Разработка экскурсии к празднику «1150- летие со дня зарождения славянской письменности»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

Активный интерес к святым местам христианства на Новгородской земле проявился в связи с 2000-летием Рождества Христова. По возрастному составу среди прибывающих туристов преобладают лица старшего возраста. За последние 5 лет поток прибывающих иностранных туристов практически не изменился.
Туристские фирмы области предлагают программы туров продолжительностью пребывания от 1—7 дней, с объектами показа не только в Новгороде, но и в других городах области. Накопленный многолетний опыт по приему и обслуживанию иностранных граждан, русское гостеприимство, профессионализм кадров позволяют предложить гостям весь спектр туристских услуг.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ ЭКСКУРСИОННОГО ТУРИЗМА 7
1.1 Сущность экскурсионного туризма 7
1.2 Техника ведения экскурсий 9
1.3 Экскурсионный туризм в России и его особенности 13
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………..17
2.1. Анализ культурно-исторического потенциала и инфраструктуры, как факторов, определяющих развитие экскурсионного туризма 17
2.2. Современное состояние экскурсионного туризма в Великом Новгороде 21
2.3 Проблемы и перспективы развития экскурсионного туризма в Великом Новгороде. 24
2.4 Разработка экскурсии к празднику «1150- летие со дня зарождения славянской письменности» 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТИРАТУРЫ 36

Файлы: 1 файл

целиком.docx

— 61.16 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ ЭКСКУРСИОННОГО ТУРИЗМА 7

1.1 Сущность экскурсионного туризма 7

1.2 Техника ведения экскурсий 9

1.3 Экскурсионный туризм в России и его особенности 13

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………..17

2.1. Анализ культурно-исторического потенциала и инфраструктуры, как факторов, определяющих развитие экскурсионного туризма 17

2.2. Современное состояние экскурсионного туризма в Великом Новгороде 21

2.3 Проблемы и перспективы развития экскурсионного туризма в Великом Новгороде. 24

2.4 Разработка экскурсии к празднику «1150- летие со дня зарождения славянской письменности» 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34

СПИСОК ЛИТИРАТУРЫ 36

Приложения 39

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

    Экскурсия это сердцевина туризма. Одной из важных составляющих "туристического продукта" является экскурсионная программа. От того, насколько грамотно она составлена и на каком уровне проводятся экскурсии, зависит впечатление от страны, в которую мы приезжаем. К экскурсиям предъявляются определенные требования. Главное требование к любой экскурсии - ее должен проводить высококвалифицированный гид, имеющий лицензию, выданную туристическими властями страны. В последнее время становится все более популярным индивидуальный туризм. Туристы могут заказать индивидуальные экскурсии. Программа для таких экскурсий составляется под заказ клиента, предполагается предоставление машины представительского класса с водителем и сопровождение русскоговорящего гида. Существует мнение, что экскурсии - это маленькие диссертации. Действительно, экскурсия может являться научной работой. В ней присутствует научное исследование. Выполнив его, автор защищает его перед аудиторией экскурсантов, своего рода ученым советом. И аудитория дает оценку экскурсии - диссертации, достоин ли автор признания, то есть присуждения ему своеобразной ученой степени. Так, из признания аудиторией успешных экскурсий создается общепризнанное значение и влияние экскурсовода, другими словами его авторитет. Указанный авторитет способен быть для экскурсовода прочной связью с экскурсантами.

Уникальная  культурно-историческая целостность  Новгородской области, вобравшая в  себя выдающиеся культурные ценности: памятники архитектуры, народную культуру и традиции, музыкальное и художественное искусство, историческую и этническую среду, природное окружение. Все  это требует более интенсивного включения их во всероссийский и  международные обмены.

Концепция сохранения и развития культуры области  предусматривает создание культурного  пространства Великого Новгорода и  области, включающее наследие и современную  культуру, а на его базе конкурентно-способного туристского комплекса, что окажет стимулирующее воздействие на экономику.

В краткосрочной перспективе необходимо завершить работы по разработке техническо-экономических  обоснований и проектных предложений  по созданию комплекса туристских предприятий  в Новгороде, Валдае и Старой Руссе. Требует более интенсивного  целенаправленного внедрения имеющаяся в области «Комплексная схема развития туризма в Новгороде и области». В ней необходимо уточнить  оценку туристских ресурсов, определить туристские маршруты, предусмотреть создание охранных зон, развитие материальной базы и сервисного обслуживания. К сожалению, финансово-экономическое состояние в области не позволило полностью воплотить в жизнь эти программные разработки. Несмотря на это, очевидно, что интерес к посещению Великого Новгорода у отечественных и иностранных туристов, деловых кругов остается очень большим.

Великий Новгород стал популярным туристским, пока еще не достаточно хорошо посещаемым центром общения людей разных стран. Многое уже сделано Великий  Новгород способствует развитию открытого  сообщества. Именно здесь постоянно  проводятся международные научные  симпозиумы, конференции, деловые встречи  по различным отраслям экономики, социальной сферы, образования и науки. Ежегодно в Новгород приезжают свыше 30 тысяч  иностранных туристов из 60 стран  мира и не менее 200 тысяч российских туристов. Однако, эти цифры могут  быть на порядок выше, в том числе  при должном развитии поломнического туризма.

Активный  интерес к святым местам христианства на Новгородской земле проявился  в связи с 2000-летием Рождества  Христова. По возрастному составу  среди прибывающих туристов преобладают  лица старшего возраста. За последние 5 лет поток прибывающих иностранных  туристов практически не изменился.

Туристские  фирмы области предлагают программы  туров продолжительностью пребывания от 1—7 дней, с объектами показа не только в Новгороде, но и в других городах области. Накопленный многолетний  опыт по приему и обслуживанию иностранных  граждан, русское гостеприимство, профессионализм  кадров позволяют предложить гостям весь спектр туристских услуг.

  

 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ ЭКСКУРСИОННОГО ТУРИЗМА

 

    1. Сущность  экскурсионного туризма

Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это  слово проникло в XIX в. и первоначально  означало «выбегание, военный набег», затем - «вылазка, поездка». Позднее  произошло видоизменение этого  слова по типу имен на «ия» (экскурс + ия).

Экскурсия - методически продуманный  показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в  основе которого лежит анализ находящихся  перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними.

Экскурсия представляет собой наглядный  процесс познания человеком окружающего  мира, построенный на заранее подобранных  объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в  помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т. д.

При рассмотрении понятия «сущность  экскурсии» необходимо иметь в виду обусловленность экскурсионного процесса объективными требованиями. Каждая экскурсия  представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными  закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др.). Впервые о закономерности экскурсий было сказано на научной  конференции, проведенной в 1978г.

В ходе экскурсионного процесса экскурсовод  помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных  объектов (четвертая задача). В решении  последней задачи большое место  занимает формирование умения видеть.

Умение видеть, как эстетическое восприятие сводится к умению воспринимать архитектурные массы, краски, линии  всякого рода, группировки масс, красок, линий и их комплексы в  условиях перспективы, света, воздуха, угла зрения.

Умение видеть, как историческое восприятие заключается в следующем: во-первых, надо уметь найти в  экскурсионном объекте типичные черты и особенности историко-культурного характера; во-вторых, надо уметь определить наслоения в экскурсионном объекте, сделанные временем, и его эволюцию; в-третьих, надо уметь найти исторические факты в монументальных и музейно-исторических памятниках - задача, всегда требующая больших знаний и навыков.

Материал экскурсии, профессиональное мастерство экскурсовода в его изложении  дают возможность экскурсантам анализировать, делать необходимые выводы. Эти умения в ходе показа и рассказа экскурсантам прививает экскурсовод. При этом в качестве активных помощников экскурсовода выступают авторы экскурсии.

Одна из задач экскурсии - выработать у экскурсантов отношение к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к  материалу экскурсии и дать ей свою оценку.

Дать оценку - значит составить  представление о ком-либо, чем-либо, определить значение, характер, роль кого-нибудь или чего-нибудь, признать чьи-то достоинства, положительные качества.

Оценка экскурсии - это выводы экскурсанта, к которым его подводит экскурсовод.

Отношение к экскурсии нужно  понимать как: определенный взгляд экскурсанта  на исторический период, которому посвящена  экскурсия; восприятие каких-либо действий; понимание конкретной ситуации, в  которой находился писатель, скульптор (художник), создавая свое произведение.

В этом процессе большую роль играют материал экскурсии, подача его экскурсоводом, «угол зрения» на событие и  оценка его экскурсоводом, а также  убежденность экскурсовода в своей  правоте. Главное в этом процессе - проблема понимания. Большинство экскурсантов воспринимают точку зрения экскурсовода, которая становится основой понимания  материала и выработки отношения  к предмету показа и рассказа.

В краткой форме сущность экскурсии  можно определить так: экскурсия  сумма знаний, в специфической  форме сообщаемых группе людей, и  определенная система действий по их передаче.

В настоящее время экскурсия  выступает как нечто законченное, целостное, имеющее свои специфические  функции и признаки, своеобразную индивидуальную методику. В значительной степени она обогатилась по содержанию, формам проведения и методике преподнесения  материала и характеризуется  как неотъемлемая часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы.

 

 

    1. Техника ведения экскурсий

 

Эффективность любой экскурсии  определяется не только выбором объектов показа, разработкой маршрута, знаниями экскурсовода, но и хорошим владением  им техникой ведения экскурсии. От этого  зависит обеспечение четкого  порядка на ней, создание условий  для восприятия материала экскурсии. Техника ведения экскурсии является составной частью профессионального  мастерства экскурсовода, практическим проявлением его качеств как  руководителя экскурсионной группы.

К технике ведения экскурсии  причисляют следующее: знакомство экскурсовода с группой, выход экскурсантов из автобуса, движение от автобуса к объекту, расстановка группы у объекта, возвращение  в автобус, соблюдение плана экскурсии  в соответствии с технологической  схемой, ответы на вопросы экскурсантов, использование индивидуального  текста в ходе экскурсии, экспонатов из «портфеля экскурсовода» и  звукозаписей, работа с микрофоном.

Знакомство экскурсовода с группой. Экскурсовод, подойдя к группе или  войдя в автобус, должен прежде всего  познакомиться с группой. С этой целью он приветствует присутствующих, представляется группе, называя свою фамилию, имя, отчество, туристскую фирму, которая организует экскурсию, знакомит экскурсантов с водителем автобуса.

Затем он называет тему экскурсии, перечисляет  несколько наиболее выдающихся памятников и знаменательных мест, чтобы заинтересовать маршрутом экскурсантов, кратко характеризует  маршрут, его продолжительность, место  и время начала и окончания  маршрута.

Завершая вступление, экскурсовод  излагает правила поведения участников экскурсии: не вставать и не ходить по автобусу во время движения, не отлучаться на остановках, не предупредив экскурсовода, при посадке занимать только свое место, не курить в автобусе, не отвлекать  водителя во время его работы вопросами. Важно, чтобы с самого начала экскурсовод  подчинил свои действия установившимся в экскурсионной практике правилам общения с группой.

Место экскурсовода в автобусе. Вступление экскурсовод произносит, стоя в передней части салона лицом к экскурсантам до начала движения автобуса. Затем  он занимает свое рабочее место в  первом ряду справа по ходу и рассказывает, что видят экскурсанты в правые и левые окна. Существующими правилами  не предусмотрено, чтобы экскурсовод  вел свой рассказ обязательно  лицом к экскурсантам.

Выход из автобуса и передвижение экскурсантов. На остановках, где предусмотрен выход группы для наблюдения объекта, экскурсовод должен выйти первым и, отойдя на некоторое расстояние от автобуса, ожидать всю группу. Передвижение экскурсантов от автобуса к объекту, а также между объектами и  от объекта к автобусу осуществляется компактно. Место экскурсовода во главе  группы. Экскурсовод должен внимательно  следить за движением и не допускать, чтобы группа растягивалась. Расстояние между головной частью группы и теми, кто идет последними, не должно превышать  восьми-десяти метров.

Классификация экскурсионных  объектов

 

. По содержанию на:

а) одноплановые (растение, животное, произведение живописи и т. д.);

б) многоплановые (произведения архитектуры, являющиеся одновременно историческим памятником, и т. д.).

. По функциональному значению  на: основные, дополнительные, демонстрируемые  и комментируемые и т. д.

. По степени сохранности.

Наряду с сохранившимися в первоначальном виде зданиями и  сооружениями объектами экскурсии  могут служить перестроенные  и реконструированные произведения архитектуры, а также места, на которых  располагались исчезнувшие памятники, точнее современная им градостроительная  среда.

Отбор экскурсионных объектов производится на основе определения  значения данного объекта для  раскрытия экскурсионной темы. При  этом учитывается сила зрительного  воздействия на экскурсантов, взаиморасположение и удаленность объектов, наличие  удобных подъездов. Желательно, чтобы  объекты одной экскурсии не дублировались  в другой. Однако для многоплановых  объектов, значение которых для города особенно велико, можно сделать исключение (включение одного и того же объекта  в обзорную и тематическую экскурсии). Число объектов в экскурсии зависит  от ее цели и темы.

Многоплановая (обзорная) экскурсия  строится на большом числе экскурсионных  объектов. При этом, естественно, о  большинстве объектов даются лишь справки. В тематических экскурсиях их число  значительно меньше и составляет 8-10. Практика показывает, что увеличение числа объектов экскурсии приводит к поверхностному освещению темы и утомляет экскурсантов.

Составление маршрута экскурсии

Информация о работе Разработка экскурсии к празднику «1150- летие со дня зарождения славянской письменности»