Санаторно-курортная собственность государства и инфраструктура рекреационного отдыха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 10:58, реферат

Описание работы

Россия обладаетразнообразными целебными ресурсами, многие из которых уникальны.
Наличие многообразныхприродных ресурсов позволило создать в нашей стране многогранную системусанаторно-курортного лечения и отдыха.
Санаторно-курортное делов России традиционно является составной частью государственной политики иважным разделом системы народного здравоохранения.

Содержание работы

Введение
1 Государственное регулирование санаторно-курортнойдеятельности
2 Финансовое обеспечениесанаторно-курортного лечения и отдыха
3 Инфраструктура рекреационногоотдыха
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

И если длягосударственного регулирования и контроля в большинстве отраслей экономикиможно обойтись универсальными методами, то регулирование и надзор засоблюдением законодательства в санаторно-курортном комплексе, в силу большойспецифики связанной со здоровьем человека, его санаторно-оздоровительномулечению, требуется формирование специальных подходов.

Однако, как показываетанализ материалов проверок, система санаторно-курортной помощи населениюразрушается, а государство, особенно в последнее время остается безучастным кее судьбе, теряя тем самым важный рычаг в решение проблем улучшенияоздоровления населения.

За прошедшие годызаконодательство, решающее основные проблемы санаторно-курортной деятельности,полностью не сформировано. Были приняты, непосредственно относящиеся ксанаторно-курортной системе, федеральные законы :

— “О природных лечебныхресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах”

— “Об особо охраняемыхприродных территориях”

— ряд региональныхзаконов в развитие этих федеральных законов.

— несколько УказовПрезидента Российской Федерации и Постановлений Правительства РоссийскойФедерации, которые также нацелены на решение частных вопросовсанаторно-курортного обеспечения и развития отдельных курортных регионов. Такжебыла разработана Федеральная целевая программа “Развитие курортов Федеральногозначения” на период 2005-2014 гг.

До настоящего времени несформирована отраслевая система стандартизации, сертификации и лицензирования,не была налажена унифицированная система подготовки кадров и их аттестация.

До настоящего времени несформировано структурное подразделение, штатная численность которого могла бырешать возложенные Правительством Российской Федерации на Минздрав России вапреле 2005 года задачи по осуществлению государственной политики и координациив сфере санаторно-курортного дела в Российской Федерации.

А ведь в соответствии состатьей 7 Федерального закона “О природных лечебных ресурсах,лечебно-оздоровительных местностях и курортах” специально уполномоченныйПравительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти всфере курортного дела должен осуществлять:

— ведениегосударственного реестра санаторно-курортного фонда Российской Федерации;

— разработку икоординацию федеральных программ развития санаторных-курортов;

— организацию научныхисследований в целях расширения курортного фонда Российской Федерации иповышения эффективности его использования;

— подготовку кадров всфере санаторно-курортного лечения;

— контроль за исполнениемзаконодательства Российской Федерации об охране и использовании природныхлечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

С целью реализациипрограмм развития санаторно-курортного комплекса перед правительствомРоссийской Федерации были поставлены следующие цели:

1. Создать иусовершенствовать  законодательную и нормативно-правовую базу, обеспечивающуюзаинтересованность всех институтов государства, негосударственных структур,общества в целом и каждого отдельного человека в сохранении собственногоздоровья и профессиональной работоспособности;

2. Подготовка иутверждение в установленном порядке типового положения о статусе, структуре,организации деятельности санаторно-курортных комплексов федерального,регионального и местного значения и координации функционирования здравниц, внезависимости от их ведомственной подчиненности и форм собственности;

3. Разработка отраслевыхстандартов  и системы управления качеством  на санаторно-курортные услуги;

4. Разработка иутверждение  в установленном порядке положения  о лицензировании медицинской  идругих определенных законодательством, видов санаторно-курортной деятельности,аккредитации санаторно-курортных учреждений и сертификации санаторно-курортныхуслуг, а также аттестации специалистов курортного дела. Разработать и утвердитьсистемы государственной статистики в санаторно-курортной сфере;

5. Разработка, принятие ичеткое  исполнение целевых программ  развития санаторно-курортного комплекса;

6. Возобновитькоординацию  со стороны государства и принять  решение о государственныхгарантиях  капиталовложений в развитие  санаторно-курортного дела в России, атакже по эффективному использованию федеральной собственности;

7. Усилитьгосударственный  контроль по восстановлению и  развитию инфраструктурсанаторно-курортных  комплексов, резервированию территорийлечебно-оздоровительных  местностей, перспективных для курортного дела в России.

Ранее государствоосуществляло единую политику развития санаторно-курортного комплекса, которыйбыл рассчитан на массового потребителя, при этом массовость достигалась хорошоотработанной системой финансирования. Финансирование развитиясанаторно-курортного комплекса осуществлялось как за счет госбюджета, так и засчет фондов предприятий и других нецентрализованных источников.

В зависимости от целейдеятельности в функции курортов могут входить:

• санаторно-курортноелечение;

• медицинскаяреабилитация больных;

• восстановительноелечение лиц с преморбидными и донозо-логическими формами и состояниями;

• оздоровительный отдых ипрофилактика заболеваний;

• культурно-познавательнаяи развлекательная.

Курорты расположены влечебно-оздоровительных местностях — на территориях, обладающих природнымилечебными ресурсами, пригодными для организации лечения и профилактикизаболеваний. Для наиболее эффективного использования таких местностей влечебных и оздоровительных целях необходимо наличие курортной инфраструктуры.

Под курортнойинфраструктурой следует понимать систему материальных объектов и видовдеятельности по оказанию курортных услуг населению, способствующих укреплениюздоровья. Курортная инфраструктура включает в себя лечебно-профилактические,культурно-бытовые и развлекательные учреждения, спортивные площадки, специальнообученный медицинский и обслуживающий персонал и т.п. Курортная инфраструктураявляется подсистемой социальной инфраструктуры и имеет свою подсистемувспомогательных хозяйств (коммуникации, дороги, транспорт и др.).

Курортное хозяйство,функцией которого является обслуживание людей с целью лечения и отдыха,представляет собой комплекс лечебно-профилактических учреждений: санаториев,лечебных пансионатов, курортных поликлиник, пляжей, галерей минеральных вод,водолечебниц, радонолечебниц, грязелечебниц, соляриев, аэрариев, бассейнов иаквапарков, тематических и природных парков и др.

Эффективное развитиекурортного дела в Российской Федерации положительно скажется на состоянииздоровья населения, уменьшении уровня заболеваемости и инвалидности, сокращениирасходов на лечение больных в поликлиниках и стационарах.

Кроме того, реализацияКонцепции будет способствовать улучшению состояния инфраструктуры курортов илечебно-оздоровительных местностей, обеспечению экономической стабильности иприбыльности всего санаторно-курортного комплекса, позволит сохранить ирационально использовать ценнейшие природные лечебные ресурсы России, повыситьуровень оказания санаторно-курортных услуг и конкурентоспособностьотечественного курортного комплекса на международном рынке.

Санаторно-курортное делов России традиционно является составной частью государственной политики иважным разделом национальной системы здравоохранения, позволяющим целенаправленнои эффективно осуществлять профилактику заболеваний и восстановительное лечениебольных, проводить их реабилитацию. Организация санаторно-курортной помощиоснована на принципах профилактической и реабилитационной направленности,этапности и преемственности между амбулаторно-поликлиническими, стационарными исанаторно-курортными учреждениями, специализации оказываемой помощи.

Сеть санаторно-курортных учреждений России в настоящее времясоставляет более 2,4 тыс. здравниц общей мощностью 409,5 тыс. коек, в которыхежегодно получают лечение и оздоровление более 5 млн. человек. Вместе с тем, запоследние десять лет число санаториев, пансионатов с лечением исанаториев-профилакториев сократилось на 30%, а число коек в них — на 20%.

Основными факторами, сдерживающими дальнейшее развитие курортногодела в Российской Федерации, являются:

— недостаточное законодательное и нормативное правовое обеспечениесанаторно-курортной деятельности;

— сложившаяся диспропорция между потребностью всанаторно-курортном лечении и отсутствием возможности приобретения путевокиз-за низкой платежеспособности населения;

— крайне низкая обеспеченность санаторно-курортным лечениемсоциально незащищенных категорий населения (дети, больные туберкулезом,пенсионеры, инвалиды, граждане, пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС идр.);

— существенное сокращение финансирования расходов насанаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей за счетсредств обязательного социального страхования;

— ухудшающаяся материально-техническая база санаторно-курортныхучреждений из-за недостаточности финансирования из федерального и местныхбюджетов;

— недостаточный уровень развития инфраструктуры курортов иневысокий уровень обслуживания больных в ряде здравниц;

— урбанизация и перенаселение курортных местностей, чемуспособствует возросшая миграция населения;

— полулегальный и нелегальный захват участков и территорийкурортных местностей, непродуманное и несогласованное городское и курортноестроительство, приводящие к запредельным нагрузкам на коммуникации, нехваткепитьевой воды, отказам системы канализации и другим аварийным ситуациям;

— отсутствие механизма функционирования здравниц в условияхрыночной экономики и благоприятных условий для привлечения инвестиций в развитиекурортного комплекса;

— отсутствие государственной рекламы и системы информированиянаселения о преимуществах лечения на российских курортах и одновременнаяактивная реклама некоторыми средствами массовой информации зарубежных курортови мест отдыха;

— ослабление контроля за использованием природных лечебныхресурсов, что привело к нерациональному расходованию ценнейших месторожденийминеральных вод и лечебных грязей, уменьшению их применения в практике работысанаторно-курортных организаций;

— значительное сокращение проведения научно-исследовательских ипроизводственных работ в области разведки и использования природных лечебныхресурсов, разработки и внедрения в практику современного технологическогооборудования, новых методик диагностики, лечения и оздоровления больных всанаторно-курортных условиях;

— отсутствие эффективной системы обеспечения научных исследованийпо работке современных технологий лечебно-профилактического примененияприродных факторов и механизмов их внедрения в практику здравоохранения;

— отсутствие научно-обоснованных медико-экономических стандартовсанаторно-курортных услуг и критериев лицензирования медицинской деятельностиздравниц.

недостаточная подготовка и переподготовка кадров на основе новыхобразовательных программ с современным научно-методическим обеспечением.

 

 

 

3 Инфраструктурарекреационного отдыха  

 

Государственнаядума РФ приняла 22 апреля 2006 г., регламентирующие создание особыхэкономических зон (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа и налоговых льгот длярезидентов этого типа ОЭЗ.

Проект законаопределяет особенности создания и ликвидации туристско-рекреационных ОЭЗ, атакже условия осуществления предпринимательской деятельности на их территории,в том числе землепользования, административного регулирования и налогообложения.

При этомобщий порядок создания, механизм функционирования и управления особыхэкономических зон, установленный действующим законодательством, не меняется.

Подтуристско-рекреационной деятельностью понимается создание, реконструкция иразвитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, а также оказаниесоответствующих услуг.

В отличие отпроизводственных и технико-внедренческих ОЭЗ туристские зоны могут создаватьсяна территории нескольких муниципальных образований.

Дляорганизаций-резидентов предусмотрены налоговые льготы, в частности освобождениеот уплаты налога на имущество и земельного налога в течение первых 5 лет.

Согласнозаконопроекту, земельные участки, расположенные в границахтуристско-рекреационных ОЭЗ, предоставляются во владение и пользование толькона основании договора аренды.

Резиденты ОЭЗ— собственники созданных ими объектов недвижимости — имеют право выкупарасположенных под этими объектами земельных участков. На территориитуристско-рекреационных ОЭЗ, площадь которых не может превышать 3 кв. км(вариант первого чтения — 2 кв. км), разрешается разработка месторожденийлечебных минеральных вод, грязей и других полезных ископаемых, используемых длялечения и профилактики заболеваний, но не разрешается производство акцизных товаров,Форекс торговля, добыча полезных ископаемых, не связанных с лечением.

Послевступления законов в силу правительством РФ будет объявлен конкурс средисубъектов РФ на представление документов с целью создания ОЭЗ. На первом этапепланируется отобрать одну-четыре территории. Наиболее перспективными регионами считаютсяКраснодарский край, Калужскую, Ивановскую и Нижегородскую области, Алтайскийкрай, Республику Алтай, Приморский край, Сахалинскую и Камчатскую области — этовсе территории, которые обладают значительным туристическим потенциалом.

Самымактивным субъектом федерации — Краснодарский край. Одна из ОЭЗ будет создана начерноморском побережье.

Созданиеинфраструктуры финансируется совместно Министерством экономического развития иторговли и администрацией субъекта РФ.

Особое местов концепции стратегического развития рекреационной инфраструктуры должнызанимать вопросы ресурсного обеспечения, предполагающие изменения впланировании объема материальных, трудовых, финансовых ресурсов, необходимыхдля предоставления туристско-рекреационных услуг.

Информация о работе Санаторно-курортная собственность государства и инфраструктура рекреационного отдыха