Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 15:51, курсовая работа
Сфера туризма является одной из наиболее динамично развивающихся сфер жизни современного общества. В конце 20 века туризм как социальное явление приобретает массовый характер, оказывая значительное влияние на политику, экономику и культуру многих стран.Туризм на сегодняшний день играет одну из главных ролей в мировой экономике и является в настоящее время одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. Поэтому вопросы о будущем данной отрасли мирового хозяйства, о ее перспективах и динамике ее развития пойдет речь в данной работе
Введение
Глава 1. Туризм, его развитие и место в мировом хозяйстве
1.1 Истоки возникновения туризма и его развитие
1.2 Место туризма в мировом хозяйстве
Глава 2. Индустрия туризма: особенности и факторы развития
2.1 Понятие и особенности туристического рынка как рынка услуг
2.2 Факторы, влияющие на развитие туризма
Глава 3. Тенденции и проблемы развития рынка туристических услуг
3.1 Проблема эффективности туристических организаций
3.2 Прогнозы развития туристской индустрии
Заключение
Список использованной литературы
50-е годы ознаменовались подъемом международного туризма. К 1960 г. число туристов, выезжающих за границу, достигло 71 млн. человек, т.е. выросло почти в три раза.
Период с 1961 по 1970 г. сопровождался дальнейшим подъемом туристского бизнеса, о чем наглядно свидетельствует увеличение количества иностранных туристов, число которых в 1971 г. достигло 168,4 млн. человек.
Рост значения иностранного туризма во внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности многих государств привел к тому, что Организация Объединенных Наций и ее специализированные органы начали больше внимания уделять этой быстро развивающейся сфере международного сотрудничества.
В 1969 г. согласно резолюции Генеральной ассамблеи ООН неправительственная организация МСОТО была реорганизована в межправительственную Всемирную туристскую организацию (ВТО). Этот факт явился свидетельством всеобщего признания не только экономического, социального, культурного, но и политического значения международного туризма.
Туризм к этому времени получил развитие во всем мире, однако в различных регионах его рост был неодинаков. Увеличение объемов международного туристического обмена в Европе, Африке и Латинской Америке было на уровне среднемировых показателей, а в странах Ближнего Востока оно превысило их более чем в 3 раза, в странах Южной Азии - более чем в 5 раз, в восточной Азии - более чем в 10 раз.
В 80 годы государства Европы и Северной Америки остались на лидирующих позициях, как по приему иностранных туристов, так и по отправке граждан за рубеж. В число стран, которые являлись «поставщиками» туристов, вошли Япония и Австралия. Государства Северной Африки и Азии стали главными конкурентами южно-европейских стран Средиземноморья, так как они предлагали туристский продукт (море-солнце-пляж) по более доступным ценам.
В 60-70-х гг. международный туризм приобрел всемирный характер. В результате образовался мировой рынок, в котором участвуют все без исключения страны. В среднем около 65% всех международных туристических поездок приходится на Европу, около 20% - на Америку и около 15% на остальные регионы.
Таким образом, мы видим, что сфера туризма на сегодняшний день играет огромную роль для стран и пользуется большой популярностью.
1.2 Место туризма в мировом хозяйстве
На сегодняшний день отрасль международного туризма в условиях современного мирового хозяйства можно охарактеризовать следующим образом: это крупнейшая отрасль современной мировой экономики, имеющая примерно 3,5 трлн. долларов оборотного капитала и включающая в себя такие компоненты как: путешествия, проживание, питание. Эта отрасль является ведущим налогоплательщиком, обеспечивает работой более 250 млн. человек в мире, представляет собой самую быстро развивающуюся отрасль мировой экономики.
Учитывая множество различных представлений об определении понятия туризма, а также, принимая во внимания дифференцированные цели анализа данного явления, сущность туризма целесообразно рассматривать на основе выделения тройственности его содержания:
- как специфическую форму экономических отношений;
- как особый вид деятельности;
- как форму отдыха и использования свободного времени.
Изучение туризма как формы экономических отношений позволяет получить комплексное представление о системе взаимосвязей и взаимозависимостей, возникающих в процессе межконтинентального, межстранового или межрегионального перемещения людей по целям, не связанным с получением дохода от трудовой деятельности.
Туризм как вид деятельности направлен на предоставление туристскими предприятиями различного рода услуг и товаров туристского спроса с целью содействия удовлетворению разнообразных культурных, духовных, познавательных и других потребностей туристов.
Понимание туризма как формы использования свободного времени включает путешествия и пребывания лиц в местах, находящихся за пределами их обычной среды обитания, для реализации своей потребности в отдыхе, интересном проведении досуга, получении новых впечатлений, эмоций и знаний.
Как и любой вид рынка, рынок туристических услуг имеет свои отличительные черты, свою историю, свои тенденции в развитии, предопределяемые развитием спроса и предложения на туристические товары и услуги. Туристический рынок можно определить как экономическую систему взаимодействия ряда основных элементов: туристического продукта, цены и конкуренции, туристического спроса и предложения.
Туристический спрос характеризуется целым комплексом особенностей и специфических черт, отличающих его от спроса на рынках других товаров и услуг: разнообразие участников туров, различных по своим материальным возможностям, духовным потребностям, социальной и профессиональной принадлежности, возрастным категориям и т.д.; большая, чем у других материальных и духовных благ эластичность, отражающая неоднородность потребителей - туристов. Причем эластичность в данной отрасли определяется не только по цене или доходу, но и по времени. Спрос в туризме практически не поддается организации: значительная территориальная разобщенность и подвижность, свойственные туризму, не присуща спросу во всех других отраслях. В туризме спрос индивидуален, дифференцирован, характеризуется также и большой замещаемостью. Туристы могут замещать одни виды туризма на другие, менять направление поездок и т.д. Значительна зависимость туристического спроса от некоторых иррациональных факторов (воздействие моды, стремление к подражательству или социальному равенству, снобизм и т.д.), ему присущ динамизм - туристические потребности меняются вместе с развитием общества. Некоторые из них видоизменяются, отмирают старые, возникают новые. Высока зависимость географии путешествия от дохода. Оценивая контингент туристов в различных регионах, необходимо учитывать расстояние между районом временного и оседлого проживания. Туристический спрос имеет выраженный сезонный характер.
Предложение в туризме также характеризуется рядом отличительных особенностей. Так, в отличие от большинства других товаров и услуг, товары и услуги туристической отрасли имеют тройственный источник:
- природные ресурсы (воздух, вода, солнце, ландшафт, природные красоты и пр.);
- созданные ресурсы (материальные блага, являющиеся продуктом прошлого труда: памятники архитектуры, исторические и культурные ценности, часть товарных фондов и т.д.);
- туристические услуги (полезный труд, направленный на удовлетворение потребностей людей в туризме).
Выделяется несколько функций международного туризма (экономическая, рекреационная и гуманитарная), в процессе осуществления которых и происходит воздействие туризма на экономику страны. Причем, это воздействие проявляется в двух видах - прямом и косвенном.
Прямое влияние туризма на экономику страны - это количественный показатель, характеризующий объем расходов туристов на покупку услуг и товаров в ходе поездки, за вычетом объема импортируемых товаров и услуг, необходимых для полного обеспечения потребностей туристов. Косвенное влияние туризма или «эффект мультипликатора» проявляется как вклад туристской отрасли в другие отрасли экономики по мере циркуляции туристских расходов в стране.
Международный туризм можно рассматривать как одно из средств развития национальной экономики стран мира, которое проявляется в рациональном использовании странами своих природных ресурсов и на этой основе производстве и предоставлении туристам дополнительных видов товаров и услуг, что расширяет участие стран в международном разделении труда, как эффективный источник валютных поступлений. В том, что валютные доходы от туризма ускоряют инвестиционный процесс не только в сфере туризма, но и в других отраслях региональной и национальной экономики, способствуя развитию других регионов. Туризм в международной сфере способствует повышению качества, расширению ассортимента и осуществлению структурных сдвигов в национальном производстве товаров и услуг, обеспечивает рост числа занятого населения. Поступления от туризма компенсируют пассив платежного баланса.
Как отрасль мирового хозяйства международный туризм отличается крайне неравномерным уровнем развития в регионах мира, что объясняется как разными уровнями социально-экономического развития, особенностями структуры потребительского спроса и жизненными установками различных социальных и демографических групп населения, так и неравномерностью распределения рекреационно-туристских ресурсов, многоаспектной туристской политикой отдельных государств и международных организаций.
Таким образом, с одной стороны, туризм способен оказать активное влияние на экономику регионов, стран, в которых он развивается, на их хозяйственную, социальную и гуманитарную сферу, с другой стороны, сама территория оказывает воздействие на туристические потоки за счет своих природно-географических, культурно-исторических, этнографических, научных и других ресурсов, привлекающих посетителей. То есть, туризм и территория, на которой он развивается, взаимно влияют друг на друга, взаимозависимы и взаимно дополняемы.
Каждый регион как потенциальная зона развития туризма, имеет реальные особенности и отличия в туристских ресурсах и инфраструктуре, в развитии экономики и внешнеэкономической деятельности, менталитете и уровне потребностей населения, в демографических и миграционных процессах и прочее. Поэтому в основе региональной политики туризма должен лежать учет специфики регионов, уровень развития местного самоуправления, проблем охраны и восстановления природных и историко-культурных туристских ресурсов.
Глава 2. Индустрия туризма: особенности и факторы развития
2.1 Понятие и особенности туристического рынка как рынка услуг
Несмотря на быстрое развитие сферы услуг (в том числе и туристских) и увеличение ее удельного веса в экономике, на сегодняшний день до сих пор не выработано как общепринятого определения понятия услуги, так и туристской услуги, в частности. В научной литературе можно встретить отнесение услуг к деятельности вообще, к действиям, которые рассматриваются в социологии как единица деятельности, к продуктам труда особого рода, к благам, к товарам. Исходя из определения туризма, принятого в 1993 году статистической комиссией ООН, туристские услуги можно в самом общем виде определить как деятельность по оказанию содействия в удовлетворении потребности личности в комфортном перемещении и пребывании в местах, находящихся за пределами их обычной среды.
Получивший развитие в последние годы в работах отечественных социологов (А.М. Ахметшин, А.П. Осауленко, А.Б. Фенько и др.) институциональный подход к туризму, определяет его как специфическое социальное образование, имеющее устойчивые типы и формы деятельности, социально-ценностное ядро, внутреннюю структуру и систему взаимодействий своих элементов, многообразие и динамичность социальных функций в обществе. Институциональный подход отражает особенность туризма как сложной социальной организации и распространенной социальной практики, обладающей собственной внутренней ролевой структурой и нормативной базой.
Согласно расшифровке кода ОКОНХ (а впоследствии и ОКВЭД) туризм, как отрасль хозяйства включает в себя деятельность туристских гостиниц, туристских баз, мотелей, кемпингов, экскурсионных бюро и бюро путешествий, учреждений по организации международного туризма. Занимаясь воспроизводством условий для путешествий и отдыха (туристскими услугами), данный социальный институт способствует решению многих социальных вопросов, связанных с формированием и реализаций образовательных, культурных, рекреационных и др. потребностей населения, повышением уровня и качества его жизни. Ролевая его структура представлена совокупностью различных специфических социальных ролей. Основными являются роли потребителя туристского продукта – туриста; производителя туристского продукта – туроператора; продавца туристского продукта – турагента. Данные социальные роли, воздействуют друг на друга в процессе выбора и оказания услуг. Таким образом, рынок туристских услуг, как социологическая категория, может быть определена как система социального взаимодействия субъектов и объектов туристской деятельности, возникающая в процессе реализации туристских услуг, предлагаемых потребителю для удовлетворения его потребностей.
При всем своем разнообразии, все оказываемые туристские услуги имеют нематериальный характер. Нематериальный характер услуги означает невозможность для продавца продемонстрировать, а для потребителя оценить качество услуги до ее получения, что делает их взаимодействие отличающимся от привычной схемы купли-продажи товара. Очевидно, что вкусы и предпочтения (мотивация) потребителей этой услуги зависят как от внутреннего состояния индивида, его здоровья, возраста, финансовой обеспеченности, уровня культуры, так и усваиваются в процессе взаимодействия и воздействия со стороны других людей и общества в целом. Свой выбор индивид осуществляет не только из соображений экономической выгоды, но и под влиянием рекламы, публикаций в прессе, отзывов людей из близкого окружения о качестве предоставляемых той или иной организацией услуг, мнения авторитетных лиц и т.д. Оценка качества туристских услуг так же является субъективной характеристикой и зависит от многих факторов, например, от особенности воспитания, возраста, культурных традиций народа, представителем которого является гость, понятия о комфорте, привычек, самочувствия или психологического состояния на момент получения услуги, физиологических особенностей организма и т.д. Таким образом, важным представляется выявление социальных факторов, формирующих потребительские предпочтения на рынке туристических услуг. Кроме того, заслуживает пристального внимания и тот факт, что в современном мире, функции объектов потребления (товаров и услуг) могут быть направлены не только на удовлетворение потребностей, но и превосходить их, в этом случае, сами объекты потребления выступают в качестве факторов, формирующих потребности.
Информация о работе Рынок туристических услуг: его особенности, тенденции развития и проблемы