Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 15:11, реферат
Настоящая Концепция разработана в соответствии с федеральной целевой программой «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 – 2018 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 года № 644, на основании положений, содержащихся в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах от 25 мая 2009 г.
Сложившаяся система социального туризма в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре предусматривает льготные транспортные тарифы на воздушные и иные перевозки для детей, молодежи, льготные прейскуранты на размещение в гостиницах для туристских групп (с возможностью размещения 1-2 чел. бесплатно).
В качестве механизма снижения стоимости проживания гостиницами автономного округа для семейных и детских групп сформированы льготные тарифы и предоставляются скидки на проживание в выходные дни. При организации экскурсионных программ, туров и межмуниципальных поездок для социально-льготных категорий населения обязательным является страхование туристов и обеспечение их безопасности.
Ежегодно проводятся творческие семейные конкурсы «Лучший рассказ о путешествиях по Югре» и «Каникулы в Югре», социальные туры и благотворительные акции для ветеранов, пожилых людей и других социально-льготных категорий населения, а также зимняя и летняя туристские кампании: «Время снега», «Проведите лето в Югре».
По статистическим данным количество человек, участвующих в таких акциях и кампаниях, составляет в 2009 году 138,2 тыс. чел., что на 11% меньше, чем в 2010 году (153,5), и на 83% меньше, чем в 2011 году (253,5 тыс. чел.).
Предприятия туриндустрии разрабатывают и реализуют различные экскурсионные программы и туры выходного дня для социально-льготных категорий населения с использованием механизма гибкой системой ценообразования. Ежегодно обновляется реестр туристских программ и экскурсионных маршрутов: 2009 год – 96 программ, 2010 год - 105 программ, 2011 год – 286 программ. Для стабилизации цен на туристские услуги введены карты со скидками на посещение мероприятий отдыха и развлечений.
Сложившаяся в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре ситуация в сфере туризма показывает, что реализуемый комплекс государственных мер по развитию туристской инфраструктуры, в частности предоставление грантов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, не оказывает решающего влияния на позитивное изменение ситуации.
Необходимо
увеличение данной государственной
поддержки по развитию инфраструктуры
для различных видов туризма
наряду с информационной поддержкой
внутреннего и въездного
В настоящее время в Ханты-
Негосударственное регулирование в сфере туризма осуществляют созданные в 2011 году некоммерческие туристские организации: Ассоциация экскурсоводов Югры, саморегулируемая организация «Союз турпредприятий Югры», деятельность которых направлена на создание условий, благоприятных для развития туристского бизнеса, выработку единых подходов и стандартов в обслуживании туристов. Одним из результатов работы в прогнозный период должно быть распространение по всему автономному округу стандартов гостиничного и экскурсионного сервиса, стандартов доступа в Интернет в гостиницах автономного округа.
Таким образом, сегодня в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре существуют факторы, благоприятствующие развитию туризма в автономном округе в ближайшей перспективе:
Указанные предпосылки
позволяют рассматривать Ханты-
Проблема кадрового дефицита выдвинется в прогнозный период в ранг важнейших, от которой напрямую будет зависеть развитие сферы туризма.
В настоящее время вопросами подготовки профессиональных кадров среднего звена для туротрасли занимаются Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Белоярский технико-экономический колледж» (г. Белоярский) и Автономное учреждение среднего профессионального образования «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж».
В 2009 году было выпущено 75 человек, что в 5,7 раз больше, чем в 2010 году (13 чел.), и в 2,6 раза больше, чем в 2011 году (29 чел.)
Подготовка и переподготовка специалистов для туристской отрасли осуществляется на базе Югорского государственного университета (г. Ханты-Мансийск), Нижневартовского государственного гуманитарного университета (г. Нижневартовск), Сургутского государственного университета и Сургутского государственного педагогического университета (г. Сургут).
В 2009 году было выпущено 53 человека, что в 1,5 раза меньше, чем в 2010 году (79 чел.), и в 2,2 раза меньше, чем в 2011 году (118 чел.)
В перспективе необходимо взаимодействие с ведущими высшими профессиональными учебными заведениями Российской Федерации по программам подготовки и переподготовки кадров для сферы услуг.
Строительство и реконструкция
важнейших туристических
Основными факторами, сдерживающими рост внутреннего и въездного туристских потоков, являются:
- слабо развитая, а в ряде районов отсутствующая инженерная инфраструктура (в том числе сети энергоснабжения, водоснабжения, транспортные сети, очистные сооружения, причалы, пристани, дноуглубление и берегоукрепление), что является препятствием для привлечения частных инвестиций в туристскую сферу;
- низкий уровень развития туристской инфраструктуры (недостаточность, а в ряде районов отсутствие средств размещения туристского класса и объектов досуга, неудовлетворительное состояние многих туристских объектов показа, отсутствие качественной придорожной инфраструктуры);
- невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии вследствие недостатка профессиональных кадров;
- недостаточное продвижение автономного округа как привлекательного направления для туристов, обусловленное низким уровнем бюджетного финансирования.
Недостаточная государственная поддержка сферы туризма в ближайшие годы в автономном округе может привести к:
дальнейшему снижению
конкурентоспособности регионал
снижению внутренних и въездных туристских потоков, что повлечет за собой сокращение налоговых и иных поступлений в бюджетную систему;
снижению уровня занятости населения в сфере туризма и смежных отраслях, уменьшению доходов населения и повышению социальной напряженности.
Вероятными последствиями
отказа от использования программно-
разрозненные действия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, снижение их ответственности и появление бессистемности в решении стоящих задач в этой области;
распыление бюджетных средств, незначительное привлечение средств внебюджетных источников для решения проблем в сфере туризма.
В этом случае государственная политика развития туристско-рекреационного комплекса автономного округа может свестись преимущественно к совершенствованию нормативно-правовых основ его функционирования, что обеспечит лишь локальную результативность в части создания предпосылок для более полного использования имеющихся туристско-рекреационных ресурсов.
С учетом изложенного можно сделать вывод об актуальности и обоснованной необходимости активизации органов государственной власти автономного округа в решении сформулированных в настоящей Концепции задач с использованием программно-целевого подхода.
3. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
Сами по себе уникальные природные ресурсы и культурное наследие, которыми обладает Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для обеспечения успешного развития туризма в автономном округе.
Эффективное и рациональное использование указанных ресурсов при одновременном развитии туристско-рекреационных комплексов и региональной инфраструктуры, широкая информационная поддержка въездного и внутреннего туризма, повышение качества услуг и привлечение в отрасль профессиональных кадров и высококвалифицированных специалистов в совокупности обеспечат повышение конкурентоспособности туристского рынка в средне- и долгосрочной перспективе.
При этом процесс формирования и развития индустрии туризма в качестве значимой отрасли территориальной специализации в настоящее время невозможен только за счет использования действующих рыночных механизмов без реальной поддержки и активного координирующего участия со стороны государства, являющегося катализатором формирования государственно-частного партнерства, предусматривающего эффективное взаимодействие всех органов власти, туристского бизнеса, научных и общественных организаций в реализации масштабных туристских проектов и программ, направленных на развитие туристской привлекательности автономного округа, увеличение внутреннего и въездного туристских потоков, повышение качества туристских продуктов.
На протяжении последнего времени такое участие обеспечивалось как на региональном, так и на муниципальном уровнях, в том числе посредством реализации соответствующих целевых программ в сфере туризма.
К настоящему моменту накоплен определенный положительный опыт использования программно-целевого метода управления с применением механизмов государственно-частного партнерства, позволяющего решить весь комплекс поставленных задач по развитию конкурентоспособного рынка туристских услуг на основе межведомственной координации деятельности органов исполнительной власти всех уровней, туристского бизнеса и других заинтересованных сторон.
Однако, в текущих условиях в связи с обособленным и локальным характером реализуемых региональных мероприятий, эффективность и результативность использования программно-целевого подхода существенно ограничена и не может коренным образом положительно изменить ситуацию в туристской отрасли.
В рамках предлагаемой Концепции необходимо разработать и принять Программу, обеспечивающую комплексный подход к решению первоочередных задач в сфере туризма, планируется усовершенствовать региональное законодательство, снять излишние административные барьеры и создать условия для формирования инвестиционной активности. При этом создание и развитие современных туристских комплексов через механизмы реализации Программы будут способствовать решению ряда важнейших задач по устранению существующих различий в уровне инфраструктурного развития муниципальных образований автономного округа, созданию дополнительных рабочих мест, увеличению поступлений в бюджеты всех уровней, стимулированию развития смежных отраслей экономики.
Целесообразность такого подхода обусловлена рядом факторов, основными из которых являются:
масштаб и государственная значимость проблемы развития туристской отрасли, затрагивающая, в том числе национальные и международные интересы;
широкая сфера приложения и влияния целевых результатов Программы, их высокая социально-экономическая значимость;
значительная ресурсоемкость мероприятий Программы, необходимость концентрации бюджетных средств;
межотраслевой и межрегиональный характер мероприятий, определяющий потребность в организации эффективного межведомственного взаимодействия, контроля и принятия согласованных решений;
необходимость комплексной увязки и централизованной координации усилий по срокам и ресурсам для обеспечения согласованности и исключения дублирования с проводимыми в рамках других программ и ведомственной деятельности мероприятиями;