Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 16:53, курсовая работа
Цели и задачи исследования. Цель курсовой работы - проанализировать особенности летних лагерей отдыха для детей и молодежи — выработка предложений по совершенствованию теории и практики детского отдыха.
Для достижения указанной цели ставятся конкретные задачи:
- исследовать само понятие и содержание детского оздоровительного отдыха;
- структурировать организационные, методологические и иные основы детского отдыха;
- изучить относящиеся к теме исследования научные и нормативные материалы и публикации современных авторов;
ВВЕДЕНИЕ..……………………………..……………………………................3
Глава 1. Понятие и содержание детского оздоровительного отдыха ..……...5
Глава 2. Анализ региональных особенностей летнего оздоровительного отдыха для детей и молодежи в Приморском крае ………………………….10
Глава 3. Детские оздоровительные лагеря Приморья, проблемы и перспективы развития………………………………………………………….15
Глава 4. Безопасность отдыха детей в летних лагерях………………………23
Заключение …………………………………………………………………….31
Список используемой литературы ……………
План
ВВЕДЕНИЕ..……………………………..…………………
Глава 1. Понятие и содержание детского оздоровительного отдыха ..……...5
Глава 2. Анализ региональных особенностей летнего оздоровительного отдыха для детей и молодежи в Приморском крае ………………………….10
Глава 3. Детские оздоровительные лагеря
Приморья, проблемы и перспективы развития…………………………………………………………
Глава 4. Безопасность отдыха детей в летних лагерях………………………23
Заключение …………………………………………………………………….31
Список используемой литературы …………………………………………...32
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Многие вопросы, относящиеся к детскому оздоровительному отдыху, уже давно не перестают быть дискуссионными. К их числу относятся, например, вопросы о безопасности детей в летних лагерях, а так же о перспективах развития летнего отдыха в отдельных регионах. Однако эти вопросы не исчерпывают проблематику особенностей летнего оздоровительного отдыха и занятости для детей и молодежи.
Значительный интерес, как в научном, так и в практическом планах представляют решение таких проблем, как анализ региональных особенностей детского отдыха в отдельных местностях, в том числе в Приморском крае, определение возможностей развития и увеличения численности лагерей и некоторые другие.
Актуальность обозначенной идеи, несомненно, велика. К сожалению, в литературе не последовало активной разработки этой идеи.
Объект исследования. Объект исследования составили закономерности и особенности организации и проведения детского оздоровительного отдыха.
Цели и задачи исследования. Цель курсовой работы - проанализировать особенности летних лагерей отдыха для детей и молодежи — выработка предложений по совершенствованию теории и практики детского отдыха.
Для достижения указанной цели ставятся конкретные задачи:
- исследовать само понятие и содержание детского оздоровительного отдыха;
- структурировать
организационные,
- изучить
относящиеся к теме
Методологическая основа исследования. В процессе работы над данным проектом применялись исторический, сравнительно-правовой и системно-структурный подходы и методы познания и другие обще — и частно-научные методы изучения и анализа проблем, касающихся летних лагерей.
Научная новизна исследования. В данном исследовании обобщены теоретические исследования и законодательная практика.
Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Понятие и содержание детского оздоровительного отдыха
Для начала хотелось бы выяснить, что такое детский оздоровительный отдых. Отдых и оздоровление детей — это совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований.
Существуют специальные
Детские лагеря рассчитаны на разный возраст: от дошкольников до 18-19-летних девушек и юношей. Основная цель большинства лагерей — образовательное или культурное развитие.
Каждая программа летних оздоровительных лагерей должна опираться на следующие принципы:
1. Принцип
гуманизации отношений:
2. Принцип
соответствия типа
3. Принцип
демократичности: участие всех
детей и подростков в
4. Принцип
дифференциации воспитания: дифференциация
в рамках летнего
- отбор
содержания, форм и методов воспитания
в соотношении с индивидуально-
- создание
возможности переключения с
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип
творческой индивидуальности: творческая
индивидуальность – это
Содержание программы отдыха всегда разная, обычно она включает:
1) Организационно-педагогическая деятельность:
- комплектование штата лагеря кадрами;
- совещание при директоре по организации летнего отдыха учащихся;
- проведение инструктажей с воспитателями по технике безопасности и охране здоровья детей;
- проведение родительских собраний.
2) Оздоровительная работа. Основополагающими идеями в работе с детьми в детском оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
- утренняя гимнастика;
- принятие
солнечных и воздушных ванн (в
течение всего времени
- организация пешеходных экскурсий;
- организация здорового питания детей;
- организация
спортивно-массовых
- работа спортивных секций.
3) Работа по сплочению коллектива воспитанников. Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:
- Коммуникативные игры на знакомство.
- Игры на выявление лидеров.
- Игры на сплочение коллектива.
4) Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период:
- Беседы-инструктажи для детей, обучающие фильмы МЧС, ролевые игры.
- Инструкции
по основам безопасности
5) Работа по развитию творческих способностей детей:
- Оформление отрядного уголка.
- Конкурсы рисунков.
- Коллективно-творческие дела (кружки, клубы).
- Мероприятия
на развитие творческого
6) Работа по привитию навыков самоуправления:
- Выявление лидеров, генераторов идей.
- Распределение обязанностей в отряде.
- Закрепление ответственных по различным видам поручений.
- Проведение дежурства.
Для детей любого возраста путёвка в детский лагерь — это шанс проявить свою самостоятельность, стать взрослее. Сегодня детям предлагаются лагеря на любой вкус и цвет: музыкальные и художественные лагеря, теннисные и футбольные, с верховой ездой или лагеря с обучением иностранным языкам или программированию, с углубленным изучением математики или со специальной программой для снижения веса или лагеря для подростков с тренингом лидерских качеств. Есть также летние лагеря с религиозной направленностью и политически ориентированные. В общем, сейчас можно найти лагерь с любой, даже самой экзотичной программой (например, с обучением дельтапланеризму). Однако широчайший выбор специализаций детских лагерей существенно затрудняет выбор.2
Ожидаемые результаты выполнения программы деятельности лагеря:
- общее оздоровление детей.
-укрепление здоровья детей (соблюдение режима питания, витаминизацию организма, закаливание организма, организацию игр и проведение мероприятий на свежем воздухе).
- укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов.
-развитие творческих способностей, инициативы и активности ребёнка.
-привитие навыков самообслуживания.
-уважение к родной природе.
Программа
направлена на организацию отдыха,
оздоровления и занятости детей
и подростков - одно из приоритетных
направлений государственной
Вопросы сохранения здоровья и улучшения демографической ситуации напрямую связаны с организацией отдыха и оздоровления детей и подростков Приморского края.
Одной из причин ухудшения детского и подросткового здоровья является недостаточная эффективность профилактических и коррекционных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков. В этой связи дети и подростки данной категории в первоочередном порядке нуждаются в адресной государственной поддержке и предоставлении услуг по отдыху и оздоровлению.
Вопросы сохранения здоровья и улучшения демографической ситуации напрямую связаны с организацией отдыха и оздоровления детей и подростков Приморского края.
Кроме того, организация занятости детей и подростков является важной составляющей системы профилактики асоциальных явлений, что особенно актуально в период летних каникул и в свободное от учебы время.
Временное
трудоустройство
Глава 2. Анализ региональных особенностей летнего оздоровительного отдыха для детей и молодежи в Приморском крае
В настоящее время Приморский Край стабильно занимает 4-е место в Российской Федерации по предоставлению услуг летнего отдыха (после городов Москва, Санкт-Петербург и Краснодарского края). В крае имеется достаточный потенциал для развития этой отрасли. Прежде всего, это географическое и геополитическое положения края в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Огромное значение для развития летнего отдыха в Приморье имеют так же уникальные природные богатства района и неповторимое сочетание множества различных культур, населяющих край.
Определенный интерес в этом смысле представляет Дальний Восток. Он занимает уникальное экономико-географическое положение в России и в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), граничит с Северным Ледовитым и Тихим океанами, соседствует с США, Японией, Китаем и Северной Кореей. Регион расположен на кратчайших путях из стран Западной Европы в страны АТР, по его территории проходят Транссибирская и Байкалоамурская железные дороги, являющиеся мощными магистральными системами и выходящие в незамерзающих портах Дальнего Востока к океану. Традиционно Дальний Восток считается регионом богатым природными ресурсами, многие из которых имеют рекреационные свойства. Можно выделить несколько видов рекреационных ресурсов:
Информация о работе Реализация детского оздоровительного отдыха в Приморском крае