Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 08:59, контрольная работа
Целью практической работы является изучение религиозного туризма в Приморском крае.
На основании поставленной цели были выделены задачи:
1) описать состояние и тенденции развития рынка услуг религиозного туризма г. Владивосток (Приморского края);
2) сделать анализ предложения на товарном рынке религиозного туризма г. Владивостока;
3) провести анализ потребительских предпочтений на товарном рынке г. Владивостока.
Введение 2
1 Состояние и тенденции развития рынка услуг религиозного туризма Приморского края 5
2 Анализ предложения на товарном рынке г. Владивостока 15
3 Анализ потребительских предпочтений на рынке услуг религиозного туризма г.Владивостока 18
Заключение 25
Список использованных источников 27
Приложения
Ряд туров организованы Церковью для паломников. Каждые выходные обитель Казанской Божией Матери принимает паломников из храма Богоявления, что в городе Артем. Монахиня Ольга проводит экскурсии по монастырю, рассказывая о его истории и укладе монастырской жизни.
Некоторые фирмы
ориентированы на зарубежного туриста,
как например Международная туристическая
корпорация Double Step Travel. В туре «Уссурийск—Хабаровск—
В целом, можем констатировать, что рынок религиозного туризма в Приморье насыщен слабо и предлагаемые туры, в большей части, являются копиями друг друга.
Для проведения исследования автором была разработана анкета (Приложение 2). В процессе разработки анкеты вопросы составлялись таким образом, чтобы допустить возможность получения перекрёстных ответов, которые повысили бы объективность полученных данных.
В результате маркетингового исследования, произведенного в декабре 2012 г. во Владивостоке были опрошены 190 респондентов, среди которых оказались студенты вузов, колледжей, техникумов, учащиеся школ, служащие, рабочие, военные, менеджеры, домохозяйки и пенсионеры. Из них 102 (53,7%) женщины и 88 (46,3%) мужчины (Рис. 1).
Рисунок 1 – Распределение респондентов по половому признаку, %
Возрастные характеристики респондентов оказались следующими: до 22 лет – 121 человек, 63,7%; 22 - 35 лет – 41 человек, 21,6%; 36 – 55 лет – 12 человек, 6,3%; старше 55 лет – 16 человек, 8,4%. В профессиональном отношении 118 человек являются школьниками и студентами (62,1%). Из взрослых респондентов 20 человек оказались работниками социальной сферы (10,5%), 14 человек работают в промышленности (7,4%), 9 пенсионеров (4,7%), 8 человек являются служащими в учреждениях (4,2%), 7 человек трудятся в торговле (3,7%), 5 военнослужащих (2,6%), 4 человека работают в жилищно-коммунальной и бытовой сферах (2,1%), 3 человека – предприниматели (1,6%) и 2 домохозяйки (1,1%).
Результаты анкетирования позволили установить, что религией интересуются 97 человек или 51,1% от опрошенных, и 93 человек (48,9%) религией не интересуются (Рис. 2).
Рисунок 2 – Распределение респондентов по интересу к религии, %
Из интересующихся религией 61 человек считают себя верующими (32,1%). Среди верующих преобладают христиане – 54 человека или 88,3% от опрошенных верующих. Подавляющее число христиан являются приверженцами Русской православной церкви – 45 человек (73,1%). Приверженцами старого православного обряда являются 2 человека (3,1%). Католиками являются 2 человека (3,1%). Прихожанами разных протестантских церквей оказались 5 человек (8,1%).
На второе место вышли люди, признающие существование Бога, но не связывающие себя с конкретной религией – 5 человек (8,1%). Один человек (1,5%) считает себя мусульманином, один человек (1,5%) буддистом, придерживающийся корейской школы вон-буддизма и один человек (1,5%) является приверженцем иудаизма (Рис. 28). 121 человек являются атеистами (63,7%). 8 человек интересуются религией, не считают себя верующими, так же как не считают себя и атеистами (4,2%).
Интерес респондентов к религии можем объединить в четыре группы и расставим очерёдность по количеству ответов: 1) пласт российской культуры (32 человека – 52,5% от данного типа ответов), 2) любопытно, но не более (19 человек – 31,1%), 3) духовная опора человека в трудные времена (7 человек – 11,5%), 4) элемент мистического бытия (3 человека – 4,9%).
Различные религиозные объекты, расположенными как в Приморском крае, так и за его пределами, с разными целями посещали 121 человек (63,7%). Ни разу на культовых объектах не бывали 69 человек (36,3%). Монастыри в Приморском крае посещали 101 человек (83,5% от посещавших культовые объекты).
Некоторые из респондентов бывали в разных монастырях. По числу посещений на первом месте стоит Южно-Уссурийский Рождество-Богородицкий женский монастырь, расположенный в с. Линевичи – 89 человек, на второе место вышел Свято-Троицкий Николаевский (Шмаковский) мужской монастырь – 41 человек. Остальные монастыри посещались гораздо реже. В Марфо-Мариинской обители милосердия на Седанке бывали 12 человек. Женский монастырь во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы в с. Раздольном посещали 5 человек. В Свято-Серафимовском мужском монастыре на о. Русском бывали 4 человека.
Из опрошенных респондентов подавляющее большинство желали бы посетить религиозный объект – 178 человек (93,7%). 12 человек (6,3%), преимущественно старшего возраста с явным преобладанием мужчин, отказались от посещения культовых объектов (рис. 3).
Рисунок 3 – Распределение респондентов по желанию воспользоваться данными туристическими услугами, %
В процессе посещения религиозных объектов потенциальные туристы ожидают удовлетворить один или несколько интересов, а именно: 1) осмотр святых мест – 157 человека, 2) получить новые знания – 32 человек, 3) получить душевное спокойствие – 30 человека, 4) интересно провести свободное время – 25 человек, 5) удовлетворить элементарное любопытство – 19 человек, 6) пообщаться с верующими – 10 человека, 7) ни чего не ожидают – 8 человек.
При посещении
культового объекта опрошенные желали
бы удовлетворить несколько
Женский православный монастырь по разным причинам желают посетить 173 человека (91,1%).
Увлекательность и интересность экскурсии по религиозным местам определяются следующими критериями: 1) новые впечатления – 84 человека (44,2%), 2) рассказ экскурсовода – 43 человека (22,6%), 3) удивительные события, связанные с данным местом – 34 человека (17,9%), 4) комфортность – 10 человек (5,3%), 5) насыщенность программы – 8 человек (4,2%), 6) качество организации мероприятия – 4 человека (2,1%), отказались от ответа на данный вопрос – 7 человек (3,7%).
Определение интереса к религиозному туризму по возрастным категориям оказалось следующим: 1) интересно всем возрастам – 160 ответов (84,2%), 2) лицам, старше 50 лет – 10 ответов (5,3%), 3) детям и молодёжи до 20 лет – 9 ответов (4,7%), 4) лицам 30-40 лет – 6 ответов (3,2%), 5) лицам 40-50 лет – 4 ответа (2,1%), 6) лицам 20-30 лет – 1 ответ (0,5%) (Рис. 4).
Рисунок 4 – Распределение респондентов по интересу к религиозному туризму по возрастным категориям, %
Случайная выборка респондентов не позволяет достоверно экстраполировать полученные данные на всё общество, но, тем не менее, демонстрирует определённый срез общества. Ещё одно наблюдение, полученное в результате опроса – более положительно к идее религиозного тура и охотнее на вопросы отвечали женщины.
Если действительно более половины населения интересуются религией, то данное направление туризма потенциально обладает большим количеством клиентов.
Посетить религиозный объект желают 178 человек, что значительно больше интересующихся религией людей, что ещё раз подтверждает наличие потенциального клиента для религиозного туризма.
Основными целями религиозного тура для большинства людей является знакомство со святыми местами. Для удовлетворения данного интереса следует правильно разрабатывать тур с демонстрацией максимально большего и разнообразного обзора бытия монастыря или иного объекта, а не ограничиваться событийным фактом или отдельным аспектом его функционирования. Получение новых знаний, заряд душевного спокойствия и увлекательное времяпровождение менее выражено, но является также весомым интересом немалого ряда потенциальных туристов. Разработчикам туров следует обращать внимание на данные факты.
Большинство опрошенных положительно относятся к проповедям или беседам с духовными наставниками. При этом достаточно большой процент этих людей уточнили, что интереснее слушать не нравоучения, а разъяснения с религиозных позиций разных аспектов нашего бытия и комментарии современной жизни.
Рассматривая посещение культового объекта, большинство респондентов подсознательно подразумевали посещение православного храма или монастыря, поэтому, вероятно, не случайно основное внимание среди приобретаемых предметов получили свечи. Большое значение для людей имеет приобретение различных оберегов. Надо полагать, вещь, приобретённая в культовом месте, для человека более значительна, нежели аналогичный предмет, купленный в светском магазине. Многих опрошенных интересуют нематериальные приобретения, каковым является хорошее настроение. Следует отметить достаточно высокий информационный интерес к религии. Возможно, этим следует объяснить вышеозначенную потребность к беседам с духовными наставниками.
Именно женский православный монастырь желали бы посетить почти все респонденты, пожелавшие побывать на религиозном объекте в Приморском крае, за исключением трёх человек. Надо полагать, здесь скрыты субъективные причины, о которых отвечавшие предпочли не упоминать. За экскурсию в пределах Приморского края респонденты готовы заплатить не более 1000 рублей.
Интересным и увлекательным религиозный тур почти для половины потенциальных туристов будет являться, если обеспечит их новыми впечатлениями. Данный факт следует учитывать и в каждое посещение одного и того же объекта добавлять новые элементы. Это позволит сохранить постоянных клиентов и поднимет имидж данного туроператора. Большое значение имеет рассказ экскурсовода. Поэтому обширный информационный материал должен быть предоставлен туристам не только в процессе непосредственного посещения объекта, но и на пути к нему. Привлекательным моментом является знакомство туристов с событиями, связанными с данным местом. Этот момент необходимо проработать на пути к объекту. Экскурсоводу следует правильно проработать информацию, подаваемую по возвращению с религиозного объекта. В отношении определения возрастной категории, предрасположенной к религиозному туризму, большинство респондентов считают, что подобные туры будут интересны всем вне зависимости от возраста.
Подводя итог, отметим, что религиозный туризм в городе Владивостоке имеет достаточно высокий потенциал, который должен быть умело использован. Не исключено, что преобладающим туристом могут стать представители женского пола, что следует учитывать организаторам туров.
По оценкам специалистов Всемирной туристской организации (ВТО), религиозный туризм через несколько лет может занять до 20% мирового туристического рынка. Тем более что ходоков по святым местам обычно не смущают даже военные действия, ведущиеся в районе святынь.
Предоставляемые услуги по религиозному туризму в Приморском крае, как и в России на современном этапе не всегда соответствуют обозначенным стандартам по обслуживанию, обеспечению качества услуг при въездном туризме. Вычленены следующие причины:
Однако, данные причины не являются препятствием для формирования интереса у туристов.
Религиозный туризм является составной частью современной индустрии туризма. В настоящее время паломники широко пользуются услугами туристской индустрии, создаются специальные туристские фирмы, организующие такие туры и паломничества.
В Приморском крае
сегодня наблюдается
Объектами паломнического туризма (духовная доминанта) сегодня могут быть монастыри и храмы Русской православной церкви, что обусловлено числом приверженцев этой конфессии, историей и количеством ресурсов. Для познавательного религиозного туризма целесообразнее разрабатывать комплексные маршруты, включающие объекты разных религий.
Религиозные ресурсы Приморского края на данный момент являются ещё мало востребованными, но высоко потенциальными объектами. Для грамотного их использования необходимы подготовленные специалисты и оперативная обработка информации об изменениях в религиозной жизни края.