Развитие путешествий в XIX — начале XX вв. Первые туристские организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 18:17, реферат

Описание работы

С точки зрения развития туризма XIX в. был рубежным. Даже формально само слово «турист» возникает в начале этого века. Оно появляется на страницах книги англичанина Педжа, который констатировал, что «путешественника в наши дни называют туристом» (atravellerisnowdayscalledatourist). Нет ничего удивительного в том, что термин вводится, по всей вероятности, англичанами, хотя, фактически, одновременно он начинает использоваться и жителями материковой Европы. Еще с конца XVIII в. в Англии возникла, как указывалось, мода на путешествие по Европе молодых людей по окончании школы.

Файлы: 1 файл

Развитие путешествий в XIX.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

Развитие путешествий  в XIX — начале XX вв. Первые туристские организации

 

С точки зрения развития туризма XIX в. был рубежным. Даже формально само слово «турист» возникает в начале этого века. Оно появляется на страницах книги  англичанина Педжа, который констатировал, что «путешественника в наши дни называют туристом» (atravellerisnowdayscalledatourist). Нет ничего удивительного в том, что термин вводится, по всей вероятности, англичанами, хотя, фактически, одновременно он начинает использоваться и жителями материковой Европы. Еще с конца XVIII в. в Англии возникла, как указывалось, мода на путешествие по Европе молодых людей по окончании школы. Со временем масштабы этого явления увеличились. В 1888 г., например, Ла-Манш пересекли полмиллиона англичан. Очевидно, что не все покидали туманный Альбион как туристы. Расширяя колониальную империю и осваивая новые рынки, английское правительство, в основном, делало ставку на предпринимателей и торговцев, а также колониальную администрацию, которые «прокладывали» путь туристам. Благодаря этим социальным стратам создавались «колониальные кварталы» в восточных странах, которые по уровню комфорта начинали постепенно соответствовать европейским стандартам. Да и в самой Европе все больше стало появляться «отелей», которые, возникнув еще в XVII в., отличались от обычных постоялых дворов большим набором и качеством услуг, в частности тем, что у каждого постояльца была своя отдельная спальня.

 Почему же  Англия становится пионером в  области туризма? Этот факт  в значительной мере объясняется тем, что именно в этой стране первой в мире начинается промышленный переворот.

 Промышленный  переворот, являясь основой, на  которой возникает современная  мировая цивилизация, представляет  собой комплекс экономических,  социальных, политических и идеологических сдвигов, этап модернизации. По своему значению по тем-

203

 

пам развития, по сдвигам в различных отраслях жизни его нередко сопоставляли с революцией. В области экономики  он характеризуется возникновением крупной фабрично-заводской промышленности на основе машинного производства, дальнейшим ростом научно-технического прогресса (НТП), урбанизацией, новыми формами организации производства и торговли, крушением роли ручного труда и т.д.

 Это период  бурного развития производительных  сил, возможность покончить с экономической стагнацией и отсталостью. Прекращается прямая зависимость от природных условий. А.Тойнби считал, что «сущность промышленного переворота в замене средневековой системы регулирования и регламентации... конкуренцией» [7].

 Промышленный переворот начался в Англии в последней трети XVIII в., а завершился в этой стране к середине XIX в. Он принимает здесь наиболее отчетливо выраженную форму, как бы классическую. В Англии уже с XVI в. у отдельных лиц начали накапливаться значительные состояния. Не было больших проблем с первоначальным накоплением капитала, кроме того, был неплохо развит внутренний рынок, эти тенденции усиливались колониальной торговлей. Непосредственные производители были отделены в массе своей от средств производства. Это вело к образованию рынка наемных рабочих. В стране не было абсолютизма, политические структуры не мешали развитию производства и свободной конкуренции.

 Для нашей  же темы крайне важно, что  именно в Англии возникает  новый вид передвижения — железная дорога. Горный инженер Ричард Тревитик предложил использовать паровые двигатели для перемещения повозок по рельсам. В 1804 г. он построил первый паровоз «Нью Касл». Этот паровоз мог перемещаться со средней скоростью около 8 км/ч и тянул вагоны, вмещавшие в общей сложности 70 пассажиров. В 1808 г. в пригороде Лондона на пустыре был устроен следующий аттракцион. По деревянным рельсам по кругу ходил паровоз «Догони меня, кто сможет», а пассажиры сидели в открытых вагонах. Но самым знаменитым инженером-железнодорожником считается опять же англичанин Джордж Стефенсон, именно благодаря ему в 1825 г. была построена первая общественная рельсовая дорога между Ливерпулем и Манчестером. Паровоз «Ракета», сконструированный Стефенсоном вместе с сыном, мог развивать скорость до 48 км/ч*.

 Характеризуя  развитие туризма до XIX в., можно  сказать, что он развивался  не благодаря, а, скорее, вопреки  той инфраструктуре, которая существовала  в то время. Оценил достоинства  же-

* Россия не  осталась в стороне от железнодорожного  бума. В 1916 г. была закончена самая длинная в мире железная дорога. Это — Транссибирская магистраль, протянувшаяся от Москвы до Владивостока на 9297 км.

 

лезной дороги для развития туризма легендарный  Томас Кук. Именно с 1841 г., с массовой поездки «с целью прогулки», в которой приняло участие 600 человек, можно начать отсчитывать эру современного туризма. Т. Куку принадлежат слова: «Мы должны иметь железную дорогу для миллионов». Туризм возможно развивать лишь при развитии средств транспорта и мирохозяйственных связей в целом.

 Уже через  три года предприимчивый председатель  квакерского Общества трезвости  и проповедник Т.Кук заключает  соглашение с MidlandRailwayCompanyоб оптовых  скидках на билеты для туристических  групп; С 1847 г. его контора  распространяет специальные билеты как на групповые, так и на индивидуальные экскурсии в городах Англии, а затем и Европы. Быстрая реакция Т. Кука на любые новшества на ниве туристских услуг вызывает восхищение.

 Открытие 4 октября  1869 г. Суэцкого канала было  превращено в туристическое шоу. Первым кораблем, вошедшим в канал, был французский «Орел», на его палубе находилась императрица Евгения. Российский клипер «Яхонт» с русским послом в Константинополе был также в числе первых. При входе в канал каждое судно встречалось салютом и отвечало на него. Дж. Верди заказали оперу: так была создана «Аида». На торжественную церемонию было приглашено 500 поваров и 1000 лакеев.

 Надо отметить, что сразу же после 48 торжественно  украшенных официальных кораблей, которые следовали в установленном порядке, был организован и туристский маршрут Томасом Куком.

 Бюро Т.Кука  предлагало туристу полный комплекс  туристических услуг. Для туристов  бронировались гостиницы, действовали  различные скидки, разрабатывались  новые маршруты, в том числе  и паломнические — в Палестину, и экзотические, например в Крым и на Кавказ.

 Даже сам  проезд по железной дороге  вскоре был превращен в туристское  путешествие. В 1883 г. от парижского  вокзала отошел необычный поезд,  направлявшийся в «далекую» Румынию.  Он имел два роскошных спальных вагона, вагон-ресторан и курительный салон. По прибытии в пункт назначения пассажиров принял король Румынии Кароль. Так завершился первый рейс «Восточного экспресса». В наши дни этот поезд, роскошный, как и прежде, курсирует между Лондоном и Венецией с остановками в Париже, Цюрихе, Инсбруке и Зальцбурге. Он состоит из 11 спальных вагонов и трех вагонов-ресторанов. Пассажиры могут слушать в баре музыку не в записи. В каждом купе имеется горячая вода, кровать, мыло и писчая бумага.

 Эстафету Англии в деле развития массового туризма перенимает Швейцария. Деятельность ее многочисленных агентств по распространению специальных афиш, плакатов, листовок о предла-

 

гаемых туруслугах с 80-х гг. XIX в. приобретает паневропейский характер. В конце же XIX в. во всех европейских странах создаются многочисленные общества, специализирующиеся на туруслугах и их рекламе. Во всех сколько-нибудь солидных газетах появляются рубрики, дающие информацию о путешествиях и их маршрутах.

 Необыкновенной  популярностью начинают пользоваться путеводители. Выпуск путеводителей в начале XIX в. «поставил на поток» английский издатель Дж. Марри. Но вполне заслуженная слава в этом вопросе пришла немецкому издателю Карлу Бедекеру, чье имя стало нарицательным*. К. Бедекер основал издательскую фирму в 1827 г., где начал выпускать путеводители по английскому образцу. А в 1846 г. его путеводители стали издаваться на основных европейских языках. Качество их было высоким, так как для их составления привлекали различных специалистов: историков, искусствоведов, географов, а также литературоведов.

 К началу XX в. туризм становится частью  жизни европейцев. В швейцарском  справочнике по народному хозяйству  за 1905 г. отмечено следующее: «Туризм  — феномен новейшего времени,  возникший вследствие усиления потребности в восстановлении сил и перемене климата, пробуждении эстетического интереса к произведениям искусства и природным ландшафтам, стремление к общению с природой» [49]. Туризм был явлением строго социальным. Только горожане, но никак не сельские жители принимали участие в туристских мероприятиях. Урбанизация шла слишком активными темпами, и, чтобы избежать излишних экологических и психических нагрузок, городские жители «изобретают» различные виды туризма.

 Так появляется  дачный туризм. Социал-демократами Австрии, первоначально в Вене в 1895 г., а затем и в Германии и Швейцарии, для рабочих создается специальная организация — «Друзья природы». Она организовывала для рабочих коллективов заводов и фабрик «поездки выходного дня». Этот выезд за город с членами семьи, сопровождавшийся экскурсией по памятным местам, был ярким туристским мероприятием. Молодежь Германии в начале XX в. создает союз «Перелетные птицы». Члены этого союза путешествовали не только по Германии, но маршруты их походов, как правило, пролагались по сельским местностям, так как Wandervogel, как они себя называли, хотели быть как можно ближе к природе. В походах они нередко вели краеведческие исследования, с удовольствием по вечерам у костров исполняя народные песни. С ростом популярности спорта стали появляться, с середины XIX в. в Англии, а с конца века в других европейских странах, разнообразные спортивные клубы и общества:циклистов (велосипедистов), горные (альпинистов) и др.

* Бедекерами  стали называть путеводители  для туристов по разным странам.

 

В европейских  странах, в частности в Германии, стал развиваться познавательно-пешеходный туризм. Во время выходных дней жители прирейнских городов стремились не только на природу, но старались  по мере возможности посетить старинные замки, узнать исторические подробности, связанные с их прошлым, возможно, что и воскресить какие-нибудь традиции*.

 В XIX в.  научные программы по исследованию  различных регионов нашей планеты  принимают все более организованный  и планомерный характер.

 Выдающийся  немецкий естествоиспытатель, географ  и путешественник, кто более других  понимал связь между географией  и другими естественными науками,  Александр Гумбольдт (1769 — 1859) родился в Берлине. Уже в  детстве за любовь к изучению  растений в фамильном парке замка Тегель его прозвали «аптекарь», что было в то время синонимом слова «ученый». Получив отличное образование в лучших немецких университетах, он в двадцать лет совершает свое первое путешествие — по Западной Германии. Итогом этого путешествия была научная работа о рейнских базальтах.

 Познакомившись  во время своей поездки по  Европе с участником кругосветного  плавания Дж. Кука натуралистом  Георгом Фостером, он все больше  укрепляется в желании заниматься  научными исследованиями в дальних  странах. После проведения орографических работ на Пиренейском полуострове А. Гумбольдт был представлен королю, который милостиво разрешил ученому провести исследовательские работы в испанских владениях в Америке и Тихом океане.

 В 1799 г.  молодой ученый отправляется в свое первое заморское путешествие. Прибыв на Канарские острова, А. Гумбольдт побывал на острове Тенерифе и не смог отказать себе в удовольствии подняться на пик Тейде. «Почти все естествоиспытатели, — сообщал в письме ученый, — направляющиеся (как и я) в Вест-Индию, имели время только на то, чтобы добраться до подножия этого колоссального вулкана и полюбоваться восхитительными садами бухты Пуэрто-Оротава. На мое счастье, наш фрегат «Пис-саро» простоял шесть дней. Я подробно изучил горные породы, слагающие пик Тейде... В два часа ночи, при свете луны, мы двинулись в путь к вершине; несмотря на сильный ветер, на раскаленную почву, жар которой ощущался сквозь ботинки, и несмотря на пронизывающий холод, мы достигли ее к восьми часам утра. Не стану описывать вам открывающееся величественное зрелище вулканических островов Лансароте, Гран-Канария, Гомера, расстилавшихся под нами; пустыню площадью в двадцать квадратных лье, покрытую пемзой и лавами, где не увидишь ни одного

* Как иллюстрацию  к этому можно привести «Путешествие по Гарцу» Г. Гейне, написанное в 1826 г.

 

насекомого, ни одной птицы; пустыню, отделяющую нас  от густых лавровых лесов и зарослей вереска, от виноградников под сенью  стройных пальм, от банановых рощ  и куп драцены с корнями, купающимися  в волнах» [48]. Именно здесь А.Гумбольдт впервые задумался о связи растительности с климатом. В июле корабль прибыл в Венесуэлу.

 Путешествие  А. Гумбольдта по Венесуэле  стали называть вторым — научным  — открытием Америки. Ученый  изучал флору и фауну, климат  и орографию, геологию и минералогию этого края, вел астрономические наблюдения за звездами в южном полушарии. «Моя главная цель — физика мира, строение земного шара, анализ воздуха, физиология растений и животных, наконец — общие отношения органических существ в неодушевленной природе, — эти занятия заставляют меня охватывать много предметов сразу», — констатировал ученый.

 Первое путешествие  А. Гумбольдта закончилось исследованием  южных районов Сан-Доминго (Гаити)  и Ямайки. Затем он прожил некоторое  время на Кубе, составив карту берегов острова, занимаясь астрономическими наблюдениями и проводя различные опыты по усовершенствованию сахароварения. Удалось исследователю посетить и Бразилию, где их с почетом встречали знатнейшие лица городов.

Информация о работе Развитие путешествий в XIX — начале XX вв. Первые туристские организации