Развитие международного туризма в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 00:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение международного туризма и его доли на Российском туристском рынке. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Дать определение международного туризма как сферы деятельности.
2. Проследить развитие международного туризма в России.

Содержание работы

Введение................................................................................................................3
Глава 1. Общее определение международного туризма как
сферы деятельности.............................................................................5
1.1. Классификация международного туризма по цели путешествия…...5
1.2. Классификация по способу передвижения...........................................9
1.3. Субъекты международного туризма.....................................................9
1.4. Значение международного туризма......................................................11
1.5. Факторы, определяющие развитие международного туризма...........12
Глава 2. Развитие международного туризма в России.................................19
2.1. Туристический потенциал России........................................................19
2.2 Состояние и перспективы российского туристского рынка в
структуре мирового рынка.......................................................................24
Глава 3. Основные проблемы развития международного туристического бизнеса в России и пути их решения.....................................................................26
3.1 Качество инфраструктуры туризма.......................................................26
3.2 Уровень сервиса………………..........................................................30
3.3 Ценовая политика..............................................................................32
3.4 Создание имиджа России..................................................................34

Заключение.............................................................................................................35
Приложение 1.........................................................................................................37
Список литературы................................................................................................37

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 99.24 Кб (Скачать файл)

 

3.3 Ценовая политика

Немаловажным фактором, тормозящим развитие туристического бизнеса в  России, являются неадекватные цены гостиничного сектора. В первую очередь это  связано с дефицитом и вытекающим из него монополизмом по отношению  к потребителям, когда гостиницы  из-за повышенного спроса диктуют  свои условия. По мнению туроператоров  въездного тузима, средняя цена качественного  отеля туристического класса не должна превышать 30-40 долл. За место. Тогда  можно будет привлечь туда туристов. В реальности опубликованные тарифы гостиниц 3-4 звезды («Измайлово», «Космос», «Украина») почти в два раза выше.

Особенно заметен рост цен на гостиницы в последние годы, который  не сопровождался ростом качества обслуживания. Например, в 1999 г. Проживание в отеле «Прибалтийская» (Санкт-Петребург) стоило 25-35 долл. Для туристов, прибывающих в составе групп. В 2003 г. цена поднялась до 70 долл., а в 2007г. уже более 100 долл. И этот показатель отнюдь не имеет тенденции к снижению. С учетом подорожания билетов в музеи и транспортных услуг цена тура, например, «Москва- Санкт-Петербург»  выросла в среднем на 40%, снизилась и норма прибыли у туроператоров. Такая ценовая политика снижает конкурентоспособность российского турпродукта. Например, в Гонконге цена группового тура одинаковой продолжительности в Париж стоит 1000 долл., а в Москву- 1500 долл.

Еще одной проблемой гостиничного сектора, связанной с ценообразованием, является ценовая «дискриминация»  иностранных туристов. Тарифы на проживание в московских гостиницах «Измайлово», «Космос», «Украина» для иностранцев  в 2-3 раза выше, чем для соотечественников, а проживание в гостиницах городов  «Золотого кольца» для граждан  России в среднем стоит 30 долл., для  иностранных туристов – 100 долл.

Как пишет  эксперт Жак Рагон в своем  докладе для представительства  Программы развития ООН в России, цены сразу сбивают с толку иностранного туриста. Во-первых, система завышенных тарифов противоречит Уставу Совета Европы. Во-вторых, подобное положение вещей заставляет иностранных туристов как искушенных потребителей очень требовательно относятся к качеству. Это приводит к очень противоречивым последствиям. Если на Кубе тарифы для туристов особенно завышены по отношению к местным ценам для кубинских граждан, то услуги, предоставляемые иностранным туристам, соответствуют международным стандартам качества, и клиенты знают об этом еще до начала путешествия. Это закон рыночной экономики.

Здесь можно  ездить из города в город и видеть вопиющие различия, весьма негативно  сказывающиеся на репутации России».

При этом ценовая  дискриминация иностранных туристов касается не только стоимости гостиничных  услуг, но и экскурсионного обслуживания. Например, входной билет в ГМИИ им.Пушкина , Оружейную палату, Эрмитаж  и другие музеи для россиянина составляет от 15-30% стоимости билета по сравнению с иностранцами.

С 2002 г. финансирование развития и в том числе продвижение туризма стало планироваться отдельной строкой в госбюджете и составило в 2003 г. около 1 млн долл. (хотя фактически несколько меньше). В 2004  г. рекламный бюджет России составил около3 млн. евро и в последние годы примерно столько же. Конечно, эта сумма несовместима со средствами, выделяемыми на эти цели в других странах, но тем не менее и столь небольшими по международным меркам, средствами можно было бы распорядиться более эффективно. К примеру, непонятно какие маркетинговые цели ставились при принятии решения об участии России в 19-й Международной туристской выставке «Philoxenia» в Греции. Выставка относилась к разряду не самых крупных, Греция не является страной – крупным поставщиком туристов на международный туррынок, не входит она и в двадцатку стран – поставщиков туристов в Россию. В год в Россию из Греции приезжает порядка 50 тыс. человек, из них с туристскими целями всего 5 тымс. Это означает, что туристский рыно Греции не является целевым для России ни в плане емкости, ни в плане платежеспособности. Таким образом, даже наличие финансирования в настоящее время не всегда способствует эффективному решению задачи продвижения России.

В связи с этим одна крупная турфирма выработала следующий план действий в отношении цен на турпакеты: во-первых, пытаться убедить гостиницы  если не снижать цены, поскольку  сразу к этому психологически трудно привыкнуть, то заключать договоры на менее жёстких условиях. Это  касается аннуляции, штрафных санкций  и т.д. Во-вторых, структурно перестраивать работу собственного офиса. В-третьих, совершенно бесполезно участвовать в рекламных мероприятиях за рубежом, прежде всего в выставках. При графике, который идёт вниз, особенно первые два-три года, странно выбрасывать огромные деньги на рекламу.

 

3.4 Создания имиджа России

Отсутствие политики по созданию такого имиджа тоже является современной проблемой  сферы туризма нашей страны. Если мы хотим, чтобы к нам тянулись туристы, мы должны их чем-то заинтересовать. Если обратиться к нашим европейским  коллегам, мы увидим, что в Европе, помимо экскурсионного, широко развит событийный туризм. Так, авиашоу в  Ле Бурже собирает 8 миллионов туристов со всего мира. К сожалению, нашим  авиашоу до таких масштабов ещё  далеко. И, конечно же, в Москве катастрофически  не хватает отелей, их всего 150 на 65 тыс. мест, тогда как, например, в Мадриде  их 1059. Но многие эксперты в правительственных  кругах считают, что в Москве есть уникальная возможность сочетать различные  виды туризма, начиная с делового и заканчивая событийным.

Конечно, это вопрос времени и денег. Но постепенно нашим туроператорам стоит включать в турпрограммы такие мероприятия, как празднование Дня города, инициировать различные выставки и ярмарки.

Многие могут возразить, что  такие программы не работают, а  вернее не быстро окупаются. Да, этот так, но последствия могут оказаться  ещё плачевнее, если этим вопросом не заниматься вообще. Взять, например, программу  «Белые ночи» в Петербурге. Если последние 70 лет силами огромного  государства, его аппарата и многомиллионными вложениями рекламировались белые  ночи, то трудно ожидать, что за несколько  месяцев силами нескольких человек  и гостиниц, почти без денег  ситуация измениться. Чтобы, воплотить эту хорошую идею, нужны средства, силы и время. На протяжении десятилетий складывался образ России - водка, икра, Большой театр .Чтобы поставить в этот ряд что-нибудь ещё нужны усилия. Для этого должны привлекаться известные журналисты, к мнению которых прислушиваются на западе, чьи статьи широко публикуются и доходят до адреса. Так же всегда должна быть обратная связь. Очень важно обратить внимание на те страны, которые максимально быстро и просто можно привлечь в Россию. И это не только, кстати, европейские страны, но и туристы из Азии (Китая, Японии, Кореи). Они способны принести первые оборотные средства для развития инфраструктуры города.

Гендиректор компании PAG GROUP, заметил, что, несмотря на большие позитивные изменения, произошедшие в Москве, сегодня  по-прежнему существует проблема недостаточной  информированности потенциальных  клиентов. Работая как на приём, так  и на отправку, сотрудники PAG GROUP хорошо знакомы с деятельностью зарубежных офисов по туризму, которые круглый  год рекламируют свои страны. Если Россия хочет быть узнаваемой и привлекательной, то информацию о достопримечательностях страны должна быть постоянно доступной  в течение всего года, хотя бы в тех странах, откуда к нам  чаще всего приезжают туристы. Страны, заинтересованные в российских туристах, давно открыли у нас свои офисы  по туризму, работают, тратят на рекламу  значительные суммы и успешно  продают свой продукт. Совершенно понятно, что ни одна коммерческая структура  не может заменить государство с  точки зрения имиджевой рекламы  или создания инфраструктуры. Как  можно всерьёз говорить о развитии Сочи без инфраструктуры - аэропортов, вокзалов, дорог, переездов, мостов? То же касается Москвы и Петербурга.

При этом не стоит забывать, что в мире достаточно много интересного, помимо нашей  страны. Если мы говорим о памятниках культуры, то Россия занимает далеко не первое место не только в Европе, но и в Азии. Если говорить о географической удалённости, то - это долгий и дорогой  полёт.

 

 

Заключение.

Анализируя  международный туризм в России можно  сделать вывод, что Российская Федерация  обладает огромными потенциальными возможностями по развитию туристской сферы. Однако эти возможности сейчас  используются  в недостаточной  степени. Основные причины такого положения, определяются как социально-экономическим  кризисом в стране, так и недостаточным  уровнем развития инфраструктуры туризма  в России.   Развитие туризма в России – важное направление деятельности в нашей экономике. Россия – исключительно привлекательная страна, причём не только для иностранцев, но и для россиян.      Успешное развитие внутреннего туризма в последние годы особенно заметно в регионах страны. В настоящее время наибольшая загрузка характерна для гостиниц Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодарского и Ставропольского краев и Калининградской области. Курортное дело можно смело назвать одной из отраслей нашей экономики. И эта отрасль, так же как и другие, требует вложений капиталов.      Туризм стимулирует развитие других сопредельных отраслей экономики: торговли, транспорта, связи, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления и др. Наряду с высоким экономическим потенциалом, туризм играет важную социальную роль. Он оказывает значительное влияние на занятость населения. В будущем прогнозируется рост туризма на 45,8% или на 12,1 млн. руб. Следует отметить, что рост обеспечен благодаря усилению материально-технической базы размещения, повышением уровня и культуры услуг. За 5 лет она удвоилась. На основании изложенного можно сделать выводы о том, туризм будет развиваться высокими темпами, превышающими темпы развития основных отраслей национальных экономик.            Разрабатывается новая государственная концепция развития туризма в условиях рыночных отношений, расширяются международный туристский поток и география туристских поездок. При этом приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего и въездного туризма.         Стратегической целью Концепции является формирование условий для создания на территории Краснодарского края современного, конкурентоспособного и высокоэффективного санаторно-курортного и туристского комплекса, доступного для всех слоев населения страны.    Цели курсовой работы были достигнуты.

 

                                                                          ПРИЛОЖЕНИЕ №1 

Прогноз распределения  объемов въездного туризма по регионам мира

(международные  туристские прибытия, млн.чел.)

 

Регионы мира

Прибытия

Прогноз

1985

1990

1995

2000

2010

2020

Всего

327,1

457,2

565,4

667,7

1006,4

1561,1

Африка

9,7

15,0

20,2

27,4

47,0

77,3

Америка (Сев. и Юж.)

64,3

92,8

108,9

130,2

190,4

282,3

Восточная Азия

(Тихоокеанский регион)

31,1

54,6

81,4

92,9

195,2

397,2

Европа

212,0

282,7

338,4

393,4

527,3

717,0

Ближний Восток

7,5

9,0

12,4

18,3

35,9

68,5

Южная Азия

2,5

3,2

4,2

5,5

10,6

18,8


 

 

                         Список источников и литературы.

Нормативно-правовые акты:        1. Доклад Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации «Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации за 2008 год и задачах экономической политики Правительства Российской Федерации на 2009 год».  Правовая система «Консультант Плюс»

2. Распоряжение  Правительства РФ от 11 июля 2008 г № 954-р «Концепция развития туризма в Российской Федерации на период до 2009 года», Правовая система «Консультант Плюс»

 

Литература:

1. Авдокушин Е. Ф. «Международные  экономические отношения»          Учеб. пособие.- М.: ИВЦ "Маркетинг", 2002

2.   Александрова А.Ю. «Международный  туризм» М., 2001.

3. Акшинин С. Б. Шабашев В.  А. «Конкуренция: Современная    тенденция, проблемы становления» , М.,  2004 г.

4. «Международные экономические  отношения», под ред. В.Е. Рыбалкина.- М .:Юнити,2001.

5. «Менеджмент туризма» под ред.  А.Д. Чубновский, М. А. Жукова. М.,                                          2002г.

6. «Менеджмент туризма» под.  ред. И.В. Зорин.  М., РМАТ,2000 г.

7. Моисеева Н.К. « Международный  маркетинг» М., Центр экономики  и маркетинга, 2008 г.

8. Попова Р.Ю. «Маркетинг, реклама  и информация в туризме» М, 2007г.

9. Пузакова Е.П., Честникова В.А.  « Международный туристический  бизнес».  М.,  "Экспертное бюро", - 2008 г.

10. Сапрунова В.Б. «Туризм: эволюция, структура, маркетинг» М.,  2006 г.

11. Сенин В.С. Введение в туризм: Учебник. М, , 2008.

12.  Ткачева Т.Н. «Рынок туристских  услуг России» Международный  бизнес России. 2006 г.

 

Интернет-источники:

1. http://www.doni.org.stat

2.  http://www.biblio-tour.ru

3. http://www.swissrealty.ru

1 Б.М. Смитиенко Международные экономические отношения. М. 2005 г. С.204

 


Информация о работе Развитие международного туризма в России