Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 19:04, доклад
Под прогнозированием спроса на продукцию туриндустрии понимается определение различных вариантов предполагаемого объема спроса; оно может осуществляться не только в целом, но и по отдельным группам товаров и услуг, например на туристскую продукцию. Такая товарно-групповая структура спроса определяется из соотношения расходов населения на приобретение товаров и услуг данной группы в пределах общего объема платежеспособного спроса населения.
19.04.2012____________________
Прогнозирование спроса на продукцию туриндустрии
Под прогнозированием
спроса на продукцию туриндустрии понимается
определение различных
Прогнозирование спроса на продукцию туризма может осуществляться как на макроуровне, так и на микроуровне. При этом решаются различные задачи. Исследование и прогнозирование спроса на макроуровне нацелено на определение направлений развития туризма страны в целом и отдельных ее регионов (выявление спроса на отдельные туристские продукты, определение новых туристских направлений, территорий, выявление предпочтений, связанных с видами отдыха, средствами размещения и доставки, развлечениями и пр.). Результаты исследования потребительского спроса на уровне предприятия необходимы для осуществления текущего планирования и оперативного управления предприятием и его структурными подразделениями.
Специфической чертой
прогнозирования является то, что
расчеты носят многовариантный
характер и из этого множества
решений необходимо выбрать наилучший
(оптимальный) вариант. На качество результата
прогноза будут оказывать влияние
как достоверность информации, так
и методы ее обработки. Чем больше
и качественнее объем информации
(репрезентативность) и чем совершеннее
математические методы расчетов, тем
правильнее будет прогноз. Но такое
исследование потребует больших
затрат как времени, так и средств,
поэтому перед исследователями
всегда стоит дилемма: соизмерение
затрат и результатов. Если в результате
прогноза необходимо определить общие
тенденции поведения спроса, направления
его развития, то можно применить
более простые методы прогнозирования.
Это же может иметь место и
тогда, когда исследователь не обладает
достаточными знаниями в области
математики. Если же надо получить более
точные результаты, то следует применять
и самые современные
Прогнозирование может быть:
• краткосрочным (месяц, квартал, год, в туризме - сезон) - для оперативного управления;
• среднесрочным (от года до трех лет) - для обоснования перспектив развития;
• долгосрочным (свыше трех лет) - для определения тенденций развития индустрии, выявления важнейших пропорций и соотношений в структуре спроса, определения стратегии развития и т.п.
Среди методов, выбор которых определяется разными задачами прогнозирования, можно выделить: структурный метод прогнозирования спроса, метод экспертных оценок, метод прогнозирования на основе коэффициента эластичности спроса, экономико-математическое моделирование и пр.
Структурный метод прогнозирования спроса.
Этот метод основывается на данных выборочных обследований бюджетов семей в разрезе отдельных социальных групп населения. Осуществляется группировка семей по размерам годового дохода на одного члена семьи, соответственно определяется величина денежных расходов на приобретение товаров и услуг как в целом, так и по отдельным составляющим, например затраты на туризм, и составляется структурная модель спроса.
Структурная модель представляется в виде таблицы, в которой данные могут быть как в абсолютных величинах, так и в относительных (в процентах).
Достоинством структурного метода прогнозирования является его простота. Он не требует от исследователя глубоких математических знаний, но требует больших затрат времени и средств на проведение социологических исследований.
Основным недостатком структурного метода прогнозирования является то, что при проведении выборочных бюджетных исследований результат может не соответсвовать реальному спросу всего населения, поскольку он не охватывает все социальные группы населения.
Метод экспертных оценок.
Данный метод
используется при прогнозировании
спроса на краткосрочный период. Суть
метода заключается в привлечении
экспертов-практиков, работающих в
данной отрасли, хорошо знающих особенности
функционирования туристского рынка,
владеющих необходимой
Метод прогнозирования на основе коэффициента эластичности.
Спрос на продукцию туриндустрии может зависеть от различных факторов. В частности, можно отметить такие факторы, как доходы населения, общий уровень цен и т.п. Зависимость спроса от данных факторов можно выявить на основе изучения эластичности спроса.
Под эластичностью спроса понимается способность изменения спроса под воздействием влияния соответствующих факторов. Ее можно рассчитать количественно в виде коэффициента эластичности, который рассчитывается как отношение изменения спроса на продукцию туриндустрии к изменению соответствующего фактора. Коэффициент показывает, на сколько процентов изменится спрос на продукцию туриндустрии при изменении этого (определяющего) фактора на 1 %.
Зная коэффициент эластичности, можно рассчитать темп прироста среднедушевого объема спроса на продукцию туриндустрии в планируемом периоде.
Применение экономико-
При прогнозировании спроса на продукцию туриндустрии экономико-математическое моделирование можно применить по следующим направлениям:
• прогнозирование
путем экстраполяции
• прогнозирование на основе многофакторных экономико-математических
моделей.
Они отличаются методикой
расчета и применяемым
аппаратом.
Информация о работе Прогнозирование спроса на продукцию туриндустрии