Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 09:38, курсовая работа
Для многих стран мира этот вид туризма является наиболее распространенным и массовым. Для развития этого вида туризма необходимы рекреационные ресурсы. Рекреационные ресурсы составляют важнейшую часть природного потенциала региона. Кроме этого, их роль в формировании и развитии современного туризма в регионе постоянно повышается, особенно с эколого-географической точки зрения.
Население и его рекреационные потребности.
2. Природные рекреационные ресурсы.
2.1.Ландшафты
2.1.1. Рельеф
2.1.2. Водные объекты
2.1.3. Почвенно-растительный покров
2.1.4. Грибоягодные угодья и угодья с лекарственной растительностью
2.1.5. Ресурсы экологического туризма (особо охранные территории)
2.1.6. Охотничьи и рыболовные угодья
2.2. Ландшафтно-рекреационное зонирование и ландшафтно-рекреационный потенциал
2.3. Климат и биоклимат
2.3.1. Режим солнечной радиации
2.3.2. Атмосферная циркуляция
2.3.3. Термический режим
2.3.4. Ветровой режим
2.3.5. Режим влажности и осадков
2.3.6. Биоклиматический потенциал, зонирование территорий
2.4. Гидроминеральные ресурсы
2.4.1. Минеральные воды
2.4.2. Лечебные грязи
3. Культурно-исторический потенциал
3.1. Краткая историческая справка
3.2. Архитектурные комплексы
3.2.1. Культурные сооружения
3.2.2. Усадебные комплексы
3.2.3. Исторические города, поселки, мемориалы
4.Социально-культурная инфраструктура
4.1. Спортивные объекты
4.2. Зрелищно - досуговая индустрия
5. Туристическая инфраструктура
5.1 Транспортное обеспечение
5.2. Ресторанно - гостиничное хозяйство
6. Рекреационная сеть
6.1. Санаторно-курортные предприятия
6.2. Предприятия спортивного отдыха, детского отдыха
7. Действующие туристические и экскурсионные маршруты.
8. Рекомендации по развитию туризма в регионе.
Заключение (выводы и проблемы)
Список используемой литературы.
Когда в начале XVII века в Восточную Сибирь и Забайкалье приходят русские, они находят здесь многочисленную народность, которую прозывают за их мирный нрав “братскими мужиками” или “братами”. По донесению атамана Дементия Злобина, посланного в 1833 году из Красноярского острога, “братские люди кочевали в ряд с мунгальскими людьми” в долинах Селенги, Онона, Хилка, Шилки. В 1627 году атаман Максим Перфильев отписывает в “скаске” (так назывались казачьи донесения воеводам): “Земля богата, и людей в ней много, и люди сидячие, а товары-де в Братской земле соболи, лисицы, - и бухарских товаров и шелков и белья много, а серебра-де добро много, а коней, и коров, и овец, и верблюдов бесчисленно, а хлеб пашут ячмень и гречу”.
Буряты были искусными мастерами , все нужное в хозяйстве, они изготовляли сами. Женщины мастерски обрабатывали шкуры, катали войлок, которым покрывали разборное жилище – юрту, дубили кожи, шили обувь, ремни, одежду; мужчины были хорошими столярами: низенькая мебель для юрт, обильно украшенная орнаментом, повозки, седла, сбрую, волосяные веревки и арканы, силки и капканы на зверя и многое другое изготавливалось дома. “Мягкую рухлядь”, то есть звериные шкурки, сбывали в Китай и Среднюю Азию и вывозили от туда шелка, чай, табак, драгоценности.
Бурятское общество к
началу XVII века, сложилось как общество
патриархально-феодального
Большая патриархальная
семья была главной хозяйственной
единицей тогдашнего общества. Она
состояла из нескольких поколений, которые
сообща вели большое скотоводческое
хозяйство, живя вместе. Форма ведения
хозяйства семейно-родовой
Особо важным смыслом был исполнен обряд зарывания последа в землю. Пуповину родившегося ребенка зарывали в землю, это место называлось тоонто и почиталось священным для этого человека, воплощая кровную его связь с землей, его породившей. Человек от ныне обязан был непременно посещать то место, где зарыта его пуповина, приобщаясь к особой силе тоонто. Считалось что дальнейшая его судьба зависит от благополучия существования его двойника-тоонто.
Национальные обычаи воспитания запрещали физическое наказание детей, считая это вредным для их здоровья. Отношение к детям отличалось исключительной мягкостью. Дети считались подарком небесного светила – месяца, ибо все небесные светила расценивались как творцы жизни. Нельзя было ругать детей – за плохое обращение месяц мог забрать их к себе. Запрещалось бранить ребенка, перешагивать через него, проносить над его головой что-либо грязное, осквернять его одежду, резать ее, отдавать чужому.
Огромную роль в воспитании детей играли трудовые обычаи и навыки народа, богатейшее народное поэтическое творчество. Непременно прививалось почтительное отношение к старшим, в обращении к которым (в том числе и родителям) употреблялась исключительно форма “вы”. Спорить со старшими считалось не позволительным.
Такой же любовью отличался и культ домашних животных, среди которых особым почтением пользовался конь. Отношение к коню определялось его ролью в жизни кочевника. Все предметы, связанные с конем, имели силу оберега. Над дверью юрты вешали подкову на счастье, для защиты от злых духов жилище окружали волосяной веревкой, сплетенной из конских волос. Особенно священным предметом была голова лошади. Е вешали над входом в юрту, конскую голову, сваренную целиком – рассекать ее запрещалось, - преподносили почетным гостям. Недопустимо было бить и ругать лошадь. К коню относились как к самому близкому и дорогому другу, разговаривая с ним, лаская его. В бурятских сказках конь всегда выручает героя, подает ему советы, исполняет его желания, спасает, преодолевает огромные расстояния. Часто образ его бывает крылатым, ибо конь почитался существом небесного происхождения. Место его – на небе. Млечный Путь, по представлению древних бурят, - это молоко небесной кобылицы.
Нетрудно заметить, что многие из этих обычаев широко бытуют в фольклоре и образе жизни русского народа.
Множество обычаев, обрядов и культов связано с обожествлением земли и всего живущего на ней. Человек, по их убеждению, лишь частица великой природы, он находится в неразрывной связи со всем живущим на земле, потому он должен заботиться и оберегать все живое, как своих меньших братьев. Это пантеистическое сознание (пантеизм – культ природы) сегодня очень созвучно нашему времени с его экологическими катастрофами. Так, например, земля, почва – это тело великой богини Матери Земли. Прежде чем накопать глины, гончар должен был попросить у земли прощения, что он оскверняет ее лоно.
Вместилищем особой силы представлялись и деревья. Гибель дерева влечет за собой гибель человека. Рубить деревья сверх меры – значит укорачивать жизнь свою и потомков. Особенно строги были запреты по отношению к вечным, вечнозеленым деревьям – кедру, сосне, ели, эфирные смолы которых были особенно целебны.
Культ огня – хранителя домашнего очага, семьи, рода – почитался как земной аналог огня небесного – солнца. Бурятская юрта сохраняла свою связь с небом, связь небесного огня с огнем земным – дымоход от очага, который всегда оставался открытым. Огонь был существом священным. Нельзя было бросать в огонь мусор, предметы с неприятным запахом, предметы, ослабляющие блеск и силу пламени, ворошить огонь острым, сидеть, вытянув ноги к очагу, ворошить угли ногой, наступать на угли и пепел, туша искры. Строжайше запрещалось лить воду в огонь, – это значило оборвать его жизнь. Переезжая с места на место, старый очаг не гасили, а оставляли тлеющим.
Удивительной красотой отличался у бурят обычай празднования Нового года, повествующий нам о духовной культуре народа, поэтичности его представлений о мире, о красоте. Бурятский Новый год – Сааган Сара – Праздник Белого Месяца. Он символизировал очищение, начало новой жизни и приобщение ко всему светлому и возвышенному.
Популярность белого цвета у монгольских народов необычайно велика. Белый – излюбленный цвет всех кочевых народов, связанный, с одной стороны, с культом молочной пищи, основного продукта питания скотоводов, которой насчитывалось до 27 различных видов, и с другой – с культом небесных светил и высокого неба, что также связано со степным сознанием и мировоззрением, с беспредельным пространством степи, над которой лишь высокое звездное небо.
Молоко у бурят было ритуальным напитком – символом плодородия, небесного благоволения, пожелания светлого. Молоком белых кобылиц кропили скот, брызгали молоком вслед улетающим птицам с пожеланием легкого и светлого пути. При совершении обряда поклонения домашнему очагу в доме мужа невеста становилась на колени на белую кошму. Юрта из белого войлока была предметом роскоши.
В Белый Месяц Сааган Сара, когда в морозном небе показывалось созвездие Плеяд, на первом, чистом утреннем снегу, на белой заре совершали великое возлияние молоком белых кобылиц богам: Высокому Небу, Матери Земле, восходящему золотому Солнцу, ясноликой полной Луне, тысячам звезд, хозяину вод Белому старцу, горам, рекам, Огню в очаге. Одевались в одежду белого цвета, чтобы год был благополучным.
Необычайно многообразно устное поэтическое творчество бурятского народа. Буряты создали своеобразную и богатейшую песенно-музыкальную культуру. Бурятским национальным мелодиям присущ особый музыкальный гармонизм. Протяжные лирические песни своей распевностью и долготой каждой музыкальной фразы органично созвучны раздолью широких степей, нескончаемому плавному ритму степного ландшафта. Любая бурятская песня состоит из четверостиший, в которых две первые строки рисуют образ природы, а две последующие – состояние человека, настрою которого отвечает эта картина природы.
Бурятское население было весьма заинтересовано в дружеских отношениях с Московским государством. Южные их границы вплотную соприкасались с феодальной Монголией, воинственные и хорошо вооруженные монгольские ханы не раз совершали набеги на бурятские земли, угоняя скот. Все это побудило группу бурятских тайшей изъявить желание вступить в русское подданство “под высокую государеву руку”. В 1689 году с воеводой Федором Головиным был заключен Нерчинский договор, определивший восточную границу России и Китая, по которому бурятское население Забайкалья вошло в состав Российского государства.
Со второй половины XVII века в Бурятии начинает распространятся письменность, которая явилась результатом массового проникновения в Забайкалье буддизма. В XVII веке из-за непрекращающихся феодальных усобиц монгольских ханов Забайкалье заполняется потоком беженцев из Монголии, среди которых было не мало образованных лам. С этого времени на территории Бурятии начинается возведение первых буддийских храмов – дацанов. Дацаны стали очагом распространения грамоты – старо монгольского вертикального письма. В XIX веке на территории одной только Аги имелось 20 дацанов, в каждом из которых ежегодно обучалось по 400-500 бурятских юношей.
Республика Бурятия
расположена в центре Азиатского
материка, на водоразделе Тихого и
Ледовитого океанов, в переходной зоне
между Восточно-Сибирской
Наиболее мощные и
необратимые изменения
По степени отрицательного воздействия
на геологическую среду
При отработке месторождений
Не меньше нагрузки на геологическую среду ложатся при строительстве дорог, тоннелей, выемки грунтов под фундаменты зданий и инженерно-технических сооружений.
Для научного познания негативного воздействия на геологическую среду таких процессов, на стыке геологии и экологии возникла геоэкология, основной задачей которой является изучение состояния и изменения геологической среды под воздействием техногенных и природных факторов.
Научные основы геоэкологии базируются на учении В.И. Вернадского о биосфере Земли. В 1979г. на Геологическом конгрессе в Польше принимается первая декларация о самостоятельном статусе геологии окружающей среды как одного из направлений инженерной геологии.
В Бурятии основная часть геоэкологических исследований проводится Бурятгеоцентром в виде геоэкологических съёмок различных масштабов и инженерно -экологических изысканий.
В процессе этих работ создается пакет карт: геоэкологических, природных и техногенных геохимических аномалий, экзогенных геологических процессов, радио экологических, почвенного, донного, гидрохимического и снегового опробования.
Все восточное побережье
Байкала обрамляет Бурятия - cтрана
гор и степей, полноводных рек
и многочисленных озёр, бескрайней
тайги и зелёных долин. Расположенная
в глубине материка, вдали от морей
и океанов, Бурятия обладает контрастным климатом, сочетающим в себе
холодные зимы и жаркое лето.
Богатая природа и многообразие ландшафтов
создали естественные условия для мирного
сосуществования многонационального
населения республики с различной культурой
и религией, самобытными традициями и
особым укладом жизни. История заселения
территории республики насчитывает многие
десятки тысячелетий, несколько столетий
мирно живут на земле Бурятии буряты и
эвенки, русские и украинцы, татары, евреи
и люди других национальностей.
Республика Бурятия расположена в южной части Восточной Сибири, южнее и восточнее озера Байкал — замечательного озера земного шара. Территория республики — 351,3 тыс. кв. км и по своим размерам равна примерно площади 10-12 областей Центральноевропейской части Российской Федерации. Численность населения составляет 1059.4 тыс. человек. На юге Бурятия граничит с Монгольской Народной Республикой, на юго-западе — с Республикой Тува, на северо-западе — с Иркутской областью, на востоке — с Читинской областью. От Москвы республика удалена на 5 часовых поясов.
Бурятия занимает выгодное географическое
положение. По её территории проходят
две железнодорожные
Информация о работе Рекреационный потенциал и перспективы развития туризма в Бурятии