Рынок туристических услуг: его особенности, тенденции развития и проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Сфера туризма является одной из наиболее динамично развивающихся сфер жизни современного общества. В конце 20 века туризм как социальное явление приобретает массовый характер, оказывая значительное влияние на политику, экономику и культуру многих стран.Туризм на сегодняшний день играет одну из главных ролей в мировой экономике и является в настоящее время одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. Поэтому вопросы о будущем данной отрасли мирового хозяйства, о ее перспективах и динамике ее развития пойдет речь в данной работе

Содержание работы

Введение
Глава 1. Туризм, его развитие и место в мировом хозяйстве
1.1 Истоки возникновения туризма и его развитие
1.2 Место туризма в мировом хозяйстве
Глава 2. Индустрия туризма: особенности и факторы развития
2.1 Понятие и особенности туристического рынка как рынка услуг
2.2 Факторы, влияющие на развитие туризма
Глава 3. Тенденции и проблемы развития рынка туристических услуг
3.1 Проблема эффективности туристических организаций
3.2 Прогнозы развития туристской индустрии
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

менеджмент в социальной среде.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)


План

Введение

Глава 1. Туризм, его развитие и место в мировом хозяйстве

1.1    Истоки возникновения туризма и его развитие

1.2    Место туризма в мировом хозяйстве

Глава 2.  Индустрия туризма: особенности и факторы развития

2.1  Понятие и особенности туристического рынка как рынка услуг

2.2 Факторы,  влияющие на  развитие туризма

Глава 3. Тенденции и проблемы развития рынка туристических услуг

3.1 Проблема эффективности туристических организаций

3.2 Прогнозы развития туристской индустрии

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сфера туризма является одной из наиболее динамично развивающихся сфер жизни современного общества. В конце 20 века туризм как социальное явление приобретает массовый характер, оказывая значительное влияние на политику, экономику и культуру многих стран. В связи с этим в различных науках активизируются научные разработки, акцентирующие внимание на исследовании специфики туризма как отрасли хозяйства, экономических механизмов функционирования и развития рынка туристских услуг; культурной привлекательности регионов и региональных особенностях туризма; управления этой отраслью хозяйства; психологических факторах, определяющих характер взаимодействий в данной сфере и т.п.

Тема работы актуальна в современном обществе, т.к. туризм на сегодняшний день играет одну из главных ролей в мировой экономике и является в настоящее время одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. Поэтому вопросы о будущем данной отрасли мирового хозяйства, о ее перспективах и динамике ее развития в наступающем третьем тысячелетии столь важны.

Объект исследования: рынок туристических услуг.

Предмет исследования: тенденции и перспективы развития рынка туристических услуг.

Цель: рассмотреть особенности, проблемы и тенденции развития рынка туристических услуг.

Задачи:

- выявить особенности рынка туристических услуг

- рассмотреть факторы, влияющие на развитие рынка туристических услуг

- обозначить основные проблемы эффективности туристических организаций

- проанализировать прогнозы развития туристической индустрии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Туризм, его развитие и место в мировом хозяйстве

1.1 Истоки возникновения туризма и его развитие

Международный туризм берет свое начало в середине XIX в., т.е. со времени упрочения капиталистического строя в наиболее развитых странах мира. Международный туризм развивается в тесной взаимосвязи с другими сторонами международной жизни и реагирует не только на общее политическое и экономическое положение в мире, но и в отдельных странах. Этим объясняется неравномерность развития туризма в разные годы.

Стать самостоятельным, естественным и обычным видом путешествий туризм смог лишь на определенной ступени развития общественных отношений, на базе высокоразвитого и устойчивого экономического, политического и культурного общения между народами. Это совпадает с периодом формирования международного рынка, роста международной торговли и появления средств транспорта.

Колыбелью туризма стала Европа, на ее долю приходиться почти 2/3 количества иностранных туристов, такую ж долю в мировом туристском потоке составляют европейцы, которые, как правило, мало выезжают за пределы континента.

Поскольку каждому туристскому району необходимо было обеспечить прием, размещение и питание пассажиров - туристов, появилась потребность в строительстве туристских объектов, возводившихся железнодорожными управлениями, взявшими на себя финансирование, рекламу и создание фирм, обслуживающих путешествующих.

Одной из первых стран, в которой победила буржуазная революция и начал развиваться капитализм, была Англия. Именно здесь и образовались первые туристские организации, развившие свою деятельность сначала внутри страны, а затем и за ее пределами.

Первым известным туристским агентом был англичанин Томас Кук, который на льготных условиях в июне 1841 г. закупил оптом 570 билетов для общества трезвости на туристическую поездку из Лейстера в Лафборо поездом.

Этому событию в большей мере способствовал промышленный переворот и связанные с ним возрастание подвижности населения и появление массового транспортного средства железных дорог. Т. Кук начал активно использовать открывшиеся возможности. Когда в 1851 г. в Лондоне состоялась первая Международная промышленная выставка, только из Йоркшира им была организована отправка 165 тыс. посетителей. В 1854 г. в Англии издается первый справочник по гостиницам, адресованный путешественникам и туристам. В нем было указано около 8 тыс. гостиниц.

Активное развитие туристского бизнеса внутри страны побудило Т.Кука к организации зарубежных поездок. Первая из них была осуществлена во Францию в 1855 г., та как в Париже начала свою работу Всемирная выставка. С 1856 г. он начинает организовывать туристские путешествия в другие европейские государства.

В 50-70 годах англичане составляли большую часть иностранных туристов, которые посещали Европу. Большую роль в развитии туризма в Европе во второй половине ХIX в.сыграло увеличение протяжности железных дорог. В 1888 г. на европейском континенте побывало уже 500 тыс. туристов из Англии. С середины 60-х годов начинает развиваться туризм между Англией и США. Заслуга здесь также принадлежит Т. Куку, который в 1865 г. организовал турпоездки и из Америки в Англию и из Англии в Америку. В 1866 г. первые группы английских туристов посетили США.

С 1867 г. начинаются морские туристские путешествия Кука. Не ограничиваясь заключением договоров с железнодорожными и пароходными компаниями, владельцами гостиниц и ресторанов, общество внимательно изучало спрос, составляло маршруты поездок и программы пребывания. Новый бизнес заинтересовал многих предпринимателей. Вслед за фирмой Т.Кука в Англии возникают туристские организации Треймза и сэра Генри Ланна, образуются Велосипедный туристский клуб, политехническая туристская ассоциация, Кооперативная ассоциация отдыха и т.д. Несколько позже туристские фирмы и агентства появляются во Франции, Италии, Швейцарии и других странах европейского континента. В 1885 г. в Петербурге начинает свою деятельность первая туристская компания Л. Липсона. О развитии туризма в России в то время следует сказать особо. Во второй половине XIX в. большое внимание здесь уделяется экскурсионной деятельности. В этот период получают широкую известность общество любителей естествознания, которое имело свои филиалы в ряде городов империи, в том числе и в таких, как Петербург, Москва, Казань, Тифлис, Екатеринбург; Крымский горный клуб, действовавший в Одессе; Кавказское горное общество, находившееся, в Пятигорске. Начиная с 1899 г. в Москве при Педагогическом обществе работала комиссия по организации общеобразовательных экскурсий для учащихся.

Развитие экскурсионной деятельности сопровождалось открытием различных выставок, музеев, исторических и культурных памятников.

Несмотря на элитарный характер и определенную разобщенность в деятельности, эти организации сыграли важную положительную роль в привлечении молодежи к познанию исторических, культурных и природных достопримечательностей.

Вторая половина XIX в. в России ознаменовались распространением горного туризма. Крымский горный клуб, образовавшийся в 1890 г. в Одессе, открывает свои филиалы в Ялте и Севастополе.

Распространение пеших походов и велосипедных прогулок, горных восхождений и экскурсий, внимание, которое уделялось туризму со стороны многих учебных заведений, научных и профессиональных обществ, стремление русской интеллигенции использовать туризм и экскурсионную деятельность для просвещения народа все это сформировало необходимые предпосылки для объединения любителей туризма в специализированные организации. В 1895 г. создается Российское общество туристов, в 1901 г. - Русское горное общество. Эти две организации, возникшие на рубеже веков, до октября 1917 г. являлось ведущими туристскими организациями России.

Следует подчеркнуть, что туризм в Российской империи в целом не являлся массовым, так как в стране был довольно высокий процент бедного и неграмотного населения.

Достижение в области транспорта в начале ХХ в. отразились и на развитии туризма. Для путешествий и экскурсий использовались железные дороги, пароходы, а несколько и автомобильный транспорт. Скорость, дальность, комфортность передвижений постоянно росли. Морской транспорт тоже совершенствовался. Увеличивались водоизмещение, скорость, повышалась комфортабельность кораблей, улучшалась их техническая оснащенность.

Столь быстрое развитие судоходства сопровождалось увеличением числа американских туристов.

Первая мировая война 1914-1918 гг. крайне негативно отразилась на развитии международных туристских связей. Можно с уверенностью сказать, что в этот период туризм приостановил свою деятельность. Однако следует отметить, что военные нужды привели к усовершенствованию как железнодорожного, так и автомобильного транспорта, кроме того, для перевозок людей начала использоваться и авиация.

Окончание первой мировой войны положило начало новому этапу в развитии международного туризма. Прежде всего, это связано с возросшей ролью США на мировой арене и активизацией американского капитала в Европе. Приток американцев в западноевропейские страны в это время значительно увеличивается и превосходит число английских туристов.

Довольно быстро объем международного туризма и путешествий достиг предвоенного уровня, а спустя три-четыре года превзошел его в большинстве государств.

В 20-е годы значительно расширяется географическое пространство иностранного туризма. Так, до войны большая часть туристов направлялась в Италию и Швейцарию, а после ее окончания практически все государства Европы оказались вовлеченными в сферу туризма.

В 1925 г. в Гааге состоялся первый конгресс Международного союза официальных организаций по пропаганде туризма. В нем приняли активное участие представители14 европейских стран. Серьезным фактором, повлиявшим на развитие туризма в 20-30 годы, явилось бурное развитие новых видов транспортно-автомобильного и авиационного.

Однако этот же период характеризуется рядом факторов, которые довольно негативно отразились на международном туризме, во многом задержали его дальнейшее развитие. Это, прежде всего мировой экономический кризис 1929- 1933 гг. К1932 г. число иностранных туристов, побывавших в Англии, сократилось до уровня начала 20-х годов.

Другой важной причиной, которая замедлила темпы роста иностранного туризма в 30-е годы, явилось обострение политической обстановки в Европе в связи с приходом к власти в Германии нацисткой партии Гитлера и подготовкой Германии к войне.

В связи с этим фактором надо сказать о довольно специфической особенности иностранного туризма как массовой формы общения людей. При обострении международной обстановки иностранный туризм привлекает внимание разных спецслужб и разведывательных органов в качестве канала для сбора информации, а также для проведения политической и подрывной работы. Вторая мировая война резко сократила объем международного туризма. Радость победы над фашизмом была омрачена горем потерь, кроме того, многие города Европы лежали в руинах. Необходимо было восстанавливать разрушенные гостиницы, базы, дороги, электростанции, вокзалы и т.д. в первые послевоенные годы остро ощущался дефицит денежных средств, топливно-энергетических ресурсов, продовольствия, квалифицированных кадров.

Только спустя несколько лет спустя после окончания второй мировой войны международный туризм в Европе начал возрождаться. Довоенный уровень был достигнут в конце 40-х годов. В этот период туристские обмены и путешествия получили широкое развитие в США и Канаде. Успешно развивался туризм в Мексике, Панаме, на Кубе ( основную часть туристов составляли американцы). В 1950 г. общее число иностранных туристов, зарегистрированное во всем мире, начало превышать довоенный уровень и достигло 25 млн. человек.

Необходимость развития через международные туристские связи отношений между государствами в политических, экономических, социальных и культурных аспектах еще в 20-х годах нашего столетия выдвинула на повестку дня вопрос о согласовании в этом направлении совместных действий между национальными туристскими и транспортными организациями различных стран. Так, в 1925 г. был создан Международный конгресс официальных ассоциаций пропаганды туризма (МКОАПТ), в 1927 г.- Международный конгресс официальных туристских организаций (МКОТО), а в 1930 г. был учрежден Международный союз организаций и пропаганды туризма (МСОПТ). К этому времени международный туризм, постоянно развиваясь и совершенствуясь, уже сумел практически перейти от индивидуальных форм к организованным. Это потребовало формирования более совершенной организационной структуры по руководству мировым туризмом.

Информация о работе Рынок туристических услуг: его особенности, тенденции развития и проблемы