Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 17:36, курсовая работа
Экскурсовод – специалист по проведению экскурсий. В современном мобильном обществе понятие «путешествие» становится само собой разумеющимся явлением. Для таких групп отдыхающих, туристов, предлагают свои услуги - специально обученные люди – экскурсоводы. Профессионализм экскурсовода заключается прежде всего в умении сделать свой рассказ и показ объектов интересным, увлечь им слушателей, а не только сообщить им факты. Этот специалист может работать в музее, знакомить туристов с достопримечательностями города, пригородов, страны.
Введение …………………………………………………………3
Профессиональные и личные качества экскурсовод………..…5
Культура речи и общения с экскурсантами………………...….8
Стиль и навыки общения…………………………………..……13
Роль образования для экскурсовода………………………..…16
Заключение……………………………………………… …..…..18
Список литературы………………………………………………20
Содержание:
1.Введение
Экскурсовод – специалист по проведению экскурсий. В современном мобильном обществе понятие «путешествие» становится само собой разумеющимся явлением. Для таких групп отдыхающих, туристов, предлагают свои услуги - специально обученные люди – экскурсоводы. Профессионализм экскурсовода заключается прежде всего в умении сделать свой рассказ и показ объектов интересным, увлечь им слушателей, а не только сообщить им факты. Этот специалист может работать в музее, знакомить туристов с достопримечательностями города, пригородов, страны.
Содержание и организация
экскурсионной деятельности определяются
не только видом мероприятия, но и
местом, где эта деятельность осуществляется.
Если местом данной деятельности являются
такие крупные политические, экономические,
культурные центры, как Москва, Нью-Йорк,
Париж, Рим и т.д., тогда легко
организуется участие в обслуживании
туристов экскурсоводов самых различных
специальностей — историков, искусствоведов,
инженеров, экономистов и т.д. Там,
где туристы останавливаются
на ночлег либо для развлечений, экскурсионное
обслуживание организовать тоже легко.
Обычно эта деятельность осуществляется
постоянными и сезонными
В зависимости от темы и
цели экскурсии разрабатывает
Для работы гидом-экскурсоводом желательно высшее гуманитарное образование, чаще всего эти работники имеют за плечами исторический или филологический факультет. Существуют также специализированные курсы. Необходимо постоянно заниматься и самообразованием в данной области, ведь экскурсовод должен досконально знать предмет разговора. Ему не обойтись без общей эрудированности и широкого кругозора, знаний по истории, литературе, географии, эстетике и психологии. Часто требуется знание 1-2 иностранных языков.
Чтобы стать специалистом
своего дела, экскурсовод должен уметь
быстро устанавливать контакт с
любой аудиторией, увлекать слушателей
своим рассказом, иметь высокую
культуру общения. Понадобятся отличная
память, терпеливость, организованность,
развитые коммуникативные и
Спрос на грамотных специалистов есть, зарплата в зависимости от места работы составляет примерно от 0,5 до 1,5 среднего уровня дохода в промышленности (так, относительно мало зарабатывают экскурсоводы в отечественных музеях, существенно больше — гиды, вывозящие туристические группы за рубеж, особенно в страны западной Европы, и проводящие там все текущие экскурсии). Часто ярко выражена сезонность: во время летнего периода отпусков желающих посетить экскурсии значительно больше. Есть возможность подрабатывать ведением частных экскурсий. Карьерный рост — переход на менеджерскую позицию в туристических организациях, в перспективе возможно основание своего бизнеса в этой сфере. [2]
Экскурсовод является центральной фигурой экскурсии. От его профессионализма зависит общее качество и впечатление от экскурсии, что предъявляет к экскурсоводу высокие особые требования:
- широкий кругозор
- эрудиция
- постоянное стремление к познанию нового, к самосовершенствованию
- культура поведения и
взаимоотношений со всеми
- глубокое, детальное знание таем проводимых экскурсий
- знание и умение эффективно
использовать методику
- знание основ логики, педагогики, психологии,
- культура речи, ораторское мастерство
- энтузиазм, любовь к профессии, оптимизм, жизнерадостный тон общения
- коммуникабельность, уверенность в себе
- терпеливое отношение и уважение к людям
- умение быстро находить выход из проблемных ситуаций и т.д.. [1]
2.Профессиональные и личные качества экскурсовода
Работоспособность. Упорство. Критичность мышления. Аналитические способности. Умение выделять из многообразия фактов наиболее важные. Последовательность. Склонность к монотонной работе. Уверенность в себе. Все эти качества присуще грамотному специалисту в сфере экскурсоводства.
Кроме высокой квалификации экскурсовод должен обладать коммуникабельностью, высокой стрессоустойчивостью, хорошей дикцией, уметь легко и интересно преподносить информацию, открытостью, выносливостью, высоким уровнем интеллекта, хорошей памятью, прия тным голосом, культурой речи и обширным кругозором.
Также экскурсовод должен разбираться в аспектах характера личности, иметь представления об общей психологии, что может помочь в работе с людьми, ведь удерживать внимание большой группы людей на протяжении достаточно долгого времени не так у ж и просто. Экскурсовод должен уметь вызвать интерес каждого участника экскурсии независимо от его пола и возраста и только тогда экскурсия будет считаться удавшейся, а экскурсовод будет пользоваться большой популярностью у туристических агентств. Для привлечения внимания тур-группы экскурсовод должен умело и своевременно применить такие методические приемы, как прием заданий, прием вопросов, прием новизны, наконец, прием.
В наше время, когда вопросы развития туризма в стране стоят довольно остро, такая профессия, как гид-экскурсовод вполне перспективна и актуальна.
Возьмем, к примеру, среднестатистического человека, который решил посвятить свой отпуск познавательным турам. То есть они приехал в один из исторических городов, в котором, кстати, и вы живете, и ищет другого человека, готового его посвятить во все таинства исторических мест и достопримечательностей. Этим другим человеком вполне можете стать и вы, если обладаете достаточными знаниями. Именно вы познакомите туриста с культурой, историей, традициями и обычаями коренных жителей, а также с архитектурой, местной кухней и выберете для него удобный вариант гостиницы.
Туристический бизнес склонен
к постоянному развитию, а значит,
всегда будут требоваться молодые
и новые кадры. Престиж данной
профессии заключается в
Конечно, к соискателям
такие фирмы предъявляют
Какие качества ценятся в данной профессии? Это конечно умение работать с малой и большой аудиторией, прекрасная дикция и грамотная речь, коммуникабельность, толерантность, артистизм и находчивость. Хороший экскурсовод может организовать и приятную беседу, и обед в ресторане. И конечно, экскурсовод должен обладать выносливостью. Ведь ему приходится работать в основном под открытым небом, без обеда и сна. В его обязанности входит разработка маршрута и текста экскурсии. А для этого нужно постоянное обновление личной базы знаний путем изучения новых книг и знакомство с архивными документами. Но кто лучше всего справится с такими задачами? Только женщина. Только она может совместить несовместимое и при этом еще и заработать хорошие деньги.
Минусом этой профессии является
постоянная работа на ногах, физическая
усталость, и то, что экскурсии
проводятся независимо от погодных условий.
Также работа с людьми не исключает
различных конфликтных ситуаций, как
с участием самого экскурсовода, так и
между участниками экскурсии. Экскурсовод
должен суметь погасить ссору в самом
начале конфликта и не дать из-за этого
сорваться экскурсии.
Из вышесказанного можно сделать вывод,
что для квалифицированного экскурсовода
необходимы знания не только для проведения
экскурсий, владение историческими фактами,
но и обладать организаторскими способностями,
уметь грамотно излагать свои мысли, удерживать
на себе внимание слушателей, уметь аккуратно
избегать конфликтных ситуаций и обладать
хорошей физической подготовкой.
3.Культура речи и общения с экскурсантами
Успех экскурсии во многом
зависит от установления должного контакта
экскурсовода с экскурсионной группой,
от благоприятного психологического климата
взаимного понимания и
Но, если следовать правилам, существуют общепринятые методики проведения экскурсии. Они включают приемы рассказа и показа. Приемы показа позволяют обратить внимание экскурсантов на самые важные детали, оценить общий вид объекта и его сочетание с окружающей средой. Приемы рассказа, в свою очередь, помогают воссоздать в воображении экскурсантов более точную картину событий. Ключевые слова: «Представьте…», «Шел … год..» и т.п.
Культура речи – важная
составляющая успешной деятельности экскурсовода,
чья деятельность в первую очередь
направлена на общение с человеком,
с исследованием его
Что же такое контакт с
аудиторией? По определению психологов,
контакт - это общность психического
состояния оратора и аудитории,
это взаимопонимание между