Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 17:36, курсовая работа
Экскурсовод – специалист по проведению экскурсий. В современном мобильном обществе понятие «путешествие» становится само собой разумеющимся явлением. Для таких групп отдыхающих, туристов, предлагают свои услуги - специально обученные люди – экскурсоводы. Профессионализм экскурсовода заключается прежде всего в умении сделать свой рассказ и показ объектов интересным, увлечь им слушателей, а не только сообщить им факты. Этот специалист может работать в музее, знакомить туристов с достопримечательностями города, пригородов, страны.
Введение …………………………………………………………3
Профессиональные и личные качества экскурсовод………..…5
Культура речи и общения с экскурсантами………………...….8
Стиль и навыки общения…………………………………..……13
Роль образования для экскурсовода………………………..…16
Заключение……………………………………………… …..…..18
Список литературы………………………………………………20
Установление контакта должно начинаться уже с первого появления экскурсовода перед группой. И здесь вспоминайся старая русская пословица «Встречают по одежке, а провожают по уму». Все начинается с внешнего вида экскурсов да. Его одежда должна быть опрятной и аккуратной, макияж не бросаться в глаза, руки - ухоженными. А.Ф. Кони совет вал по этому поводу лекторам, что полностью относится и современным экскурсоводам: «Следует одеться просто и прилично. В костюме не должно быть ничего вычурного и кричащего (резкий цвет, необыкновенный фасон); грязный, неряшливый костюм производит неприятное впечатление. Это важно помнить, так как психологическое действие на собравшихся начинается до речи, с момента появления лектора перед аудиторией».
Перед тем, как проводить экскурсию, нужно собрать «портфель экскурсовода». Это профессиональное название комплекта наглядных пособий для упрощения проведения экскурсии. Это могут быть репродукции картин, фотографии людей, которые имеют отношение к данной теме, картосхемы с изображением предприятий или военных действий, географические карты, геологические образцы, образцы продукции, магнитофонные записи и другие материалы, помогающие насытить экскурсию.
Следование языковой (литературной) норме – основное требование культуры речи, т.к. прежде всего правильностью речи обеспечивается её взаимопонимаемость её единство. А норма – это наиболее распространённые, принятые в практике образцового использования и регламентированные правилами произносительные, лексические, морфологические, синтаксические варианты.
Нормы произношения регулируют
выбор акустических вариантов фонемы
или чередующихся фонем (можно [златой],
нельзя [золотой]). Нормы ударения регулируют
выбор вариантов размещения и движения
ударного слога среди неударных (можно
[квартал], нельзя [квартал]. Нормы словообразования регулируют
выбор морфем, их размещение и соединение
в составе нового слова (можно [наблюдатель],
нельзя [наблюдальщик]). Нормы морфологические регулируют
выбор вариантов морфологической формы
слова и вариантов ее сцепления с другими
словами (можно [много дел, нет мест], нельзя
[много делов, нет местов]). Нормы синтаксические регулируют
выбор вариантов построения предложений
простых и сложных (можно [Когда я подъезжал
к этой станции и задумчиво глядел в окно,
у меня с головы слетела шляпа], нельзя
[Подъезжая к сией станции и глядя на природу
в окно, у меня слетела шляпа]). Лексические
нормы. Выбор слова и его значения, как
правило, не приписываются жестко и категорично
и зависят от целесообразности.
Кроме нормативности, культура
речи характеризуется таким
анализ речевой ситуации, выбор наиболее эффективной стратегии речевого поведения;
реализация данной стратегии в общении с использованием различных речевых тактик;
адекватная реакция на коммуникативные помехи;
гибкое изменение речевого поведения в зависимости от изменения ситуации общения.
Третий, не менее важный, аспект культуры речи – этический. В связи с тем, что существует этикет общения, законы и правила общения, определяют и понятия речевого этикета. Существуют специальные этикетные формулы: поздравление, приветствие, прощание, комплимент, обращение на “ты” и “вы”.
Экскурсия является процессом и представляет собой восприятие экскурсантами изобразительного и звукового ряда. Таким образом, она не может существовать без устной речи, без повествования и рассказов. Как человек говорящий по отношению к зрителям может выступать в следующих ипостасях:
Создание новой интересной
экскурсии – дело не простое. Следует
разбить запланированное
Для разработки нового экскурсионного маршрута надо определиться с целью экскурсии, видом (по содержанию - обзорная, тематическая; по способу передвижения - пешеходная, автобусная) и объектами показа. От этого будет зависеть текст экскурсии, его длительность и насыщенность фактами. Этим должен заниматься не один человек, а творческая группа, в которую должно входить от трех до семи человек.
По словам французского теоретика ораторского искусства Д. Дориана, «тот, кто делает паузы в речи — правильно дышит, лучше произносит и легче артикулирует. Правильно проставить знаки препинания — это значит чувствовать темп своей речи и им управлять ... это значит говорить ясно, а потому помогать другим понять твою речь, это значит понимать самому то, что ты говоришь».
Экскурсовод должен внимательно следить за своей дикцией, под чем подразумевается степень отчетливости в произношении слов и слогов в речи. Проглатывание звуков и слогов, терпимое в быту, нередко отдельными выступающими переносится в публичную речь, резко ухудшая ее качество, отвлекая от восприятия содержания. Владение хорошей дикцией позволяет сохранять во всех случаях активный энергичный темп речи, во всей полноте доносить до слушателей смысл высказывания.
Практически у каждого
оратора имеются те или иные проблемы
с дикцией, над совершенствованием
которой следует постоянно
Важным качеством, которым должна обладать речь экскурсовода, является эмоциональность, то есть насыщенность речи эмоциями, переживаниями оратора. Нельзя с одной и той же эмоциональной окраской говорить о подвиге россиян в Великой Отечественной войне, достижениях ученых, любви или об экологических проблемах края.
Речь экскурсовода должна воздействовать как на разум, так и на эмоциональную, чувственную сторону сознания. Психофизиологами установлено, что эмоциональность изменяет нею схему восприятия речи, воздействуя на механизмы мышления, памяти, внимания.
Установление контакта, овладение
вниманием аудитории
4.Стиль и навыки общения
Стиль языка– это есть разновидности
языка. К примеру, язык людей в
быту отличается от языка в официальной
сфере, язык научных рефератов отличается
от языка педагогов
Стиль языка экскурсовода представляет
собой манеру словесного выражения мыслей,
построения речи. От других стилей его
отличают своеобразные формы и приемы
рассказа, такие особенности, как лаконичность,
точность, логичность, образность, выразительность,
эмоциональность, чистота.
Как уже отмечалось, экскурсовод является организатором и одновременно исполнителем различного рода деятельности. От него во многом зависит качество этой деятельности. Работа экскурсовода — это затраты живого труда не поддающегося ни механизации, ни автоматизации. Экскурсионная деятельность практически невозможна без человека — экскурсовода. Затраты труда экскурсовода связаны с оказанием услуг, которые не имеют материального характера, но этот труд общественно необходим и полезен, потому что он облегчает многим людям путешествие и пребывание в чужом, незнакомом месте. С помощью экскурсовода туристы освобождаются от многих обязанностей, экономят время на получение информации, справок и т.д., более рационально организуют свой отдых, развлечения.
Работа экскурсовода строго регламентирована распоряжениями, инструкциями и правилами, которые он должен выполнять при исполнении служебных обязанностей. Обычно экскурсовод работает по программе, составленной предварительно, проверенной и утвержденной компетентными органами. Обязанности экскурсовода не исчерпываются задачами, содержащимися в разработанных и утвержденных программах. Вступая в контакт с туристами, он может предложить им дополнительные услуги —посещения исторических и культурных достопримечательностей, помочь им с обменом валюты, покупкой сувениров и т.д., помочь им с обменом валюты, покуй
Особенности стиля языка экскурсовода зависят от его назначения:
а) воссоздать внешнюю картину того или иного исторического события;
б) дать исчерпывающую характеристику наблюдаемому объекту, описываемому событию, природному явлению;
в) заставить экскурсантов ощутить историческую обстановку далекого времени.
В речи экскурсовода недопустимо
употребление стандартных фраз и
слов, смысл которых уже давно
стерся: "так сказать", "значит",
"короче говоря". Важны и оттенки
речи. Ее тон, например, должен быть несколько
приподнятым на протяжении всей экскурсии.
Характер рассказа изменяется в зависимости
от задач. Рассказ может носить повествовательный
или реконструктивный характер. Повествование -
это рассказ о каком-либо событии, описание
его хода. Рассказчик дает слушателям
представление о том, где и как происходили
события. Повествовательный стиль изложения
материала характерен для большинства
экскурсий. [5]
Экскурсовод принимает различное
участие в перечисленных видах
деятельности в зависимости от программы
и содержания организованного мероприятия.
Например, во время экскурсии экскурсовод
является главным организатором
и исполнителем мероприятия. Во время
посещения каких-либо объектов, например
агропромышленного комплекса, он выполняет
роль переводчика. Организатором здесь
уже выступает предприятие-
Качество экскурсионного
обслуживания определяется сегодня
прежде всего уровнем квалификации
специалистов, работающих в этой области,
— их профессиональными знаниями,
опытом, организаторскими способностями.
В больших художественных галереях,
специализированных музеях, на выставках,
ярмарках, панорамах и т.д. туристские
предприятия прибегают к
Экскурсионное обслуживание — неотъемлемая часть комплексного обслуживания туристов. Оно одинаково необходимо как болгарским, так и иностранным туристам, посещающим курорты Болгарии на Черноморском побережье и внутри страны. Содержанием экскурсионного обслуживания является деятельность, связанная с проявлениями национального гостеприимства, формирующегося и развивающегося под воздействием экономической, просветительской, культурно-воспитательной и социальной политики государства.
В современных условиях активный
хозяйственный международный
Во время путешествий
на близкие расстояния и краткие
сроки экскурсионная
5.Роль образования для экскурсовода
Образование - это один из главных аспектов жизни любого человека. Каждый человек учится чему-нибудь всю свою жизнь. Чем образованнее человек, тем ему легче разобраться в окружающем его мире, решить проблемы, которые возникают у каждой отдельной личности в жизни. Если у человека высокий уровень образования, то он может применить свои знания, умения и навыки на практике, используя различные информационные ресурсы.
В наше время высшее образование
ценится, так как именно образование
является тем продуктом, куда следует
инвестировать деньги, особенно это
актуально во время мирового финансового
кризиса.
У образованного человека больше возможностей
устроиться на высокооплачиваемую и перспективную
работу, так как такие люди легко учатся
всему новому, максимально используют
ресурсы своих знаний. В совершенствовании
организации экскурсионного обслуживания
важную роль играет предварительная подготовка
экскурсоводов, работающих с туристскими
группами. Они должны быть ознакомлены
со статьями договоров, регламентирующих
предоставление туристам основных и дополнительных
услуг, с правами и обязанностями руководителей
групп, с программами пребывания в туристских
комплексах, с документами — кредитными
письмами, чеками и т.д., которые предусматриваются
валютными расчетами между двумя странами.
Кроме того, экскурсоводы должны знать
вид транспортного средства, с которым
необходимо встречать группу; дату, время
и место, а также вид транспорта, которым
прибывают туристы; наименование гостиницы,
в которую нужно отвезти группу; готовность
всех остальных видов туристского обслуживания
к приему группы и т.д., т.е. все то, что имеет
отношение к обслуживанию организованных
туристских групп.