Русская культура питья: проблема формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 13:47, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследование формирования культуры потребления спиртных напитков. Для достижения цели перед нами поставлены следующие задачи:
- рассмотреть отношение славян к алкогольным напиткам;
- проследить развитие употребления спиртных напитков;
- использование алкогольной и антиалкогольной программ;

Содержание работы

Введение………………………………………………………….…………..3
Глава 1. ПИТИЕ НА РУСИ………………………………………….………...5
1.1.НАПИТКИ……………………………………………………….……….….5
1.2.ПИТЕЙНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ РУСИ…………………..……….……….….6
1.3.ПО НАПИТКУ И ПОСУДА……………………………………….……….8
1.4. МЕРЫ ВОДЯНЫЕ, ЧАЙНЫЕ, СБИТЕННЫЕ………………………..10
Глава 2. Развитие культуры пития в России………………….13
2.1.Трезвая Русь………………………………………………………….…13
2.2.Развитие пития в Российской империи………………….15
2.3.Сухой закон 1914-1925 гг…………………………………………….27
2.4.Алкоголь в СССР…………………………………..….……………….28
2.5.Указ 1985 года…………………………..…………….…………………30
Заключение…………………………………..………….…………………31
Библиография…………………………

Файлы: 1 файл

КР культура пития.doc

— 186.00 Кб (Скачать файл)

Общество медленно двигалось к сухому закону. В декабре 1909 года в Петербурге открылся  Первый Всероссийский съезд по борьбе с пьянством, в котором участвовал В.М.Бехтерев. Основные дебаты разгорелись по поводу итогов винной монополии и ее целесообразности как противоалкогольной меры. Частная инициатива и правительство столкнулись очень круто, поскольку в глазах общества монополия себя не оправдала, ибо преследовала исключительно финансовые интересы казны. Представители общественности указывали на высокую крепость водки, на  уличный способ потребления и резкое увеличение производства дешевого самогона за счет ослабления государственного контроля над корчемством. Представитель государства — начальник Главного управления неокладных сборов и казенной продажи питей А.А. Шумахер указал на  упорядочение потребления спиртного и на тенденцию его снижения, определенное снижение преступности, числа насильственных смертей и алкогольных психозов. Священники призывали усилить религиозное воспитание, направленное на созидание в человеческой душе крепких нравственных устоев, создавать детские общества трезвости с широким спектром деятельности (образование, экскурсии), вести борьбу за повышение в народе нравственности и самосознания и за исправление быта. Участники единодушно провозгласили целью борьбы с пьянством абсолютное воздержание от спиртного, включая слабоградусные напитки.

Дебаты о введении сухого закона в Государственной Думе начались в 1911 году. С одной стороны, боялись крупного ущерба казне, но идею поддержали промышленники, терпевшие убытки из-за пьянства рабочих, и церковь. Кстати, думскую Комиссию по борьбе с алкоголизмом  возглавлял  преосвященный Митрофан, епископ Гомельский. В марте 1914 года Святейший синод постановил учредить в России ежегодный церковный праздник трезвости 29 августа (11 сентября) в день памяти святого Иоанна  Предтечи. Уже в апреле прошел общероссийский день трезвости, когда были закрыты казенные винные лавки, рестораны и трактиры. Вскоре последовал заключительный аккорд в антиалкогольной кампании.

 

2.3.Сухой закон 1914-1925 гг.

В 1914 году, в преддверии (точнее, уже в начале) войны, был издан царский указ о запрещении производства и продажи всех видов алкогольной продукции на всей территории России. Это решение ознаменовало начало единственного, пожалуй, трезвого периода нашей новейшей истории, который стал возможен благодаря принятию сухого закона.

В. И. Ленин также призывал к беспощадному пресечению всех проявлений пьянства, учитывая, что оно несовместимо со светлыми идеалами революции и прогрессом, теми высокими задачами, которые стоят перед рабочим классом, перед трудящимися всей нашей страны. В программе большевиков, принятой на VIII съезде партии в 1919 году, задача борьбы с алкоголизмом была поставлена наравне с борьбой против таких социально опасных болезней как туберкулёз и венерические заболевания.

Под влиянием российской запретительной системы и тяжёлых последствий империалистической войны резко усилилось тяготение народов многих стран к трезвости, в ответ на это международная сивушная реакция начала создавать свои организации для пресечения трезвеннических устремлений. Например, в 1921 г. в Лозанне была основана «Международная Лига против запрета». В неё вошли представители многих стран, она пользовалась поддержкой части крупных миллиардеров. На счету этой реакционной организации много черных антинародных сивушных побед: она в 1922 г. внесла значительный вклад в провал запрета в Швеции, сорвала обсуждение алкогольной проблемы в Лиге Наций, приложила свои усилия к подрыву сухого закона в США. Существовали и национальные сивушные организации. Так в Швейцарии в 1921 г. был создан «Центральный Секретариат, предназначенный для борьбы с излишками воздержания», задавшийся целью «препятствовать преувеличенному и ошибочному влиянию фанатиков воздержания, пробуждая в массах интерес к алкоголю».

К международной сивушной организации примкнули правительства некоторых стран: в 1922 г. под нажимом Испании в Исландии отменили запрет алкогольных изделий; в 1927 г. под угрозами правителей Испании, Португалии и Франции пала запретительная система в Норвегии; в 1919 г. Франция выразила протест в связи с принятием в США сухого закона.

 

2.4.Алкоголь в СССР.

Как во время действия, так и несколько десятилетий после отмены сухого закона алкоголь очень редко встречался в советской стране (по сравнению с сегодняшним днём можно считать, что его почти не было). Благодаря большой разъяснительной работе и массовому трезвенническому движению в 1928 году, когда интеллигенция говорила правду об алкоголе и призывала к трезвому образу жизни, когда каждого пьющего считали вредителем производства и врагом социализма, пьянство вновь резко пошло на убыль, и потребление алкоголя в течение тридцати лет было в 2-3 раза ниже, чем в 1913 году, то есть до введения сухого закона.

В 1928 г. создаётся «Всесоюзное общество по борьбе с алкоголизмом». В состав организационного комитета входили Н. А. Семашко, В. А. Обух, А. Н. Бах, С. М. Будённый, Н. И. Подвойский, Д. Бедный и другие.

Благодаря здравому отношению со стороны интеллигенции и большинства партийных и советских работников, распространение пьянства шло очень медленно. Достаточно сказать, что в 1928-1932 гг. душевое потребление у нас составляло 1,04 л. В 1935-1937 гг. оно возросло до 2,8 л, в 1940 г. снизилось до 1,9 л, в военные и первые послевоенные годы продолжало снижаться. В 1948-1950 гг. мы имели такие данные: Франция — 21,5 л, Испания — 10,0, Италия — 9,2, Англия — 6,0, США — 5,1, СССР — 1,85.

После 1950 года начался заметный рост производства и потребления алкогольных «напитков» во всём мире. И душевое потребление, как по команде из-за рубежа, у нас стало катастрофически резко нарастать и уже в шестидесятых годах вышло на одно из первых мест в мире.

На основании данных выборочных исследований по 15 экономически развитым странам установлено, что ежегодный уровень хронического алкоголизма увеличился с 0,3 в 1900-1929 гг. и 3,3 в 1930-1940 гг. до 12,3 в 1955-1975 гг., т.е. вырос в 40 раз; если в конце XIX — начале XX века на 10 больных алкоголизмом приходилась одна женщина-алкоголичка, то за 75 лет это соотношение достигло 6 : 1.

Особенно быстрый рост потребления алкоголя в СССР происходил за последние 20-30 лет существования страны, что привело к самым неблагоприятным последствиям. Очень тяжкими является людские потери. Если бы в СССР сохранился уровень рождаемости 1960 г., страна за эти 20 лет имела бы дополнительно 30-35 миллионов населения! К прямым людским потерям надо отнести ещё и целую армию «живых трупов» — пьющих.

2.5.Указ 1985 года.

Указ Правительства 1985 г. «О борьбе с пьянством и алкоголизмом» подвергся безжалостной критике со стороны алкогольной мафии. По поводу этого закона ни радио, ни телевидение не предоставило слово людям, живущим трезво. Более того, они косвенно и скрыто делали все, чтобы скомпрометировать Указ.

За 1986-87 годы, то есть, относительно более трезвое время, рождалось в год по 5,5 миллионов новорожденных, что на 500 тысяч в год больше, чем за предыдущие 20-30 лет. Умирало ежегодно на 200-300 тысяч меньше. Продолжительность жизни мужчин увеличилась на 2,6 года. Прогулы снизились на 30-40%. Повысилась производительность труда. В сберкассы денег поступило на 46 миллиардов больше, чем обычно, на многие миллиарды увеличились поступления в бюджет от продажи неалкогольных продуктов и других товаров.

Эффект от этого Указа оказался настолько благотворным для народа, что алкогольная и вся торговая мафия забеспокоилась. Однако, народ впервые за многие десятилетия почувствовал дуновение свежего трезвого ветра.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

История показывает, что государство, как своими запретами, так и послаблениями в области алкогольной государственной политики, может влиять на трезвенное воспитание и образование своих граждан. Диагностикой этого процесса служит срез российской законодательной сферы, сделанный Ф. Н. Петровой. Так, с начала IХ века по 1640 год по этому вопросу было принято около 30 правовых актов, причем все они были антиалкогольными. С 1640 по 1917 год в России было принято 2344 законодательных акта, которые, в основном, защищали производство и продажу алкогольных изделий, регламентировали деятельность питейных заведений, казённого управления винной торговлей, развитие пьянства и алкоголизма и т.д. И только 57 из них способствовали движению за трезвый образ жизни и были направлены на борьбу с корчемством, на организацию работы обществ трезвости и попечительств о народной трезвости.

Следует отметить, что большая часть законодательных актов в пользу трезвости датируется концом XIX началом ХХ вв., что лишний раз служит подтверждением слабой заинтересованности царского правительства в трезвости народа. Только правление Николая Александровича Романова стало исключением — были проведены кардинальные изменения в области алкогольной политики государства. Последний русский государь, ставя себя под удар международных сил, монополизировал производство и продажу вино-водочных изделий, а накануне первой мировой войны дал право местным властям запрещать продажу алкоголя.

Однако‚ как бы там ни было в древности‚ сейчас употребление крепких алкогольных напитков стало нашей традицией.

Дань традиции – это одна из первых причин пьянства. Водка занимает первое место по объемам потребления из всех алкогольных напитков. Выходом из создавшейся ситуации может быть изменение этой традиции: приучение населения к потреблению преимущественно вин‚ воспитание "культуры пития".

Подобная переориентация также окажет и положительное влияние на организм человека‚ так как медиками доказана полезность вина в умеренных дозах. Следует также активно пропагандировать употребление различных коктейлей вместо чистых крепких напитков. Особо показателен в этом отношении опыт западных стран: в большинстве своем питейные заведения ориентированы не просто на разлив алкогольных напитков‚ а на приготовление большого ассортимента коктейлей. Естественно‚ большая часть ответственности по воспитанию "культуры пития" у посетителей таких заведений ложится на плечи самих заведений. Государственные органы здесь могут выполнять лишь рекомендательные и контролирующие функции. Однако‚ государство имеет возможность влиять на создание этой "культуры" посредством регулирования ассортимента рынка алкогольной продукции. Выбор средств воздействия здесь широк: поддержка винопроизводителей‚ налоговая политика и т.п. Надо лишь грамотно ими пользоваться и обязательно учесть отрицательные последствия "сухого закона" в эпоху М. Горбачева.

Особого внимания заслуживает проблема пьянства среди подростков. Основными принципами, побуждающими их к первому знакомству с алкоголем, являются желание "быть как все" в компании друзей и просто любопытство. Большое значение в воспитании у подростка правильного отношения к алкоголю имеет семья. Пример родителей убеждает лучше всяких слов. Весьма полезно с этой точки зрения чтобы первый в жизни бокал вина был выпит человеком в присутствии родителей на каком-нибудь семейном торжестве, а не в темном углу школьной дискотеки. Именно в таком подростковом возрасте необходимо закладывать фундамент той самой "культуры пития": человек‚ привыкший к умеренному употреблению вина вряд ли станет впоследствии злоупотреблять крепкими алкого-лесодержащими напитками‚ а тем более самогоном.

Чтобы остановить и преодолеть вымирание и деградацию русского народа, нужна мобилизация всех сил и возможностей общества и государства. В этом смысле именно вопрос «пить или не пить» выступает на первый план. И здесь мы можем опереться и на традицию.

В высшем свете водку пили не во время обеда, а перед ним. Самые проникновенные слова о потреблении водки мы можем прочитать у Гоголя. Своих героев Гоголь называет «господа средней руки». Вот эти- то господа, как главные носители отечественной культуры еды и питья и показывают примеры правильного, культурного отношения к нашему национальному напитку. Излагает Гоголь сцены еды и питья особым слогом, подчеркивающим прочность и основательность устоев отечественной культуры еды и питья: «Прошу сказал Собакевич. Засим, подошедши к столу, где была закуска, гость и хозяин выпили, как следует по рюмке водки, закусили, как закусывает вся пространная Россия по городам и деревням, то есть всякими соленостями и иными возбуждающими благодатями, и потекли все в столовую».

Остатки этой культуры дожили до начала XX века. Свидетельство тому можно найти в текстах Михаила Булгакова. Открываем роман «Мастер и Маргарита»: «Председатель сидел за столом в своей маленькой столовой. Супруга принесла из кухни аккуратно нарезанную селедочку, густо посыпанную зеленым луком. Никанор Иванович налил лафитничек, выпил, налил второй, выпил, подхватил на вилку три куска селедки… и в это время позвонили… Степа, тараща глаза, увидел, что на маленьком столике сервирован поднос, на коем имеется нарезанный белый хлеб, паюсная икра в вазочке, белые маринованные грибы на тарелочке, что-то в кастрюльке и, наконец, водка в объемистом ювелиршином графинчике… Графин запотел от холода. Впрочем, это было понятно – он помещался в полоскательнице, набитой льдом. Накрыто, словом было чисто, умело...». Как видно из приведенных выражений М.Булгаков описывает священнодействие с водкой еще гоголевским слогом, не скрывая любви к продукту, чему вовсе не мешает легкий флер иронии.

Еще один пример высокой культуры пития. «Записки чревоугодника» Станислава Говорухина. Отрывок из книги, готовящейся к печати, опубликован в «Литературной газете» от 3-9.12.08 г. : «Несколько раз – вспоминает величайший кинематографист XX века -  мне приходилось обедать у Солженицыных в Вермонте. Простая, но хорошо приготовленная еда. Датская водочка (русской там нет) – тоже приятная. Я обратил внимание на совсем маленькие граненые рюмки. – А это и есть нормальная русская рюмка, объяснил Александр Исаевич. – 20 граммов. На один глоток. - На богатом русском столе огромное количество закусок. Поэтому и рюмки такие маленькие. Махнул одну – закусил соленым груздем в сметане. Махнул другую – малосольным огурчиком. Третью можно – селедочкой с молодой картошечкой в сливочном масле. Таким образом, можно выпить 10-15 рюмок, и всего-то будет 200-300 граммов».

Информация о работе Русская культура питья: проблема формирования