Разработка тематической экскурсии на тему «По следам японских военнопленных».

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 10:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – разработать тематическую экскурсию на тему «По следам японских военнопленных».
В соответствии с целью работы можно выделить несколько задач:
 Составление маршрута;
 Составление методической разработки;
 Определение целевой аудитории
Методы и средства решения поставленных задач:
 Опрос целевой аудитории;
 Изучение архивных материалов

Содержание работы

Введение 5
1 Теоретические аспекты экскурсионной работы 7
1.1 Сущность и функции экскурсии 7
1.2 Классификация экскурсий 13
2 Социально-экономический анализ рынка экскурсионных услуг 20
2.1 Анализ экскурсионного потенциала города Хабаровска 20
2.2 Определение целевой аудитории 22
3 Социально-экономическая значимость разработки экскурсии 24
3.1 Разработка тематической экскурсии 24
3.2 Обоснование социально-экономической значимости экскурсии 45
Заключение 47
Список использованных источников 49
Приложение 50

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 3.39 Мб (Скачать файл)

Функция формирования интересов  человека. Задача экскурсии – сообщить знания аудитории и вызвать интерес  у людей к конкретной отрасли  знаний. Побывав на литературной экскурсии, ее участники проявляют в дальнейшем интерес к конкретному писателю. Участники таких экскурсий в  дальнейшем читают литературу по изобразительному искусству, литературному творчеству, посещают музеи, другие экскурсии. Экскурсия  для многих становится началом работы по самообразованию.

Каждая конкретная экскурсия  может выполнять одновременно несколько  функций. Это зависит от того, с  какой группой экскурсантов она  проводится. Для детей и молодежи экскурсия – это функция расширения культурно-технического кругозора; для  подростков, выбирающих профессию, –  функция формирования интересов; для  иностранных туристов – функция  информации и т.д.

 

 

    1. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ

 

 

Классификация представляет собой распределение предметов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих  признаков.

Вопрос о классификации  экскурсий всегда находился в  центре внимания экскурсионных работников и ученых-экскурсионистов. Первые попытки  решения этой проблемы относятся  к концу 1920-х годов. Ученый-экскурсионист  В. А. Герд говорил о своем варианте классификации форм экскурсионной  работы, что основной целью будет  разделение экскурсий на группы и  подгруппы и выделение тех  основных черт, которые определяют характер ведения экскурсий, т.е. помогают руководителю ориентироваться во всех вопросах ее разработки. Это выделение  основных черт даст несколько центральных  типов экскурсий, к которым будут  примыкать промежуточные классификационно неясные экскурсии.

Экскурсионное обслуживание является как самостоятельной деятельностью (например, в домах отдыха, клубах, школах), так и частью комплекса  туристских услуг (в туристских фирмах). В настоящее время экскурсии классифицируются: по содержанию, по составу и количеству участников, по месту проведения, по способу передвижения, по продолжительности, по форме проведения.

Каждая группа имеет присущие ей компоненты, специфику и особенности.

По содержанию экскурсии  подразделяются на обзорные (многоплановые) и тематические.

Обзорные экскурсии, как  правило, многотемные. Не случайно их называют многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства  города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т.д.).

В обзорных экскурсиях события  излагаются крупным планом. Это дает общее представление о городе, крае, области, республике, государстве  в целом. Хронологические рамки  такой экскурсии – время существования  города с первого упоминания о  нем до сегодняшнего дня и перспективы  развития.

Обзорные экскурсии имеют  свои особенности. В отличие от тематических, в них формулировка темы представляет определенную сложность. Независимо от места, где их готовят и проводят, они практически схожи между  собой прежде всего по своей структуре. В каждой из них освещается несколько  подтем (история города, краткая  характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования  и др.). В то же время у обзорных экскурсий имеются свои отличительные  черты. Они диктуются теми особенностями  в историческом развитии, которые  присущи определенному городу, области, краю. Например, военно-историческую подтему  включают в обзорные экскурсии те города, на территории областей которых  происходили военные сражения. Литературные подтемы включаются в обзорные экскурсии  городов, связанных с жизнью и  деятельностью писателей, поэтов и  т.д.

Тематическая экскурсия  посвящена раскрытию одной темы, если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой, а иногда более продолжительный  период времени. Если это экскурсия  на архитектурную тему, то предметом  изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, расположенные  на улицах и площадях города, а в  большом городе – архитектурные  ансамбли минувших веков.

Тематические экскурсии  подразделяются на исторические, производственные, природоведческие (экологические), искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные.

По своему содержанию исторические экскурсии подразделяются на следующие  подгруппы:

  • Историко-краеведческие
  • Археологические
  • Этнографические, рассказывающие о нравах и обычаях разных наций и народностей
  • Военно-исторические, которые проводятся по местам боевой славы
  • Историко-биографические (по местам жизни и деятельности известных людей)
  • Экскурсии в исторические музеи

Производственные экскурсии  делятся на подгруппы:

  • Производственно-исторические;
  • Производственно-экономические
  • Производственно-технические;
  • Профессионально-ориентационные для учащихся.

Искусствоведческие экскурсии  имеют подгруппы:

  • Историко-театральные
  • Историко-музыкальные
  • По народным художественным промыслам
  • По местам жизни и деятельности деятелей культуры
  • В картинные галереи и выставочные залы, музеи, в мастерские художников и скульпторов.

Литературные экскурсии  обычно группируются следующим образом:

  • Литературно-биографические. Проводятся по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга и т.д.
  • Историко-литературные, раскрывающие определенные периоды развития русской национальной литературы
  • Литературно-художественные – это поэтико-текстовые экскурсии

Классификация экскурсий  на архитектурно-градостроительные  темы:

  • Экскурсии с показом архитектурных построек данного города;
  • Экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определенного исторического периода;
  • Экскурсии, дающие представление о творчестве одного архитектора;
  • Экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам;
  • Экскурсии с демонстрацией образцов современной архитектуры;
  • Экскурсии по новостройкам.

Следует отметить, что тематические экскурсии того или иного вида редко существуют изолированно друг от друга. Например, исторический материал используется в экскурсиях на архитектурно-градостроительные  темы; элементы природоведческих экскурсий  находят свое место в экскурсиях почти каждой группы тематических экскурсий. Все зависит от конкретных условий  проведения экскурсии, от ресурсов познавательного  плана того или иного города или  региона.

По составу и количеству участников экскурсии подразделяются на индивидуальные, для местного населения, приезжих туристов, взрослых и школьников и т.д. Особенности восприятия экскурсионного материала каждой из указанных групп требуют внесения изменений в содержание мероприятий, методику и технику их проведения, а также в их продолжительность.

По месту проведения экскурсии  бывают: городские, загородные, производственные, музейные, комплексные (сочетающие элементы нескольких).

По способу передвижения — пешеходные и с использованием различных видов транспорта. Преимущество пешеходных экскурсий состоит в том, что, создавая необходимый темп движения, они обеспечивают благоприятные условия для показа и рассказа.

Транспортные экскурсии (в подавляющем большинстве автобусные) состоят из двух частей: анализа  экскурсионных объектов (например, памятников истории и культуры) на остановках и рассказа в пути между  объектами, связанного с характеристикой  памятников и памятных мест, мимо которых следует группа. Некоторые экскурсионные учреждения используют для проведения экскурсий троллейбусы, трамваи, речные и морские теплоходы, вертолеты и т.д.

Продолжительность экскурсии  составляет от 1 академического часа (45 мин) до суток. Краткосрочные туры (от 1 до 3–4 дней) называют маршрутом выходного дня, в них может быть предусмотрено несколько экскурсий разной продолжительности.

По форме проведения экскурсии  могут быть различными:

  • Экскурсия-массовка. Ее участники передвигаются по маршруту одновременно на 10–20 автобусах, в каждом из которых работает экскурсовод. Такие экскурсии могут включать в себя массовые театрализованные представления, фольклорные праздники и т.д.;
  • Экскурсия-прогулка, совмещающая в себе элементы познания с элементами отдыха, проводится в лесу, в парке, по морю, реке и пр.;
  • Экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом);
  • Экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений в салоне автобуса;
  • Экскурсия-спектакль – это форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы и др.

Экскурсия может рассматриваться  как форма учебной работы для  различных групп экскурсантов. Это  может быть:

  • Экскурсия-консультация, которая дает наглядные ответы на вопросы экскурсантов, служит одним из видов повышения квалификации;
  • Экскурсия-демонстрация – это наиболее наглядная форма ознакомления группы с природными явлениями, производственными процессами и т.д.;
  • Экскурсия-урок представляет собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения;
  • Учебная экскурсия (для специальной аудитории) является формой обучения и повышения квалификации экскурсионных работников;
  • Пробная экскурсия представляет собой завершающий этап индивидуальной работы по подготовке и проведению экскурсий, форму проверки знаний у студентов или работающих экскурсоводов при подготовке ими новой экскурсионной темы;
  • Показательная экскурсия – это форма учебной экскурсии, ставящая целью показать образец того или иного методологического приема на конкретном объекте, раскрыть определенную подтему и т.д.;
  • Рекламная экскурсия.

 

Деление экскурсий на четко  определенные группы на практике носит  несколько условный характер, однако имеет большое значение для деятельности экскурсионных учреждений. Правильная классификация экскурсий обеспечивает условия для лучшей организации  работы экскурсовода с клиентами, облегчает  специализацию, создает основу для  деятельности методических секций. Использование закономерностей проведения экскурсий для конкретной группы способствует тому, чтобы каждая экскурсия готовилась и была эффективной. При разработке новых тем экскурсий с большей полнотой и целенаправленностью используются достижения отдельных отраслей знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЫНКА ЭКСКУРСИОННЫХ УСЛУГ

 

 

    1. АНАЛИЗ ЭКСКУРСИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОРОДА ХАБАРОВСКА

 

Экскурсионное дело в Хабаровске начало развиваться ещё в начале XX века, на волне всероссийского подъёма  интереса к туризму и экскурсиям. В те времена в России создавались  экскурсионные организации, вроде "Российского  горного общества" и "Комиссии по организации общеобразовательных  экскурсий", которые были крупнейшими  в своём роде в стране.

После Октябрьской Социалистической Революции, экскурсии продолжают своё развитие в рамках общей просветительской политики Советского правительства. Экскурсии  решали новые цели и задачи, в  первую очередь внедрение новой  идеологии. Развитие экскурсионного дела в Хабаровске достигло своего пика после Великой Отечественной Войны.

Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 30 мая 1969 г. «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране»  определило необходимость в принятии мер к массовому развитию туризма  и экскурсий в стране, расширению сети и улучшению деятельности туристских и экскурсионных учреждений, превращению  туристско-экскурсионного дела в крупную  отрасль обслуживания населения.

Экскурсии стали частью учебного процесса как в школах, так и  в высших учебных заведениях. В  Хабаровске проводились многочисленные экскурсии для школьников всего  края и нередко для школьников из соседних регионов. Профсоюзы оплачивали экскурсии и поездки для работников, таким образом, делая их общедоступными. Но всей этой почти утопической системе пришёл конец вместе с развалом Союза. Экскурсионное дело стало не столь важным направлением для развития на фоне общегосударственного упадка. В связи с этим, на сегодняшний день, экскурсионное дело в Хабаровске находится на недостаточно развитом уровне. Экскурсиями в городе занимается всего 5 компаний:

Информация о работе Разработка тематической экскурсии на тему «По следам японских военнопленных».