению цен  и соответствующему увеличению туристского  потока. В отличие от многих зарубежных стран в России практически отсутствуют  низкобюджетные перевозчики с современным  авиапарком. Доля авиационных перевозок  в структуре въездного и внутреннего  туристского потока весьма значительна, однако состояние парка авиалайнеров, аэропортов, взлетно-посадочных полос  пока сдерживает развитие туризма в  ряде российских регионов.

Несмотря на позитивные сдвиги, произошедшие за последние  годы на пассажирском железнодорожном  транспорте (обновление парка железнодорожных  составов, введение скоростных поездов  на ряде направлений, расширение туристского  предложения, связанного с появлением туристских поездов на наиболее популярных культурно-познавательных маршрутах, повышение качества сервиса в  целом), остаются нерешенными такие  проблемы, как дефицит железнодорожных  перевозок в высокий сезон, сложность  покупки железнодорожных билетов, отсутствие электронного билета, завышенные цены. В контексте общеевропейской  тенденции роста популярности железнодорожных  туристских поездок по сравнению  с авиационными и в связи с  большей экологической безопасностью  железнодорожного транспорта по сравнению  с воздушным решение упомянутых проблем имеет важнейшее значение для развития туристских поездок  внутри страны. Перевозка наибольшего  потока туристов в России осуществляется именно железнодорожным транспортом: в 2007 году его услугами воспользовалось  около половины от общего числа туристов.

На протяжении многих лет большой популярностью  у иностранных и российских туристов пользуются речные круизы. Наиболее востребованным маршрутом являются круизы Москва –  Санкт-Петербург, а также на Валаам, Соловки, Кижи, а также по Волге. Всего  в России на сегодняшний день курсируют 110 теплоходов по более чем тысяче речных маршрутов. В то же время пропускные возможности шлюзового хозяйства  между Москвой и Санкт-Петербургом  практически исчерпали себя и  дальнейшее количественное увеличение пассажирского флота на данном маршруте невозможно. Перспективными регионами для развития речных круизов являются акватории сибирских рек – Лены, Енисея и Оби, а также Амура.

Россия в последние  десятилетия собственного строительства  современных круизных судов практически  не ведет и в то же время не закупает круизные суда за рубежом. В  связи с этим практически остановлено  круизное судоходство по Черному  морю, не развивается пассажирское судоходство на Каспийском и Азовском морях, тормозится развитие речных круизов  в Центральной России, в Сибири и на Дальнем Востоке. Изношена инфраструктура круизного туризма – морские  и речные вокзалы, причалы и др.

Туристские автобусы с современным уровнем комфорта также не производятся отечественной  промышленностью, несмотря на то, что  около 15% туристов используют именно этот вид транспорта.

В последние  годы начал активно развиваться  горнолыжный туризм, однако для современного оснащения горнолыжных комплексов необходимы не только гостиницы, но и  наличие инженерной и транспортной инфраструктуры – водо-, энерго- и  газоснабжения, развитой дорожной системы, горнолыжных подъемников и иного  оборудования, информационных коммуникаций, качественного сервиса, экологически безопасной инфраструктуры. Кроме этого, сложен механизм предоставления в аренду земельных участков лесного фонда  для строительства горнолыжных  объектов.

Учитывая климатические  и ландшафтные особенности России, горнолыжный, как и другие зимние виды туризма, имеют большие перспективы  развития.

Существенной  проблемой являются высокие таможенные пошлины на закупку транспортных средств (туристских автобусов, круизных судов), гостиничного и ресторанного оборудования, оборудования для горнолыжных  комплексов, аквапарков и иной инфраструктуры, не производимого в России.

Государство оказывает  поддержку развитию туристской инфраструктуры в основном в рамках Федеральной  целевой программы «Юг России». Так, за период 2006–2007 гг. в рамках ФЦП «Юг России» в регионах Южного Федерального округа были пущены в эксплуатацию две канатные дороги: на Домбае – Карачаево-Черкесская Республика и на Эльбрусе – Кабардино-Балкарская Республика. Введена в строй первая очередь подъездных дорог на горнолыжный курорт Лаго-Наки – Республика Адыгея.

Пуск в 2007 году в эксплуатацию перечисленных объектов позволил увеличить поток туристов на Домбай с 70 до 90 тыс. человек и  привлечь на строительство 51 малого гостиничного комплекса свыше 500 млн. рублей частных  инвестиций. В курортных регионах Кавказских Минеральных Вод и  города Анапы в результате решения  программных мероприятий мощность водоснабжения и сооружений водоотводящих  систем возросла на 40%, что позволит увеличить возможность приема отдыхающих на 500 тыс. человек.

Информация о работе Продвижение Российского туристского продукта на рынок