Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 15:51, курсовая работа
Сфера туризма является одной из наиболее динамично развивающихся сфер жизни современного общества. В конце 20 века туризм как социальное явление приобретает массовый характер, оказывая значительное влияние на политику, экономику и культуру многих стран.Туризм на сегодняшний день играет одну из главных ролей в мировой экономике и является в настоящее время одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. Поэтому вопросы о будущем данной отрасли мирового хозяйства, о ее перспективах и динамике ее развития пойдет речь в данной работе
Введение
Глава 1. Туризм, его развитие и место в мировом хозяйстве
1.1 Истоки возникновения туризма и его развитие
1.2 Место туризма в мировом хозяйстве
Глава 2. Индустрия туризма: особенности и факторы развития
2.1 Понятие и особенности туристического рынка как рынка услуг
2.2 Факторы, влияющие на развитие туризма
Глава 3. Тенденции и проблемы развития рынка туристических услуг
3.1 Проблема эффективности туристических организаций
3.2 Прогнозы развития туристской индустрии
Заключение
Список использованной литературы
Исследователи процессов потребления туристских услуг сталкиваются с трудностями методологического характера. Понятие потребление традиционно рассматривается в рамках экономического подхода, где акцент делается на рациональное, автономное поведение индивида в процессе удовлетворения своих потребностей, а основным мотивом потребления признается стремление к собственному благу, выражаемое в максимизации полезности. Различия в уровне и интенсивности потребления, таким образом, объясняются соотношением стоимости материальных благ и доходов индивидов. В этом случае речь идет об абстрактном экономическом человеке. Реальный же человек в процессе потребления не всегда руководствуется принципом рациональности – его действия могут быть обусловлены не только экономической целесообразностью, но и ценностями, традициями, религией, нормами, выработанными обществом. В частности, на процесс потребления туристического продукта могут оказывать существенное влияние факторы, не имеющие прямого отношения к экономике, например, ориентация на опыт и поведение других людей в сходной ситуации, привычные стереотипы. Когда потребление приобретает символический смысл и осуществляется в стремлении акцентировать свой социальный статус или обозначить принадлежность к какой-либо социальной (референтной) группе, способствуя тем самым воспроизводству социальной дифференциации и неравенства, проявляются латентные функции туризма.
Так, например, в зависимости от стоимости приобретаемых туров возможно выделение нескольких типов туристов: элит-туристы, супер-туристы и массовые туристы.
Бюджет путешествий элит-туристов составляет несколько сотен тысяч долларов, эту группу составляют представители крупного бизнеса и государственная элита. Покупка самого дорогого туристического продукта – это составляющая их имиджа, своего рода норма. Категорию супер-туристов составляют люди, стремящиеся подражать стилю жизни элиты, не смотря на то, что к ней не принадлежат, поэтому они так же стараются приобретать дорогие туры. Таким образом, доходы индивида не всегда имеют решающее значение для приобретения/потребления знаковых благ или услуг, а, значит, не могут служить однозначным объяснением для различий в уровне потребления. С другой стороны, люди, располагающие материальными ресурсами, превосходящими в своих объемах ресурсы большинства, могут сознательно вводить ограничения в собственный процесс потребления, что так же приводит к дистанцированию от других социальных групп.
Таким образом, образуя устойчивые группы, ориентированные на занятия туризмом, потребители туристских услуг дифференцируются в зависимости от многих факторов (уровень дохода, образования, престиж профессии и т.д.). Ценности и социальные установки, стереотипы потребительского поведения, как особый элемент, участвующий в функционировании этих групп, наряду с другими социально значимыми факторами могут оказывать значительное влияние на процессы функционирования и развития рынка туристских услуг.
2.2 Факторы, влияющие на развитие туризма
Американский социолог Т. Бертон выделяет три группы факторов, которые воздействуют на характер проведения досуга и, в свою очередь, на модель туристского отдыха:
Технологические (средства массовой коммуникации);
Институциональные (законодательные);
Социально-экономические (демографические, величина дохода, профессия).
В свою очередь характер проведения досуга является одним из основных факторов, влияющих на развитие туризма.
Основные факторы, влияющие на развитие туризма делятся на статичные и динамичные. К статичным относятся совокупность природно-географических факторов. Они имеют непреходящие, неизменные значения. Человек лишь приспосабливает их к туристским потребностям, делает их более доступными для использования. Природно-климатические и географические факторы находят выражение в красивой, богатой природе, климате, рельефе местности, подземных богатствах (минеральные пещеры и тд.). культурно-исторические факторы (памятники архитектуры, истории и т.д.) тоже, в значительной мере можно отнести к статичным факторам.
К динамичным относятся демографические, социально-экономические, материально-технические и политические факторы. Они могут иметь различную оценка значения, меняющиеся во времени и в пространстве. Кроме того, факторы, воздействующие на туризм делятся на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные).
Внешние (экзогенные) факторы воздействуют на туризм посредством демографических и социальных изменений. Данная группа включает в себя: возраст населения. Увеличения числа работающих женщин и изменение дохода на каждую семью, рост пропорции одиноких людей, тенденции к более позднему вступлению в брак и образованию семьи, рост числа бездетных пар в составе населения, уменьшение иммиграционных ограничений, увеличение оплаченных командировок и более гибких графиков рабочего времени, более ранний выход на пенсию, увеличение осознания туристских возможностей. Практически все, перечисленные выше показатели в той или иной степени влияют на структуру свободного времени населения, которая создает объективные социально-демографические условия развития туризма. Поэтому при разработке программ развития туризма важно выявить структуру фонда времени населения и бюджет свободного времени.
Структура свободного времени населения:
1. Годовой бюджет: млдр. Час., %, в том числе:
труд в общественном производстве;
удовлетворение физиологических потребностей;
труд в домашнем хозяйстве
затраты времени на образование;
свободное время.
2. бюджет свободного времени: 100 %, в том числе:
ежедневные
выходные и праздничные дни
отпуска и каникулы учащихся
свободное время пенсионеров
В настоящее время у нас проявляются рассогласования между структурой свободного времени и экономическими возможностями части населения в результате того, что многие предприятия отправляют своих сотрудников в неоплаченные отпуска. Складывается ситуация, при которой значительная часть населения, имеющая свободное время, не может воспользоваться туристскими услугами. В свою очередь, представители коммерческих структур, имеющие материальные возможности для проведения отдыха с использованием возможностей туристских фирм, зачастую не могут позволить себе даже краткосрочного отсутствия.
Число внешних факторов воздействующих на туризм, относятся также экономические и финансовые факторы:
улучшение (ухудшение) экономической и финансовой ситуации;
увеличение (снижение) персонального дохода;
более высокая (низкая) туристская активность в зависимости от выделенной на отдых части доходов;
возрастание (снижение) доли общественно-выделяемых средств на покрытие расходов на туризм и путешествия.
К социально-экономическим факторам, влияющим на рост туризма, относятся также повышение уровня образования, культуры, эстетических потребностей населения. Как элемент эстетических потребностей можно рассматривать стремление людей познакомится с бытом, историей, культурой, условиями жизни различных стран.
Кроме того, к внешним факторам относятся изменения политического и правового регулирования; технологические изменения; развитие транспортной инфраструктуры и торговли, а также изменение условий безопасности путешествий.
Внутренние (эндогенные) факторы – это факторы, воздействующие непосредственно в сфере туризма. К ним относятся прежде всего материально-технические факторы, имеющие важнейшее значение для развития туризма. Главный из них связан с развитием средств размещения, транспорта, предприятий общепита, рекреационной сферы, розничной торговли и т.д.
К внутренним факторам относятся также факторы туристского рынка:
1) процессы спроса, предложение и распространения (в качестве особенности современных рыночных факторов можно выделить, например, превращение спроса на турпродукты в постоянный запрос, а также рост индивидуального туризма;
2) возрастание роли сегментации рынка (появление новых внутри региональных туристских сегментов. Увеличение расстояний путешествий, разнообразие форм проведения каникул, рост краткосрочного пребывания, возрастание диверсификации туристского развития в устоявшемся тугистском пространстве и т.д.);
3) возрастание роли координации деятельности в туризме и процессов монополизации (усиление горизонтальных интеграций, т.е. рост партнерских отношений крупных фирм со средним и мелким бизнесом; вертикальные интеграции через создание стратегических туристских союзов; глобализация туристского бизнеса и т.д.);
4) возрастание роли средств массовой информации и связи с общественностью (паблик рилейшнз) в продвижении, рекламе и реализации разрабатываемых турпродуктов;
5) возрастание роли кадров в туризме (увеличение численности работников, развитие профессионально-
6) возрастание роли частного туристского бизнеса (создаются условия, при которых на рынке действует ограниченное число больших транснациональных операторов и значительное количество родственных малых предприятий – агентов, осуществляется эффективная реализация турпродукта на основе профессионального маркетинга, что в свою очередь поражает потребность вы повышении квалификации персонала).
Перечисленные выше факторы, в свою очередь, подразделяются на экстенсивные и интенсивные и сдерживающие (негативные).
К экстенсивным факторам относятся:
рост численности работников;
увеличение количества вовлекаемых в хозяйственный оборот материальных ресурсов;
строительство новых объектов туризма с техническим уровнем существующих.
Интенсивные факторы:
повышение квалификации персонала;
развитие профессионально-
техническое совершенствование материальной базы на основе внедрения достижений и результатов НТП, включая реализацию целевых программ улучшения культуры и качества обслуживания, индустриализации, технологизации и компьютеризации туризма;
рациональное использование имеющихся материальных ресурсов , объектов и маршрутов и т.д.[1]
К сдерживающим факторам, влияющим на развитие туризма негативно, относятся: кризисы, милитаризация экономики, рост внешней задолженности, политическая нестабильность, рост цен на предметы потребления, безработица, забастовки, криминогенная обстановка, финансовая нестабильность (инфляция, стагнация валют), сокращение объемов личного потребления, неблагополучие экологической ситуации банкротство туристских фирм, ужесточение туристских формальностей, снижение квот обмена валют, невыполнение турфирмами своих обязательств и т.д.
Примером влияния негативных факторов на развитие туризма может служить ситуация в сфере мирового туризма сложившаяся в результате энергетического кризиса в конце 70-х годов. В результате экономического спад возникли нестабильность тарифов на обслуживание (особенно на транспорте); рост цен на туристское обслуживание в целом; ухудшение гостиничного сервиса; сокращение дальности поездок, их продолжительности и расходов на них; снижение спроса на поездки за границу. Особенно значительное влияние данные факторы оказывают на такие виды туризма как социальный и молодежный, являющиеся особо уязвимыми в таких условиях.
Особое место среди факторов, оказывающих влияние на развитие туризма, занимает фактор сезонности. В зависимости о сезона объем туристической деятельности может иметь очень серьезные колебания. Туристские организации и учреждения предпринимают ряд мер, направленных на уменьшение сезонных спадов, например, введение сезонной дифференциации цен (разница в величине тарифов на проживание в гостиницах в зависимости от сезона может достигать 50 %), развитие тех видов туризма, которые не подвержены сезонным колебаниям – конгрессный, деловой и т.д.
Глава 3. Тенденции и проблемы развития рынка туристических услуг
3.1 Проблема эффективности туристических организаций
Проблема эффективного воздействия туристских организаций на повышение привлекательности своей работы в глазах клиента состоит в преодолении у клиентов различных страхов и опасений от предстоящего путешествия и, как следствие, в повышении степени удовлетворенности потребителя[2].
Специалисты выделяют шесть групп барьеров, каждая из которых характеризует психологические препятствия, возникающие у туристов:
- физический барьер характеризуется опасениями, связанными с климатической адаптацией, плохим самочувствием, непереносимостью метеоусловий и болезнью длительных перемещений;
- психоэмоциональный барьер возникает из-за боязни нервного напряжения, эмоциональных расстройств, стрессовых ситуаций, психического дискомфорта, связанного с опасениями по поводу условий проживания, обслуживанием и еще целого ряда факторов;
- психологический барьер формируется на основе негативной информации, полученной из официальных источников и средств массовой информации, а также нелестных отзывов людей, побывавших в стране;
- коммуникативный барьер возникает из-за незнания языка, неумения пользоваться местными средствами передвижения и боязни неблагоприятной криминогенной обстановки в стране пребывания;
Информация о работе Рынок туристических услуг: его особенности, тенденции развития и проблемы