Ресурсный потенциал этнографического туризма в Приморском крае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования обусловлена необходимостью максимального использования туристского потенциала нашего края. Одним из недооцененных видов туризма является этнографический туризм. Отличительной чертой данного вида туризма является то, что он может быть очень интересен практически для любой категории туристов. История края интересна с точки зрения многонациональности, в Приморье проживают представители 13 этносов.
Цель работы – рассмотреть ресурсный потенциал этнографического туризма в Приморском крае.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1 История освоения Дальневосточного региона……………………………….5
1.1 Освоение Дальнего Востока переселенцами…………………………5
1.2 Коренные народы……………………………………………………..10
2 Ресурсный потенциал этнографического туризма………………………….20
2.1 Сущность этнографического туризма……………………………….20
2.2 Культурно-исторические ресурсы…………………………………...26
2.3 Природные ресурсы…………………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

Курсовая Бодякина итог.docx

— 71.49 Кб (Скачать файл)

Ещё одно из национальных селений  удэгейцев является Красный Яр – был основан 1957 году из нескольких, разбросных на большом расстоянии этнических сел. В Красном Яре проживают представители 18-ти национальностей: удэгейцы, орочи, чукчи, нанайцы, русские, татары, таджики, буряты, чуваши и якуты. Население Красного Яра составляет 640 человек, из них 399 удэгейцев, 115 нанайцев, 15 орочей. В селе создан национальный ансамбль «Агдеми», имеющий важное культурное значение для Приморского края и являющийся носителем удэгейской культуры. [4. ст. 18] Так же в селе Островное (Саньчихеза) проживает несколько десятков удэгейцев. Эта территория была местом традиционного проживания и промысла малочисленного коренного народа - иманских удэгейцев. Село Островное находится на территории национального парка «Удэгейская легенда»

Основным местом проживания тазов в Приморском крае является  село Михайловка Ольгинского района, население составляет 176 человек из них 90% тазы. Валентина Андреевна Утай-Скичу-Дю являлась одной из хранительниц старины, знавшая национальный язык тазов и хранившая национальный костюм, в дальнейшем это все перешло её родственникам. На сегодняшний день, к сожалению, село пустеет, молодежь уезжает в другие районы в поисках работы, носителей языка практически не осталось, культура тазов постепенно уходит в небытие. [5. ст. 11]

Помимо поселений коренных жителей, в Приморском крае имеется  старообрядческое селение Дерсу - небольшая деревня в Красноармейском районе. Старое название поселения – Лаулю. Изначально Лаулю было удэгейским стойбищем. В 1932 году староверы Южно-Уссурийского края, спасаясь от коллективизации, оставили дома и освоенные угодья и ушли на север к Иману (совр. Большая Уссурка) в поселения Лаулю и Хуйтун. В начале семидесятых после конфликта на острове Даманском Лауля стала называться Дерсу, по имени легендарного спутника не менее легендарного исследователя Уссурийской тайги Арсеньева. [18]

Еще одним из ресурсов этнографического туризма являются переселенческие  села, которые были созданы в конце  XIX века. Одно из первых село Астраханка Ханкайского района. Образованно в 1866 году. Первыми жителями стали переселенцы из Киевской и Астраханской губернии. В честь последних и было названо село. В основном все дома строились вдоль озера Ханка. К началу XX в селе насчитывалось около 300 дворов. Так же село Раздольное Надежденского района было основано в 1866 году. Изначально это был военный пост. Село расположено на левом берегу р. Раздольной и является самым большим по протяженности населенным пунктом края. [3. ст. 99]

Чуть позже было основано село Монастырище Черниговского  района 9 семьями переселенцев из Полтавской и Черниговской губерний. Первопоселенцы решили расположиться на горе вдоль  речки, где обнаружили развалины  монастыря. В честь этой находки  и было названо Монастырище. Основными  видами хозяйственной деятельности были земледелие, скотоводство, пчеловодство и мелкие промыслы. Осенью 1885г. группа переселенцев из 25 семей малороссийских крестьян направилась вглубь Приморской области, к озеру Ханка.  Они остановились на довольно большой и удобной равнине, близ озера Ханка, с трех сторон окруженной лесистыми сопками одного из острогов Сихотэ-Алиня, и с небольшой речкой, впадающей в сплавную реку Лэфу. В этом месте основали 1 октября 1886 года село Черниговку – в память о покинутой Черниговской губернии. Во время образования Черниговки, освоения ее окрестности новоселы не встречались с коренными обитателями здешних мест – удэгейцами или представителями других тунгусоязычных племен. Им пришлось соседствовать с пришедшими из Маньчжурии китайцами. Черниговка быстро росла и вскоре стала административным и торговым центром волости. Реликвии переселенцев сейчас хранятся в краеведческом музее Черниговского района в экспозиции «Украинская хата». [17. ст. 20]

 Одним из старейших городов Приморья является Уссурийск-второй по величине город края. В 1866 году 13 семей из Воронежской и Астраханской губернии основали с. Никольское. Так как территория села находилась в Приханкайской низменности, то она являлась очень выгодной для сельскохозяйственного освоения, это явилось причиной ускорения темпов роста населения. К 1898 году население села составило 18 тысяч человек и село было переименовано в город Никольск-Уссурийский. [3. ст. 102]

В Приморском крае создан музей под открытым небом, соединяющий в себе археологические памятники бохайского периода и традиций коренного населения. «Палеодеревня» музейно-выставочный центр города Находки - проект реализуется с 2006 года как образовательная площадка для изучения археологического и этнографического прошлого Приморья. Одна из задач «Палеодеревни» - воссоздание атмосферы определенной исторической эпохи, пробуждение в ребенке чувства сопричастности прошлому, воспитание уважения к жизни и быту предков, к природе.  Что касается этнографического туризма, то в палеодеревне проводятся экскурсии с участием этнических коллективов коренных народов Приморья. Так же проводятся национальные игры, такие как стрельба из лука, прыжки через нарты, зелигдэ, так же проводиться реконструированный шаманский обряд вокруг очага. [6. ст. 9]

Итогом вышеизложенного  может служить то, что культурно-исторические ресурсы этнографического туризма  Приморского края разнообразны, но, к сожалению, информация о них  практически не доступна, и они  остаются малоизученными.

 

 

2.3  Природные  ресурсы

Природные ресурсы этнографического туризма в Приморье разнообразны и расположены в основном в северной части Приморского края в основном на склонах Сихотэ-Алиня. Одно из них урочище “Самади Бя” (Стойбище шамана) - расположено на склоне горы Заманиха. Тропа проходит по пойме и террасе ключа Громов. На тропе можно увидеть купальни диких кабанов, следы изюбрей, косуль, медведей. Само урочище расположено в верховье ключа и представляет собой группу скальных останцев, расположенных по обе стороны распадка. Высота останцев от 20 до 110 м., и каждый из них имеет причудливый вид. Урочище “Гугя” - расположено в среднем течении ключа Островной (Санчихезский). Представляет собой сорокаметровый клыкообразный скальный останец. Место использовалось для ритуальных и культовых обрядов и поклонений коренных народов. Скальные обнажения «Бохо» - находятся у подвесного моста на въезде в национальный парк «Удэгейская легенда». По рассказам старожилов, это место использовалось для проведения культовых обрядов и ритуалов. Урочище “Орочонский Бог” - представляет собой скалу, торчащую прямо из прозрачной горной реки. Одной из загадок «Орочонского Бога» является то, что он постоянно меняет свои очертания. То он напоминает голову с характерными азиатскими чертами лица, то смотрящего в небо кощея, то вдруг становится похожим на медведя или собаку. Каждый раз он предстает в новом образе. «Никто не должен знать истинного лица нашего Бога» - говорят удэгейцы. К этой скале удэгейцы ходят молить о заступничестве и избавлении от болезней. Отмечены случаи внезапного появления и исчезновения призрачных животных и людей. Река Арму. Еще в далеких 30-х любителям путешествий были предложены пеше-водные маршрут по Дальнему Востоку, среди которых был и «арминский». Обилие рыбы и отсутствие сложных водных препятствий, при всех прелестях скоростного сплава по горной реке ежегодно привлекает сюда сотни туристов. Река Арму основное место расселения иманских удэгейцев, а так же основное место промысловой ловли рыбы коренного населения. Река Самарга — самая северная река Приморья, она находится на границе Приморского и Хабаровского краев, берет начало на восточном склоне (хребет Сихотэ-Алинь) г. Купол (1558 м) и впадает в Татарский пролив. Длина реки 218 км. Бассейн реки Самарга одна из последних в Приморском крае (да и на всем Сихотэ-Алиньском горном массиве) речных систем, никогда не подвергавшихся значительному воздействию хозяйственной деятельности человека. На территории бассейна расположено всего 2 населенных пункта с общей численностью населения около 400 человек (в основном — это удыгейцы, представители коренного населения этих мест, испокон веков занимавшиеся охотой и рыболовством и напрямую зависящих от природы). Река Большая Уссурка (Иман) - по данным археологов первые поселения в долине реки датируются железным веком. Долина реки с незапамятных пор была заселена удэгейцами.

 Национальный парк  «Удэгейская легенда» - парк создан 09 июня 2007 года, находится в Красноармейском  районе Приморского края Российской  Федерации. Его название отражает  культуру и быт коренного населения  - иманских удэгейцев. Он включает  часть бассейна реки Большая  Уссурка в ее среднем течении  и нижнюю часть реки Арму, а  также нижнюю часть долины  р. Перевальная. Национальный  парк является центром хозяйственной  деятельности одной из последних  групп удэгейского народа –  иманской. На территории парка  располагаются священные места  удэгейцев (урочища), используемые  для проведения культовых обрядов  и ритуалов. [18]

Приморский край за счет своего географического положения имеет уникальные природные ресурсы. Они могут стать отличными туристскими аттракциями, но, к сожалению, из-за неразвитой инфраструктуры края, доступ к ним ограничен.

 

Заключение

Этнографический туризм —  одно из направлений туризма, имеющего ярко выраженную этнокультурную составляющую. Этнический туризм может быть как внутренним, (например посещение с целью ознакомления с фольклором, бытом, культурой и языками разных народов), так и внешним, который связан с посещением исторической родины или мест рождения родственников.

Приморский край, обладая уникальными природными ресурсами и самобытной культурой коренного народа, имеет огромный нереализованный потенциал для развития этнографического туризма на международном и региональном рынках. Туристический потенциал рекреационных ресурсов и историко-культурного наследия позволяет краю гармонично интегрироваться в международный рынок туризма и достичь интенсивного развития туризма в стране. Это обеспечит устойчивый рост занятости и доходов населения, стимулирование развития смежных с туризмом отраслей и увеличение притока инвестиций в региональный бюджет.

Современные тенденции в  развитии этой отрасли таковы, что  туристы, которые хорошо изучившие  известнейшие курорты мира, стремятся  в те страны, где туристический  сектор только начинает развиваться. С  этой позиции привлекательность Приморского края растет.

Одним из наиболее привлекательным  ресурсов для туристов дальнего зарубежья  являются горы Сихотэ-Алинь, богатые как в природном, так и в культурно-историческом плане.

Кроме природных достопримечательностей, Приморский край богат историко-культурными памятниками, расположенными по всей его территории.

В Приморском крае действует концепция развития туризма, в которой отмечено, что туризма способен оказать три положительных эффекта на экономику края: во-первых, обеспечить приток иностранной валюты; во-вторых, помогает увеличить занятость населения; в-третьих, способствует развитию инфраструктуры края.

 

 

Список литературы

Нормативно-правовые акты

  1. Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в РФ» от 24.11.1996г. №132-ФЗ

Статьи

  1. Герасимова К.С. Селение Агзу из страны Удэхе / К.С. Герасимова// Словесница искусств-2003.- №12
  2. Календарь знаменательных дат и событий Приморского края на 2006 год / под редакцией Н.С. Иванцова-Владивосток-2006-122 с
  3. Мартынова Ю. С. Красному Яру – 50 лет / Ю. С. Мартынова// Победа-2007.-14 августа
  4. Молчанов И.В. Михайловка – село родное / И.В. Молчанов// Заветы Ленина-2002.-31 января
  5. Сергеенко А.А. «Палеодеревня» как ресурс для тур бизнеса / А.А. Сергеенко// Вестник-2006.-8-14 ноября
  6. Соколовская У.В. Не последний из удэге / У.В. Соколовская// Народное вече-2007.-21 июня

Учебники и учебные  пособия

  1. Азар В.И., Туманов С.Ю. Экономика туристского рынка. Институт международного туризма, М. 1998.- 265 с.
  2. Александрова А.Ю. Международный туризм. – М.: Аспект Пресс, 2001. 268 с.
  3. Березницкий С. В. Типология культуры коренных народов Дальнего Востока. Хабаровск, 2000- 315 с.
  4. Биржаков М.Б. Введение в туризм. Издание 9-е, переработанное и дополненное. – СПб.: «Издательский дом Герда», 2007. — 576 с.
  5. Браиловский С.Н. Тазы или удихэ. Москва, 1985 – 105 с.
  6. Буйленко В. Ф. Туризм: учебник. Издательство: Феникс, 2008. – 459 с.
  7. Кабузан В.И. Как заселялся Дальний Восток (вторая половина XVII – начало XX в.). Хабаровск, 1973. 192 с.
  8. Лопатин И.В. Обзор Южной части Приморской области Восточной Сибири за р. Суйфуном. Иркутск, 1864 – 184 с.
  9. Осипов Ю.Н. О периодизации переселения крестьян на  Дальний Восток России (1855-1917 гг.). ДВГУ, г. Владивосток, 2006 – 236 с.
  10. Шелудько В.О. История Черниговского района (1886-1917гг): Учебное пособие. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та.1998. 100с.

Электронные ресурсы

  1. Официальный сайт национального парка «Удэгейская легенда»: Достопримечательности - [электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ud-legend.ru/

 


Информация о работе Ресурсный потенциал этнографического туризма в Приморском крае