Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 16:59, курсовая работа
Актуальность исследования обусловлена необходимостью максимального использования туристского потенциала нашего края. Одним из недооцененных видов туризма является этнографический туризм. Отличительной чертой данного вида туризма является то, что он может быть очень интересен практически для любой категории туристов. История края интересна с точки зрения многонациональности, в Приморье проживают представители 13 этносов.
Цель работы – рассмотреть ресурсный потенциал этнографического туризма в Приморском крае.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 История освоения Дальневосточного региона……………………………….5
1.1 Освоение Дальнего Востока переселенцами…………………………5
1.2 Коренные народы……………………………………………………..10
2 Ресурсный потенциал этнографического туризма………………………….20
2.1 Сущность этнографического туризма……………………………….20
2.2 Культурно-исторические ресурсы…………………………………...26
2.3 Природные ресурсы…………………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………………34
Русские переселенцы, по мере освоения Уссурийского края во второй половине XIX века, теснили удэгейцев и нанайцев и заставляли их постепенно перемещаться с реки Уссури в среднее и верхнее течение и на ее притоки: Хор, Бикин. [10. ст. 215]
В целом коренные народы Приморского края - удэгейцы, нанайцы, орочи и тазы, проживая в сложных географических условиях и нередко находясь под сильным давлением соседних мощных иноэтнических цивилизаций, сумели не только выжить, но и частично сохранили свою культуру. Причем во многих аспектах их культура является уникальным компонентом нижнеамурского комплекса общемировой культуры.
Фольклор. Фольклор представлен историческими рассказами, преданиями, мифами, сказками и другими жанрами. Музыкально-повествовательная традиция удэгейцев отличается большой мобильностью: один и тот же сюжет может быть представлен и как мифологическое повествование и как сказка с напевами. В основе фольклорных произведений рассказы о действительных исторических событиях, родовые предания, мифы, шаманские легенды, различные объяснения происхождения названий гор, озер и других объектов природы. Особое место в устном народном творчестве занимала песня. Ее характерная особенность – печальность и монотонность. Хореографическое искусство представлено обрядовыми и игровыми танцами.
Духовная культура коренных
жителей Приморского края вырабатывалась
многими поколениями и нашла
свое выражение в народных знаниях,
методах воспитания детей, устном народном
творчестве, танцевальном и музыкальном
фольклоре, декоративно-прикладном искусстве,
верованиях, культах, обрядах, обычаях
и праздниках. [10. ст. 286]
2 Ресурсный потенциал этнографического туризма
2.1 Сущность этнографического туризма
Этнографический туризм –
одно из направлений культурно-
Традиции – это система позиций, ценностей, норм поведения и принципы отношений между людьми в стране, ритм и пульс ее жизни. Характеристика традиций включает анализ существующих традиций, их место в жизни страны и их привязку к конкретным этносам и территориям. Роль традиции неодинакова в различных сферах социальной жизни. В меньшей степени традиция проявляется в экономике, достигает максимума в религии. Общества и социальные группы, принимая одни элементы социокультурного наследия, в тоже время отвергают другие, поэтому традиции могут быть как позитивными (что и как традиционно принимается), так и негативными (что и как традиционно отвергается). [8. ст.146]
Кроме того, традиция – это выраженный в социально-организованных стереотипах групповой опыт, который путем пространственно-временной трансмиссии аккумулируется и воспроизводится в различных человеческих коллективах. Данное определение позволяет исключить из традиции индивидуальный опыт как неколлективное явление, тем самым отличается традиция от искусства, которое представляет собой индивидуальную личностную творческую деятельность. Народное творчество и массовая культура, напротив, представляют собой коллективные виды творческой деятельности, основу которых составляют различные типы, уровни традиций.
Таким образом, можно сказать, что традиция есть механизм коллективной автокоммуникации.
Различают три основных подхода к проблеме традиции и, соответственно, следующие типы традиций: этнические (народные), национальные и социальные традиции.
Этнические традиции типичны для стадии народности, а также для племен. Они тесно связаны с различными видами народного творчества (фольклора), в первую очередь – с ремеслами. Этнические традиции, основанные на фольклоре, могут быть сельскими (деревенскими), городскими, буржуазными, аристократическими. Для племени это та часть художественной культуры, которая неотделима от главного носителя – человека. Это связано с сохранением и передачей накопленного опыта осуществляется непосредственно передачей (от старшего к младшему) устоявшихся норм поведения, навыков, понятий. Например, традиционные народные (этнографические) праздники: хозяйственно-календарные, религиозные, семейно-личные. Степень значимости каждой группы определяется влиянием традиции, лежащей в их основе, в культурной жизни этноса.
К современным национальным и социальным традициям относится экстерриторизованная часть художественной культуры (выведенная вне самого человека), сохраняющаяся и передающаяся через систему средств общественной информации (книги, картины, графики, схемы, дискеты, видеокассеты и т.д.).
Связь поколений в национальных
традициях осуществляется посредством
обучения, а хранение и распространение
элементов наследия – посредством
письменности, которая нанесла огромный
ущерб фольклору. Но необходимо отметить,
что письменность – это «традиция
традиций», нормализующая, канонизирующая
механизмы воспроизводства
На основе изложенного можно сказать, что национальные традиции – это система национальных стандартов, закрепляющих в сознании человека идеи достоинства, величия его нации, героической и славной национальной истории, благородства его народа во всех прошлых и настоящих деяниях, его выдающихся (по мировой значимости) литературе, искусстве, науки и пр.
Любой тип традиции – это опыт, который накапливается в виде системы стереотипов и проявляется, реализуется в следующих формах: обычаи, обряды, ритуалы, церемонии, представления и праздники. Но самой яркой, сложной и характерной формой традиции является массовый праздник – это ритм жизни, его смысл не в развлекательности и отдыхе, а в удовлетворении потребности людей в реализации коллективной памяти, в участии в сотворчестве-диалоге между прошлым и будущим, иначе говоря, потребность быть в гуще жизни, ощутить ее пульс и живое дыхание.[9. ст.56]
Итогом вышесказанного служит то, что традиция является фундаментом этнографического туризма, как носитель культуры коренного населения.
Этнографический туризм может быть представлен двумя основными видами.
Во-первых, это посещение
существующих поселений, сохранивших
особенности традиционной культуры
и быта определенных народов. Указанные
поселения можно назвать
Во-вторых, этнографический
туризм включает в себя знакомство
с музеями народного быта. Особый
интерес вызывают этнографические
музеи под открытым небом, в которых
содержатся образцы традиционной архитектуры,
предметы быта и проводятся национальные
праздники. При этом человек может
своими глазами увидеть предмет,
принадлежащий к той или иной
культуре и эпохе, узнать о его
деловом и символическом
Возвращаясь к этническому туризму, необходимо сказать, что иногда его называют также этнографическим, поскольку этнография («народоведение») – это наука, изучающая культурные и бытовые особенности разных народов мира, а в данном случае турист непосредственно знакомится с этими особенностями и в определенной мере изучает их.
Итак, благодаря этническому
туризму человек получает возможность
увидеть традиционные жилищные и
хозяйственные постройки, местных
жителей в национальной одежде, а
также принять участие в
Одним из направлений этнографического туризма является аборигенный туризм – это этнографический туризм с участием (вовлечением) представителей коренного населения. [11. ст. 216]
Для разработки программ по
развитию данного направления в
туризме и организации
Необходимо собрать все
имеющиеся материалы, документы, программы
и планы по развитию туризма в
проектных территориях; рассмотреть
социально-экономическое
Кроме того, следует провести
комплекс маркетинговых исследований
по оценке возможностей развития устойчивого
этнографического туризма силами национальных
общин, а также определить степень
готовности и возможностей общин
коренного населения
Естественно невозможно реализовывать
проект без соответствующих
Этот вид туризма будет
востребован в будущем в связи
с его уникальностью и
Этнографический туризм может рассматриваться как одно из возможных стратегических направлений сохранения и развития экономики традиционного хозяйства. Развитие этнографического туризма должно способствовать сохранению культурного наследия и являться фактором устойчивого развития территорий проживания.
Главная задача проектов
по развитию этнографического
туризма направлена на то, чтобы
уберечь процесс развития
Гарантией стабильности и
эффективности проектов развития туристского
бизнеса и устойчивого развития
в более широком смысле станет
самостоятельное руководство
2.2 Культурно-исторические ресурсы
Туристские ресурсы – природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а так же иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил. Туристские ресурсы подразделяются на природные и культурно-исторические. [1. ст.6]
Итак, рассмотрим культурно-исторические ресурсы этнографического туризма Приморского края. Это, прежде всего, национальные села коренных народов Приморья.
Места постоянного
расселения аборигенов
Самая распространённая версия появления названия села гласит о том, что Агзу – это чёртово место, поскольку название является производным от “Огзо”, что означает по-удэгейски “Чёрт”. Если рассмотреть село с высоты птичьего полета, то можно увидь что оно расположено в форме буквы А, и похоже на летящую птицу. В настоящий момент в Агзу развита художественная самодеятельность, одним из ярких ансамблей народного танца является ансамбль «Кункай», кункай – национальный удэгейский музыкальный инструмент. [2. ст. 23]
Информация о работе Ресурсный потенциал этнографического туризма в Приморском крае