Ресурсный потенциал этнографического туризма в Приморском крае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования обусловлена необходимостью максимального использования туристского потенциала нашего края. Одним из недооцененных видов туризма является этнографический туризм. Отличительной чертой данного вида туризма является то, что он может быть очень интересен практически для любой категории туристов. История края интересна с точки зрения многонациональности, в Приморье проживают представители 13 этносов.
Цель работы – рассмотреть ресурсный потенциал этнографического туризма в Приморском крае.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1 История освоения Дальневосточного региона……………………………….5
1.1 Освоение Дальнего Востока переселенцами…………………………5
1.2 Коренные народы……………………………………………………..10
2 Ресурсный потенциал этнографического туризма………………………….20
2.1 Сущность этнографического туризма……………………………….20
2.2 Культурно-исторические ресурсы…………………………………...26
2.3 Природные ресурсы…………………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

Курсовая Бодякина итог.docx

— 71.49 Кб (Скачать файл)

     В языковом отношении удэгейцы, нанайцы и орочи Приморского края относятся к тунгусо-маньчжурской группе алтайской языковой семьи. Удэгейский язык принадлежит к амурской группе тунгусских языков. Он наиболее близок к орочскому языку и верхнеамурским говорам нанайского языка.

     Согласно антропологической классификации нанайцы, удэгейцы и орочи относятся к байкальскому типу североазиатской расы большой монголоидной расы. У тазов большая примесь китайских и маньчжурских антропологических компонентов.

           Происхождение коренных народов Приморского края. Вопрос о происхождении удэгейцев, как и других коренных народов Приморского края, окончательно не решен. До сих пор существует две точки зрения. Согласно одной из них - южной - удэгейцы происходят из южной Маньчжурии. Впоследствии на их культуру напластовалось много элементов культуры палеоазиатов. Некоторые ученые считают, что по ряду элементов материальной и духовной культуры, удэгейцы, а также орочи - это народы северного происхождения. Благодаря археологическим исследованиям в настоящее время установлено, что в конце второго тысячелетия до нашей эры в район Нижнего Амура и северного Приморья пришли тунгусские племена из Сибири. Культура пришельцев смешалась с культурой аборигенного населения и постепенно создалась новая культурно-этническая общность. Важную роль в этнической истории предков удэгейцев сыграли монголы, которые своими действиями привели к массовому переселению и смещению между собой ряда народов региона. Считается, что эти этнические процессы стали основанием для образования маньчжуров, удэгейцев, орочей и нанайцев. [15. ст. 72]

    Особняком стоит проблема происхождения тазов. Долгое время, из-за политических и идеологических причин, эта тема была закрыта для исследователей. Тадзами стали называть коренных жителей Уссурийского края китайские отходники переселявшиеся в середине  XIX века. По мнению ученых термин тазы - это фонетический вариант китайского названия тацзы - инородцы, юпитацзы - инородцы в рыбьих шкурах, дикари. Это название является одним из наиболее ранних этнонимов аборигенов Приморья в китайских династийных хрониках, летописях и географических описаниях.

    Считается, что тазы образовались в результате смешанных браков китайцев с аборигенками - удэгейками и нанайками. В своей основе это были беглые ссыльные, политические заключенные, уголовники и разбойники. Самостоятельно выжить в дикой тайге они не могли, поэтому и пристраивались в стойбищах коренных народов. Немаловажную роль в процессе этногенеза тазов сыграли и многочисленные китайские купцы. Изощренными способами и хитростью они ставили удэгейских и нанайских охотников в долговую зависимость и за долги забирали себе их жен и дочерей. Способствовал межэтническому смешению и характер занятий удэгейских и нанайских мужчин, которые большую часть года находились на промысле в тайге, оставляя своих женщин с их хозяином-китайцом. Нарождающиеся дети постепенно перенимали китайскую культуру: язык, мировоззрение, одежду, привычки. Однако, лишь в 1930-х гг. сложились необходимые условия для консолидации тазов в отдельный этнос. Совместное проживание тазов и нанайцев способствовало дальнейшему процессу консолидации и ассимиляции, увеличению числа смешанных браков, стиранию этнических различий. [12. ст. 15]

    Виды хозяйственной деятельности. Основными видами хозяйственной деятельности коренных народов региона были и в некоторой степени остаются до сих пор охота, рыболовство и собирательство. У каждого родового стойбища были свои промысловые угодья. В зависимости от специфики хозяйственной деятельности и географических условий их поселения разделялись на временные и постоянные.  Временные поселения всегда устраивались на берегу реки или в лесной пади. В постоянных поселениях йохо проживали в основном в зимнее время. Они стояли на одном месте в распадке сопок, удобном для добычи копытных и пушных зверей в течение многих лет.

Жилища и постройки. Любую жилую постройку, кроме промысловой, удэгейцы называют джугди. Все постройки удэгейцев, нанайцев и орочей независимо от срока их использования делятся на наземные, полуподземные и свайные.  

   По конструкции жилища разделяются на каркасные и срубные. Основу каркасных сооружений составлял остов покрываемый деревянными плахами, корой, берестяными покрышками или ровдугой. Стены срубных построек сооружаются из бревен, уложенных друг на друга. По внешней форме и типу крыш удэгейские традиционные жилища представляют собой конические, полуцилиндрические, одно- и двускатные, а также прямоугольные домики с двускатной крышей.

     Внутри постоянный зимник удэгейцев делился бревнами на три части. Боковые стороны жилища засыпались наравне с бревнами землей. На этих местах устраивали нары кана для отдыха. В центре жилища располагался очаг. Жилое помещение делилось на мужскую малу  и женскую хутимала половины.

    Наиболее распространенными летними жилищами удэгейцев, орочей и нанайцев являлись двускатные шалаши. Покрывались они берестой, либо корой кедра. Рядом с жилыми постройками, на местах пушного промысла и у реки, месте заготовки и разделки рыба удэгейцы и нанайцы сооружали хозяйственные постройки. В основном это свайные амбары и помосты, вешала для вяления рыбы.

     Кроме жилых, хозяйственных и промысловых построек аборигены края сооружали и ритуальные. К ним можно отнести кумирни, погребальные домики и родильные шалаши. [10. ст. 18]

  Снаряжение охотников и рыболовов. Охота и рыболовство играют важную роль в жизни коренного населения. Охотничьим промыслом занимались с 12 лет. К охотничьему сезону удэгейцы, нанайцы и тазы готовились заблаговременно. Снаряжение охотника состояло из лука со стрелами, копья, нескольких ножей и сумочки паду для мелких вещей.

      Питание коренных народов Приморского края напрямую зависело от их хозяйственной деятельности - охоты, рыболовства, собирательства и впоследствии огородничества, а также от времени года. Повседневная пища состояла из различных рыбных и мясных блюд, супов, каш и чая. В традиционной модели питания аборигенов место хлеба занимала сушеная рыба юкола. Очень интересным и своеобразным блюдом  удэгейских и орочских стариков было блюдо солими, сейни. Это юкола жеванная вместе с китовой икрой и ягодами и залитая рыбьим или животным жиром. Приготавливают его обычно женщины: одна жует рыбу, другая ягоды, затем выплевывают в общую чашку и подают как угощение только самым уважаемым и дорогим гостям.

     Коренные народы Приморского края очень любили угощаться спиртными напитками. В традиционном обществе было чрезвычайно развито табакокурение и опиумокурение. [10. ст. 35]

    Одежда коренных жителей Приморского края. Традиционная одежда нанайцев, удэгейцев, орочей и тазов полностью соответствовала требованиям сурового климата края, географической среды и хозяйственной деятельности. Основным материалом для изготовления одежды служили шкуры животных и рыбья кожа, благодаря которой аборигенов региона и называли туземцами, одетыми в рыбью кожу. Согласно половозрастному разделению труда изготовление одежды из шкур животных, рыбьей кожи и впоследствии из покупной фабричной материи полностью лежало на женских плечах. Одежда удэгейцев, нанайцев и орочей Уссурийского края и впоследствии Приморья  входит в уникальный комплекс одежды коренных народов Нижнего Амура и Сахалина и отличается своеобразной красотой.

  Одежда коренных жителей Приморского края подразделялась на повседневную, праздничную, свадебную, ритуальную и погребальную. Одежда мужчин состояла из верхнего халата, коротких штанов, длинных штанов, нательного белья, ноговиц, нарукавников, накидки на голову и плечи, шапки, наушников, обуви, обуви, меховых чулок. Одежда женщин отличалась от мужской более длинными халатами, была более украшена орнаментом и дополнялась некоторые элементами: наколенниками, берестяной шапкой и т.п. В целом материальная культура аборигенов Приморского края соответствовала их хозяйственным занятиям, образу жизни и является важным вкладом в общемировую культуру.

Удэгейские, нанайские и  орочские  женщины украшали орнаментом одежду и головные уборы, обувь, сумочки  и различные коробки для утвари и посуды. При оформлении мастерицы использовали разнообразные технико-художественные приемы: аппликацию и вышивку, тиснение и роспись, меховую мозаику и плетение.

     С появлением новых материалов и тканей в традиционной национальной одежде и орнаментике произошли значительные изменения. Русские и китайские ткани принесли в облик традиционной одежды аборигенов края повышенную насыщенность и разнообразие цвета. Известно, что в целом орнамент народов Приамурья делится на четыре вида: зооморфный, растительный, облаковидный, геометрический.   

Важное место в декоративном искусстве коренных жителей края играли и изображения применяемые  в ритуальных целях: изображения  духов, шаманские атрибуты, амулеты  и т.п. [10. ст. 98]

     Духовная культура. Народные знания удэгейцев, нанайцев, орочей и тазов о природе, человеке и обществе были важным следствием познания окружающего мира, отражали духовный облик охотников и рыболовов, влияли на совершенствование практических навыков, вырабатывали способы воспитания подрастающего поколения  и приспособления его к суровой таежной жизни. Силы природы воспринимались аборигенами края как конкретные живые существа. Существенную роль в освоении территории края играли народная метрология, метеорология, астрономия, математика. Вычисления производились при помощи размеров человеческого тела, расстояния полета стрелы, времени однодневного перехода.

     Уникальную информацию собрала народная мудрость аборигенов края в области животного и растительного мира. Охотники и рыболовы знали огромное множество съедобных, лечебных, ядовитых, красящих растений, прекрасно разбирались в анатомии и безотходной утилизации всех таежных, морских животных, птиц и рыб.

      Традиционный опыт воспитания молодого поколения у нанайцев, удэгейцев, орочей и тазов  был связан с неписаными законами и обычаями направленными на гуманное отношение людей друг к другу, обществу и природе. Основой воспитания был коллективный труд и личный пример. Знание преданий, мифов, сказок, загадок, пословиц, поговорок и песен имело огромное значение и рассказчики пользовались большим уважением сородичей. В богатый и разнообразный инструментарий коренных народов Приморского края входили аэрофоны (духовые) инструменты, хордофоны (струнные), мембранофоны, и идиофоны или самозвучащие инструменты. Наиболее древними из народных инструментов являются свистящие духовые инструменты. Широко известен однострунный щипковый инструмент варган. У удэгейцев он называется кункай. Самый распространенный  музыкальный инструмент коренных народов Приморского края - бубен. Он применялся для озвучивания народных праздников и как специальный ритуальный инструмент шамана.

Религиозные обряды и праздники. Основой верований нанайцев, удэгейцев, орочей и отчасти тазов было универсальное представление о том, что вся окружающая природа, весь мир живой, наполнен душами и духами. Религиозные представления тазов отличались от остальных тем, что в них был большой процент влияния буддизма, китайского культа предков и других элементов китайской культуры.

     Удэгейцы, нанайцы и орочи представляли землю вначале в виде мифического животного: лося, рыбы, дракона. Затем постепенно эти представления сменились на  антропоморфный образ. И наконец, символизировать землю, тайгу, море, скалы стали многочисленные и могущественные духи-хозяева местности. Несмотря на общую основу верований в духовной культуре нанайцев, удэгейцев и орочей можно отметить и некоторые особенные моменты. Так, удэгейцы считали, что  хозяином гор и лесов был грозный дух Онку, помощником которого являлись менее сильные духи-хозяева отдельных участков местности, а также некоторые животные - тигр, медведь, лось, выдра, косатка. У орочей и нанайцев верховным правителем всех трех миров - подземного, земного и небесного был заимствованный из духовной культуры маньчжуров дух Эндури. Духом хозяином тайги и  всех зверей, кроме медведей, был мифический тигр Дуся. Наибольшим почитанием и в наше время для всех коренных народов Приморского края является дух-хозяин огня Пудзя, что несомненно связано с древностью и широким распространением этого культа. Духи играли огромную роль в жизни традиционного общества коренных народов края. Практически вся жизнь аборигена была раньше наполнена ритуалами либо задабривающими добрых духов, либо защищающими от злых духов. Главным из последних являлся могущественный и вездесущий злой дух Амба. [10. ст. 135]

     Общими в своей основе были обряды жизненного цикла коренных народов Приморского края. Родители защищали от злых духов жизнь еще не родившегося ребенка. Жизнь взрослого человека также была обставлена многочисленными табу, ритуалами и обрядами. Похоронные обряды были направлены на то, чтобы максимально обеспечить безбедное существование души покойного в загробном мире. Вид погребения у коренных народов Приморского края зависел в традиционном обществе от вида смерти человека, его возраста, пола, социального положения. Так, похоронный обряд, и оформление могилы близнецов и шаманов отличалось от погребения обычных людей.

Вообще шаманы играли огромную роль в жизни традиционного общества аборигенов региона. Основными атрибутами являлись: бубен, колотушку, зеркала, посохи, мечи, ритуальную скульптуру, ритуальные сооружения. Шаманами были глубоко верующие в духов люди поставившие целью своей жизни служить и безвозмездно помогать сородичам. Шаманом не мог стать шарлатан, или человек, который заранее хотел получать с шаманского искусства какие-либо выгоды. К шаманским обрядам относились камлания для лечения больного, поисков пропавшей вещи, получения промысловой добычи, проводов души умершего в загробный мир. В честь своих духов шаманы устраивали раз в два-три года благодарственный обряд, который был схож в своей основе у удэгейцев, орочей и нанайцев.

  Еще одним важным праздником нанайцев, удэгейцев и орочей был медвежий праздник, как наиболее яркий элемент культа медведя. По представлениям этих народов медведь являлся их  священным родственником, первопредком. Праздник проводился в двух вариантах - пиршество после убиения медведя в тайге и праздник устраиваемый после трехлетнего выращивания медведя в специальном срубе в стойбище. 

Большую роль играли благодарственные ритуалы в честь добрых духов  перед отправлением на промысел и  непосредственно на месте охоты  или рыбной ловли. Охотники и рыболовы угощали добрых духов кусочками  пищи, табаком, спичками, несколькими  каплями крови или спиртного.

Большое влияние на экономическое  и культурное развитие коренных народов  региона оказало включение их в состав Российского государства  в середине XIX века. Русские переселенцы  осваивали новые земли медленно, Крестьяне покупали у местных  жителей рыбу, орудия лова, лодки, обувь, лыжи, переняли у удэгейцев форму  рыболовных сетей. Сбор дикорастущих съедобных  растений и плодов в хозяйстве  постепенно был вытеснен земледелием  и скотоводством.

   Постоянные контакты с русскими крестьянами постепенно приводили к некоторым изменениям в жизни коренного населения. Появились новые занятия: извоз, огородничество, сплав леса, работа на строительстве Уссурийской железной дороги, более интенсивным стал торговый обмен, вошло в жизнь денежное обращение.

Информация о работе Ресурсный потенциал этнографического туризма в Приморском крае