Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 17:37, курсовая работа
Цель курсового проекта: разработка тура Культурно-познавательного направления на территории Иркутской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие Культурно-познавательного туризма;
- проанализировать рекреационные ресурсы территории;
-проанализировать Иркутский рынок предложений Культурно-познавательного туризма;
- разработать проект тура Культурно-познавательного направления «Истоки древности Байкала» и дать его экономическое обоснование.
Введение……………………………………………………………………...…...3
Глава 1
Теоретическое обоснование…………………………………………….……….5
1.1 Специфика и классификация культурного туризма…………………….5
1.2 Культурный туризм за рубежом……………………………………….…9
1.3 Перспективы и проблемы культурного туризма в России……………..11
Глава 2
Анализ туристко-рекреационных ресурсов Сибири для культурного
туризма ………………………...………………………………………………..15
2.1 Анализ предложений Красноярских турфирм…………………………15
2.2 Анализ инфраструктуры Иркутской области…………………………..15
Глава 3
Создание культурно-познавательного тура на Байкал……....…………………………………………………………………….24
3.1 Описание тура…………………………………………………………….24
3.2 Программа тура…………………………………………………………...25
3.3 Экономическое обоснование…………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………………35
Список литературы……………………………………………………………...36
Приложение…………………………………………………………………….39
Федеральное агентство по образованию РФ
Российская международная академия туризма
Восточно - Сибирского института туризм - филиал РМАТ
Факультет: Менеджмента
Кафедра: Гуманитарных и социальных дисциплин
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
По дисциплине: Менеджмент туроперейтинга
На тему: Разработка проекта культурно-познавательного тура на территории Иркутской области.
ВЫПОЛНИЛ:
курс 4 поток 1 группа 1
ПРОВЕРИЛ:
Абдина М.А.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1
Теоретическое обоснование…………………………………………….…
1.1 Специфика и классификация культурного туризма…………………….5
1.2 Культурный туризм за рубежом……………………………………….…9
1.3 Перспективы и проблемы культурного туризма в России……………..11
Глава 2
Анализ туристко-рекреационных ресурсов Сибири для культурного
туризма ………………………...………………………………………………
2.1 Анализ предложений Красноярских турфирм…………………………15
2.2 Анализ инфраструктуры Иркутской области…………………………..15
Глава 3
Создание культурно-познавательного тура на Байкал……....………………………………………………
3.1 Описание тура……………………………………………
3.2 Программа тура…………………………………………………………...
3.3 Экономическое обоснование…………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Культурно-познавательный туризм в современных условиях играет значительную роль в познании культуры страны и отдельных регионов. В условиях индустриализации, технологизации, научно-технического прогресса информация становится плохо воспринимаемой за счет ее перенасыщения и большой загруженности людей, потенциальных туристов. Поэтому создавая новый турпродукт, необходимо приложить немалые усилия для его продвижения.
Экологическим брендом России является озеро Байкал – одно из древнейших на планете (его возраст около 25 млн. лет). Это самое глубокое (наибольшая глубина 1642 м) и одно из самых больших (в нем сосредоточено около 20 % мировых запасов пресной воды). В Байкале обитает более 2630 видов и разновидностей животных и растений, почти 2/3 которых эндемичны, возникли в нем и нигде больше в мире не встречаются, т. е. он является гигантской естественной лабораторией и центром видообразования. Донные отложения этого озера хранят в себе бесценную информацию об изменении палеоклимата Центральной Азии за многие миллионы лет. Площадь водного зеркала Байкала равняется 31,5 тыс. кв. км, а объем байкальской воды составляет более 23 тыс. куб. км. Байкал – это крупнейшее хранилище и фабрика самой высококачественной воды. Относительно хорошо сохранившаяся природа Байкала, стремительно развивающаяся инфраструктура - гостиницы, дороги, близость к транспортным развязкам дают основания полагать, что и в дальнейшем туристический поток на берега Байкала будет только возрастать.
В настоящее время для обеспечения успешной продажи услуг туристской компании надо сделать больше, чем просто создать туристский маршрут и отследить его отличное качество, установить цены и организовать размещение наилучшим способом. Необходимо стремиться планировать и организовывать туристские маршруты, опираясь на эффективные интегрированные логистические системы, разрабатывая стратегические направления деятельности, а также уделяя особое внимание информативному сопровождению маршрутов, то есть развивать коммуникационные функции маркетинга, особенно рекламу.
В данном курсовом проекте речь идет о Культурно-познавательном туризме , то есть о поездках из которых мы выносим знания.
Актуальность темы обусловлена тем, что сегодня Культурно-познавательный туризм набирает обороты и становится популярными.
Цель курсового проекта: разработка тура Культурно-познавательного направления на территории Иркутской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие Культурно-познавательного туризма;
- проанализировать
-проанализировать Иркутский рынок предложений Культурно-познавательного туризма;
- разработать проект тура Культу
Объектом исследования выступает рекреационный потенциал Иркутской области для развития Культурно-познавательного туризма.
Предметом данного проекта является туристско-экскурсионные ресурсы Иркутской области для развития культурно-познавательного туризма.
При работе над данным курсовым проектом применялись следующие методы исследования:
- эмпирический,
- аналитический,
- экономико-математический,
- кабинетные.
ГЛАВА 1 СПЕЦИФИКА И КЛАССИФИКАЦИЯ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА
Под культурным туризмом подразумевают путешествия с целью знакомства с материальными и духовными объектами культуры, участия в событиях культурной жизни. Вместе они воздействуют на духовную сферу человека, его систему ценностей, знания, влияют на общественное поведение, так или иначе, сказываются и на поведении как экономического субъекта. Ярким примером последовательного использования материального культурного наследия в качестве важнейшего компонента политики на международном, всемирном уровне стал один из «столпов» глобализации -Всемирный Банк.
“Политика Всемирного Банка по отношению к материальному культурному наследию «имеет длительную и экстенсивную историю..., начиная с его роли в реконструкции послевоенной Европы». Проведенные исследования «выявили 217 займов, кредитов и грантов Банка, начиная с 70-х годов, которые включали в себя деятельность, связанную с культурным наследием»”
В середине восьмидесятых годов прошлого века специалистами ЮНЕСКО были сформулированы основные позиции современной политики по отношению к культурному наследию, которые стали основой и для политики Всемирного Банка в этой сфере, более того, были развиты и приобрели более практический оттенок. В них содержались следующие важные посылы: прежде всего, наличие двух диалектических полюсов в отношении к наследию: не причинить вреда по отношению к наследию, что, по сути, является синонимом политики по защите и сохранению наследия «творить благо», т.е. включать наследие в процесс развития и рассматривать его как ресурс.
Такая стратегия реализуется с различной степенью успешности специалистами Всемирного Банка и правительственными учреждениями в регионах Ближнего Востока и Северной и Центральной Африки, Албании, Грузии, других уголках мира.
Другим важным средством для включения наследия в мировые информационные и экономические и политические потоки, а также стратегии устойчивого развития является туризм. В самое последнее время туризм рассматривается как самое эффективное средство массовой востребованности и доступности культурных ценностей.
Как пишет в этой связи сербская исследовательница М. Драгичевич-Шешич «культурный туризм как «путешествие в историю» особенно развит в тех странах, в которых подчеркиваются ценности культурно-исторических традиций, а также там, где уделяется большое внимание развитию национального самосознания, особенно среди малых народов, борющихся против культурной ассимиляции. В этом смысле для истории туризма очень важным было время XIX века, когда пробуждалось национальное самосознание в Европе, когда с этим связывались путешествия, экскурсии, паломничества. С другой стороны, культурный туризм использует тягу людей к знакомству с «другими» -другими обычаями и культурой, желание сравнить увиденное с положением в этой области в своей стране.
По разным оценкам культурный туризм составляет от 10% до 35%, и даже 60% мирового потока туристов.
Диаграмма 1
Доли видов туризма в общем объеме туристских услуг
В результате анализа существующих определений культурного туризма выделяется три подхода к его определению, каждый из которых, отдельно и в совокупности, представляется полезным при решении задач развития культурного туризма, как затрагивающие различные взаимодополняющие стороны организации туристской деятельности (технический, основанный на описании ресурсов историко-культурного туризма территории, привлекающих туристские потоки; концептуальный подход, в основе которого содержится описание мотивов и устремлений людей к посещению историко-культурных центров; подход, при котором главным аспектом выделяется результат, получаемый туристами, - впечатления).
Культурное достояние территорий необходимо рассматривать и как туристский ресурс, вызывающий интерес и мотивацию к путешествию, и как ресурс социально-экономического развития территорий, их экономический потенциал.
Культурный туризм, как явление широкое и разноплановое, имеет множество классификаций. Предлагаем уточнение наиболее существенных критериев - «уровень культурной составляющей», определяющий объем культурной составляющей в туристской деятельности отдельных категорий туристов и «тематика тура», основанный на характеристике турпродукта и теме предлагаемых туров, путем их объединения в рамках одной классификации.
Для классификации продуктов культурного туризма региона составим своего рода матрицу его видов и уровней. В ней выделены подвиды культурного туризма и по уровню и по тематике. Классификация представлена в виде таблицы, где в каждую ячейку внесены: определенные турпродукты; организации, имеющие возможность участия в создании определенных турпродуктов; источники финансирования и т.д. в зависимости от поставленной задачи (табл. 1.2).
Таблица 1
Классификация продуктов культурного туризма по уровню и тематическому виду
Уровень Вид туризма |
Профессиональный |
Специализированный |
Неспециализированный | |
Исторический |
Научный туризм: конференции, экспедиции |
Исторические, военно-патриотические туры |
Экскурсия по историческим местам, местам боевых сражений, анимационная программа | |
Этнографический |
Этнографические туры |
Этнографическая экскурсия, анимационная программа, дегустация традиционной кухни | ||
Архитектурный |
Участие в раскопках |
Архитектурные туры |
Архитектурная экскурсия | |
Археологический |
Археологические туры |
Экскурсия к местам раскопок, захоронений | ||
Фольклорный |
Участие Профессиона-льных коллективов в фестивалях др. |
Фольклорные туры, посещение фестивалей |
Фольклорный концерт, фольклорная программа | |
Религиозный |
Паломничес-тво |
Религиозный тур |
Экскурсия по святым местам | |
Следует отметить, что данная классификация не претендует на полный охват, так как по каждому подвиду культурного туризма можно создать огромное множество различных турпродуктов. В то же время подчеркивается, что профессиональный исторический, этнографический, археологический, архитектурный, религиозный и т.д. историко-культурный туризм тесно переплетается с научным туризмом и будет иметь в основном вид научных экспедиций, конференций. Профессиональный фольклорный туризм - это участие коллективов в различного рода представлениях и фестивалях. Для специализированного культурного туризма характерны подробные тематические туры. Например, специализированный архитектурный тур подробно знакомит туриста с особенностями архитектуры региона и т.д.; этнографический тур - с особенностями культуры, традиций, быта, кухни народа или народов региона, страны. Неспециализированный культурный туризм предполагает различные тематические экскурсии, анимационные программы, которые носят скорее ознакомительный характер, то же относится к сопутствующему туризму.