Ресурсный потенциал этнографического туризма в Приморском крае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования обусловлена необходимостью максимального использования туристского потенциала нашего края. Одним из недооцененных видов туризма является этнографический туризм. Отличительной чертой данного вида туризма является то, что он может быть очень интересен практически для любой категории туристов. История края интересна с точки зрения многонациональности, в Приморье проживают представители 13 этносов.
Цель работы – рассмотреть ресурсный потенциал этнографического туризма в Приморском крае.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1 История освоения Дальневосточного региона……………………………….5
1.1 Освоение Дальнего Востока переселенцами…………………………5
1.2 Коренные народы……………………………………………………..10
2 Ресурсный потенциал этнографического туризма………………………….20
2.1 Сущность этнографического туризма……………………………….20
2.2 Культурно-исторические ресурсы…………………………………...26
2.3 Природные ресурсы…………………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

Курсовая Бодякина итог.docx

— 71.49 Кб (Скачать файл)

Русские переселенцы, по мере освоения Уссурийского края во второй половине XIX века, теснили удэгейцев  и нанайцев и заставляли их постепенно перемещаться с реки Уссури в среднее  и верхнее течение и на ее притоки: Хор, Бикин. [10. ст. 215]       

  В целом коренные народы Приморского края - удэгейцы, нанайцы, орочи и тазы, проживая в сложных географических условиях и нередко находясь под сильным давлением соседних мощных иноэтнических цивилизаций, сумели не только выжить, но и частично сохранили свою культуру. Причем во многих аспектах их культура является уникальным компонентом нижнеамурского комплекса общемировой культуры.

Фольклор. Фольклор представлен историческими рассказами, преданиями, мифами, сказками и другими жанрами. Музыкально-повествовательная традиция удэгейцев отличается большой мобильностью: один и тот же сюжет может быть представлен и как мифологическое повествование и как сказка с напевами. В основе фольклорных произведений рассказы о действительных исторических событиях, родовые предания, мифы, шаманские легенды, различные объяснения происхождения названий гор, озер и других объектов природы. Особое место в устном народном творчестве занимала песня. Ее характерная особенность – печальность и монотонность. Хореографическое искусство представлено обрядовыми и игровыми танцами.

Духовная культура коренных жителей Приморского края вырабатывалась многими поколениями и нашла  свое выражение в народных знаниях, методах воспитания детей, устном народном творчестве, танцевальном и музыкальном  фольклоре, декоративно-прикладном искусстве, верованиях, культах, обрядах, обычаях  и праздниках. [10. ст. 286] 

2 Ресурсный потенциал этнографического туризма

2.1 Сущность этнографического туризма

Этнографический туризм –  одно из направлений культурно-познавательного  туризма, являющееся в настоящее  время заманчивым для многих стран. Мировая практика доказывает, что  подобный вид туризма способен удовлетворить  целый ряд духовных потребностей человека. Наиболее важным в организации  этнографического туризма является ознакомление участников с традициями и культурой различных этносов.

Традиции – это система  позиций, ценностей, норм поведения  и принципы отношений между людьми в стране, ритм и пульс ее жизни. Характеристика традиций включает анализ существующих традиций, их место в  жизни страны и их привязку к конкретным этносам и территориям. Роль традиции неодинакова в различных сферах социальной жизни. В меньшей степени  традиция проявляется в экономике, достигает максимума в религии. Общества и социальные группы, принимая одни элементы социокультурного наследия, в тоже время отвергают другие, поэтому традиции могут быть как  позитивными (что и как традиционно  принимается), так и негативными (что и как традиционно отвергается). [8. ст.146]

  Кроме того, традиция – это выраженный в социально-организованных стереотипах групповой опыт, который путем пространственно-временной трансмиссии аккумулируется и воспроизводится в различных человеческих коллективах. Данное определение позволяет исключить из традиции индивидуальный опыт как неколлективное явление, тем самым отличается традиция от искусства, которое представляет собой индивидуальную личностную творческую деятельность. Народное творчество и массовая культура, напротив, представляют собой коллективные виды творческой деятельности, основу которых составляют различные типы, уровни традиций. 

Таким образом, можно сказать, что традиция есть механизм коллективной автокоммуникации.

  Различают три основных подхода к проблеме традиции и, соответственно, следующие типы традиций: этнические (народные), национальные и социальные традиции.

Этнические традиции типичны  для стадии народности, а также  для племен. Они тесно связаны  с различными видами народного творчества (фольклора), в первую очередь –  с ремеслами. Этнические традиции, основанные на фольклоре, могут быть сельскими (деревенскими), городскими, буржуазными, аристократическими. Для племени  это та часть художественной культуры, которая неотделима от главного носителя – человека. Это связано с сохранением  и передачей накопленного опыта  осуществляется непосредственно передачей (от старшего к младшему) устоявшихся  норм поведения, навыков, понятий. Например, традиционные народные (этнографические) праздники: хозяйственно-календарные, религиозные, семейно-личные. Степень  значимости каждой группы определяется влиянием традиции, лежащей в их основе, в культурной жизни этноса.

К современным национальным и социальным традициям относится  экстерриторизованная часть художественной культуры (выведенная вне самого человека), сохраняющаяся и передающаяся через  систему средств общественной информации (книги, картины, графики, схемы, дискеты, видеокассеты и т.д.).

Связь поколений в национальных традициях осуществляется посредством  обучения, а хранение и распространение  элементов наследия – посредством  письменности, которая нанесла огромный ущерб фольклору. Но необходимо отметить, что письменность – это «традиция  традиций», нормализующая, канонизирующая механизмы воспроизводства традиций. С помощью письменности происходит атрибуция наследия, т. е. расшифровка и осмысление элементов наследия применительно к нуждам наличной практики. Хотя к национальным традициям относятся все обычаи, но не все ритуалы и обряды, так как часть их зафиксирована в протоколе или других средствах информации и воспроизводится только по особым случаям.

На основе изложенного  можно сказать, что национальные традиции – это система национальных стандартов, закрепляющих в сознании человека идеи достоинства, величия  его нации, героической и славной  национальной истории, благородства его  народа во всех прошлых и настоящих  деяниях, его выдающихся (по мировой  значимости) литературе, искусстве, науки  и пр.

Любой тип традиции –  это опыт, который накапливается  в виде системы стереотипов и  проявляется, реализуется в следующих  формах: обычаи, обряды, ритуалы, церемонии, представления и праздники. Но самой  яркой, сложной и характерной  формой традиции является массовый праздник – это ритм жизни, его смысл  не в развлекательности и отдыхе, а в удовлетворении потребности людей в реализации коллективной памяти, в участии в сотворчестве-диалоге между прошлым и будущим, иначе говоря, потребность быть в гуще жизни, ощутить ее пульс и живое дыхание.[9. ст.56]

Итогом вышесказанного служит то, что традиция является фундаментом  этнографического туризма, как носитель культуры коренного населения.

Этнографический туризм может  быть представлен двумя основными видами.

Во-первых, это посещение  существующих поселений, сохранивших  особенности традиционной культуры и быта определенных народов. Указанные  поселения можно назвать демонстрационными  или показательными, и они бывают как постоянные, так и временные (например, стоянки кочевников-скотоводов или бродячих охотников и собирателей). Туристические маршруты, проходящие через такие поселения, существуют во многих странах. Так, популярным видом отдыха в Египте является сафари по пустыне на джипах, во время которого туристы посещают стоянки бедуинов и знакомятся с их кочевым укладом жизни. Одной из целей поездки в латиноамериканское государство Перу для многих туристов является желание соприкоснуться с традиционным бытом коренных жителей страны – индейцев. Для этого туристы отправляются в глубинные районы страны – в частности, в джунгли бассейна Амазонки. [9. ст.159]

Во-вторых, этнографический  туризм включает в себя знакомство с музеями народного быта. Особый интерес вызывают этнографические  музеи под открытым небом, в которых  содержатся образцы традиционной архитектуры, предметы быта и проводятся национальные праздники. При этом человек может  своими глазами увидеть предмет, принадлежащий к той или иной культуре и эпохе, узнать о его  деловом и символическом назначении, иногда даже потрогать его и ощутить  причастность к культуре своего и  других народов. Первый такой музей под открытым небом был создан в 1891 году в Швеции. Он получил название Скансен. В нем собраны все традиционные постройки со всей Швеции, проводятся фестивали и демонстрируются национальные танцы.

Возвращаясь к этническому  туризму, необходимо сказать, что иногда его называют также этнографическим, поскольку этнография («народоведение») – это наука, изучающая культурные и бытовые особенности разных народов мира, а в данном случае турист непосредственно знакомится с этими особенностями и в  определенной мере изучает их.

Итак, благодаря этническому  туризму человек получает возможность  увидеть традиционные жилищные и  хозяйственные постройки, местных  жителей в национальной одежде, а  также принять участие в традиционных праздниках, попробовать блюда национальной кухни и купить в качестве сувениров предметы традиционного быта. Вернувшись из поездки, туристы показывают своим родственникам и знакомым приобретенные изделия, делятся впечатлениями об особенностях культуры этносов посещенного региона. Все это в целом способствует укреплению толерантного отношения между представителями разных этносов.

Одним из направлений этнографического туризма является аборигенный туризм – это этнографический туризм с участием (вовлечением) представителей коренного населения. [11. ст. 216]

Для разработки программ по развитию данного направления в  туризме и организации конкретных маршрутов по местам проживания коренных малочисленных народов важным является этап подготовки.

Необходимо собрать все  имеющиеся материалы, документы, программы  и планы по развитию туризма в  проектных территориях; рассмотреть  социально-экономическое положение  района; дать оценку инвестиционных возможностей развития устойчивого этнографического туризма и сформировать пакет  инвестиционных предложений в виде базы данных; изучить спрос на услуги этнографического туризма; создать  партнерскую сеть различных организаций, заинтересованных в развитии этнографического туризма.

Кроме того, следует провести комплекс маркетинговых исследований по оценке возможностей развития устойчивого  этнографического туризма силами национальных общин, а также определить степень  готовности и возможностей общин  коренного населения использовать потенциальные ресурсы этнографического туризма и развивать на своих  территориях.

Естественно невозможно реализовывать  проект без соответствующих специалистов, что обусловливает необходимость  подготовки квалифицированных специалистов в области этнографического туризма  из числа местного населения.

Этот вид туризма будет  востребован в будущем в связи  с его уникальностью и неповторимостью, так как в настоящее время  этническое разнообразие сокращается  со скоростью, соизмеримой с темпами  утраты биологического разнообразия. Коренные малочисленные народы являются носителями уникальной культуры и системы  хозяйствования, поэтому развитие этнографического туризма перспективно в комплексе  с развитием экологического туризма  на территориях их традиционно проживания. [13. ст. 312]

Этнографический туризм может  рассматриваться как одно из возможных  стратегических направлений сохранения и развития экономики традиционного  хозяйства. Развитие этнографического туризма должно способствовать сохранению культурного наследия и являться фактором устойчивого развития территорий проживания.

 Главная задача проектов  по развитию этнографического  туризма направлена на то, чтобы  уберечь процесс развития экологического  и этнографического туризма от  непродуманных, сиюминутных тенденций,  придать ему устойчивость –  прежде всего, посредством активного  вовлечения коренных малочисленных  народов в сферу туристского  бизнеса. 

Гарантией стабильности и  эффективности проектов развития туристского  бизнеса и устойчивого развития в более широком смысле станет самостоятельное руководство реализацией  проектов представителями коренных малочисленных народов.

 

 

 

 

2.2 Культурно-исторические ресурсы

Туристские ресурсы –  природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского  показа, а так же иные объекты, способные  удовлетворить духовные и иные потребности  туристов, содействовать поддержанию  их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил. Туристские ресурсы подразделяются на природные  и культурно-исторические. [1. ст.6]

Итак, рассмотрим культурно-исторические ресурсы этнографического туризма  Приморского края. Это, прежде всего,  национальные села коренных народов Приморья.

 Места постоянного  расселения аборигенов расположены  на севере Приморья. С. Агзу́ находится в Тернейском районе. В нем проживает около 140 – самаргинских удэгейцы. Агзу расположено на берегу реки Самарга, в северной части Сихотэ-Алиня. Агзу - один из самых изолированных населённых пунктов края. Перетычиха - ближайший населённый пункт до Агзу. Село Агзу - результат расселения самаргинских удэгейцев, стойбища которых некогда были рассредоточены по всей Самарге. . В 1934 году перед властями встал вопрос объединения удэгейцев, поэтому несколько поселений удэгейцев объединили вместе и получилось село Агзу. История сохранила для нас имя первого жителя села - Льва Семёновича Камандига. Его потомки являются единственными носителями национального танца шамана.

Самая распространённая версия появления названия села гласит о  том, что Агзу – это чёртово  место, поскольку название является производным от “Огзо”, что означает по-удэгейски “Чёрт”. Если рассмотреть село с высоты птичьего полета, то можно увидь что оно расположено в форме буквы А, и похоже на летящую птицу. В настоящий момент в Агзу развита художественная самодеятельность, одним из ярких ансамблей народного танца является ансамбль «Кункай», кункай – национальный удэгейский музыкальный инструмент. [2. ст. 23]

Информация о работе Ресурсный потенциал этнографического туризма в Приморском крае