Развитие детского туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить вопросы возникновения и развития детского туризма, проанализировать его состояние на сегодняшний день, показать актуальность изучаемого вопроса. Задачи исследования:
· проанализировать этапы исторического развития детского туризма в России;
· определить сущность детского туризма и его виды;
· рассмотреть современное состояние индустрии детского туризма, проблемы, связанные с ним, и перспективы его развития.

Содержание работы

Введение.........................................................................................................3
Глава 1. Обзор истории развития детского туризма в России………….......................................................…...7
1.1. Зарождение туризма и экскурсий в России (XIX век - 1917 год)……………………………………… ………………………………......7
1.2. Развитие детско-юношеского туризма в первые десятилетия
Советской власти (1917-1941 гг.)......…........………………………………...... 11 1.3. Развитие детско-юношеского туризма в послевоенный период..............14
Глава2. Современный детский туризм……......................................17
2.1. Классификация видов детского туризма и организаций, им занимающихся...................................................................................................... 17
2.2. Детские оздоровительные лагеря................................................................22
2.3. Проблемы и перспективы развития детского туризма.............................29
Заключение ............................................................................................................32
Список использованной литературы...................................................................34

Файлы: 1 файл

курсовая Microsoft Word (3).doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

После смерти Р.Р.Лейцингера деятельность по развитию детского туризма не прекратилась. Таким образом, на рубеже веков туризм и экскурсии превращаются в один из методов образования. Обогащается тематика экскурсий, прослеживается связь со школьными предметами. Путешествия уже различаются по продолжительности (местные одно-двухдневные и дальние продолжительные), выделяется летний период как фактор сезонности, расширяется география поездок - от северных регионов до Крыма и Кавказа и от Урала до стран Европы.

1.2. Развитие туризма в первые десятилетия Советской власти

(1917-1941 гг.)

 

В первые десятилетия  Советской власти многие дореволюционные  идеи и замыслы получают теоретическое  и организационное развитие. После  революции 1917 года экскурсионный метод, как более образный, понятный и  доступный, вводят в практику учебных  занятий школ. Экскурсии приобретают политическую и агитационную направленность. По распоряжению Народного Комиссариата Просвещения РСФСР с целью развития туризма и краеведения в 1918 году в Москве было создано Центральное Бюро школьных экскурсий,  которое в 1921 году преобразуется    в    Детскую    экскурсионно-туристскую    станцию    Народного Образования (ДЭТС ОНО). Первые организационно-методические рекомендации Наркомпроса о развитии детского туризма появляются в 1919 году. Внимание уделяется экскурсионным поездкам и массовой работе с детьми летом. В целях оздоровительной работы со школьниками начинается организация летних лагерей на природе.

В 1920 году в школьные программы включается краеведение. Возрастает особый интерес к двум пролетарским столицам. Стремление детей увидеть Петроград и Москву было исключительно велико. Преодолевая разруху и голод, учителя с детьми ехали на экскурсии. Им выдавались продукты, обеспечивались места на экскурсионных базах. Школьники осматривали достопримечательности, посещали музеи, ездили на заводы.

В 1922 году в Крыму  основывается первый крупный детский  оздоровительный лагерь "Артек". А в 1929 году в стране учреждается  печатное издание по туризму - журнал "Турист". В 1929-1930 годах ряд постановлений  Правительства РСФСР способствовал дальнейшему развитию производственных экскурсий. Посещение фабрик, заводов, крупных строительств включается в школьные краеведческие программы как обязательное политехническое просвещение.

Начинается  формирование органов управления детским  туризмом. В 1932 году ДЭТС ОНО сливается с Центральным Бюро краеведения, и при ОПТ и Э создается детский сектор, который через сеть пионерских отрядов по всей стране вовлекает школьников в активную туристскую работу как "юных друзей туризма". Для совместной практической работы были привлечены общество "Друг детей" и детская комиссия при ВЦИК. Организуются курсы для подготовки руководителей детского туризма.

После принятия в 1927 г Постановления Наркомпроса "Об усилении экскурсионной работы среди детей и подростков", в туризме появляется новое направление работы. Большое значение отводится самодеятельному туризму, как основному и наиболее ценному виду воспитательной работы и детского краеведческого образования. Идет организация детских походов с применением навыков ориентирования и элементов топографии, походного быта, умения оказать доврачебную помощь, воспитывается выносливость.

На этом этапе  развития туризма в Советском  Союзе в развитии детского туризма  преобладали образовательные и  воспитательные цели, была заложена основа для летних оздоровительных мероприятий, но приоритетными направлениями оставались отдельные местные самодеятельные походы и экскурсионные поездки. В середине 30-х годов шло быстрое расширение туристско-экскурсионной базы, и ЦИК СССР принимает решение о нецелесообразности дальнейшего развития туризма в рамках самодеятельных обществ.

Была создана  система организаций, координирующих и контролирующих туризм в СССР, в том числе детский.

В 1937 году ЦТЭУ признало нецелесообразной работу отдельных  местных краеведческих организаций, и уже к середине 1938 года все детские станции краеведения местного уровня в стране были ликвидированы.

В   1939  году  самодеятельные походы  были признаны  видом туризма.

В это время  Народный Комиссариат Просвещения  рассматривал туризм как один из видов учебно-воспитательной работы. "Туризм и экскурсии, преследуя прежде всего общеобразовательные задачи, несут в самой своей организации элементы физической закалки и подготовки будущего бойца". Поэтому перед началом Великой Отечественной войны продолжали организовываться походы, полевые военно-спортивные игры.

Таким образом, первые десятилетия советской власти для туризма и экскурсий были годами накопления опыта, поиска организационных  форм функционирования туристских сообществ и оптимальных методов управления процессами развития детско-юношеского туризма в стране.

1.3. Развитие детско-юношеского туризма в послевоенный период

 

Центральная туристско-экскурсионная  станция на время войны прекратила свою деятельность. Дальнейшее развитие детский туризм получает только в послевоенные годы. В 1945 году руководством Советского Союза принимается решение о восстановлении деятельности туристско-экскурсионных управлений. С 1946 года ЦТЭУ приступает к строительству новых туристских объектов, созданию экскурсионных учреждений, организации путешествий. В 1955 году в Москве проходит конференция по детскому туризму, которая принимает решение о возрождении краеведческого движения и регулярном проведении экспедиций пионеров и школьников при содействии Центральной ДЭТС РСФСР и редакции газеты "Пионерская правда".

Одновременно  с массовым патриотическим движением  в стране продолжалась работа по организации  летнего оздоровительного отдыха детей, строились новые пионерские лагеря и туристские базы.

В 60-е годы организационная структура туризма в СССР снова претерпевает изменения. В 1962 году Центральное туристско-экскурсионное управление (ЦТЭУ) преобразуется в Центральный Совет по туризму (ЦСТ), а в 1969 году окончательно реорганизуется в Центральный Совет по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ).

К концу 60-х годов  в детском туризме выделились следующие основные направления  работы: молодежные и детские лагеря отдыха, внутрисоюзные походы и краеведческие  экспедиции. Именно в этот период расширяется  география детского туризма. В 1969 году было принято постановление ЦК КПСС "О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране".

В то же время, основной задачей детского туризма определялось патриотическое воспитание подрастающего  поколения. Основой идеологии стали: воспитание патриотизма, знание своей Родины и дружба народов СССР.

По указанию Центрального Совета по туризму и  экскурсиям (ЦСТЭ) в 1970 году происходит реорганизация структуры детского туризма. Разрозненные республиканские, краевые и областные детские станции объединяются в Центральную детскую экскурсионно-туристскую станцию (ЦЦЭТС) Министерства Просвещения СССР, которая проводила ежегодно познавательные поездки более чем для 450 тысяч детей.

В эти годы пополняется  материальная база для специализированного отдыха школьников. Строятся и благоустраиваются более 30 молодежных и пионерских лагерей, центров отдыха и курортов союзного значения в Крыму, на Кавказе, под Москвой.

Таким образом, в социалистический период истории  нашей страны детский туризм был  хорошо организован, отличался массовостью охвата школьников и был подчинен патриотическому и идейному воспитанию. При этом путешествия по СССР носили и самодеятельный, и организованный характер. Расширилась география поездок школьников от своего региона до крупных городов СССР, других республик и зарубежных стран. На детский туризм продолжали оказывать влияние "красные" даты календаря. Походы и экспедиции планировались централизованно, охватывая все школы и неся в себе конкретные задачи. Массовость достигалась спланированной системой вознаграждений по результатам. Кроме того, именно в 70-80-е годы в СССР была сформирована крупная и дешевая материальная база для развития детского туризма.

К сожалению, в  период начала 1990-х годов, во время  экономических реформ, советская система детского туризма руководителям того времени показалась неэффективной и государственная поддержка учреждений и мероприятий этой системы была сведена до минимальных пределов. Однако даже основ новых экономических отношений в этой сфере создать так и не удалось. На современном этапе в индустрии детского туризма имеется достаточная для ее развития материально-техническая база. В качестве субъектов, развивающих  детский туризм, появились и коммерческие фирмы, и общественные объединения.

Таким образом, возникает необходимость изучения и обобщения опыта развития детского туризма не только с точки зрения дополнительной образовательной деятельности, но и с позиций экономической эффективности этого направления. Новые экономические отношения, возникшие в настоящее время в нашей стране, обострили проблемы в детском туризме, требуют изменений в подходах и механизмах организации деятельности по развитию массового детского туризма.

 

Глава 2. Современный детский  туризм

2.1. Классификация видов  детского туризма и организаций, им занимающихся.

 

В соответствии с Законом РФ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ туризм определяется как «временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных  граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания».

Детский туризм подразумевает путешествия детей, в т.ч. школьников, в возрасте от 7 до 15 лет с различными целями.

По тематическим направлениям познавательные путешествия  школьников можно разбить на этнографические, геологические, экологические, исторические, археологические и другие виды выездов.

По способу  организации туристские путешествия подразделяются на:

-   плановые (осуществляются по программам туристско-экскурсионных учреждений)

-   самодеятельные.

По продолжительности  походов и путешествий различают:

-        одно-двухдневные

-        многодневные.

По степени сложности спортивно-туристские выезды делят на:

-      некатегорийные

-      категорийные походы (1, 2, 3 степени сложности).

При организации самодеятельных походов со школьниками существуют нормативы, ограничивающие возраст  участников и их подготовку.

Например, к тренировочным  выездам допускаются дети от 7 лет  с предоставлением одного руководителя на 6 школьников, в походы 1-ой категории  сложности допускаются учащиеся от 12 лет, 2-ой категории - от 14 лет, руководитель сопровождает 12-15 детей. В походы 3-ей категории сложности идут школьники от 15 лет в сопровождении одного руководителя на 8-12 человек

В детском туризме существует особенность в классификации  на основе такого критерия как сезонность. Выделяются:

-      сезонный - каникулярный период (осень, зима, весна - 8-12 дней, лето - 3 месяца),

-      межсезонный.

Все эти виды детского туризма  на практике встречаются как по отдельности, так и в сочетании друг с  другом.

Можно выделить несколько основных видов детского туризма, существующих в настоящее  время в России, а именно:

1. Внутренний  туризм:

-   экскурсии для школьников

-   спортивный туризм (в т.ч. спортивно-туристские соревнования)

-   самодеятельные школьные обмены

-   познавательные и рекреационные детские туры на коммерческой основе

-   оздоровление и отдых в детских лагерях

2. Выездной туризм:

-   организация международных безвалютных обменов

-   образовательные, деловые и поощрительные выезды для талантливых подростков, победителей творческих конкурсов, олимпиад и т.д.

-   познавательные и рекреационные туры на коммерческой основе

-   выезды в международные детские центры (лагеря)

Сегодня в России в области детского туризма одновременно работают как коммерческие, так и некоммерческие организации.

Коммерческая  сфера состоит из туристских фирм, туристских баз и частных лиц, работающих со школьниками. Деятельность коммерческих структур направлена на получение прибыли и осуществляется в условиях конкуренции на рынке детского туризма.

Некоммерческая  сфера представлена:

· государственными   и муниципальными органами   управления,

· государственными и муниципальными образовательными учреждениями, в том числе учреждениями дополнительного образования

· общественными (самодеятельными) объединениями (туристские клубы, спортивные секции, детские и молодежные общественные организации и движения).

Работа структур некоммерческой сферы не связана  с получением финансовой прибыли  и осуществляется за счет бюджетных  ассигнований и (или) привлеченных средств, в т.ч. родительской платы.

В настоящее  время встречается и смешанный  тип организации детского туризма, который объединяет государственные  дотации  с финансовыми вложениями российских и международных коммерческих ассоциаций, фондов, союзов.

Органы управления образованием и (в меньшей степени) комитеты по физической культуре и  спорту являются государственными и  муниципальными органами управления, которые традиционно занимаются развитием детско-юношеского туризма. В последние годы в реализацию программ по развитию детского туризма включились также органы по делам молодежи и управления (департаменты и т.д.) по туризму, а также органы управления смешанного типа, например, Комитеты по делам молодежи, спорту и туризму.

Информация о работе Развитие детского туризма