Молодежный и детский туризм – новые направления развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 10:23, дипломная работа

Описание работы

Туризм является одной из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленной на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. При этом в отличие от многих других отраслей экономики туризм не приводит к истощению природных ресурсов. Будучи экспортоориентированной сферой, туризм проявляет большую стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках.
Сфера молодежного и детского туризма - это одно из наиболее перспективных направлений туризма, так как представляет собой важный способ передачи новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта и материально-культурного наследия, формирования ценностных ориентаций, нравственного оздоровления и культурного развития нации, один из путей социализации личности. Таким образом, это определяет актуальность темы дипломной работы.

Файлы: 1 файл

Копия Диплом.docx

— 89.09 Кб (Скачать файл)

 

 

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени М.В.ЛОМОНОСОВА

Факультет глобальных процессов

Кафедра геополитики

Иванов Сергей Васильевич

«МОЛОДЕЖНЫЙ И ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ – НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ»

Дипломная работа

студента 5 курса

Студент (ПОДПИСЬ)

 

Научный руководитель:

доктор философских наук,

профессор – Ф.И.О.

Соруководитель:

Доктор политических наук,

Профессор Ф.И.О.

Рецензент:

кандидат геолого-минералогических наук,

доцент - Ф.И.О.

Заведующий кафедрой:

доктор исторических наук,

профессор И.И.Абылгазиев

Ответственный секретарь кафедры:

Кандидат политических наук Е.С.Васецова

 

Работа сдана (ДАТА)

Москва – 2014

Аннотация

 

Автор данной дипломной работы Василенко Наталья .

Тема дипломной работы: «Молодежный и детский туризм – новые направления развития.

Диплом состоит из введения, трех глав, семи разделов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.

В первой главе рассматриваются теоретические аспекты сферы молодежного и детского туризма.

Во второй главе проанализированны особенности развития отрасли, а также выявлены проблемы и предложены перспективные направления решения этих проблем в сфере моложного и детского туризма в России.

В третьей главе

Диплом состоит из ___ страниц, содержит __ рисунков, __ таблиц . Для написания диплома были использованы __ источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Туризм является одной из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленной на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. При этом в отличие от многих других отраслей экономики туризм не приводит к истощению природных ресурсов. Будучи экспортоориентированной сферой, туризм проявляет большую стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках.

Сфера молодежного и детского туризма - это одно из наиболее перспективных направлений туризма, так как представляет собой важный способ передачи новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта и материально-культурного наследия, формирования ценностных ориентаций, нравственного оздоровления и культурного развития нации, один из путей социализации личности. Таким образом, это определяет актуальность темы дипломной работы.

Объектом исследования будет выступать сфера молодежного и детского туризма. Предметом – новые направления развития молодежного и детского туризма.

Целью данной работы является проведение анализа основных направлений развития в сфере молодежного и детского туризма. Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие основные задачи дипломной работы:

Во первых, рассмотреть сущность и классификации молодежного и детского туризма;

Во вторых, изучить историю развития молодежного и детского туризма;

В третьих, проанализировать процесс управления сферой молодежного и детского туризма;

В четвертых, определить особенности развития сферы молодежного и детского туризма в России и зарубежом;

В пятых, рассмотреть пути преодоления существующих проблем и перспективы развития отрасли.

В шестых

В седьмых .

Методологическую основу дипломной работы составляют нормативная база, регулирующая рассматриваемую сферу отношений, экономическая учебная литература по теме, а также материалы периодических изданий, отражающих исследуемые вопросы.

Структурная характеристика дипломной работы следующая. Исследование состоит из введения, двух разделов и заключения. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, цели и задачи. В первой главе, на основе изучения нормативного и учебного материала, периодических публикаций изложены методологические аспекты, характеризующие сферу молодежного и детского туризма. Вторая глава посвящена анализу текущего состояния сферы молодежного и детского туризма, определению проблем, тенденций и перспектив развития. Заключение обобщает выводы по главам, характеризует результат решения поставленных во введении задач, достижения цели.

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические аспекты  сферы молодежного и детского  туризма

    1. Сущность и классификации молодежного и детского туризма.

 

В соответствии с Законом РФ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ туризм определяется как «временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания».

Молодежный и детский туризм выделяется из общего понятия туризма и подразумевающий путешествия детей и молодежи, в возрасте от 7 до 25 лет с различными целями.

Детский туризм относится к категории социального туризма, который, в соответствии с Федеральным законом от 24.11. 1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» является туризмом, финансирование которого осуществляется полностью или частично за счёт государства, работодателей. Правда, последнее, за исключением крупных концернов, представляется весьма проблематичным.

Детский туризм - организованное путешествие группы детей школьного возраста (от 7 до 17 лет) в сопровождении руководителя. В современных условиях существует в новых формах: образовательного детского туризма с целью изучения иностранного языка; оздоровительного детского туризма в спортивных и летних лагерях, расположенных как на территории нашей страны, так и за рубежом; экскурсионно-познавательного детского туризма.

Большую долю в детском туризме занимает экскурсионная, познавательная составляющая. Такие туры организуются повсеместно, с выездом в различные регионы страны, особенно в крупные столичные города[9].

Молодежный туризм - конкретный вид туристской деятельности юношества и подростков, реализуемый как в рамках национальных границ, так и на региональном и мировом уровнях.

Молодежный туризм - это средство гармоничного развития подростков и юношей, реализуемое в форме отдыха и общественно полезной деятельности, характерным компонентом которого является путешествие (экскурсия, прогулка, поход, экспедиция). Это определение прежде всего указывает на то, что в туризме должны интегрироваться все основные стороны воспитания: идейно-нравственная, трудовая, эстетическая, физическая, патриотическая и интернациональная, умственное развитие, политехническое образования и др. Исходя из истории развития туристской деятельности, познавательная функция в той или иной мере присуща любому туристскому мероприятию, поэтому познание для детей нового и необычного на экскурсиях, в походах, экспедициях, полевых лагерях базируется на одной из основных составляющих туристской деятельности.

Данная форма организации учебно-воспитательного процесса в детском туризме базируется, кроме вышеназванного, на теоретических основах исследовательского метода обучения в походах, который определяет деятельность руководителя детской группы при подготовке и проведении учебных мероприятий и участников похода.1

Следует отметить, что при организации и проведении данной формы туризма реализуется личностно-ориентированная педагогическая парадигма. В рамках этой парадигмы осуществляются следующие основные принципы и подходы к учебно-воспитательной работе в туристском лагере с отдыхающими детьми:

- личностно-деятельностный;

- диалогический или полисубъектный 

- индивидуально-творческий;

- культуросообразности;

- целесообразности;

- природосообразности;

- краеведческий;

- целостности воспитательного процесса и единства педагогического влияния.

Исходя из этих теоретических позиций можно определить те принципиальные педагогические взгляды, на которых следует базироваться в практике организации и проведения туристских детских лагерей.

Именно педагогом-воспитателем, инструктором туризма в детском туристском лагере должны задаваться условия, формы и методы исследовательской деятельности в походах, благодаря которым у ребенка будет формироваться внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним первой информации с творческих позиций. 2

Туристско-краеведческая форма учебно-воспитательной работы является эмоционально яркой и очень содержательной стороной жизни детей. Такая форма работы способствует укреплению здоровья, разностороннему воспитанию, становлению гражданственности и патриотизма подрастающего поколения. Особенно актуальными в настоящее время для жителей урбанизированных пространств являются: укрепление здоровья учащихся через дозированные физические нагрузки, знакомство воочию с красивейшими ландшафтами страны, непосредственный контакт с природой.

Для учащихся в подростковом и юношеском возрасте разнообразные путешествия, знакомство с различными уголками своей страны, изучение на практике их исторических, культурных, природных достопримечательностей является наиболее естественной, или как сказали бы классики - природосообразной деятельностью.

Использование разнообразных туристских и технических средств в оздоровительном туристском лагере: лазание по скалам, плавание на байдарках, лодках и катамаранах, работа с различными приборами и механизмами, проведение радиосвязи, к которым у детей среднего и старшего возраста имеется повышенный интерес, создает дополнительный привлекательный фактор участия в туристском походе.

Молодежные туристские походы и экспедиции проходят в форме, максимально приближенной к настоящей исследовательской экспедиции в спортивном туризме.

Как комплексное социально-экономическое понятие туризм классифицируется по различным критериям: по целям путешествий, по форме организации, по количеству участников, по возрастному показателю и т.д. С этой позиции туризм можно подразделить на внутренний, международный (выездной, въездной) и комбинированный.

По целям путешествий выделяются следующие виды туризма:

- познавательный;

- спортивный;

- рекреационный;

- оздоровительный.

По тематическим направлениям познавательные путешествия школьников можно разбить на этнографические, геологические, экологические, исторические, археологические и другие виды выездов.

По способу организации туристские путешествия подразделяются на плановые, которые осуществляются по программам туристско-экскурсионных учреждений и самодеятельные.

Информация о работе Молодежный и детский туризм – новые направления развития