Реализация детского оздоровительного отдыха в Приморском крае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи исследования. Цель курсовой работы - проанализировать особенности летних лагерей отдыха для детей и молодежи — выработка предложений по совершенствованию теории и практики детского отдыха.
Для достижения указанной цели ставятся конкретные задачи:
- исследовать само понятие и содержание детского оздоровительного отдыха;
- структурировать организационные, методологические и иные основы детского отдыха;
- изучить относящиеся к теме исследования научные и нормативные материалы и публикации современных авторов;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..……………………………..……………………………................3
Глава 1. Понятие и содержание детского оздоровительного отдыха ..……...5
Глава 2. Анализ региональных особенностей летнего оздоровительного отдыха для детей и молодежи в Приморском крае ………………………….10
Глава 3. Детские оздоровительные лагеря Приморья, проблемы и перспективы развития………………………………………………………….15
Глава 4. Безопасность отдыха детей в летних лагерях………………………23
Заключение …………………………………………………………………….31
Список используемой литературы ……………

Файлы: 1 файл

куркуркур.docx

— 60.16 Кб (Скачать файл)

План

ВВЕДЕНИЕ..……………………………..……………………………................3

Глава 1. Понятие и содержание детского оздоровительного отдыха  ..……...5

Глава 2. Анализ региональных особенностей летнего оздоровительного отдыха для детей и молодежи в Приморском крае ………………………….10

Глава 3. Детские оздоровительные лагеря Приморья, проблемы и перспективы развития………………………………………………………….15

Глава 4. Безопасность отдыха детей в летних лагерях………………………23

Заключение …………………………………………………………………….31

Список используемой литературы …………………………………………...32 

ВВЕДЕНИЕ  

 

 

         Актуальность  темы исследования. Многие вопросы, относящиеся к детскому оздоровительному отдыху, уже давно не перестают быть дискуссионными. К их числу относятся, например, вопросы о безопасности детей в летних лагерях, а так же о перспективах развития летнего отдыха в отдельных регионах. Однако эти вопросы не исчерпывают проблематику особенностей летнего оздоровительного отдыха и занятости для детей и молодежи.

Значительный  интерес, как в научном, так и  в практическом планах представляют решение таких проблем, как анализ региональных особенностей детского отдыха в отдельных местностях, в том числе в Приморском крае, определение возможностей развития и увеличения численности лагерей и некоторые другие.

Актуальность  обозначенной идеи, несомненно, велика. К сожалению, в литературе не последовало  активной разработки этой идеи.

Объект исследования. Объект исследования составили закономерности и особенности организации и проведения детского оздоровительного отдыха.

Цели и задачи исследования. Цель курсовой работы - проанализировать особенности летних лагерей отдыха для детей и молодежи — выработка предложений по совершенствованию теории и практики детского отдыха.

Для достижения указанной цели ставятся конкретные задачи:

- исследовать  само понятие и содержание детского оздоровительного отдыха;

- структурировать  организационные, методологические  и иные основы детского отдыха;

- изучить  относящиеся к теме исследования  научные и нормативные материалы  и публикации современных авторов;

Методологическая основа исследования. В процессе работы над данным проектом применялись исторический, сравнительно-правовой и системно-структурный подходы и методы познания и другие обще — и частно-научные методы изучения и анализа проблем, касающихся летних лагерей.

Научная новизна исследования. В данном исследовании обобщены теоретические исследования и законодательная практика.

Работа  состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованных источников.

 

Глава 1. Понятие и содержание детского оздоровительного отдыха

Для начала хотелось бы выяснить, что такое детский оздоровительный отдых. Отдых и оздоровление детей — это совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований.

Существуют специальные учреждения, занимающиеся разработкой и проведением, так называемого летнего оздоровительного отдыха для детей – детские  лагеря. Детский лагерь — вид детского отдыха, который стабильно пользуется популярностью. К ним относятся: оздоровительные лагеря (загородные оздоровительные лагеря, лагеря дневного пребывания и другие), специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные лагеря, оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, лагеря труда и отдыха, эколого-биологические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря —пионерскиe лагеря, детскиe лагеря, летниe лагеря), оздоровительные центры, базы и комплексы, иные организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления.1

Детские лагеря рассчитаны на разный возраст: от дошкольников до 18-19-летних девушек и юношей. Основная цель большинства лагерей — образовательное или культурное развитие.

Каждая  программа летних оздоровительных лагерей должна опираться на следующие принципы:

1. Принцип  гуманизации отношений: построение  всех отношений на основе уважения  и доверия к человеку, на стремлении  привести его к успеху. Через  идею гуманного подхода к ребенку,  родителям, сотрудникам лагеря  необходимо психологическое переосмысление  всех основных компонентов педагогического  процесса.

2. Принцип  соответствия типа сотрудничества  психологическим возрастным особенностям  учащихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного  характера в лагере дневного  пребывания является сотрудничество  ребенка и взрослого, которое  позволяет воспитаннику лагеря  почувствовать себя творческой  личностью.

3. Принцип  демократичности: участие всех  детей и подростков в программе  развития творческих способностей.

4. Принцип  дифференциации воспитания: дифференциация  в рамках летнего оздоровительного  лагеря предполагает:

- отбор  содержания, форм и методов воспитания  в соотношении с индивидуально-психологическими  особенностями детей;

- создание  возможности переключения с одного  вида деятельности на другой  в рамках смены (дня);

- взаимосвязь  всех мероприятий в рамках  тематики дня;

- активное  участие детей во всех видах  деятельности.

5. Принцип  творческой индивидуальности: творческая  индивидуальность – это характеристика  личности, которая в самой полной  мере реализует, развивает свой  творческий потенциал. 

Содержание  программы отдыха всегда разная, обычно она включает:

1) Организационно-педагогическая деятельность:

- комплектование штата лагеря кадрами;

- совещание  при директоре по организации летнего отдыха учащихся;

- проведение  инструктажей с воспитателями  по технике безопасности и  охране здоровья детей;

- проведение  родительских собраний.

2) Оздоровительная работа. Основополагающими идеями в работе с детьми в детском оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:

- утренняя  гимнастика;

- принятие  солнечных и воздушных ванн (в  течение всего времени пребывания  в лагере в светлое время суток);

- организация пешеходных экскурсий;

- организация  здорового питания детей;

- организация  спортивно-массовых мероприятий  (подвижные игры на свежем воздухе,  эстафеты, спортивные соревнования).

- работа  спортивных секций. 

3) Работа по сплочению коллектива воспитанников. Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:

- Коммуникативные игры на знакомство.

- Игры  на выявление лидеров.

- Игры  на сплочение коллектива.

4) Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период:

- Беседы-инструктажи  для детей, обучающие фильмы МЧС, ролевые игры.

- Инструкции  по основам безопасности жизнедеятельности.

5) Работа по развитию творческих способностей детей:

- Оформление  отрядного уголка.

- Конкурсы  рисунков.

- Коллективно-творческие  дела (кружки, клубы).

- Мероприятия  на развитие творческого мышления.

6) Работа по привитию навыков самоуправления:

- Выявление лидеров, генераторов идей.

- Распределение обязанностей в отряде.

- Закрепление  ответственных по различным видам поручений.

- Проведение дежурства.

Для детей любого возраста путёвка в детский лагерь — это шанс проявить свою самостоятельность, стать взрослее. Сегодня детям предлагаются лагеря на любой вкус и цвет: музыкальные и художественные лагеря, теннисные и футбольные, с верховой ездой или лагеря с обучением иностранным языкам или программированию, с углубленным изучением математики или со специальной программой для снижения веса или лагеря для подростков с тренингом лидерских качеств. Есть также летние лагеря с религиозной направленностью и политически ориентированные. В общем, сейчас можно найти лагерь с любой, даже самой экзотичной программой (например, с обучением дельтапланеризму). Однако широчайший выбор специализаций детских лагерей существенно затрудняет выбор.2

Ожидаемые результаты выполнения программы  деятельности лагеря:

- общее  оздоровление детей.

-укрепление здоровья детей (соблюдение режима питания, витаминизацию организма, закаливание организма, организацию игр и проведение мероприятий на свежем воздухе).

- укрепление  дружбы и сотрудничества между  детьми разных возрастов.

-развитие творческих способностей, инициативы и активности ребёнка.

-привитие навыков самообслуживания.

-уважение к родной природе.

Программа направлена на организацию отдыха, оздоровления и занятости детей  и подростков - одно из приоритетных направлений государственной социальной политики, проводимой по всей России, в  том числе и в Приморском крае по обеспечению защиты прав и законных интересов детей и подростков.

Вопросы сохранения здоровья и улучшения  демографической ситуации напрямую связаны с организацией отдыха и  оздоровления детей и подростков Приморского края.

Одной из причин ухудшения детского и подросткового  здоровья является недостаточная эффективность  профилактических и коррекционных  мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и  подростков. В этой связи дети и  подростки данной категории в  первоочередном порядке нуждаются  в адресной государственной поддержке  и предоставлении услуг по отдыху и оздоровлению.

Вопросы сохранения здоровья и улучшения  демографической ситуации напрямую связаны с организацией отдыха и  оздоровления детей и подростков Приморского края.

Кроме того, организация занятости детей  и подростков является важной составляющей системы профилактики асоциальных  явлений, что особенно актуально  в период летних каникул и в свободное от учебы время.

Временное трудоустройство несовершеннолетних граждан носит социально значимый характер, помогает снизить уровень  преступности среди несовершеннолетних, приобщить подростков к труду, поддержать их материально, содействует патриотическому  воспитанию, бережному отношению  к природе, уважению к старшему поколению.3

 

Глава 2. Анализ региональных особенностей летнего оздоровительного отдыха для детей и молодежи в Приморском крае

В настоящее  время Приморский Край стабильно  занимает 4-е место в Российской Федерации по предоставлению услуг летнего отдыха (после городов Москва, Санкт-Петербург и Краснодарского края). В крае имеется достаточный потенциал для развития этой отрасли. Прежде всего, это географическое и геополитическое положения края в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Огромное значение для развития летнего отдыха в Приморье имеют так же уникальные природные богатства района и неповторимое сочетание множества различных культур, населяющих край.

Определенный  интерес в этом смысле представляет Дальний Восток. Он занимает уникальное экономико-географическое положение  в России и в Азиатско-Тихоокеанском  регионе (АТР), граничит с Северным Ледовитым  и Тихим океанами, соседствует  с США, Японией, Китаем и Северной Кореей. Регион расположен на кратчайших путях из стран Западной Европы в  страны АТР, по его территории проходят Транссибирская и Байкалоамурская  железные дороги, являющиеся мощными  магистральными системами и выходящие  в незамерзающих портах Дальнего Востока к океану. Традиционно  Дальний Восток считается регионом богатым природными ресурсами, многие из которых имеют рекреационные  свойства. Можно выделить несколько  видов рекреационных ресурсов:

  1. Пляжно-акваториальные. Заключаются в возможности использовать песчаные и мелкогалечные пляжи, а также прибрежные воды для соответствующих видов отдыха.
  2. Летне-спортивные. Создают благоприятные условия для спортивного отдыха летом (возможности неограниченны);
  3. Лечебно-оздоровительные. Заключаются в использовании целебных свойств минеральных и термальных источников, грязей и т.п., Возможная емкость системы санаторно-оздоровительных учреждений около 2 млн. санаторных больных в год. На территории Дальнего Востока расположено немало культурно-исторических и природных памятников. Такое разнообразие туристско-рекреационных ресурсов открывает большие возможности для развития практически всех видов туризма.

Информация о работе Реализация детского оздоровительного отдыха в Приморском крае