Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 18:17, реферат
С точки зрения развития туризма XIX в. был рубежным. Даже формально само слово «турист» возникает в начале этого века. Оно появляется на страницах книги англичанина Педжа, который констатировал, что «путешественника в наши дни называют туристом» (atravellerisnowdayscalledatourist). Нет ничего удивительного в том, что термин вводится, по всей вероятности, англичанами, хотя, фактически, одновременно он начинает использоваться и жителями материковой Европы. Еще с конца XVIII в. в Англии возникла, как указывалось, мода на путешествие по Европе молодых людей по окончании школы.
Попытки
достижения Северного и Южного
полюсов можно отнести к
До сих пор остается открытым вопрос о том, кто же на самом деле первым ступил на ту точку нашей планеты, которая называется Северным полюсом.
Официально
считается, что этим
Достаточно
неожиданно для всех молодой
лейтенант, имеющий
ды пересечь Гренландию в самой северной ее части, как и задумывалось. Р. Пири ставил перед экспедицией задачу «достигнуть и определить северную границу Гренландии сухопутно, т.е. пересечь внутренний лед».
А с 1899
г. начинаются попытки — их
было пять — покорить Северный
полюс. «Не раз я возвращался
из великой замерзшей пустыни
побежденный, измученный и
1 марта 1909 г. Р. Пири стартовал, чтобы, наконец, покорить эту «вершину». 6 апреля путешественник, по его расчетам, вышел к полюсу. «Все было странно в наших тогдашних обстоятельствах — странно до невозможности осмыслить их до конца, однако самым необычным для меня было то, что за несколько часов я перешел из западного полушария в восточное и удостоверился, что действительно нахожусь на вершине мира. Трудно было осознать, что первые мили короткого перехода мы шли на север, а последние — на юг, хотя мы все время держались одного и того же направления. Трудно найти лучшую иллюстрацию к тому, что все на свете относительно. Для нас не существовало ни востока, ни запада, ни севера; оставалось только одно направление — южное... День и ночь здесь соответствовали году, а сто дней и ночей — веку.»
Радиосвязи
еще не было, и только 7 сентября
того же года была послана
победная телеграмма: «Звезды и
полосы вбиты в полюс». Р. Пири
имел в виду «звезднополосатый»
Эта телеграмма
повергла в шок европейцев, которые
как раз в это время в
Копенгагене чествовали... другого
покорителя полюса — Фредерика
Альберта Кука (1865 — 1940), утверждавшего,
что он побывал там еще 21
апреля 1908 г. «После первых
были произведены
соответствующие научные
Итак, два
путешественника, оба
Первоначально
Ф. Кук старался сохранить
Но Р. Пири
ни с кем не желал делить
честь и славу фатального, как
он сам определял, открытия. «Я
долгие годы верил, что
В свою очередь Ф. Кук направляет послание президенту США: «Если Вы подпишете указ о Пири, то тем самым Вы окажете честь человеку с греховными руками...» И все же президент подписал в 1911 г. резолюцию, которую приняла нижняя палата конгресса США, согласно которой Р. Пири не только присваивалось звание контр-адмирала, но и от имени конгресса объявлялась благодарность «за его арктические исследования, завершившиеся достижением Северного полюса.» [51].
Так кто же был первым? Не секрет, что на решение конгресса повлиял тот факт, что на стороне Р. Пири стоял Арктический клуб. А тот, в свою очередь, был создан самим путешественником и даже носил его имя. Члены клуба были весьма влиятельными и состоятельными гражданами США. Без большого труда им удалось с помощью своего влияния и капиталов привлечь на сторону Р. Пири сначала прессу, которая, в свою очередь, уже стала формировать необходимое им общественное мнение. Но много говорить о том, что пальма первенства, очевидно, должна принадлежать Р. Пири — еще не значит это доказать.
К сожалению, ни Р. Пири, ни Ф. Кук не провели на полюсе тех научных измерений, которые могли бы безоговорочно под-
твердить правоту того или другого. Не было ни замера глубин, что легко могли перепроверить последующие экспедиции, ни четкого многократного астрономического измерения их географического месторасположения. Ф. Кука сопровождали в его походе к полюсу два эскимоса, которые просто никогда не держали в руках измерительных приборов. А Р. Пири «снял с дистанции» всех тех, кто мог подобные измерения произвести. И с ним на полюсе также оказались эскимосы и слуга-мулат. Скорость продвижения по ледяным торосам была также слишком велика, чтобы не вызвать подозрения.
Так что же, покорение Северного полюса является одной из грандиозных мистификаций? Однозначно на этот вопрос можно будет ответить, лишь изучив все архивные материалы обеих экспедиций*.
Судьба открытия Южного полюса, к счастью, не носила характера скандала. Хотя там тоже было соперничество. Но оно окончилось трагически: гибелью участников английской экспедиции под командованием Робрета Скотта.
Первым Южного
полюса достиг норвежский
Первая антарктическая
экспедиция, в которой участвовал
Р. Амундесн, была крайне плохо
подготовлена. Во время длительной,
около года, зимовки двое членов
экспедиции сошли с ума.
Р.Амундсен
купил на собственные деньги
яхту «Йоа» и начал
Семеро смельчаков
прошли морем от берегов
* В 1962 г. советская
атомная подводная лодка «
гии, географии,
гидрографии обследованных
После триумфального завершения похода Амундсен стал готовиться к покорению Северного полюса. Но во время подготовки к штурму полюса, он узнал, что тот уже покорен, о чем заявили Кук и Пири. Но тем не менее судно, готовившееся для покорения самой северной точки планеты, вышло в море. План Амундсена заключался в том, что свой путь к полюсу он должен был начать от Берингова пролива, а далее по мере возможности дрейфовать в высоких широтах, после чего уже на лыжах и собачьих упряжках совершить марш-бросок к полюсу. В Берингов пролив от берегов Норвегии Амундсен собирался попасть, обойдя мыс Горн.
Когда они
приблизились к южной
Подойдя
к Антарктиде весной 1911 г., экспедиция
в составе пяти человек,
Путь был
необыкновенно сложен и труден.
На 85° южной широты шельфовый
ледник Росса с относительно
сносной для передвижения
Названия, которые
давали путешественники новым
горам, хребтам и ледникам
16 декабря 1911 г. было определено, что они находятся на широте 89° 23', т.е. в 7 —10 км от полюса. Было решено разделиться на две группы и тщательно обследовать приполюсный район в радиусе 10 км. На следующий день они по приборам определили, что вышли на точку полюса. Боясь, что их могут обвинить в том, что на самом деле они не достигли полюса, два члена экспедиции — О. Бьоланд и X. Хансен — прошли еще несколько километров в южном направлении. На самом же полюсе была поставлена палатка, над которой развевался норвежский флаг и вымпел с названием их корабля — «Фрам». В палатке было оставлено письмо-отчет норвежскому королю, а также послание конкурирующей экспедиции Скотта, которая также стремилась к Южному по-
люсу. «Счетчики приборов дружно показывали расчетную точку — наш полюс по счислению. Цель достигнута, путешествие закончено. Не могу сказать, хотя знаю, что это прозвучало бы эффектно, что я достиг цели своей жизни. Это было бы уж слишком явной и откровенной выдумкой. Лучше буду честен и скажу прямо, что, по-моему, еще никто из людей не стоял в точке, диаметрально противоположной цели его стремлений в таком полном смысле слова, как я в этом случае. Район Северного полюса — чего там, сам Северный полюс манил меня с детства, и вот я на Южном полюсе. Поистине все наизнанку», — писал в своих мемуарах прославленный путешественник [53].
Путешествие по Антарктиде от побережья до полюса и обратно заняло у Р.Амундсена 99 дней. Мир узнал о новом достижении Амундсена в марте 1912 г., когда они подошли к Тасмании.
Р.Амундсен был путешественником по духу. В 1925 г. он решил совершить полет на самолете к Северному полюсу. Но авария еще на подлете к Шпицбергену помешала осуществлению задуманного. Но Р.Амундсен не хотел и не умел отступать от выбранной цели. Он отказывается от самолета и отдает предпочтение дирижаблю, куда на должность капитана приглашается создатель дирижабля — Умберто Нобиле.
11 мая 1926 г.
начался этот полет дирижабля
«Норге», на борту которого
находилось 16 человек. Через 15,5 ч
они были над Северным полюсом,
Информация о работе Развитие путешествий в XIX — начале XX вв. Первые туристские организации