Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 10:47, курсовая работа
Цель работы – разработать тематическую экскурсию на тему «По следам японских военнопленных».
В соответствии с целью работы можно выделить несколько задач:
Составление маршрута;
Составление методической разработки;
Определение целевой аудитории
Методы и средства решения поставленных задач:
Опрос целевой аудитории;
Изучение архивных материалов
Введение 5
1 Теоретические аспекты экскурсионной работы 7
1.1 Сущность и функции экскурсии 7
1.2 Классификация экскурсий 13
2 Социально-экономический анализ рынка экскурсионных услуг 20
2.1 Анализ экскурсионного потенциала города Хабаровска 20
2.2 Определение целевой аудитории 22
3 Социально-экономическая значимость разработки экскурсии 24
3.1 Разработка тематической экскурсии 24
3.2 Обоснование социально-экономической значимости экскурсии 45
Заключение 47
Список использованных источников 49
Приложение 50
КР. 110510253, 110510074
Курсовая работа содержит 49 страниц формата А4, приложения 11 страниц формата А4.
ЭКСКУРСОВОД, ЭКСКУРСИЯ, ЭКСКУРСАНТЫ, ХАБАРОВСК, ОБЪЕКТ ПОКАЗА, ЯПОНЦЫ, ВОЕННОПЛЕННЫЕ,
Объект исследования: экскурсионный потенциал города Хабаровска.
Цель работы – разработать тематическую экскурсию на тему «По следам японских военнопленных».
Курсовая работа содержит три главы. В 1 главе рассмотрены теоретические аспекты экскурсионного дела. Во 2 главе проанализирован рынок экскурсионных услуг города Хабаровска и разработана тематическая экскурсия на тему «По следам японских военнопленных». В 3 главе дано социально-экономическое обоснование разработанной экскурсии.
Данная курсовая работа может быть применена как рекомендации в целях повышения качества экскурсионного обслуживания.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 5
1 Теоретические аспекты экскурсионной работы 7
1.1 Сущность и функции экскурсии 7
1.2 Классификация экскурсий
2 Социально-экономический
анализ рынка экскурсионных
2.1 Анализ экскурсионного
потенциала города Хабаровска
2.2 Определение целевой аудитории 22
3 Социально-экономическая
значимость разработки
3.1 Разработка тематической экскурсии 24
3.2 Обоснование социально-экономической значимости экскурсии 45
Заключение 47
Список использованных источников 49
Приложение 50
Слово «экскурсия» происходит
от латинского «экскурсио». В русский
язык это слово проникло в XIX в. и
первоначально означало «выбегание,
военный набег», затем – «вылазка,
поездка». При рассмотрении понятия
«сущность экскурсии» необходимо иметь
в виду обусловленность экскурсионного
процесса объективными требованиями.
Каждая экскурсия представляет особый
процесс деятельности, суть которого
обусловлена конкретными
В ходе экскурсионного процесса
экскурсовод помогает экскурсантам
увидеть объекты, на основе которых
раскрывается тема (первая задача), услышать
об этих объектах необходимую информацию
(вторая задача), ощутить значение исторического
события (третья задача), овладеть практическими
навыками самостоятельного наблюдения
и анализа экскурсионных
Одна из задач экскурсии – выработать у экскурсантов отношение к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии и дать ей свою оценку. Дать оценку – значит составить представление о ком-либо, чем-либо, определить значение, характер, роль кого-нибудь или чего-нибудь, признать чьи-то достоинства, положительные качества. Оценка экскурсии – это выводы экскурсанта, к которым его подводит экскурсовод.
Отношение к экскурсии
нужно понимать, как определенный
взгляд экскурсанта на исторический
период, которому посвящена экскурсия;
восприятие каких-либо действий; понимание
конкретной ситуации, в которой находился
писатель, скульптор (художник), создавая
свое произведение. В этом процессе
большую роль играют материал экскурсии,
подача его экскурсоводом, «угол
зрения» на событие и оценка его
экскурсоводом, а также убежденность
экскурсовода в своей правоте. Большинство
экскурсантов воспринимают точку зрения
экскурсовода, которая становится основой
понимания материала и
Функции экскурсии рассматриваются
как ее главные свойства. Функция
научной пропаганды. Экскурсия способствует
распространению политических, философских,
научных, художественных и других взглядов,
идей и теорий. Выполняя функцию
пропаганды, каждая экскурсия должна
иметь четкую направленность. В основу
экскурсии положены принципы пропаганды,
научность, идейность, связь с жизнью,
доходчивость и убедительность. Эти
принципы выражают существо пропаганды,
позволяют выделить в ней главное.
Их следует рассматривать в
Принцип научности. Важным качеством
экскурсии как формы воспитания
и обучения является ее научный характер.
Задача экскурсии – способствовать
распространению научных
Принцип идейности. Идея – это четкий план действий для достижения поставленной цели. В. Даль рассматривал идею «как понятие о вещи, умопонятие, представление, воображение предмета, умственное воображенье».
Идейность необходимо рассматривать как сознательную приверженность к определенной системе идей. Принципы идейности означают объективный подход к содержанию фактического материала при подготовке экскурсии и убежденность экскурсовода, излагающего этот материал экскурсантам. Важно, чтобы каждая экскурсия была подготовлена с учетом этого требования, чтобы в соответствии с ним были составлены документы для экскурсии – тексты и методическая разработка.
Не менее важно, чтобы
экскурсовод строил свой рассказ
на научной теории, последовательно
проявляя свою личную идейную убежденность.
В рассказе экскурсовода, в анализе
объектов находит свое выражение
не только эрудиция экскурсовода, но и
тенденциозность как
Связь теории с жизнью. Материал экскурсий должен быть увязан с жизнью, действительностью, практикой хозяйственного и культурного строительства, с теми переменами, которые происходят в России. Изложение фактического материала должно сопровождаться обобщениями и выводами с учетом законов, которые лежат в основе исторических и других процессов.
Определенные трудности
появляются при попытке увязать
излагаемый материал с современностью.
Нужно иметь в виду, что прошлое
и настоящее в экскурсии, независимо
от освещаемой темы, так или иначе
увязываются между собой. Связь
с сегодняшним днем находит выражение
в том, что события прошлого (порой
многовековой давности) оцениваются
с позиции современности, на основе
достижений науки. Комментарии и
выводы учитывают доминирующие точки
зрения сегодняшнего дня. Например, в
экскурсии «Декабристы в
Эффективность экскурсии зависит от того, насколько понятно излагается материал, насколько он по своему содержанию доступен для данной аудитории. Материал должен излагаться с учетом подготовленности аудитории, ее общеобразовательного уровня, жизненного опыта.
Убедительность экскурсионного материала обеспечивается также: отбором наиболее важных фактов, раскрывающих тему; использованием убедительных сравнений; умелым подбором доказательств; ссылками на авторитетные источники, воспоминания участников и очевидцев событий; демонстрацией фотографий, копий подлинных документов, карт, схем.
Для каждой экскурсии характерен
доверительный тон сообщения
знаний. Предположения, версии, варианты
не должны подменять главного –
раскрытия темы на основе научных
данных. Полемические тенденции наносят
вред восприятию экскурсионного материала.
Историк искусств А. В. Бакушинский,
разрабатывая методику музейных экскурсий,
высказывается против внесения в
экскурсии критико-полемических тенденций.
Такой прием очень редко
Функция информации. Экскурсия в соответствии со своей темой содержит информацию по конкретному разделу знаний: о достижениях исторической науки, медицины, биологии; об открытиях археологов; изобретениях, достижениях в хозяйственном и культурном строительстве. От таких важных средств информации, как газета, радио, телевидение, лекция, экскурсию отличает более высокая наглядность. Значительная часть информации на экскурсии подтверждается показом объектов. Наличие информации в экскурсиях не означает, что экскурсовод должен, отступая от темы, делать сообщения о последних событиях международной жизни. Основой для проведения экскурсии является утвержденный текст. Не следует дополнять содержание тематической экскурсии материалами из утренних радиопередач или свежих номеров газет, если речь не идет о сообщениях чрезвычайной важности.
Функция организации культурного досуга. Под досугом подразумевается та часть нерабочего времени, которая остается в распоряжении человека после рабочего дня. Это свободное время в пределах суток, недели, года человек затрачивает по своему усмотрению на активную творческую или общественную деятельность, учебу без отрыва от производства, любительские занятия, общение с друзьями.
Экскурсию относят к той группе занятий, которая определяется термином «учеба и самообразование». Являясь формой культурного досуга, экскурсия обеспечивает удовлетворение и формирование духовных потребностей человека. Уже в 1920-е годы ученые-экскурсионисты приходят к мысли о том, что экскурсия не отдых, а умственный труд, требующий от экскурсантов большего напряжения, чем обычная прогулка по городу.
Системность знаний, сообщаемых в экскурсии, ее привлекательность в связи с наличием элемента «путешественности», возможность выбора в соответствии со своими интересами – все это делает экскурсию популярным занятием для людей.
Экскурсия занимает важное место в ряду форм учебы без отрыва от работы. Заметно возрастает роль экскурсии в организации культурного досуга там, где экскурсионные учреждения и музеи перешли от эпизодических мероприятий к мероприятиям по циклам. Экскурсионный цикл ставит задачей дать экскурсантам систему знаний (например, по истории родного города, о памятниках культуры и истории, расположенных на его территории). В крупных культурных центрах эта задача может быть сужена. Здесь цикл из 5–6 экскурсий посвящается показу, например, исторических памятников.
Экскурсия в функции расширения
культурно-технического кругозора. Каждая
экскурсия способствует расширению
кругозора человека. Ее участники
получают знания по истории, в области
искусства, архитектуры, литературы, экономики.
Нередко экскурсия
Экскурсия – это синтез нескольких форм культурно-воспитательной работы. В нее в качестве тематически встроенных и методически оправданных частей могут быть включены:
Информация о работе Разработка тематической экскурсии на тему «По следам японских военнопленных».