Развитие международного туризма в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 00:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение международного туризма и его доли на Российском туристском рынке. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Дать определение международного туризма как сферы деятельности.
2. Проследить развитие международного туризма в России.

Содержание работы

Введение................................................................................................................3
Глава 1. Общее определение международного туризма как
сферы деятельности.............................................................................5
1.1. Классификация международного туризма по цели путешествия…...5
1.2. Классификация по способу передвижения...........................................9
1.3. Субъекты международного туризма.....................................................9
1.4. Значение международного туризма......................................................11
1.5. Факторы, определяющие развитие международного туризма...........12
Глава 2. Развитие международного туризма в России.................................19
2.1. Туристический потенциал России........................................................19
2.2 Состояние и перспективы российского туристского рынка в
структуре мирового рынка.......................................................................24
Глава 3. Основные проблемы развития международного туристического бизнеса в России и пути их решения.....................................................................26
3.1 Качество инфраструктуры туризма.......................................................26
3.2 Уровень сервиса………………..........................................................30
3.3 Ценовая политика..............................................................................32
3.4 Создание имиджа России..................................................................34

Заключение.............................................................................................................35
Приложение 1.........................................................................................................37
Список литературы................................................................................................37

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 99.24 Кб (Скачать файл)

Яхтенный туризм в России  в  целом только начинает развиваться, и количество туристов составляет не более 0,5 % от внутреннего турпотока, наибольшую популярность он имеет  в Ленинградской области и Карелии, хотя мог бы получить развитие во всех названных приморских регионах.

Для России с ее недостаточно развитой туристской  инфраструктурой и  огромным невостребованным туристским потенциалом развитие специализированного  туризма как нового альтернативного  направления представляет наибольший интерес с точки зрения привлечения  искушенного иностранного потребителя  и диверсификации внутреннего туристского  предложения.

Выявленные приоритетные виды туризма  и перспективные туристские регионы  определяют соответствующие им приоритеты в развитии туристской инфраструктуры.  

По уровню туристского предложения, учитывающего неравномерность распределения  туристских ресурсов на территории страны, а также различный уровень  развития туристской инфраструктуры и  кадрового потенциала, районы страны могут быть распределены  следующим  образом:

- регионы с высоким уровнем  развития туристского продукта  – Москва и Московская область,  Санкт-Петербург и Ленинградская  область, район Кавказских Минеральных  вод, Краснодарский край, Калининградская  область, регионы Золотого Кольца;

- регионы со средним уровнем  развития туристского продукта  – Северо-Западный регион, Тверская  область, Центральная Россия, Татарстан,  Поволжье,  такие  республики  Северного Кавказа, как Карачаево-Черкесия  и Кабардино-Балкария, Ростовская  область, Иркутская область, Приморский  край, Камчатка, Мурманская область,  Ханты-Мансийский автономный округ;

- регионы с недостаточным уровнем   развития туристского продукта, но обладающие значительным потенциалом   для перспективного развития: прибрежные  территории Каспийского и Азовского  морей, районы Крайнего Севера (Арктика, Земля Франца-Иосифа), Дальневосточный  регион (Курилы, Командорские острова,  Якутия, Хабаровский  край, Чукотка,  Магаданская область), Западная Сибирь (Алтай, Красноярский край и  др.),  Тува (п.Кунгуртуг, озеро  Тере-Холь, крепость Пор-Бажын), Бурятия,  Урал.  В перечисленных районах  качественный туристский продукт  только начинает появляться.

Одной из актуальных проблем является проблема транспортной составляющей в  обеспечении дальнейшего развития туризма в России. Это относится  к авиа-, железнодорожному, водному  и автосообщению, строительству  автомобильных дорог.

Недостаточно высокий уровень  организации воздушного транспорта внутри страны по сравнению с международными перевозками является одним из основных факторов, ограничивающих дальнейшее развитие туристских комплексов в регионах страны. Услуги аэропортов по обслуживанию воздушных судов, пассажиров и грузов регулируются государством как услуги естественных монополий, что ограничивает конкуренцию на внутреннюю авиаперевозку  и не позволяет снизить цены на наземное обслуживание. Конкуренция на основных направлениях между авиаперевозчиками будет способствовать снижению цен и соответствующему увеличению туристского потока. В отличие от многих зарубежных стран  в России практически отсутствуют низкобюджетные перевозчики  с современным авиапарком. Доля авиационных перевозок в структуре въездного и внутреннего туристского потока весьма значительна, однако  состояние парка авиалайнеров, аэропортов, взлетно-посадочных полос  пока сдерживает развитие туризма в ряде российских регионов.

Несмотря на позитивные сдвиги, произошедшие за последние годы на пассажирском железнодорожном транспорте (обновление парка железнодорожных составов, введение скоростных  поездов на ряде направлений, расширение туристского  предложения, связанного с появлением туристских поездов на наиболее популярных культурно-познавательных маршрутах, повышение качества сервиса в  целом), остаются нерешенными такие  проблемы, как  дефицит железнодорожных  перевозок в высокий сезон, сложность  покупки железнодорожных билетов, отсутствие электронного билета, завышенные цены. В контексте общеевропейской  тенденции роста популярности железнодорожных  туристских поездок по сравнению  с авиационными  и в связи  с большей экологической безопасностью  железнодорожного транспорта по сравнению  с воздушным  решение упомянутых проблем имеет важнейшее значение для развития туристских поездок  внутри страны.   Перевозка наибольшего  потока туристов в России осуществляется именно железнодорожным транспортом: в 2009 году его услугами воспользовалось около половины от общего числа туристов.

На протяжении многих лет большой  популярностью у иностранных  и российских туристов пользуются речные круизы. Наиболее востребованным маршрутом  являются  круизы Москва – Санкт-Петербург, а также на Валаам, Соловки, Кижи, а также по Волге. Всего в России на сегодняшний день курсируют 110 теплоходов по более чем тысяче речных маршрутов.  В то же время пропускные возможности  шлюзового хозяйства  между Москвой  и Санкт-Петербургом практически  исчерпали себя и дальнейшее количественное увеличение пассажирского флота  на данном маршруте невозможно. Перспективными регионами для развития речных круизов  являются акватории сибирских рек  – Лены, Енисея и Оби, а  также  Амура. 

Россия в последние десятилетия  собственного строительства современных  круизных судов практически не ведет  и в то же время не закупает круизные суда за рубежом.  В связи с  этим практически остановлено круизное судоходство по Черному морю, не развивается   пассажирское судоходство  на Каспийском и Азовском морях,  тормозится развитие речных круизов  в Центральной  России,  в Сибири  и на Дальнем Востоке. Изношена  инфраструктура круизного туризма - морские и речные вокзалы, причалы и др.

Туристские автобусы с современным  уровнем комфорта также не производятся отечественной промышленностью, несмотря на то, что около 15% туристов используют именно этот вид транспорта.

 В последние годы начал   активно развиваться горнолыжный  туризм, однако для современного  оснащения горнолыжных комплексов  необходимы не только гостиницы,  но и наличие инженерной и  транспортной инфраструктуры –  водо-, энерго- и газоснабжения, развитой  дорожной системы, горнолыжных  подъемников и иного оборудования, информационных коммуникаций, качественного  сервиса, экологически безопасной  инфраструктуры. Кроме этого, сложен  механизм предоставления в аренду  земельных участков лесного фонда  для строительства горнолыжных  объектов.

 В настоящее время на территории  Российской Федерации функционируют  около 150 горнолыжных комплексов. Самыми популярными горнолыжными комплексами Российской Федерации являются: «Красная Поляна» в Краснодарском крае (260 тыс. туристов),  «Домбай» в Карачаево-Черкесской Республике (в 2007 году принято 195 тыс. туристов), «Приэльбрусье» в Кабардино-Балкарской Республике (100 тыс. туристов). Горнолыжные центры Московской области в 2007 году приняли более 320 тыс. человек.

Построены и успешно функционируют  горнолыжные центры «Бобровый Лог» (Красноярский край), «Белокуриха» (70 км от г. Бийска), «Шерегеш» (200 км от г. Новокузнецка), «Соболиное» (145 км от г. Иркутска), интенсивно развивается горнолыжный комплекс на озере Байкал (пос. Листвянка Иркутской области), «Завьялиха» (12 км от г. Челябинска),

Строятся горнолыжные центры и  в других регионах: в Республике Карелия («Спасская Губа»), Нижегородской  области («Нижегородская Швейцария»), на Урале - в Челябинской области («Две долины», «Евразия») и в Кемеровской  области,  на Алтае («Манжерок»),  в Магаданской области  («Марчекан») (перечень крупнейших горнолыжных комплексов России, расположенных в различных  регионах России, дан в Приложении).

Учитывая климатические и ландшафтные  особенности России, горнолыжный, как  и другие зимние виды туризма, имеют  большие перспективы развития.

Существенной проблемой являются  высокие таможенные пошлины на закупку  транспортных средств (туристских автобусов, круизных судов), гостиничного и ресторанного оборудования, оборудования для горнолыжных  комплексов, аквапарков и иной инфраструктуры, не производимого в России.

Таким образом, главная проблема - отставание в уровне развития необходимой  инфраструктуры.

Большое значение для успешной реализации настоящей стратегической альтернативы имеет грамотно выбранная администрацией области инвестиционная политика. Задача последней заключается в создании благоприятного финансовою климата  с целью увеличения туристского  и в целом социально-экономического потенциала региона. Выбор приоритетов в инвестиционной политике целесообразно ориентировать на следующие предпосылки:

- полное использование местных  природных туристских ресурсов  без ущерба для их естественного  восстановления и экологической  обстановки; 

- обеспечение полной занятости  населения региона, создание условий  для его квалификационного и  творческого развития, увязывая  их с перспективой формирования  туристской сферы, полное восстановление, сохранение и использование историко-культурного  потенциала территории.

 

3.2 Уровень сервиса

Если взять Москву, то её потенциал  огромный, число иностранных туристов неуклонно растёт. Вместе с тем  в Москве существует ряд проблем, не позволяющих турфирмам, работающим по приёму иностранных и российских туристов, делать это максимально  эффективно. Причиной тому является дефицит  номерного фонда. Как мы можем  говорить о сервисе, если наши потенциальные  туристы не имеют возможности  к нам спокойно приехать, а тем  более выбрать приемлемые для  них гостиничные услуги. Строятся новые отели и реконструируются старые. Ситуация меняется и в регионах, где вводиться достаточно много хороших отелей, в том числе 4-5 звёзд. Удивляет другое: в Москве, где развитие туризма позиционируется как одна из основных задач, всё делается для того, чтобы не стало гостиничных мест. За последние 2 года снесли «Интурист», «Москву», «Россию». Эти шаги могут оказаться катастрофическими для столицы, поскольку нет никакой альтернативы (т. к. на месте этих гостиниц планируется возвести отели с меньшим количеством мест высочайшего класса, с соответствующим уровнем цен). Есть конечно крупные гостиничные комплексы как «Измайлово», «Украина» для более имение массового туриста, но это капля в море. На месте «России» вряд ли появиться гостиница туристического класса. Но для туроператора при формировании пакета - так устроен бизнес во всем мире - стоимость номера должна быть $ 80-90. Вряд ли можно ожидать, что через 5 лет на месте «России» появится подобный комплекс с подобными ценами.

Эта ситуация связанна с тем, что  из тех площадок, которые выделяются под строительство гостиниц, реально  идёт строительство только на 50%. За последние 2 года от силы открылось 20 гостиниц, но при этом трудно сосчитать, сколько  появилось жилых домов, торговых комплексов в городе и возле кольцевой  дороги. Если хотя бы десятая часть  от торговых площадей стала гостиничной, всё было бы в порядке. Но её нет. Причиной этому является экономика  вопроса: тяжело конкурировать с  инвесторами, которые на данном месте  собираются строить торговые площади  и жильё. Для этого должна быть муниципальная программа: школы  строить тоже нерентабельно, но их же строят. То же - с гостиницами.

Особенно заметна нехватка гостиниц туристического класса, недорогих мотелей  и студенческих кемпингов как  во всей Европе. Отсюда данные одной  проверки, которая показала, что  в основном к нам приезжают  люди по бизнесу, которые ни в коей мере не будут оставлять больших  денег, им не нужны наши сувениры. Они  прилетели, обсудили свои вопросы и  уехали.

Ещё одной проблемой сервиса  является информационное обеспечение. Сегодня выпускаются всевозможные сборники, справочники, буклеты в  основном только на английском языке. Тогда как, исходя из статистики, больше всего в Россию приезжает граждан  Китая , а на их родном языке информация отсутствует. Наблюдается дефицит  полноценных карт и буклетов, содержащих сведения не только о маршруте следования, но и пояснения к объектам и  достопримечательностям. А европейцы  любят самостоятельно путешествовать. Нет элементарных музейных карт - однодневных, трёхдневных, в мире они продаются  во всех киосках, в метро. Так же экспертами отмечалось, что обычные туристы  не имеют возможности хорошо ориентироваться  по городу и чувствуют себя зачастую потерянными. Они ловят такси, но водитель не говорит даже на английском; они хотят купить карту или  путеводитель на родном языке, но по близости такой возможности нет. Эту ситуацию можно было бы изменить, если уже  в аэропортах, можно было бы бесплатно  получить, а вернее просто взять  такую карту. И это не из области  фантастики: сколько мы видим красочных  рекламных листовок на глянцнвой  бумаге, разбросанных по всему городу- они бесплатны потому что выгодны  рекламодателю. А теперь можно представить, что если бы какое-нибудь издательство запланировало выпуск таких карт с информационными указателями, которые в последствие попадут  в руки туристов - потенциальных  покупателей, так как они на отдыхе и соответственно будут тратить  деньги, то ему бы не стоило и труда  заключить контракты на печатанье  на полях этой карты рекламы ресторанов, кафе, магазинов, служб такси, заказа билетов и.т.д. Тем самым, реклама  окупила бы расходы, и эти карты  были бы доступны всем туристам и лежали бы они повсюду, как и простые  рекламные буклеты. И иностранец, попав в город уже имел бы какой-то ориентир, которым мог бы воспользоваться, показывая пальцем таксисту, куда ему нужно. Но не всё так безнадёжно и уже предпринимаются шаги по изменению сложившейся ситуации. Так в Москве создан туристский информационный центр - прекрасная задумка.

Проблемой сервиса является и проблема работы музеев. Сегодня в Москве функционируют более ста музеев, и в большинстве из них выходные дни приходятся на понедельник и  вторник, но туристы приезжают и  в эти дни. Есть интересные маленькие  музеи, как, например, Музей предпринимательства  и меценатства, который находиться в запущенном состоянии, требует  ремонта. Необходимо, чтобы правительство  уделяло больше внимание работе музеев, взяло их под свою опеку. Одна из важнейших проблем- недостаточное  количество экскурсоводов. Сегодня  работают экскурсоводы, средний возраст  которых 45-50 лет. Это люди высокопрофессинальные, с энциклопедическими знаниями, получившими образование в советское время. Кто придёт им на смену?

Кроме нехватки номерного фонда, причины  кризиса отрасли эксперты видят, в частности, в сложностях с получением въездных виз для иностранцев  и острой нехватке доступных, но благоустроенных  гостиниц. С визами вопрос постепенно решается, скажем, есть договоренность между РФ и Евросоюзом об упрощении  въезда европейцев из стран "золотого миллиарда" в Россию. Но сейчас уже  решается вопрос о либерализации  визового обмена с Японией и т.д.

Одной из главных проблем является отсутствие профессионально подготовленного  персонала для сферы услуг. Отрасль  динамично развивается, число отелей и, особенно, ресторанов растёт на глазах, а кадров не хватает. Разумеется, каждый владелец отеля или ресторана  хочет иметь грамотный персонал - все хотят получить готовый продукт, но при этом не все готовы к сотрудничеству с общеобразовательными учреждениями. К примеру, почти никто из работодателей, за исключением Федерации рестораторов и отельеров и некоторых других, не стремиться вкладывать вкладывать средства в образование или идти на иные формы сотрудничества.

Не случайно в последнее время  власти и туроператоры обратили большое  внимание на развитие въездного туризма  в регионах. Так, Федеральное агентство  по туризму, которое, к слову, работает немногим больше года, активно рекламирует  туры по российским провинциям, естественно  тем, где создана необходимая  инфраструктура, есть гостиницы. Например, на берегах озера Байкал. Эксперты предвидят, что хотя разворот в сторону  регионов правильный, но длительный и  дорогой. Для иностранцев, особенно западноевропейцев и американцев, поездки в Россию - это вообще разновидность экстремального туризма. Надо очень постараться, чтобы заманить их в удаленные от центра уголки страны, - построить там современные  туристические комплексы и мощно  их прорекламировать. При должном  отношении перспективы хорошие. Так, по словам Л.Исаковича, поток инотуристов  только на Байкал в течение одного года может составить 150-200 тыс. человек. Но на рекламу туризма в России, по данным аналитиков, необходимо тратить  не менее 100 млн долл. в год. Франция, особо не нуждающаяся в рекламе, например, ежегодно тратит на эти цели 60 млн. евро.

Информация о работе Развитие международного туризма в России