Разработка экскурсии к празднику «1150- летие со дня зарождения славянской письменности»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

Активный интерес к святым местам христианства на Новгородской земле проявился в связи с 2000-летием Рождества Христова. По возрастному составу среди прибывающих туристов преобладают лица старшего возраста. За последние 5 лет поток прибывающих иностранных туристов практически не изменился.
Туристские фирмы области предлагают программы туров продолжительностью пребывания от 1—7 дней, с объектами показа не только в Новгороде, но и в других городах области. Накопленный многолетний опыт по приему и обслуживанию иностранных граждан, русское гостеприимство, профессионализм кадров позволяют предложить гостям весь спектр туристских услуг.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ ЭКСКУРСИОННОГО ТУРИЗМА 7
1.1 Сущность экскурсионного туризма 7
1.2 Техника ведения экскурсий 9
1.3 Экскурсионный туризм в России и его особенности 13
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………..17
2.1. Анализ культурно-исторического потенциала и инфраструктуры, как факторов, определяющих развитие экскурсионного туризма 17
2.2. Современное состояние экскурсионного туризма в Великом Новгороде 21
2.3 Проблемы и перспективы развития экскурсионного туризма в Великом Новгороде. 24
2.4 Разработка экскурсии к празднику «1150- летие со дня зарождения славянской письменности» 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТИРАТУРЫ 36

Файлы: 1 файл

целиком.docx

— 61.16 Кб (Скачать файл)

Важным этапом разработки экскурсии является составление  маршрута. Он завершает работу по выявлению  объектов.

Маршрут строится по следующим  принципам: хронологический, тематический и комплексный (хронолого-тематический).

Маршрут экскурсии составляется в соответствии с ее общей композицией, которая обеспечивает целостность  и логическую последовательность изложения  материала. При группировке объектов, связанных с определенными подтемами  экскурсии, учитывается также их удаленность, удобство подъезда и т. д.

Экскурсионный маршрут по городу должен быть компактным. При  этом максимальный переезд от объекта  к объекту по городу обычно не превышает 15-20 минут. При этом желательно чередование  длинных и коротких интервалов.

Важным требованием к  маршруту экскурсии является отсутствие повторных проездов по одной и  той же магистрали или площади. Подобный проезд допускается лишь в виде исключения.

При составлении маршрута учитывается также эстетическая ценность застройки и ландшафта, расположенных по пути движения.

Объезд или обход маршрута экскурсии

Объезд или обход маршрута проводится в целях ознакомления с трассой движения, изучения и  уточнения экскурсионных объектов, определения места остановок, подъездов  к ним, выбора точек экскурсионного показа, хронометрирования времени  переезда (перехода) от одного экскурсионного объекта к другому, для расчета  времени проведения экскурсии.

Объезд производится с  участием всех членов творческой группы, методиста, а также консультанта-краеведа.

Составление текста экскурсии

Объезд маршрута дает возможность  завершить работу над текстом  экскурсии, который должен максимально  отражать реальную экскурсию.

Работа над текстом  позволяет экскурсоводу тщательно  обдумать материал для рассказа, отобрать самое главное, наметить логический ход изложения материала, более  точно обобщить его, сформулировать выводы и логические переходы от одной  подтемы или объекта к другим.

Естественно, что текст, созданный  творческой группой, будет отличаться от содержания экскурсии любого экскурсовода. Поэтому необходимо, чтобы каждый экскурсовод, готовящийся к данной теме, писал свой индивидуальный текст, закрепляя в нем свое раскрытие  темы, творческие находки.

Обычный объем текста для  автобусной экскурсии, рассчитанной на 3 часа, - 40-50 страниц и 25-30 страниц - для  пешеходной.

Текст предваряет титульный  лист с указанием названия краевого, областного (городского) совета по туризму  и экскурсиям, экскурсионного учреждения, наименования темы, фамилий авторов  и даты утверждения.

Текст должен включать введение и заключение, содержать характеристику объектов и конкретный материал, раскрываемый экскурсоводом.

Один из авторов является ответственным за текст. В его  обязанности входит систематическое  внесение дополнений и изменений  в текст.

Одновременно с составлением текста экскурсии авторы подготавливают краткую аннотацию.

Построение экскурсии

Текст, как и методическая разработка, должен отражать содержание экскурсии. Ее восприятие как единого  целого достигается логикой построения. В основе экскурсии должен лежать логический план, который соответствует  общей композиции экскурсии.

Каждая экскурсия состоит  из трех главных частей: вступления, основной части и заключения.

Вступление

Вступление и заключение отличаются от основной части тем, что  они, как правило, не связаны с  экскурсионным объектом. Это сближает вступление с началом лекции, задача которого - установить контакт с  аудиторией, привлечь ее внимание к  теме.

Однако вступление в экскурсии  имеет свою специфику. Вначале экскурсовод  сообщает свою фамилию, имя, отчество, называет организацию, в которой  он работает, а также фамилию, имя, отчество шофера (если экскурсия автобусная), капитана (в теплоходной экскурсии). Затем он сообщает тему экскурсии, маршрут, время и место ее окончания.

Во вступлении экскурсовод  раскрывает содержание темы экскурсии  и освещает главные проблемы, которые  конкретизируются в ходе экскурсии  на показе объектов.

Вступление должно быть ярким  и лаконичным по форме и актуальным по содержанию.

Экскурсовод должен стремиться к тому, чтобы сразу привлечь внимание экскурсантов. Следует помнить, что  начало экскурсии - ответственный момент, когда у экскурсантов складывается первое впечатление об экскурсоводе.

Основная часть

Основная часть - собственно экскурсия - строится на сочетании показа с рассказом. Ее содержание состоит  из отдельных подтем, которые раскрываются на объектах и объединены главной  темой. Эта тема обуславливает направленность экскурсии, соотношение частей, объем  и "поворот" конкретного материала, связанного с объектами, и сам  принцип изложения.

Только руководствуясь этой темой, проверяя ею все элементы, можно  добиться строгой логической композиции экскурсии, в чем особенно ярко проявляется  мастерство проведения экскурсии.

В ходе ее применяются разнообразные  методические приемы. Освещение каждой экскурсионной подтемы в экскурсии  целесообразно завершать обобщением материала - выводом. Например, рассказ  о выступлении В.И. Ленина против народника В. Воронцова на остановке  по проспекту Калинина в экскурсии "По ленинским местам Москвы" завершается  выводом о значении идейного разгрома народничества.

Заключение

В заключении экскурсовод  подводит итоги экскурсии, делает общие  выводы по теме и отвечает на вопросы  экскурсантов. Заключение закрепляет смысл и значение увиденного и  услышанного экскурсантами на экскурсии, еще раз поясняет тему. В заключении экскурсовод может рекомендовать  экскурсантам принять участие в  других экскурсиях, которые проводит бюро.

Логические переходы в  экскурсиях

Логика построения экскурсии  определяет не только ее разделение на части (подтемы) применительно к  экскурсионным объектам, но и установление связей между ними. В экскурсии  они осуществляются с помощью  логических переходов.

Логическими переходами в  экскурсии принято называть установление связей между экскурсионными объектами  на основе идейно-познавательного материала  экскурсии.

Логические переходы объединяют рассказ и показ в единое целое, придавая экскурсии цельность и  законченность. Они могут носить, например, характер обобщения, сравнения, дополнения и т. д. Но внутреннее содержание этих переходов должно вытекать из содержания рассказа на объектах.

Переход от одного объекта  к другому в отдельных случаях  может быть осуществлен и без  логического перехода. Однако их отсутствие делает экскурсию фрагментарной. Найденные  однажды логические переходы - активный элемент экскурсии. Совершенствуя  экскурсию, внося изменения в  ее содержание, экскурсовод должен отыскивать и новые, более удачные  органические логические переходы.

Составление "портфеля экскурсовода"

В процессе работы над текстом  отбираются и под руководством методиста - заведующего методическим кабинетом  бюро - изготовляются наглядные пособия  для экскурсии. При этом члены  творческой группы исходят из того, чтобы максимально пополнить  зрительный ряд экскурсии эмоциональным  ярким материалом, который может  помочь экскурсоводу оживить рассказ.

Естественно, что характер наглядных пособий зависит от темы и конкретного содержания экскурсии. Изучение материалов по теме, в том  числе и иллюстративных, позволяет  это сделать наиболее профессионально. Экскурсоводы подбирают материалы  в виде фотографий, схем, карт, репродукций  с произведений изобразительного искусства  и т. д., по литературным источникам, в экспозициях и фондах музеев, на выставках, в, архивах и т. д.

Обычно члены творческой группы составляют список иллюстраций, которые необходимы по теме, с указанием  источников и передают этот список в методический кабинет, который  осуществляет заказ на изготовление фотографий. В "портфель экскурсовода" могут входить также разнообразные  коллекции, например, почв, минералов, насекомых, образцы промышленной продукции, которую изготовляют местные  предприятия, и т. д.

Составление карточек экскурсионных  объектов

По мере сбора сведений об объектах рекомендуется заносить их в специальные карточки, которые  явятся хорошим справочным материалом для экскурсоводов.

Карточку следует заполнять  по следующему образцу:

Карточка экскурсионного объекта

Наименование экскурсионного объекта.

Местонахождение, адрес.

Время возникновения, открытия, сооружения.

Автор (для памятников архитектуры, скульптуры).

Внешние признаки: стиль, характеристика.

Назначение и использование.

Краткая история объекта. Его современная характеристика.

Прогнозируемые изменения.

Литература, использованная при составлении карточки.

Фамилия, имя, отчество составителя, его должность.

Желательно приложить  к карточке фотографию экскурсионного объекта и схему его расположения.

Экскурсоводы могут иметь  личные карточки объектов, куда заносятся  основные сведения об объектах, выписываются цитаты, цифровые данные и т. д.

Составление методической разработки экскурсии

Завершает подготовку экскурсии  составление методической разработки - основного документа экскурсионного учреждения, который при наличии  текста дает право на проведение и  оплату экскурсии по данной теме и  служит руководством для экскурсовода. Она составляется методистами и  экскурсоводами экскурсионного бюро, бюро путешествий и экскурсий  на каждую экскурсионную тему. В  ходе последующего изучения экскурсионной  темы по мере появления новых фактических  и научных данных, накопления опыта  проведения экскурсий по данной теме в методическую разработку вносятся изменения и дополнения.

Методическая разработка определяет тему, цель экскурсии, маршрут  и объекты, ее продолжительность, методические приемы показа и рассказа, а также  время экскурсии, исходя из которого производится оплата труда экскурсовода.

Объем методической разработки зависит от темы и продолжительности  экскурсий. Как правило, он не должен превышать 6-12 страниц машинописного  текста.

В структуру методической разработки экскурсии входят следующие  разделы: описание маршрута экскурсии, расчет времени на остановках и продвижения  от одного объекта к другому, перечень экскурсионных объектов и подтем, составляющих содержание экскурсии, организационные  и методические указания.

Методическую разработку рекомендуется составлять по следующей  схеме:

 

Маршрут экскурсииОстановкиОбъекты  показаПродолжительность экскурсииНаименование  подтем и перечень основных вопросовОрганизационные  указанияМетодические указания

В графе "Методические указания" приводятся рекомендации о том, с  каких точек и в какое время  лучше всего показывать экскурсионные  объекты, каковы должны быть последовательность и характер их анализа, какие методические приемы, способы показа объектов и  изложения материала следует  применять (приемы реконструкции, локализации  событий, сравнения, заданий, литературного  монтажа, передвижение экскурсионной  группы в ходе показа объекта и  т. д.), излагаются различные варианты логических переходов, показа и содержания рассказа в зависимости от характера экскурсионной группы, а также даются советы об использовании наглядных пособий и т. д.

Методическая разработка должна быть правильно оформлена. Ее предваряет титульный лист, на котором  следует указать:

наименование республиканского, краевого, областного, городского или  районного совета по туризму и  экскурсиям;

наименование экскурсионного бюро, бюро путешествий и экскурсий;

наименование темы экскурсии;

вид экскурсии (пешеходная, автобусная, теплоходная, комбинированная  и т. д.);

продолжительность экскурсии (в академических и астрономических  часах);

состав экскурсантов, на которых рассчитана экскурсия;

фамилии составителей методической разработки;

дату утверждения документа.

В случае необходимости методическая разработка может быть обсуждена  на методическом совете бюро. Она утверждается приказом (распоряжением) руководителя экскурсионного учреждения.

Обязательный экземпляр  методической разработки хранится в  методическом кабинете экскурсионного учреждения.

Рецензирование текста и  методической разработки экскурсии

Отредактированные текст  и методическая разработка в необходимых  случаях рецензируются специалистами. Они могут быть переданы на рецензирование в соответствующее научное учреждение или музей. Например, текст многоплановой (обзорной) экскурсии иногда направляется на рецензию местным наиболее известным  краеведам, географам, историкам, преподавателям институтов, писателям или журналистам - авторам книг или статей о местном  крае.

Содержание рецензий на текст  и методическую разработку может  быть различным в зависимости  от темы, конкретных задач экскурсии, состава аудитории, на которую она  рассчитана, но в каждой рецензии должны быть отмечены идейно-политическая направленность материала, его соответствие последним  научным данным, фактические ошибки, логическая последовательность изложения  и, наконец, литературная форма.

Проведение пробной экскурсии  и утверждение экскурсии

Методист поручает проведение пробной экскурсии обычно руководителю творческой группы экскурсоводов, готовивших новую тему, извещая его заранее  об этом (за месяц-два). Обычно назначается  и дублер из числа авторов текста и методической разработки.

На пробной экскурсии  присутствуют экскурсоводы секции, члены  методического совета, директор бюро путешествий и экскурсий, заведующий экскурсионным бюро и консультанты.

Пробная экскурсия обсуждается  на методической секции экскурсоводов  или на заседании методического  совета.

Руководитель экскурсионного учреждения издает приказ (распоряжение) о приеме новой экскурсионной  темы. Методист принимает экскурсию  от каждого экскурсовода - члена  творческой группы непосредственно  на экскурсионных объектах или путем  собеседования, а у остальных  экскурсоводов - на пробной экскурсии.

Информация о работе Разработка экскурсии к празднику «1150- летие со дня зарождения славянской письменности»