Развития внутреннего и въездного туризма в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 15:11, реферат

Описание работы

Настоящая Концепция разработана в соответствии с федеральной целевой программой «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 – 2018 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 года № 644, на основании положений, содержащихся в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах от 25 мая 2009 г.

Файлы: 1 файл

концеп_туризма_ХМАО.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

Сложившаяся система социального туризма в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре  предусматривает льготные транспортные тарифы на воздушные и иные перевозки для детей, молодежи, льготные прейскуранты на размещение в гостиницах для туристских групп (с возможностью размещения 1-2 чел. бесплатно).

В качестве механизма снижения стоимости проживания гостиницами  автономного округа для семейных и детских групп сформированы льготные тарифы и предоставляются  скидки на проживание в выходные дни. При организации экскурсионных программ, туров и межмуниципальных поездок для социально-льготных категорий населения обязательным является страхование туристов и обеспечение их безопасности.

Ежегодно проводятся творческие семейные конкурсы «Лучший рассказ о путешествиях по Югре» и «Каникулы в Югре», социальные туры и благотворительные акции для ветеранов, пожилых людей и других социально-льготных категорий населения, а также зимняя и летняя туристские кампании: «Время снега», «Проведите лето в Югре».

По статистическим данным количество человек, участвующих в таких акциях и кампаниях, составляет в 2009 году 138,2 тыс. чел., что на 11% меньше, чем в 2010 году (153,5), и на 83% меньше, чем в 2011 году (253,5 тыс. чел.).

Предприятия туриндустрии разрабатывают и реализуют различные экскурсионные программы и туры выходного дня для социально-льготных категорий населения с использованием механизма гибкой системой ценообразования. Ежегодно обновляется реестр туристских программ и экскурсионных маршрутов: 2009 год – 96 программ, 2010 год - 105 программ, 2011 год – 286 программ. Для стабилизации цен на туристские услуги введены карты со скидками на посещение мероприятий отдыха и развлечений.

Сложившаяся в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре ситуация в сфере туризма показывает, что реализуемый комплекс государственных мер по развитию туристской инфраструктуры, в частности предоставление грантов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, не оказывает решающего влияния на позитивное изменение ситуации.

Необходимо  увеличение данной государственной  поддержки по развитию инфраструктуры для различных видов туризма  наряду с информационной поддержкой внутреннего и въездного туризма, а также повышением качества предоставляемых услуг.

В настоящее время в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре отсутствует региональный закон, определяющий правила туристской деятельности на территории автономного округа. Так  первоочередной задачей является принятие окружного закона «О туризме и туристской индустрии в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Негосударственное регулирование  в сфере туризма осуществляют созданные в 2011 году некоммерческие туристские организации: Ассоциация экскурсоводов  Югры,  саморегулируемая организация «Союз турпредприятий Югры», деятельность которых направлена на создание условий, благоприятных для развития туристского бизнеса, выработку единых подходов и стандартов в обслуживании туристов. Одним из результатов работы в прогнозный период должно быть распространение по всему автономному округу стандартов гостиничного и экскурсионного сервиса, стандартов доступа в Интернет в гостиницах автономного округа.

Таким образом, сегодня  в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре существуют факторы, благоприятствующие развитию туризма в автономном округе в ближайшей перспективе:

  • наличие туристской инфраструктуры и достаточно значимого туристского потенциала;
  • рост доходов населения автономного округа, т.е. увеличение покупательской способности потенциальных потребителей индустрии туризма;
  • увеличение внутрирегионального спроса на услуги баз отдыха, санаторно-курортного обслуживания и пр., что во многом связано с ростом благосостояния населения;
  • значительный экономический рост в автономном округе, вызванный благоприятной конъюнктурой внешних рынков (в первую очередь, нефтяных) и способствующий увеличению потока деловых туристов в автономный округ;
  • рост интереса к экзотическим дестинациям, к которым в известной степени может быть причислен и Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, со стороны иностранных туристов.

Указанные предпосылки  позволяют рассматривать Ханты-Мансийский автономный округ – Югру как туристическую  дестинацию, имеющую определенную перспективу, во-первых, на региональном уровне, во-вторых, на внутреннем российском рынке, в-третьих, на международном туристском рынке.

Проблема кадрового  дефицита выдвинется в прогнозный период в ранг важнейших, от которой напрямую будет зависеть развитие сферы туризма.

В настоящее время  вопросами подготовки профессиональных кадров среднего звена для туротрасли занимаются Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Белоярский технико-экономический колледж» (г. Белоярский) и Автономное учреждение среднего профессионального образования «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж».

В 2009 году было выпущено 75 человек, что в 5,7 раз больше, чем в 2010 году (13 чел.), и в 2,6 раза больше, чем в 2011 году (29 чел.)

Подготовка и переподготовка специалистов для туристской отрасли  осуществляется на базе Югорского государственного университета (г. Ханты-Мансийск), Нижневартовского государственного гуманитарного университета (г. Нижневартовск), Сургутского государственного университета и Сургутского государственного педагогического университета (г. Сургут).

В  2009 году было выпущено 53 человека, что в 1,5 раза меньше, чем в 2010 году (79 чел.), и в 2,2 раза меньше, чем в 2011 году (118 чел.)

В перспективе необходимо взаимодействие с ведущими высшими профессиональными учебными заведениями Российской Федерации по программам подготовки и переподготовки кадров для сферы услуг.

Строительство и реконструкция  важнейших туристических объектов нового яруса: мотелей, мини-гостиниц, гостиниц в сельской местности, станет инфраструктурной основой для существенного количественного увеличения и пространственного расширения потока въездных туристов. Дополнительным импульсом для развития туризма станет формирование пакетных туров, в котором турпродукт автономного округа будет интегрирован с турпродуктами соседних регионов Урала и Сибири.

Основными факторами, сдерживающими  рост внутреннего и въездного  туристских потоков, являются:

- слабо развитая, а в ряде районов отсутствующая инженерная инфраструктура (в том числе сети энергоснабжения, водоснабжения, транспортные сети, очистные сооружения, причалы, пристани, дноуглубление и берегоукрепление), что является препятствием для привлечения частных инвестиций в туристскую сферу;

- низкий уровень развития туристской инфраструктуры (недостаточность, а в ряде районов отсутствие средств размещения туристского класса и объектов досуга, неудовлетворительное состояние многих туристских объектов показа, отсутствие качественной придорожной инфраструктуры);

- невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии вследствие недостатка профессиональных кадров;

- недостаточное продвижение автономного округа как привлекательного направления для туристов, обусловленное низким уровнем бюджетного финансирования.

Недостаточная государственная  поддержка сферы туризма в  ближайшие годы в автономном округе может привести к:

дальнейшему снижению конкурентоспособности регионального туристского продукта на мировом и внутреннем туристских рынках (в том числе по причине износа объектов туристской инфраструктуры и продолжающегося снижения качества предоставляемых туристских услуг);

снижению внутренних и въездных туристских потоков, что  повлечет за собой сокращение налоговых  и иных поступлений  в бюджетную систему;

снижению уровня занятости населения в сфере  туризма и смежных отраслях, уменьшению доходов населения и повышению социальной напряженности.

Вероятными последствиями  отказа от использования программно-целевого метода могут стать:

разрозненные  действия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, снижение их ответственности и появление бессистемности в решении стоящих задач в этой области;

распыление  бюджетных средств, незначительное привлечение средств внебюджетных источников для решения проблем в сфере туризма.

В этом случае государственная  политика развития туристско-рекреационного комплекса автономного округа может свестись преимущественно к совершенствованию нормативно-правовых основ его функционирования, что обеспечит лишь локальную результативность в части создания предпосылок для более полного использования имеющихся туристско-рекреационных ресурсов.

С учетом изложенного  можно сделать вывод об актуальности и обоснованной необходимости активизации органов государственной власти автономного округа в решении сформулированных в настоящей Концепции задач с использованием программно-целевого подхода.

 

3. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

 

Сами по себе уникальные природные ресурсы и культурное наследие, которыми обладает Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для обеспечения успешного развития туризма в автономном округе.

Эффективное и рациональное использование указанных ресурсов при одновременном развитии туристско-рекреационных комплексов и региональной инфраструктуры, широкая информационная поддержка въездного и внутреннего туризма, повышение качества услуг и привлечение в отрасль профессиональных кадров и высококвалифицированных специалистов в совокупности обеспечат повышение конкурентоспособности туристского рынка в средне- и долгосрочной перспективе.

При этом процесс формирования и развития индустрии туризма  в качестве значимой отрасли территориальной специализации в настоящее время невозможен только за счет использования действующих рыночных механизмов без реальной поддержки и активного координирующего участия со стороны государства, являющегося катализатором формирования государственно-частного партнерства, предусматривающего эффективное взаимодействие всех органов власти, туристского бизнеса, научных и общественных организаций в реализации масштабных туристских проектов и программ, направленных на развитие туристской привлекательности автономного округа, увеличение внутреннего и въездного туристских потоков, повышение качества туристских продуктов.

На протяжении последнего времени такое участие обеспечивалось как на региональном, так и на муниципальном уровнях, в том числе посредством реализации соответствующих целевых программ в сфере туризма.

К настоящему моменту накоплен определенный положительный опыт использования программно-целевого метода управления с применением механизмов государственно-частного партнерства, позволяющего решить весь комплекс поставленных задач по развитию конкурентоспособного рынка туристских услуг на основе межведомственной координации деятельности органов исполнительной власти всех уровней, туристского бизнеса и других заинтересованных сторон.

Однако,  в текущих условиях в связи с обособленным и локальным характером реализуемых региональных мероприятий, эффективность и результативность использования программно-целевого подхода существенно ограничена и не может коренным образом положительно изменить ситуацию в туристской отрасли.

В рамках предлагаемой Концепции необходимо разработать и принять Программу, обеспечивающую комплексный подход к решению первоочередных задач в сфере туризма, планируется усовершенствовать региональное законодательство, снять излишние административные барьеры и создать условия для формирования инвестиционной активности. При этом создание и развитие современных туристских комплексов через механизмы реализации Программы будут способствовать решению ряда важнейших задач по устранению существующих различий в уровне инфраструктурного развития муниципальных образований автономного округа, созданию дополнительных рабочих мест, увеличению поступлений в бюджеты всех уровней, стимулированию развития смежных отраслей экономики.

Целесообразность такого подхода обусловлена рядом факторов, основными из которых являются:

масштаб и государственная значимость проблемы развития туристской отрасли, затрагивающая, в том числе национальные и международные интересы;

широкая сфера приложения и влияния  целевых результатов Программы, их высокая социально-экономическая значимость;

значительная ресурсоемкость мероприятий  Программы, необходимость концентрации бюджетных средств;

межотраслевой и межрегиональный  характер мероприятий, определяющий потребность  в организации эффективного межведомственного взаимодействия, контроля и принятия согласованных решений;

необходимость комплексной увязки и централизованной координации  усилий по срокам и ресурсам для  обеспечения согласованности и  исключения дублирования с проводимыми  в рамках других программ и ведомственной деятельности мероприятиями;

Информация о работе Развития внутреннего и въездного туризма в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре