Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 00:50, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение международного туризма и его доли на Российском туристском рынке. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Дать определение международного туризма как сферы деятельности.
2. Проследить развитие международного туризма в России.
Введение................................................................................................................3
Глава 1. Общее определение международного туризма как
сферы деятельности.............................................................................5
1.1. Классификация международного туризма по цели путешествия…...5
1.2. Классификация по способу передвижения...........................................9
1.3. Субъекты международного туризма.....................................................9
1.4. Значение международного туризма......................................................11
1.5. Факторы, определяющие развитие международного туризма...........12
Глава 2. Развитие международного туризма в России.................................19
2.1. Туристический потенциал России........................................................19
2.2 Состояние и перспективы российского туристского рынка в
структуре мирового рынка.......................................................................24
Глава 3. Основные проблемы развития международного туристического бизнеса в России и пути их решения.....................................................................26
3.1 Качество инфраструктуры туризма.......................................................26
3.2 Уровень сервиса………………..........................................................30
3.3 Ценовая политика..............................................................................32
3.4 Создание имиджа России..................................................................34
Заключение.............................................................................................................35
Приложение 1.........................................................................................................37
Список литературы................................................................................................37
3.3 Ценовая политика
Немаловажным фактором, тормозящим
развитие туристического бизнеса в
России, являются неадекватные цены гостиничного
сектора. В первую очередь это
связано с дефицитом и
Особенно заметен рост цен на гостиницы в последние годы, который не сопровождался ростом качества обслуживания. Например, в 1999 г. Проживание в отеле «Прибалтийская» (Санкт-Петребург) стоило 25-35 долл. Для туристов, прибывающих в составе групп. В 2003 г. цена поднялась до 70 долл., а в 2007г. уже более 100 долл. И этот показатель отнюдь не имеет тенденции к снижению. С учетом подорожания билетов в музеи и транспортных услуг цена тура, например, «Москва- Санкт-Петербург» выросла в среднем на 40%, снизилась и норма прибыли у туроператоров. Такая ценовая политика снижает конкурентоспособность российского турпродукта. Например, в Гонконге цена группового тура одинаковой продолжительности в Париж стоит 1000 долл., а в Москву- 1500 долл.
Еще одной проблемой гостиничного сектора, связанной с ценообразованием, является ценовая «дискриминация» иностранных туристов. Тарифы на проживание в московских гостиницах «Измайлово», «Космос», «Украина» для иностранцев в 2-3 раза выше, чем для соотечественников, а проживание в гостиницах городов «Золотого кольца» для граждан России в среднем стоит 30 долл., для иностранных туристов – 100 долл.
Как пишет эксперт Жак Рагон в своем докладе для представительства Программы развития ООН в России, цены сразу сбивают с толку иностранного туриста. Во-первых, система завышенных тарифов противоречит Уставу Совета Европы. Во-вторых, подобное положение вещей заставляет иностранных туристов как искушенных потребителей очень требовательно относятся к качеству. Это приводит к очень противоречивым последствиям. Если на Кубе тарифы для туристов особенно завышены по отношению к местным ценам для кубинских граждан, то услуги, предоставляемые иностранным туристам, соответствуют международным стандартам качества, и клиенты знают об этом еще до начала путешествия. Это закон рыночной экономики.
Здесь можно ездить из города в город и видеть вопиющие различия, весьма негативно сказывающиеся на репутации России».
При этом ценовая
дискриминация иностранных
С 2002 г. финансирование развития и в том числе продвижение туризма стало планироваться отдельной строкой в госбюджете и составило в 2003 г. около 1 млн долл. (хотя фактически несколько меньше). В 2004 г. рекламный бюджет России составил около3 млн. евро и в последние годы примерно столько же. Конечно, эта сумма несовместима со средствами, выделяемыми на эти цели в других странах, но тем не менее и столь небольшими по международным меркам, средствами можно было бы распорядиться более эффективно. К примеру, непонятно какие маркетинговые цели ставились при принятии решения об участии России в 19-й Международной туристской выставке «Philoxenia» в Греции. Выставка относилась к разряду не самых крупных, Греция не является страной – крупным поставщиком туристов на международный туррынок, не входит она и в двадцатку стран – поставщиков туристов в Россию. В год в Россию из Греции приезжает порядка 50 тыс. человек, из них с туристскими целями всего 5 тымс. Это означает, что туристский рыно Греции не является целевым для России ни в плане емкости, ни в плане платежеспособности. Таким образом, даже наличие финансирования в настоящее время не всегда способствует эффективному решению задачи продвижения России.
В связи с этим одна крупная турфирма выработала следующий план действий в отношении цен на турпакеты: во-первых, пытаться убедить гостиницы если не снижать цены, поскольку сразу к этому психологически трудно привыкнуть, то заключать договоры на менее жёстких условиях. Это касается аннуляции, штрафных санкций и т.д. Во-вторых, структурно перестраивать работу собственного офиса. В-третьих, совершенно бесполезно участвовать в рекламных мероприятиях за рубежом, прежде всего в выставках. При графике, который идёт вниз, особенно первые два-три года, странно выбрасывать огромные деньги на рекламу.
3.4 Создания имиджа России
Отсутствие политики по созданию такого имиджа тоже является современной проблемой сферы туризма нашей страны. Если мы хотим, чтобы к нам тянулись туристы, мы должны их чем-то заинтересовать. Если обратиться к нашим европейским коллегам, мы увидим, что в Европе, помимо экскурсионного, широко развит событийный туризм. Так, авиашоу в Ле Бурже собирает 8 миллионов туристов со всего мира. К сожалению, нашим авиашоу до таких масштабов ещё далеко. И, конечно же, в Москве катастрофически не хватает отелей, их всего 150 на 65 тыс. мест, тогда как, например, в Мадриде их 1059. Но многие эксперты в правительственных кругах считают, что в Москве есть уникальная возможность сочетать различные виды туризма, начиная с делового и заканчивая событийным.
Конечно, это вопрос времени и денег. Но постепенно нашим туроператорам стоит включать в турпрограммы такие мероприятия, как празднование Дня города, инициировать различные выставки и ярмарки.
Многие могут возразить, что такие программы не работают, а вернее не быстро окупаются. Да, этот так, но последствия могут оказаться ещё плачевнее, если этим вопросом не заниматься вообще. Взять, например, программу «Белые ночи» в Петербурге. Если последние 70 лет силами огромного государства, его аппарата и многомиллионными вложениями рекламировались белые ночи, то трудно ожидать, что за несколько месяцев силами нескольких человек и гостиниц, почти без денег ситуация измениться. Чтобы, воплотить эту хорошую идею, нужны средства, силы и время. На протяжении десятилетий складывался образ России - водка, икра, Большой театр .Чтобы поставить в этот ряд что-нибудь ещё нужны усилия. Для этого должны привлекаться известные журналисты, к мнению которых прислушиваются на западе, чьи статьи широко публикуются и доходят до адреса. Так же всегда должна быть обратная связь. Очень важно обратить внимание на те страны, которые максимально быстро и просто можно привлечь в Россию. И это не только, кстати, европейские страны, но и туристы из Азии (Китая, Японии, Кореи). Они способны принести первые оборотные средства для развития инфраструктуры города.
Гендиректор компании PAG GROUP, заметил,
что, несмотря на большие позитивные
изменения, произошедшие в Москве, сегодня
по-прежнему существует проблема недостаточной
информированности
При этом не стоит забывать, что в мире достаточно много интересного, помимо нашей страны. Если мы говорим о памятниках культуры, то Россия занимает далеко не первое место не только в Европе, но и в Азии. Если говорить о географической удалённости, то - это долгий и дорогой полёт.
Заключение.
Анализируя международный туризм в России можно сделать вывод, что Российская Федерация обладает огромными потенциальными возможностями по развитию туристской сферы. Однако эти возможности сейчас используются в недостаточной степени. Основные причины такого положения, определяются как социально-экономическим кризисом в стране, так и недостаточным уровнем развития инфраструктуры туризма в России. Развитие туризма в России – важное направление деятельности в нашей экономике. Россия – исключительно привлекательная страна, причём не только для иностранцев, но и для россиян. Успешное развитие внутреннего туризма в последние годы особенно заметно в регионах страны. В настоящее время наибольшая загрузка характерна для гостиниц Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодарского и Ставропольского краев и Калининградской области. Курортное дело можно смело назвать одной из отраслей нашей экономики. И эта отрасль, так же как и другие, требует вложений капиталов. Туризм стимулирует развитие других сопредельных отраслей экономики: торговли, транспорта, связи, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления и др. Наряду с высоким экономическим потенциалом, туризм играет важную социальную роль. Он оказывает значительное влияние на занятость населения. В будущем прогнозируется рост туризма на 45,8% или на 12,1 млн. руб. Следует отметить, что рост обеспечен благодаря усилению материально-технической базы размещения, повышением уровня и культуры услуг. За 5 лет она удвоилась. На основании изложенного можно сделать выводы о том, туризм будет развиваться высокими темпами, превышающими темпы развития основных отраслей национальных экономик. Разрабатывается новая государственная концепция развития туризма в условиях рыночных отношений, расширяются международный туристский поток и география туристских поездок. При этом приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего и въездного туризма. Стратегической целью Концепции является формирование условий для создания на территории Краснодарского края современного, конкурентоспособного и высокоэффективного санаторно-курортного и туристского комплекса, доступного для всех слоев населения страны. Цели курсовой работы были достигнуты.
Прогноз распределения объемов въездного туризма по регионам мира
(международные туристские прибытия, млн.чел.)
Регионы мира |
Прибытия |
Прогноз | ||||
1985 |
1990 |
1995 |
2000 |
2010 |
2020 | |
Всего |
327,1 |
457,2 |
565,4 |
667,7 |
1006,4 |
1561,1 |
Африка |
9,7 |
15,0 |
20,2 |
27,4 |
47,0 |
77,3 |
Америка (Сев. и Юж.) |
64,3 |
92,8 |
108,9 |
130,2 |
190,4 |
282,3 |
Восточная Азия (Тихоокеанский регион) |
31,1 |
54,6 |
81,4 |
92,9 |
195,2 |
397,2 |
Европа |
212,0 |
282,7 |
338,4 |
393,4 |
527,3 |
717,0 |
Ближний Восток |
7,5 |
9,0 |
12,4 |
18,3 |
35,9 |
68,5 |
Южная Азия |
2,5 |
3,2 |
4,2 |
5,5 |
10,6 |
18,8 |
Список источников и литературы.
Нормативно-правовые акты: 1. Доклад Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации «Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации за 2008 год и задачах экономической политики Правительства Российской Федерации на 2009 год». Правовая система «Консультант Плюс»
2. Распоряжение Правительства РФ от 11 июля 2008 г № 954-р «Концепция развития туризма в Российской Федерации на период до 2009 года», Правовая система «Консультант Плюс»
Литература:
1. Авдокушин Е. Ф. «
2. Александрова А.Ю. «
3. Акшинин С. Б. Шабашев В.
А. «Конкуренция: Современная
тенденция, проблемы
4. «Международные экономические отношения», под ред. В.Е. Рыбалкина.- М .:Юнити,2001.
5. «Менеджмент туризма» под ред.
А.Д. Чубновский, М. А. Жукова. М.,
6. «Менеджмент туризма» под. ред. И.В. Зорин. М., РМАТ,2000 г.
7. Моисеева Н.К. « Международный маркетинг» М., Центр экономики и маркетинга, 2008 г.
8. Попова Р.Ю. «Маркетинг, реклама и информация в туризме» М, 2007г.
9. Пузакова Е.П., Честникова В.А. « Международный туристический бизнес». М., "Экспертное бюро", - 2008 г.
10. Сапрунова В.Б. «Туризм:
11. Сенин В.С. Введение в туризм: Учебник. М, , 2008.
12. Ткачева Т.Н. «Рынок
Интернет-источники:
1. http://www.doni.org.stat
2. http://www.biblio-tour.ru
3. http://www.swissrealty.ru
1 Б.М. Смитиенко Международные экономические отношения. М. 2005 г. С.204
Информация о работе Развитие международного туризма в России