Разработка тематической экскурсии на тему «По следам японских военнопленных».

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 10:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – разработать тематическую экскурсию на тему «По следам японских военнопленных».
В соответствии с целью работы можно выделить несколько задач:
 Составление маршрута;
 Составление методической разработки;
 Определение целевой аудитории
Методы и средства решения поставленных задач:
 Опрос целевой аудитории;
 Изучение архивных материалов

Содержание работы

Введение 5
1 Теоретические аспекты экскурсионной работы 7
1.1 Сущность и функции экскурсии 7
1.2 Классификация экскурсий 13
2 Социально-экономический анализ рынка экскурсионных услуг 20
2.1 Анализ экскурсионного потенциала города Хабаровска 20
2.2 Определение целевой аудитории 22
3 Социально-экономическая значимость разработки экскурсии 24
3.1 Разработка тематической экскурсии 24
3.2 Обоснование социально-экономической значимости экскурсии 45
Заключение 47
Список использованных источников 49
Приложение 50

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 3.39 Мб (Скачать файл)

КР. 110510253, 110510074

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа содержит 49 страниц формата А4, приложения 11 страниц формата А4.

ЭКСКУРСОВОД, ЭКСКУРСИЯ, ЭКСКУРСАНТЫ, ХАБАРОВСК, ОБЪЕКТ ПОКАЗА, ЯПОНЦЫ, ВОЕННОПЛЕННЫЕ,

Объект исследования: экскурсионный  потенциал города Хабаровска.

Цель работы – разработать  тематическую экскурсию на тему «По следам японских военнопленных».

Курсовая работа содержит три главы. В 1 главе рассмотрены теоретические аспекты экскурсионного дела. Во 2 главе проанализирован рынок экскурсионных услуг города Хабаровска и разработана тематическая экскурсия на тему «По следам японских военнопленных». В 3 главе дано социально-экономическое обоснование разработанной экскурсии.

Данная курсовая работа может  быть применена как рекомендации в целях повышения качества экскурсионного обслуживания.

  

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение            5

 

1 Теоретические аспекты  экскурсионной работы    7

 

1.1 Сущность и функции  экскурсии      7

 

1.2 Классификация экскурсий       13

 

2 Социально-экономический  анализ рынка экскурсионных услуг  20

 

2.1 Анализ экскурсионного  потенциала города Хабаровска   20

 

2.2 Определение целевой  аудитории      22

 

3 Социально-экономическая  значимость разработки экскурсии  24

 

3.1 Разработка тематической экскурсии      24

 

3.2 Обоснование социально-экономической значимости экскурсии 45

 

Заключение          47

 

Список использованных источников      49

 

Приложение          50

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время туризм в экономике страны составляет важную статью дохода. Туризм как отрасль    занимает определенное место в планах экономического развития отдельных  стран, являясь объектом планирования и инвестирования. К сожалению, развитость туристической индустрии в России еще далеко не на высшем уровне.  

Сегодня туристические  компании предлагают разнообразные  экскурсии. Однако, следует отметить, что мало просто разработать экскурсию, необходимо организовать и ее продвижение.

Экскурсия — это коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т. п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью. Показ  объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста —  экскурсовода, который передает аудитории  видение объекта, оценку памятного  места, понимание исторического  события, связанного с этим объектом.

В Хабаровске экскурсионное  дело находится на недостаточно развитом уровне. Большая часть проводимых в городу экскурсий посвящена  очень широким темам, при этом только поверхностно затрагивая некоторые  из её элементов. Данная экскурсия призвана исправить одно из таких «белых пятен» - историю пребывания на территории города пленных японцев, которые  строили здания по всему Хабаровску.

Объект исследования: экскурсионный  потенциал города Хабаровска.

Цель работы – разработать  тематическую экскурсию на тему «По  следам японских военнопленных».

В соответствии с целью  работы можно выделить несколько  задач:

  • Составление маршрута;

  • Составление методической разработки;

  • Определение целевой аудитории

Методы и средства решения  поставленных задач:

  • Опрос целевой аудитории;

  • Изучение архивных материалов

Практическая значимость данной курсовой работы заключается  в том, что разработанная экскурсия  может быть востребована в практической деятельности предприятий, предоставляющих  экскурсионные услуги. 
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКСКУРСИОННОЙ РАБОТЫ

 

 

    1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ЭКСКУРСИИ

 

 

Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский  язык это слово проникло в XIX в. и  первоначально означало «выбегание, военный набег», затем – «вылазка, поездка». При рассмотрении понятия  «сущность экскурсии» необходимо иметь  в виду обусловленность экскурсионного процесса объективными требованиями. Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др.).

В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых  раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить значение исторического  события (третья задача), овладеть практическими  навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача).

Одна из задач экскурсии  – выработать у экскурсантов отношение  к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к  материалу экскурсии и дать ей свою оценку. Дать оценку – значит составить  представление о ком-либо, чем-либо, определить значение, характер, роль кого-нибудь или чего-нибудь, признать чьи-то достоинства, положительные качества. Оценка экскурсии  – это выводы экскурсанта, к которым  его подводит экскурсовод.

Отношение к экскурсии  нужно понимать, как определенный взгляд экскурсанта на исторический период, которому посвящена экскурсия; восприятие каких-либо действий; понимание  конкретной ситуации, в которой находился  писатель, скульптор (художник), создавая свое произведение. В этом процессе большую роль играют материал экскурсии, подача его экскурсоводом, «угол  зрения» на событие и оценка его  экскурсоводом, а также убежденность экскурсовода в своей правоте. Большинство  экскурсантов воспринимают точку зрения экскурсовода, которая становится основой  понимания материала и выработки  отношения к предмету показа и рассказа.

Функции экскурсии рассматриваются  как ее главные свойства. Функция  научной пропаганды. Экскурсия способствует распространению политических, философских, научных, художественных и других взглядов, идей и теорий. Выполняя функцию  пропаганды, каждая экскурсия должна иметь четкую направленность. В основу экскурсии положены принципы пропаганды, научность, идейность, связь с жизнью, доходчивость и убедительность. Эти  принципы выражают существо пропаганды, позволяют выделить в ней главное. Их следует рассматривать в совокупности, т.е. во взаимной связи друг с другом.

Принцип научности. Важным качеством  экскурсии как формы воспитания и обучения является ее научный характер. Задача экскурсии – способствовать распространению научных знаний. Содержание экскурсии должно излагаться в соответствии с данными определенного  раздела современной науки, оказывать  содействие формированию мировоззрения. Факты, события, теоретические положения  даются в научной трактовке, получают освещение с учетом достижений тех  отраслей современной науки, к которым  они имеют отношение. Факты и  события должны получить объективную  научную оценку.

Принцип идейности. Идея –  это четкий план действий для достижения поставленной цели. В. Даль рассматривал идею «как понятие о вещи, умопонятие, представление, воображение предмета, умственное воображенье».

Идейность необходимо рассматривать  как сознательную приверженность к  определенной системе идей. Принципы идейности означают объективный  подход к содержанию фактического материала  при подготовке экскурсии и убежденность экскурсовода, излагающего этот материал экскурсантам. Важно, чтобы каждая экскурсия  была подготовлена с учетом этого  требования, чтобы в соответствии с ним были составлены документы  для экскурсии – тексты и методическая разработка.

Не менее важно, чтобы  экскурсовод строил свой рассказ  на научной теории, последовательно  проявляя свою личную идейную убежденность. В рассказе экскурсовода, в анализе  объектов находит свое выражение  не только эрудиция экскурсовода, но и  тенденциозность как объективное  проявление его активной жизненной  позиции. Идейный экскурсовод –  это специалист, который в своей  деятельности и во всех своих поступках  руководствуется четкими принципами.

Связь теории с жизнью. Материал экскурсий должен быть увязан с жизнью, действительностью, практикой хозяйственного и культурного строительства, с  теми переменами, которые происходят в России. Изложение фактического материала должно сопровождаться обобщениями  и выводами с учетом законов, которые  лежат в основе исторических и  других процессов.

Определенные трудности  появляются при попытке увязать  излагаемый материал с современностью. Нужно иметь в виду, что прошлое  и настоящее в экскурсии, независимо от освещаемой темы, так или иначе  увязываются между собой. Связь  с сегодняшним днем находит выражение  в том, что события прошлого (порой  многовековой давности) оцениваются  с позиции современности, на основе достижений науки. Комментарии и  выводы учитывают доминирующие точки  зрения сегодняшнего дня. Например, в  экскурсии «Декабристы в Иркутске»  дается следующая оценка: «Русские дворяне-революционеры подняли в  декабре 1825 г. восстание против самодержавия и крепостничества… Движение декабристов было первым вооруженным выступлением революционеров в России…».

Эффективность экскурсии  зависит от того, насколько понятно  излагается материал, насколько он по своему содержанию доступен для  данной аудитории. Материал должен излагаться с учетом подготовленности аудитории, ее общеобразовательного уровня, жизненного опыта.

Убедительность экскурсионного материала обеспечивается также: отбором  наиболее важных фактов, раскрывающих тему; использованием убедительных сравнений; умелым подбором доказательств; ссылками на авторитетные источники, воспоминания участников и очевидцев событий; демонстрацией фотографий, копий  подлинных документов, карт, схем.

Для каждой экскурсии характерен доверительный тон сообщения  знаний. Предположения, версии, варианты не должны подменять главного –  раскрытия темы на основе научных  данных. Полемические тенденции наносят  вред восприятию экскурсионного материала. Историк искусств А. В. Бакушинский, разрабатывая методику музейных экскурсий, высказывается против внесения в  экскурсии критико-полемических тенденций. Такой прием очень редко достигает  цели, распыляя силы и внимание экскурсантов. Главное требование к экскурсии  – истинность, достоверность фактов, сообщаемых экскурсантам. Именно это  приковывает внимание к теме, служит основой для ее восприятия.

Функция информации. Экскурсия  в соответствии со своей темой  содержит информацию по конкретному  разделу знаний: о достижениях  исторической науки, медицины, биологии; об открытиях археологов; изобретениях, достижениях в хозяйственном  и культурном строительстве. От таких  важных средств информации, как газета, радио, телевидение, лекция, экскурсию  отличает более высокая наглядность. Значительная часть информации на экскурсии  подтверждается показом объектов. Наличие  информации в экскурсиях не означает, что экскурсовод должен, отступая от темы, делать сообщения о последних  событиях международной жизни. Основой для проведения экскурсии является утвержденный текст. Не следует дополнять содержание тематической экскурсии материалами из утренних радиопередач или свежих номеров газет, если речь не идет о сообщениях чрезвычайной важности.

Функция организации культурного  досуга. Под досугом подразумевается  та часть нерабочего времени, которая  остается в распоряжении человека после  рабочего дня. Это свободное время  в пределах суток, недели, года человек  затрачивает по своему усмотрению на активную творческую или общественную деятельность, учебу без отрыва от производства, любительские занятия, общение  с друзьями.

Экскурсию относят к той  группе занятий, которая определяется термином «учеба и самообразование». Являясь формой культурного досуга, экскурсия обеспечивает удовлетворение и формирование духовных потребностей человека. Уже в 1920-е годы ученые-экскурсионисты приходят к мысли о том, что  экскурсия не отдых, а умственный труд, требующий от экскурсантов большего напряжения, чем обычная прогулка по городу.

Системность знаний, сообщаемых в экскурсии, ее привлекательность  в связи с наличием элемента «путешественности», возможность выбора в соответствии со своими интересами – все это  делает экскурсию популярным занятием для людей.

Экскурсия занимает важное место в ряду форм учебы без  отрыва от работы. Заметно возрастает роль экскурсии в организации  культурного досуга там, где экскурсионные  учреждения и музеи перешли от эпизодических мероприятий к  мероприятиям по циклам. Экскурсионный  цикл ставит задачей дать экскурсантам систему знаний (например, по истории  родного города, о памятниках культуры и истории, расположенных на его  территории). В крупных культурных центрах эта задача может быть сужена. Здесь цикл из 5–6 экскурсий  посвящается показу, например, исторических памятников.

Экскурсия в функции расширения культурно-технического кругозора. Каждая экскурсия способствует расширению кругозора человека. Ее участники  получают знания по истории, в области  искусства, архитектуры, литературы, экономики. Нередко экскурсия конкретизирует знания экскурсантов, помогает им увидеть  то, что они знали по письменным источникам, из школьных программ, из лекций.

Экскурсия – это синтез нескольких форм культурно-воспитательной работы. В нее в качестве тематически  встроенных и методически оправданных  частей могут быть включены:

  • Фрагменты из художественных фильмов, научно-популярный или хроникально-документальный фильм целиком;
  • Выступления участников или очевидцев событий в экскурсиях на военные темы;
  • Встреча с руководителями промышленных или сельскохозяйственных предприятий, инженерно-техническими работниками, передовыми рабочими в экскурсиях на производственные темы;
  • Прослушивание музыкальных произведений, посвященных жизни и творчеству композиторов, артистов, музыкантов;
  • Прослушивание выступлений государственных и общественных деятелей в звукозаписи, в экскурсиях на исторические и историко-революционные темы.

Информация о работе Разработка тематической экскурсии на тему «По следам японских военнопленных».