Разработка экскурсии к празднику «1150- летие со дня зарождения славянской письменности»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

Активный интерес к святым местам христианства на Новгородской земле проявился в связи с 2000-летием Рождества Христова. По возрастному составу среди прибывающих туристов преобладают лица старшего возраста. За последние 5 лет поток прибывающих иностранных туристов практически не изменился.
Туристские фирмы области предлагают программы туров продолжительностью пребывания от 1—7 дней, с объектами показа не только в Новгороде, но и в других городах области. Накопленный многолетний опыт по приему и обслуживанию иностранных граждан, русское гостеприимство, профессионализм кадров позволяют предложить гостям весь спектр туристских услуг.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ ЭКСКУРСИОННОГО ТУРИЗМА 7
1.1 Сущность экскурсионного туризма 7
1.2 Техника ведения экскурсий 9
1.3 Экскурсионный туризм в России и его особенности 13
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………..17
2.1. Анализ культурно-исторического потенциала и инфраструктуры, как факторов, определяющих развитие экскурсионного туризма 17
2.2. Современное состояние экскурсионного туризма в Великом Новгороде 21
2.3 Проблемы и перспективы развития экскурсионного туризма в Великом Новгороде. 24
2.4 Разработка экскурсии к празднику «1150- летие со дня зарождения славянской письменности» 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТИРАТУРЫ 36

Файлы: 1 файл

целиком.docx

— 61.16 Кб (Скачать файл)

На территории области  находится 4,8 тысяч памятников истории  культуры, из них 1903 – на учете государства. Всемирное значение некоторых подтверждено актами ЮНЕСКО. Многие достопримечательности  города являются уникальными, рассмотрим некоторые из них.

Исторический центр города представлен  новгородским кремлём,  заложенным в 1044г. Сохранилось 9 из 13 древних  башен. Перестроенная в конце XV в. по повелению Ивана III каменная крепость и в наши дни поражает своей мощью и основательностью. Со смотровой площадки, расположенной на башне Кокуй, как на ладони видны Кремль, Ярославово Дворище, Волхов и Юрьев монастырь у истоков Волхова.

Башня Кокуй в юго-западной части Новгородского Кремля возвышается  над городом на высоте 38.5 метров. Башня была перестроена в конце XVII века при Петре Первом и является единственной доступной для посещения  туристами.

Софийская звонница самое  древнее и крупное из дошедших до нас подколокольных сооружений. Впервые упоминается в летописи XV в., много раз перестраивалась и сейчас представляет собой памятник в основном XVII в. Несмотря на массивность и внушительные размеры, колокола на ней очень нежные и хрупкие музыкальные инструменты. На выставке «Древние колокола Великого Новгорода» представлено 14 колоколов. Самый большой из них весит более 20 пудов (около 320 кг), а самый маленький – более 1,5 пуда (около 24 кг).

Еще одной гордость новгородцев  является Собор Святой Софии Премудрости  Божьей 1045–1050 гг. Это древнейший каменный храм России, воздвигнутый в Кремле при старшем сыне Ярослава Мудрого князе Владимире. Здесь хранилась казна города, располагалась древнейшая библиотека. Сегодня в соборе можно увидеть уникальные фрески XI–XII вв., иконостасы с иконами XV–XVII вв. Главный Успенский иконостас по праву можно назвать шедевром мирового искусства. В соборе хранится русская национальная реликвия – чудотворная икона «Знамение Божьей Матери» (XII в.), которая в 1170 г. спасла Новгород от суздальцев. Главный вход в собор украшают бронзовые врата со сценами из Ветхого и Нового Заветов, отлитые в XII в. в Магдебурге и захваченные как трофей в войне со шведами в 1187 году.

Николо-Дворищенский собор - древнейшая сохранившаяся каменная постройка России после Софийского собора и самый древний храм, посвященный  Святителю Николаю Мирликийскому. Собор заложен в 1113 году. Николо-Дворищенский собор, начиная с XIII века, становится главным вечевым храмом Новгорода  и является одним из самых древних  на Новгородской земле.

Памятник «Тысячелетию России»  открыт в 1862 г. в центре Кремля в честь празднования тысячелетия Российского государства, в ознаменование огромного вклада Великого Новгорода в дело государственного и культурного строительства России.

Новгородский объединённый музей-заповедник является одним из старейших в России. Он был основан  в 1865 году. Его открытие связано с  празднованием в этот период 1000-летия  Российского государства. В состав музея входит комплекс архитектурных  памятников XI—XVII веков. 

Рюриково городище – археологический  памятник расположен на правом берегу Волхова в 2 км. от Великого Новгорода. Здесь находилась резиденция князя  Рюрика, основателя первой русской  правящей династии, призванного новгородцами на правление в 862 г. Городище было центром  важнейших событий политической истории Новгорода.

Новгородская земле издавна  была известна своими народными промыслами, многие города и деревни области  являлись старинными центрами ремесел: Боровичи – деревообрабатывающего, гончарного и кожевенного, Валдай славился изготовлением колокольчиков, Уторгош, поселок, находящийся в Шимском  районе, – производством деревянной игрушки, Крестцы – центры вышивального промысла – крестецкой белой сорочки.

С Новгородской землей тесно  связаны имена выдающихся писателей, поэтов и музыкантов – Г.Р. Державин, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский, композиторов – С.В. Рахманинов, знаменитого полководца А.В. Суворова, известного путешественника Н.Н. Миклухо-Маклая.

Гостиничная база также обладает широкими возможностями для размещения туристов. По данным Новгородстата, на территории области насчитывается  более семидесяти коллективных средств  размещения, в том числе 30 гостиниц и аналогичных средств размещения, 13 санаторно-курортных организаций  и 16 организаций отдыха. Общий номерной фонд области составляет 6 192 места.

Гостиничный фонд Великого Новгорода представлен более  чем сорока гостиницами, апартаментами  и мини-отелями.(Приложение Е)  Некоторые  из них входят в крупные цепи, такие как Park Inn и Amax, которые работают по международным стандартам, что обеспечивает туристам из-за рубежа привычное обслуживание. Хоть номерной фонд Великого Новгорода и обширен, но в красный сезон остро встает вопрос о размещении туристов.

Еще один сектор – это  транспортная доступность области. Все  достопримечательности, музеи, выставочные залы города находятся  в транспортной доступности, что  является большим плюсом для туристов. Новгородская область имеет уникальное транспортно-географическое расположение. Через ее территорию проходят основные автомобильные, железнодорожные, воздушные  и водные транспортные магистрали, связывающие Санкт-Петербург и  Москву. Тем самым практически  обеспечены все способы перемещения.

По мнению западноевропейских специалистов в  области туризма северо-запад и север России обладают исключительно привлекательным туристическим комплексом. Положение Великого Новгорода определяется следующими факторами:

-  он находится недалеко от транспортной  артерии - трассы Москва -Санкт-Петербург  и расположен к обеим столицам ближе, чем его соседи;

-  Великий Новгород - древнейший город  России;

-   к   истории   Великого   Новгорода   большой   интерес   проявляют скандинавские страны.

Таким образом, важность Великого Новгорода   в структуре туристического  комплекса Северо-Запада России бесспорна.

Кроме того, в условиях глобализации мировой  экономики и требований перехода мирового сообщества на путь устойчивого  развития становится популярной идея, согласно которой территории, где  природные ресурсы не представляют особой ценности для сферы материального производства, следует превратить в рекреационные зоны. Природа Новгородской области и ее географическое положение дают ей все основания претендовать на роль такой зоны.

В свете  вышеизложенного есть все основания полагать, что рекреационно-туристические ресурсы Новгородской области при их рациональном использовании могут стать важным фактором ее экономического развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Современное состояние  экскурсионного туризма в Великом  Новгороде

Для региона, в котором расположено  почти пять тысяч объектов культурно-исторического  наследия, развитие туристического потенциала – одна из ключевых задач. Уровень  развития туристской отрасли в Новгородской области оценивается общим состоянием туристской инфраструктуры, динамикой  изменения туристского потока, вкладом  туризма в региональную экономику.

До недавнего времени основным спросом пользовались  в Новгородской области программы экскурсионного показа. Для региона, в котором  расположено более 4800 объектов культурно-исторического наследия, из них 37 памятников и ансамблей из списка  Всемирного наследия ЮНЕСКО, это представлялось разумным решением эффективного  и рационального использования культурного и исторического потенциала.

Но в настоящее время регион делает основной акцент на развитие Интерактивных экскурсий. Именно это направление больше всего привлекает туристов из мегаполисов.

Например: "Кремлевские прогулки с посадником Сбыславом"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Проблемы и перспективы развития экскурсионного туризма в Великом Новгороде

Близость к двум столицам позволяет туристам без особых проблем  попасть в этот прекрасный старинный  город и насладиться всем великолепием его красот. Туристский поток в  Новгород ежегодно насчитывает около 70 тыс. человек, из которых половина - иностранцы из 26 стран мира. новгородская казна может иметь от туризма  уже в ближайший год не 4-5%, а  до 20% доходов в местный бюджет. Количество фирм, занимающихся туристским бизнесом, также ежегодно растет. 

Новгородские турфирмы предлагают всем экскурсионные программы и  специализированные туры по Великому Новгороду и его окрестностям, индивидуальные и групповые путевки  на отдых и лечение на древней  новгородской земле. Турфирмы Новгорода  работают на прием иностранных и  российских туристов в Великом Новгороде  и Новгородской области. Благодаря  успешному сотрудничеству с гостиницами, лучшими ресторанами города, транспортными  предприятиями, музеями и театрами, турфирмы обеспечивают своим клиентам сервис высокого уровня.6

Динамика фирм, гибкость и  творческий подход к работе, позволяют  успешно работать с партнерами и  разрабатывать всевозможные программы  туров по любой заявке клиента. Таким  образом фирмы Великого Новгорода  обеспечивают отдых и лечение  на любой вкус.

К услугам туристов и гостей  лучшие гостиницы города от 4-х до 2-х звезд. В кафе и ресторанах Новгорода предлагаются блюда старинной русской кухни и оригинальные русские напитки, приготовленные по бережно сохраненным древним рецептам. С историей и культурой древнего и современного города помогают ознакомиться профессиональные гиды-переводчики. Для туристов составлены интересные и оригинальные программы, чтобы  знакомство с Великим Новгородом стало незабываемым.

Известно, что до 1991 г. жители Российской Федерации пользовались главным образом традиционными  приморскими местами отдыха и  лечения в Прибалтике, Черноморье, теперь эта возможность резко  сократилась. Валдайский парк может  в значительной степени решить эти  проблемы. Это способствовало бы обогащению экономических и туристских связей между такими крупными промышленными  и историко-культурными центрами, как Москва, Санкт-Петербург, Новгородская область с исконно русским  населением и прошлым, в которых  Валдайскому парку принадлежит  важнейшая связующая оздоровительная  и культурная роль.

Агропромышленный комплекс Новгородской области может эффективно интегрироваться с индустрией туризма  и отдыха в части поставки экологически чистой продукции, продукции народных промыслов и ремесел, вовлечения значительной части его работников, фермерских хозяйств, деревень и городов в новую деятельность, включая сервисное обслуживание приезжающих, показ русского образа жизни. Промышленный и строительный комплекс области располагает значительной материально-технической базой для формирования парка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Разработка  экскурсии к празднику «1150- летие  со дня зарождения славянской  письменности»

Проектирование начальная  стадия разработки туристической продукции, которая непосредственно основывается и во многом определяется результатами маркетингового исследования потребностей туристического рынка и предложений основных конкурентов на местном рынке, что объясняется изначально рыночной ориентацией туристического оператора («продавать то, на что имеется либо может появиться в перспективе устойчивый спрос»). 1

Результатом стала разработка проекта экскурсии  « По следам Кирилла и Мефодия».

Данная экскурсия на несколько  сегментов туристов: школьники младших, средних и старших классов, иностранные  туристы, сами новгородцы, а так же те кому интересна история и кто  хочет приобрести новые знания и  умения.

Потребности таких  групп  можно определить как:

  • максимальная безопасность в поездке;
  • наличие сопровождающего на протяжении всего маршрута;
  • дешевизна путешествий;
  • доступность и новизна излагаемого материала;
  • Проведение SWOT-анализа
  • SWOT-анализ — метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы).2
  • Сильные (S) и слабые (W) стороны являются факторами внутренней среды объекта анализа, (то есть тем, на что сам объект способен повлиять); возможности (O) и у 
  • грозы (T) являются факторами внешней среды (то есть тем, что может повлиять на объект извне и при этом не контролируется объектом).
  • Цель SWOT-анализа – предоставить выводы о сильных и слабых сторонах деятельности организации в связи с внешними возможностями и угрозами.3
  • Проведя SWOT анализ я выделил:

(S) Сильные стороны:

  • Проектирование  экскурсии с учетом компактного  расположения объектов туристического показа Великого Новгорода
  • Формирование тур продукта с учетом возрастных особенностей клиента
  • Использование интерактивных средств показа, в т.ч. применение анимационных форм
  • Возможность сегментирования клиентов по интересам и т. д.
  • Анимированные экскурсии более привлекательны

(W) Слабые стороны:

  • Недостаточная платежеспособность населения
  • Опосредованное взаимодействие с потребителем турпродукта

Информация о работе Разработка экскурсии к празднику «1150- летие со дня зарождения славянской письменности»