Реализация детского оздоровительного отдыха в Приморском крае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи исследования. Цель курсовой работы - проанализировать особенности летних лагерей отдыха для детей и молодежи — выработка предложений по совершенствованию теории и практики детского отдыха.
Для достижения указанной цели ставятся конкретные задачи:
- исследовать само понятие и содержание детского оздоровительного отдыха;
- структурировать организационные, методологические и иные основы детского отдыха;
- изучить относящиеся к теме исследования научные и нормативные материалы и публикации современных авторов;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..……………………………..……………………………................3
Глава 1. Понятие и содержание детского оздоровительного отдыха ..……...5
Глава 2. Анализ региональных особенностей летнего оздоровительного отдыха для детей и молодежи в Приморском крае ………………………….10
Глава 3. Детские оздоровительные лагеря Приморья, проблемы и перспективы развития………………………………………………………….15
Глава 4. Безопасность отдыха детей в летних лагерях………………………23
Заключение …………………………………………………………………….31
Список используемой литературы ……………

Файлы: 1 файл

куркуркур.docx

— 60.16 Кб (Скачать файл)

Для улучшения  сферы летнего отдыха, оздоровления и занятости подростков было принято множество программ, в том числе программа "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков Арсеньевского городского округа" на 2013-2015 годы"

В результате реализации Программы ожидается:

  1. увеличение доли детей и подростков в возрасте от 7 до 17 лет, охваченных всеми формами отдыха и оздоровления, с 86 процентов в 2011 году до 90 процентов в 2015 году;
  2. увеличение доли оздоровленных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в возрасте от 6 до 17 лет, подлежащих оздоровлению, с 89 процентов в 2011 году до 92 процентов в 2015 году;
  3. увеличение доли детей и подростков в возрасте от 7 до 15 лет, охваченных льготой из краевого бюджета по оплате стоимости путевки в организации отдыха, с 6 процентов в 2011 году до 15 процентов в 2015 году;
  4. увеличение доли детей, оздоровленных во всех типах оздоровительных учреждений, получивших выраженный оздоровительный эффект, с 77 процентов в 2011 году до 82 процентов в 2015 году, в том числе:
    1. в загородных оздоровительных лагерях с 82 процентов в 2011 году до 87 процентов в 2015 году;
    2. в санаторных лагерях с 88 процентов в 2011 году до 90 процентов в 2015 году;
  5. увеличение доли трудоустроенных несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, обратившихся в органы службы занятости, с 83 процентов в 2011 году до 87 процентов в 2015 году;
  6. увеличение количества функционирующих детских загородных оздоровительных лагерей на базе краевых государственных образовательных учреждений с четырех единиц в 2011 году до шести единиц в 2015 году;
  7. увеличение количества организаций отдыха и оздоровления детей, реализующих льготные путевки с учетом выделения субсидий из краевого бюджета, с 16 единиц в 2011 году до 24 единиц в 2015 году;
  8. укрепление материально-технической базы шести краевых загородных оздоровительных лагерей;
  9. обеспечение детских оздоровительных лагерей квалифицированными педагогическими кадрами, специалистами в области безопасности жизни и здоровья детей;
  10. внедрение инновационных форм и методов организации отдыха и оздоровления детей, воспитательной работы, содержательного досуга детей и подростков;
  11. обеспечение организаторов детского отдыха, жителей Приморского края информационным, методическим, нормативно-правовым сопровождением в сфере отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков.4

Финансирование  мероприятий Программы развития для приморского края осуществляется за счет средств краевого бюджета. Общий объем финансирования Программы составляет 551244,0 тыс. рублей (в текущих ценах каждого года), в том числе:

  • 2012 год - 114623,0 тыс. рублей;
  • 2013 год -146227,0 тыс. рублей;
  • 2014 год - 145487,0 тыс. рублей;
  • 2015 год - 144907,0 тыс. рублей.

Объемы  финансовых средств, предусмотренных  на реализацию программных мероприятий, подлежат ежегодному уточнению при  формировании проекта краевого бюджета на очередной финансовый год на основе анализа полученных результатов и с учетом возможностей краевого бюджета.

В случае признания Приморского края получателем  субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся  в трудной жизненной ситуации, указанные средства предусматриваются  как источник финансирования Программы.

В ходе реализации Программы отдельные ее мероприятия  в установленном порядке могут  уточняться, а объемы финансирования корректироваться с учетом утвержденных расходов краевого бюджета.5

Существенные  территориальные различия в уровне развития инфраструктуры объясняются  спецификой природно-климатических  условий, географического положения, плотности населения и хозяйственного освоения дальневосточных районов. По перечисленным факторам территорию региона подразделяют на две зоны: южную, состоящую из Еврейской автономной и Амурской областей, Приморского  и Хабаровского краев; северную, состоящую  из Чукотского автономного округа, Камчаткой, Магаданской, Сахалинской  областей и Республики Саха (Якутии).

С одной  стороны, Россия удалилась от развитых и развивающихся стран Европы, Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока и стала более восточной  страной по сравнению с Советским  Союзом, с другой стороны, возросла роль стран АТР во внешнеэкономических  связях страны.

Выгодное  месторасположение нашего региона  дает возможность детям и подросткам отдыхать за рубежом, в граничащих с  Дальним востоком странах.

Береговое расположение, которое подразумевает  стык сухопутных и морских транспортных путей и дает возможность комплексного использования природных ресурсов суши и моря, формирования наиболее разнообразных видов летнего отдыха.

Наиболее  благоприятные рекреационные ресурсы  занимают 16 % всей площади края, благоприятные - 23 %, менее благоприятные - 49 %, мало пригодные - 12 %. В целом по России эти показатели составляют соответственно - 10 %, 20 %, 33 %, 37 %.

В Приморье насчитывается 295 памятников природы; шесть заповедников, площадь которых  в сумме составляет 3,4 % площади  края; семь заказников; 22 спортивно-охотничьих хозяйства; в настоящее время  решен вопрос об организации трех национальных и одного природного парков.

Таким образом, летний оздоровительный отдых вполне мог бы стать одной из отраслей специализации Приморья, приносящих экономике края огромные доходы. Доля санаторно-оздоровительных услуг незначительно превышает средние показатели в целом по стране.

 

Глава 3. Детские оздоровительные лагеря Приморья, проблемы и перспективы развития

 

Приморье  является уникальным и, практически, основным местом коллективного летнего отдыха детей на морском побережье для  регионов Дальнего Востока и Восточной  Сибири. Удаленность черноморского  побережья, а, следовательно, дороговизна  билетов, концентрация детского отдыха в районе Анапы, где сосредотачивается  на отдых вся европейская часть  России, делают актуальным развитие детского оздоровительного отдыха для восточных  регионов на побережье Приморья. Прекрасные климатические условия, чистое и  теплое море все больше привлекают детей для коллективного отдыха в детских оздоровительных лагерях (ДОЛ), чтобы насладиться солнцем, морем, красотами окружающей природы  и поправить здоровье.6

Во всех ДОЛ 5-ти разовое питание, в некоторых  из них проводится оздоровление детей  по специально разработанной на базе Всероссийского детского центра "Океан" медицинской программе. Во всех оздоровительных  лагерях, независимо от их расположения, начиная с середины июня, дети купаются в море. В программе детского отдыха предусмотрены многочисленные мероприятия, дискотеки, конкурсы, экскурсии. Для  корпоративных заказчиков из дальневосточного региона мы предлагаем после отдыха в ДОЛ направить детей в  КНР, где их ждет обширная экскурсионная  программа на выбор.

В течение последних лет в Приморском крае отмечаются положительные итоги детской оздоровительной кампании. Остается стабильно высокой численность оздоровленных детей и подростков от общего числа детей школьного возраста.

Однако, несмотря на достигнутые в предыдущие годы позитивные результаты по решению  вопросов организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков, сохраняется много проблем, которые требуют решения, а именно:

  1. повышение качества услуг, предоставляемых организациями отдыха и оздоровления детей и подростков;
  2. улучшение инфраструктуры и материально-технической базы загородных оздоровительных лагерей;
  3. обеспечение комплексной безопасности детей и подростков, включая их страхование в период пребывания в организациях отдыха и оздоровления детей;
  4. привлечение студентов педагогических вузов для работы с детьми и подростками в организациях отдыха и оздоровления детей;

Кроме того, организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков является важной составляющей системы профилактики асоциальных явлений, что особенно актуально в период летних каникул и в свободное от учебы время.

Проверка  целевого использования средств, выделенных на реализацию мероприятий Программы, осуществляется в соответствии с  действующим законодательством. Управление программой и контроль за ходом ее реализации осуществляется путем:

- координации действий всех субъектов Программы и заинтересованных организаций;

- ежегодного уточнения затрат по программным мероприятиям, состава исполнителей;

- обеспечения эффективного и целевого использования финансовых средств, качества проводимых мероприятий и выполнения сроков реализации;

- регулярного мониторинга молодежной среды и анализа эффективности проводимой работы;

- предоставления в установленном порядке отчетов о ходе реализации Программы.

Но помимо положительных сторон организации  детского отдыха в Приморье существуют и отрицательные стороны.

Одна  из проблем - отсутствие необходимых  экономических знаний у администрации  детских оздоровительных лагерей. Это не позволяет осуществлять правильную политику ценообразования, что в  значительной степени влияет на заполнение лагерей, и в конечном счете на финансовые результаты их деятельности. Следует обратить внимание и на отсутствие хорошо налаженных связей между турфирмами и оздоровительными лагерями. Администрации последних, как правило, не привлекают предприятия турбизнеса к продвижению и реализации своего продукта. А если и прибегают к их услугам, то в большинстве случаев либо не желают предоставлять скидки на турпутевки, либо дают их исключительно в период межсезонья. При этом руководство детских здравниц не контролирует цены, по которым путевки реализуются. Что приводит к перепродажам, в результате конечная цена может вырасти весьма значительно.7

Неотработанность  механизма ценообразования и  отсутствие продуманной системы  реализации - главнейшие сегодня проблемы не только рынка детского отдыха, но и всей курортной сферы России.

Остановимся на некоторых проблемах, которые  препятствуют развитию детского отдыха. Прежде всего, массовый детский отдых  не должен быть дорогим. Дети не столь  требовательны к уровню комфорта: они согласны жить втроем и вчетвером, путешествовать в плацкартном вагоне. Это помогает снизить себестоимость  тура. Но дешевая путевка может  означать низкую плату для сотрудников. В результате на работу привлекается персонал с плохим уровнем профессиональной подготовке.

Важная  проблема - отсутствие законодательной  базы. В 1998 г. был принят закон «О внесении дополнений и изменений  в закон РФ об основных гарантиях прав ребенка». Поправки предусматривали государственную защиту детских оздоровительных учреждений, финансирование из федерального бюджета и ряд других положении. Сегодня ежегодно выделяемые из бюджета средства приходятся «выбивать». Ситуация изменилась бы с принятием соответствующего закона. Разработан проект стандарта организации отдыха и оздоровления детей. В ближайшее время документ будет утвержден, а пока работают только ведомственные нормативные акты.

С повышением налогов стали расти цены на путевки. Еще одна проблема - налог на землю. Если не решить эти вопросы законодательно, можно потерять наши детские здравницы - они станут не по карману большинству  родителей.

Одна  из главных проблем - государственная  или ведомственная принадлежность значительной части детских здравниц. Местным органам самоуправления или руководителям предприятий  не до их содержания. Разваливается  то, что создавалось многими годами. Отсутствуют налаженные связи между  здравницами и турпредприятиями: чтобы повысить заполняемость лагерей  детского отдыха, администрация не привлекает к сотрудничеству турфирмы.

Еще одна из важных проблем - связь. Детские здравницы  расположены, как правило, в сельской местности, где часто не бывает сотовой сети и, чтобы позвонить, приходится ехать в близлежащий город. Переезд детей в плацкартном вагоне - тоже проблема. Хотя такой способ передвижения снижает стоимость путевки и повышает безопасность детей в пути, которые находятся на виду у сопровождающих, родителей трудно в этом убедить. Отправляя детей за рубеж, компания сама должна позаботиться об их безопасности, что вызывает дополнительные расходы. Одной из существенных проблем является - детский травматизм.

Несмотря  на ошеломляющую статистику, в России не ни одной государственной программы  по его снижению. На современном  этапе существует и проблема дифференциации предлагаемых услуг. Турфирмы предлагают целый спектр предложений для клиентов любого достатка, а вот в отношении детского отдыха такой гибкости нет, доля родительских денег в оплате летнего отдыха детей сегодня лишь 8 % , но есть серьезный потенциал, с которым нужно работать, расширяя спектр предложений.

Неотработанность  механизма ценообразования и  отсутствие продуманной системы  реализации - важнейшие проблемы всей курортной сферы России.

Организация детского отдыха - одно из самых сложных  занятий в турбизнесе. Как правило, работа с детскими оздоровительными учреждениями ведется на основе сезонных договоров, однако такой подход для  туроператоров не перспективен. С  одной стороны аренда - это дополнительное денежное вложение, с другой - как  только туроператор потратится на ремонт, разработает уникальную программу, дирекция поднимает цены. Поэтому  многие операторы предпочитают приобретать  детские здравницы в собственность  или арендовать на длительный срок.

Информация о работе Реализация детского оздоровительного отдыха в Приморском крае