Продвижение туристского продукта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Туристский продукт – совокупность вещественных и невещественных потребительских стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, возникших в период его путешествия.
Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет туристский продукт как комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену по договору о реализации туристского продукта.
Туристский продукт несет в себе следующие основные потребительские свойства:

Файлы: 1 файл

продвижение рос турпродукта на рынок.docx

— 75.99 Кб (Скачать файл)

     Москва  и Санкт-Петербург, являясь до сих  пор основными транспортными  воротами для въезда иностранных  туристов, принимают на себя до 75% международных  прибытий, число которых в последние 2 года сокращается из-за резкого  роста цен в названных городах. Сокращение въездного туристского  потока в нашу страну начало происходить  с 2008 года. В 2009 году число прибытий иностранных туристов с целью  туризма уменьшилось на 8%. Это  объясняется, прежде всего, возросшими за последние два года ценами на услуги в стране, а также резким ростом цен на гостиницы в Москве из-за уменьшения числа отелей туристского  класса в центре города. Именно нехватка мест в гостиницах туристского класса негативно влияет на развитие въездного  и внутреннего туризма. Это существенно  удорожает пакет услуг, предлагаемый туристам при их путешествии в  Россию. В 2010 году ситуация немного  улучшилась и, по сравнению с 2009 годом, количество въехавших иностранцев  с целью туризма выросло на 2–3%. В планах Правительства Москвы намечено построить 353 новых гостиницы  до 2011 года. Однако, учитывая укрепление рубля и сложившуюся в столице  ситуацию, при которой средняя  цена за номер в гостиницах Москвы существенно выше стоимости номера аналогичной категории в странах  Европы при более низком комфорте и качестве услуг, иностранным туристам с ограниченным бюджетом становится невыгодно приезжать в столицу. Такая ситуация может сохраниться  в ближайшие 2–3 года. 

      
    1. Состояние туристской инфраструктуры
 

     К наиболее значимым проблемам, требующим  пристального внимания и серьезного подхода к их решению, относятся  недостаточное развитие туристской инфраструктуры и отсутствие, за редким исключением, практики создания субъектами Российской Федерации благоприятных  условий для инвестиций при строительстве средств размещения и иных объектов туристского использования.

     В настоящее время в нашей стране значительная часть материальной базы туризма нуждается в обновлении, так как около половины гостиниц в нашей стране относятся к  некатегорийным.

     Вместе  с тем предложения по развитию туристской инфраструктуры не могут  ограничиваться только созданием нового и реконструкцией существующего  гостиничного фонда. Следует отметить важность комплексного развития туристской инфраструктуры, включающей в себя не только широкомасштабное строительство  новых средств размещения, но и  сопутствующую инфраструктуру. Размещение вновь возводимых туристских комплексов должно учитывать как параметры  туристского спроса по видам туризма, так и характер туристского предложения  – наличие туристских ресурсов, условий для кадрового обеспечения, в соответствии с экологическими требованиями и экономической целесообразностью.

     Главными  препятствиями для привлечения  инвестиций являются отсутствие готовых  инвестиционных площадок, необходимые  бизнес-структуры, наличие местных  административных барьеров и невыгодные условия аренды земли. Так, оформление земельного участка под гостиницу  часто требует огромного числа  согласований и затягивается на два-три  года. Неурегулированными остаются вопросы  использования рентных доходов  в личных целях (сдача жилья в  наем под гостиничное использование).

     В настоящее время наиболее перспективными видами туризма на мировом туристском рынке, растущими опережающими темпами, являются:

     – культурно-познавательный туризм, охватывающий 10% общего международного потока туристов и характеризующийся высокой средней нормой туристских расходов;

     – активные виды туризма, такие как спортивный и приключенческий, приобретающие все более широкую популярность в мире;

     – специализированный туризм, подразумевающий такие его разновидности как экологический, научный, учебный, событийный, лечебно-оздоровительный и др.;

     – круизный – морские и речные круизы, в которых в 2006 году участвовало более 12 млн. туристов;

     – деловой туризм, охватывающий так называемую индустрию MICE (деловые встречи, событийные мероприятия, конференции, инсентив-поездки).

     С учетом характера российских туристских ресурсов, состояния туристской инфраструктуры и готовности туристского продукта особый интерес для развития въездного  туризма в нашу страну могут в  основном представлять следующие виды туризма: культурно-познавательный, деловой, а также специализированный туризм (круизный, событийный, экологический, сельский, охота и рыбалка, активный, в том числе в перспективе  горнолыжный, экстремальный (приключенческий), этнический, учебный, научный и др.).

     Для внутреннего рынка особенно важно  развивать пляжный и оздоровительный  туризм.

     Пляжный туризм является одним из самых популярных видов отдыха у россиян: 38% российских туристов предпочитают отдыхать у воды. Это направление активно развивается  на Черном и Балтийском морях. Большие  перспективы развития пляжного отдыха есть у курортов Азовского и Каспийского  морей, однако отсутствие гостиничной  и иной туристской инфраструктуры на Каспийском море и устаревшая инфраструктура на Азовском море являются сдерживающими  факторами для успешного туристского  развития этих территорий. При соответствующем  развитии инфраструктуры этот вид туризма  мог бы получить широкое распространение  в Приморском крае.

     Яхтенный  туризм в России в целом только начинает развиваться, и количество туристов составляет не более 0,5% от внутреннего  туристского потока, наибольшую популярность он имеет в Ленинградской области и Карелии, хотя мог бы получить развитие во всех названных приморских регионах.

     Для России с ее недостаточно развитой туристской инфраструктурой и огромным невостребованным туристским потенциалом  развитие специализированного туризма  как нового альтернативного направления  представляет наибольший интерес с  точки зрения привлечения искушенного  иностранного потребителя и диверсификации внутреннего туристского предложения.

     Выявленные  приоритетные виды туризма и перспективные  туристские регионы определяют соответствующие  им приоритеты в развитии туристской инфраструктуры.

     По  уровню туристского предложения, учитывающего неравномерность распределения  туристских ресурсов на территории страны, а также различный уровень  развития туристской инфраструктуры и  кадрового потенциала, районы страны могут быть распределены следующим  образом:

  • регионы с высоким уровнем развития туристского продукта – Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, район Кавказских Минеральных вод, Краснодарский край, Калининградская область, регионы Золотого Кольца;
  • регионы со средним уровнем развития туристского продукта – Северо-Западный регион, Тверская область, Центральная Россия, Татарстан, Поволжье, такие республики Северного Кавказа, как Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария, Ростовская область, Иркутская область, Приморский край, Камчатка, Мурманская область, Ханты-Мансийский автономный округ;
  • регионы с недостаточным уровнем развития туристского продукта, но обладающие значительным потенциалом для перспективного развития: прибрежные территории Каспийского и Азовского морей, районы Крайнего Севера (Арктика, Земля Франца-Иосифа), Дальневосточный регион (Курилы, Командорские острова, Якутия, Хабаровский край, Чукотка, Магаданская область), Западная Сибирь (Алтай, Красноярский край и др.), Тува (п. Кунгуртуг, озеро Тере-Холь, крепость Пор-Бажын), Бурятия, Урал. В перечисленных районах качественный туристский продукт только начинает появляться.

     Одной из актуальных проблем является проблема транспортной составляющей в обеспечении  дальнейшего развития туризма в  России. Это относится к авиационному, железнодорожному, водному и автосообщению, строительству автомобильных дорог.

     Недостаточно  высокий уровень организации  воздушного транспорта внутри страны по сравнению с международными перевозками  является одним из основных факторов, ограничивающих дальнейшее развитие туристских комплексов в регионах страны. Услуги аэропортов по обслуживанию воздушных  судов, пассажиров и грузов регулируются государством как услуги естественных монополий, что ограничивает конкуренцию  на внутреннюю авиаперевозку и не позволяет снизить цены на наземное обслуживание. Конкуренция на основных направлениях между авиаперевозчиками  будет способствовать снижению цен  и соответствующему увеличению туристского  потока. В отличие от многих зарубежных стран в России практически отсутствуют  низкобюджетные перевозчики с современным  авиапарком. Доля авиационных перевозок  в структуре въездного и внутреннего  туристского потока весьма значительна, однако состояние парка авиалайнеров, аэропортов, взлетно-посадочных полос  пока сдерживает развитие туризма в  ряде российских регионов.

     Несмотря  на позитивные сдвиги, произошедшие за последние годы на пассажирском железнодорожном  транспорте (обновление парка железнодорожных  составов, введение скоростных поездов  на ряде направлений, расширение туристского  предложения, связанного с появлением туристских поездов на наиболее популярных культурно-познавательных маршрутах, повышение качества сервиса в целом), остаются нерешенными такие проблемы, как дефицит железнодорожных перевозок в высокий сезон, сложность покупки железнодорожных билетов, отсутствие электронного билета, завышенные цены. В контексте общеевропейской тенденции роста популярности железнодорожных туристских поездок по сравнению с авиационными и в связи с большей экологической безопасностью железнодорожного транспорта по сравнению с воздушным решение упомянутых проблем имеет важнейшее значение для развития туристских поездок внутри страны. Перевозка наибольшего потока туристов в России осуществляется именно железнодорожным транспортом: в 2007 году его услугами воспользовалось около половины от общего числа туристов.

     На  протяжении многих лет большой популярностью  у иностранных и российских туристов пользуются речные круизы. Наиболее востребованным маршрутом являются круизы Москва –  Санкт-Петербург, а также на Валаам, Соловки, Кижи, а также по Волге. Всего  в России на сегодняшний день курсируют 110 теплоходов по более чем тысяче речных маршрутов. В то же время пропускные возможности шлюзового хозяйства  между Москвой и Санкт-Петербургом  практически исчерпали себя и  дальнейшее количественное увеличение пассажирского флота на данном маршруте невозможно. Перспективными регионами  для развития речных круизов являются акватории сибирских рек –  Лены, Енисея и Оби, а также Амура.

     Россия  в последние десятилетия собственного строительства современных круизных судов практически не ведет и  в то же время не закупает круизные суда за рубежом. В связи с этим практически остановлено круизное судоходство по Черному морю, не развивается пассажирское судоходство  на Каспийском и Азовском морях, тормозится развитие речных круизов в Центральной  России, в Сибири и на Дальнем  Востоке. Изношена инфраструктура круизного  туризма – морские и речные вокзалы, причалы и др.

     Туристские  автобусы с современным уровнем  комфорта также не производятся отечественной  промышленностью, несмотря на то, что  около 15% туристов используют именно этот вид транспорта.

     В последние годы начал активно  развиваться горнолыжный туризм, однако для современного оснащения  горнолыжных комплексов необходимы не только гостиницы, но и наличие  инженерной и транспортной инфраструктуры – водо-, энерго- и газоснабжения, развитой дорожной системы, горнолыжных  подъемников и иного оборудования, информационных коммуникаций, качественного  сервиса, экологически безопасной инфраструктуры. Кроме этого, сложен механизм предоставления в аренду земельных участков лесного  фонда для строительства горнолыжных  объектов.

     Учитывая  климатические и ландшафтные  особенности России, горнолыжный, как  и другие зимние виды туризма, имеют  большие перспективы развития.

     Существенной  проблемой являются высокие таможенные пошлины на закупку транспортных средств (туристских автобусов, круизных судов), гостиничного и ресторанного оборудования, оборудования для горнолыжных  комплексов, аквапарков и иной инфраструктуры, не производимого в России.

     Государство оказывает поддержку развитию туристской инфраструктуры в основном в рамках Федеральной целевой программы  «Юг России». Так, за период 2006–2007 гг. в рамках ФЦП «Юг России» в регионах Южного Федерального округа были пущены в эксплуатацию две канатные дороги: на Домбае – Карачаево-Черкесская Республика и на Эльбрусе – Кабардино-Балкарская Республика. Введена в строй первая очередь подъездных дорог на горнолыжный курорт Лаго-Наки – Республика Адыгея.

     Пуск  в 2007 году в эксплуатацию перечисленных  объектов позволил увеличить поток  туристов на Домбай с 70 до 90 тыс. человек  и привлечь на строительство 51 малого гостиничного комплекса свыше 500 млн. рублей частных инвестиций. В курортных регионах Кавказских Минеральных Вод и города Анапы в результате решения программных мероприятий мощность водоснабжения и сооружений водоотводящих систем возросла на 40%, что позволит увеличить возможность приема отдыхающих на 500 тыс. человек.

Информация о работе Продвижение туристского продукта