Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 17:54, курсовая работа
Туристский продукт – совокупность вещественных и невещественных потребительских стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, возникших в период его путешествия.
Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет туристский продукт как комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену по договору о реализации туристского продукта.
Туристский продукт несет в себе следующие основные потребительские свойства:
Москва
и Санкт-Петербург, являясь до сих
пор основными транспортными
воротами для въезда иностранных
туристов, принимают на себя до 75% международных
прибытий, число которых в последние
2 года сокращается из-за резкого
роста цен в названных городах.
Сокращение въездного туристского
потока в нашу страну начало происходить
с 2008 года. В 2009 году число прибытий
иностранных туристов с целью
туризма уменьшилось на 8%. Это
объясняется, прежде всего, возросшими
за последние два года ценами на
услуги в стране, а также резким
ростом цен на гостиницы в Москве
из-за уменьшения числа отелей туристского
класса в центре города. Именно нехватка
мест в гостиницах туристского класса
негативно влияет на развитие въездного
и внутреннего туризма. Это существенно
удорожает пакет услуг, предлагаемый
туристам при их путешествии в
Россию. В 2010 году ситуация немного
улучшилась и, по сравнению с 2009 годом,
количество въехавших иностранцев
с целью туризма выросло на
2–3%. В планах Правительства Москвы
намечено построить 353 новых гостиницы
до 2011 года. Однако, учитывая укрепление
рубля и сложившуюся в столице
ситуацию, при которой средняя
цена за номер в гостиницах Москвы
существенно выше стоимости номера
аналогичной категории в
К наиболее значимым проблемам, требующим пристального внимания и серьезного подхода к их решению, относятся недостаточное развитие туристской инфраструктуры и отсутствие, за редким исключением, практики создания субъектами Российской Федерации благоприятных условий для инвестиций при строительстве средств размещения и иных объектов туристского использования.
В
настоящее время в нашей стране
значительная часть материальной базы
туризма нуждается в
Вместе
с тем предложения по развитию
туристской инфраструктуры не могут
ограничиваться только созданием нового
и реконструкцией существующего
гостиничного фонда. Следует отметить
важность комплексного развития туристской
инфраструктуры, включающей в себя
не только широкомасштабное строительство
новых средств размещения, но и
сопутствующую инфраструктуру. Размещение
вновь возводимых туристских комплексов
должно учитывать как параметры
туристского спроса по видам туризма,
так и характер туристского предложения
– наличие туристских ресурсов,
условий для кадрового
Главными
препятствиями для привлечения
инвестиций являются отсутствие готовых
инвестиционных площадок, необходимые
бизнес-структуры, наличие местных
административных барьеров и невыгодные
условия аренды земли. Так, оформление
земельного участка под гостиницу
часто требует огромного числа
согласований и затягивается на два-три
года. Неурегулированными остаются вопросы
использования рентных доходов
в личных целях (сдача жилья в
наем под гостиничное использование)
В настоящее время наиболее перспективными видами туризма на мировом туристском рынке, растущими опережающими темпами, являются:
– культурно-
– активные виды туризма, такие как спортивный и приключенческий, приобретающие все более широкую популярность в мире;
– специализированный туризм, подразумевающий такие его разновидности как экологический, научный, учебный, событийный, лечебно-оздоровительный и др.;
– круизный – морские и речные круизы, в которых в 2006 году участвовало более 12 млн. туристов;
– деловой туризм, охватывающий так называемую индустрию MICE (деловые встречи, событийные мероприятия, конференции, инсентив-поездки).
С учетом характера российских туристских ресурсов, состояния туристской инфраструктуры и готовности туристского продукта особый интерес для развития въездного туризма в нашу страну могут в основном представлять следующие виды туризма: культурно-познавательный, деловой, а также специализированный туризм (круизный, событийный, экологический, сельский, охота и рыбалка, активный, в том числе в перспективе горнолыжный, экстремальный (приключенческий), этнический, учебный, научный и др.).
Для
внутреннего рынка особенно важно
развивать пляжный и
Пляжный
туризм является одним из самых популярных
видов отдыха у россиян: 38% российских
туристов предпочитают отдыхать у воды.
Это направление активно
Яхтенный туризм в России в целом только начинает развиваться, и количество туристов составляет не более 0,5% от внутреннего туристского потока, наибольшую популярность он имеет в Ленинградской области и Карелии, хотя мог бы получить развитие во всех названных приморских регионах.
Для
России с ее недостаточно развитой
туристской инфраструктурой и огромным
невостребованным туристским потенциалом
развитие специализированного туризма
как нового альтернативного направления
представляет наибольший интерес с
точки зрения привлечения искушенного
иностранного потребителя и диверсификации
внутреннего туристского
Выявленные приоритетные виды туризма и перспективные туристские регионы определяют соответствующие им приоритеты в развитии туристской инфраструктуры.
По уровню туристского предложения, учитывающего неравномерность распределения туристских ресурсов на территории страны, а также различный уровень развития туристской инфраструктуры и кадрового потенциала, районы страны могут быть распределены следующим образом:
Одной
из актуальных проблем является проблема
транспортной составляющей в обеспечении
дальнейшего развития туризма в
России. Это относится к авиационному,
железнодорожному, водному и автосообщению,
строительству автомобильных
Недостаточно
высокий уровень организации
воздушного транспорта внутри страны
по сравнению с международными перевозками
является одним из основных факторов,
ограничивающих дальнейшее развитие туристских
комплексов в регионах страны. Услуги
аэропортов по обслуживанию воздушных
судов, пассажиров и грузов регулируются
государством как услуги естественных
монополий, что ограничивает конкуренцию
на внутреннюю авиаперевозку и не
позволяет снизить цены на наземное
обслуживание. Конкуренция на основных
направлениях между авиаперевозчиками
будет способствовать снижению цен
и соответствующему увеличению туристского
потока. В отличие от многих зарубежных
стран в России практически отсутствуют
низкобюджетные перевозчики с современным
авиапарком. Доля авиационных перевозок
в структуре въездного и
Несмотря на позитивные сдвиги, произошедшие за последние годы на пассажирском железнодорожном транспорте (обновление парка железнодорожных составов, введение скоростных поездов на ряде направлений, расширение туристского предложения, связанного с появлением туристских поездов на наиболее популярных культурно-познавательных маршрутах, повышение качества сервиса в целом), остаются нерешенными такие проблемы, как дефицит железнодорожных перевозок в высокий сезон, сложность покупки железнодорожных билетов, отсутствие электронного билета, завышенные цены. В контексте общеевропейской тенденции роста популярности железнодорожных туристских поездок по сравнению с авиационными и в связи с большей экологической безопасностью железнодорожного транспорта по сравнению с воздушным решение упомянутых проблем имеет важнейшее значение для развития туристских поездок внутри страны. Перевозка наибольшего потока туристов в России осуществляется именно железнодорожным транспортом: в 2007 году его услугами воспользовалось около половины от общего числа туристов.
На
протяжении многих лет большой популярностью
у иностранных и российских туристов
пользуются речные круизы. Наиболее востребованным
маршрутом являются круизы Москва –
Санкт-Петербург, а также на Валаам,
Соловки, Кижи, а также по Волге. Всего
в России на сегодняшний день курсируют
110 теплоходов по более чем тысяче
речных маршрутов. В то же время пропускные
возможности шлюзового
Россия
в последние десятилетия
Туристские автобусы с современным уровнем комфорта также не производятся отечественной промышленностью, несмотря на то, что около 15% туристов используют именно этот вид транспорта.
В
последние годы начал активно
развиваться горнолыжный
Учитывая климатические и ландшафтные особенности России, горнолыжный, как и другие зимние виды туризма, имеют большие перспективы развития.
Существенной проблемой являются высокие таможенные пошлины на закупку транспортных средств (туристских автобусов, круизных судов), гостиничного и ресторанного оборудования, оборудования для горнолыжных комплексов, аквапарков и иной инфраструктуры, не производимого в России.
Государство оказывает поддержку развитию туристской инфраструктуры в основном в рамках Федеральной целевой программы «Юг России». Так, за период 2006–2007 гг. в рамках ФЦП «Юг России» в регионах Южного Федерального округа были пущены в эксплуатацию две канатные дороги: на Домбае – Карачаево-Черкесская Республика и на Эльбрусе – Кабардино-Балкарская Республика. Введена в строй первая очередь подъездных дорог на горнолыжный курорт Лаго-Наки – Республика Адыгея.
Пуск в 2007 году в эксплуатацию перечисленных объектов позволил увеличить поток туристов на Домбай с 70 до 90 тыс. человек и привлечь на строительство 51 малого гостиничного комплекса свыше 500 млн. рублей частных инвестиций. В курортных регионах Кавказских Минеральных Вод и города Анапы в результате решения программных мероприятий мощность водоснабжения и сооружений водоотводящих систем возросла на 40%, что позволит увеличить возможность приема отдыхающих на 500 тыс. человек.