Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 10:58, реферат
Россия обладаетразнообразными целебными ресурсами, многие из которых уникальны.
Наличие многообразныхприродных ресурсов позволило создать в нашей стране многогранную системусанаторно-курортного лечения и отдыха.
Санаторно-курортное делов России традиционно является составной частью государственной политики иважным разделом системы народного здравоохранения.
Введение
1 Государственное регулирование санаторно-курортнойдеятельности
2 Финансовое обеспечениесанаторно-курортного лечения и отдыха
3 Инфраструктура рекреационногоотдыха
Заключение
Список литературы
И если длягосударственного регулирования и контроля
в большинстве отраслей экономикиможно
обойтись универсальными методами, то
регулирование и надзор засоблюдением
законодательства в санаторно-курортном
комплексе, в силу большойспецифики связанной
со здоровьем человека, его санаторно-
Однако, как показываетанализ материалов проверок, система санаторно-курортной помощи населениюразрушается, а государство, особенно в последнее время остается безучастным кее судьбе, теряя тем самым важный рычаг в решение проблем улучшенияоздоровления населения.
За прошедшие годызаконодательство, решающее основные проблемы санаторно-курортной деятельности,полностью не сформировано. Были приняты, непосредственно относящиеся ксанаторно-курортной системе, федеральные законы :
— “О природных лечебныхресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах”
— “Об особо охраняемыхприродных территориях”
— ряд региональныхзаконов в развитие этих федеральных законов.
— несколько УказовПрезидента Российской Федерации и Постановлений Правительства РоссийскойФедерации, которые также нацелены на решение частных вопросовсанаторно-курортного обеспечения и развития отдельных курортных регионов. Такжебыла разработана Федеральная целевая программа “Развитие курортов Федеральногозначения” на период 2005-2014 гг.
До настоящего времени несформирована отраслевая система стандартизации, сертификации и лицензирования,не была налажена унифицированная система подготовки кадров и их аттестация.
До настоящего времени несформировано структурное подразделение, штатная численность которого могла бырешать возложенные Правительством Российской Федерации на Минздрав России вапреле 2005 года задачи по осуществлению государственной политики и координациив сфере санаторно-курортного дела в Российской Федерации.
А ведь в соответствии состатьей
7 Федерального закона “О природных лечебных
ресурсах,лечебно-
— ведениегосударственного реестра санаторно-курортного фонда Российской Федерации;
— разработку икоординацию федеральных программ развития санаторных-курортов;
— организацию научныхисследований в целях расширения курортного фонда Российской Федерации иповышения эффективности его использования;
— подготовку кадров всфере санаторно-курортного лечения;
— контроль за исполнениемзаконодательства Российской Федерации об охране и использовании природныхлечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
С целью реализациипрограмм развития санаторно-курортного комплекса перед правительствомРоссийской Федерации были поставлены следующие цели:
1. Создать иусовершенствовать
законодательную и нормативно-правовую
базу, обеспечивающуюзаинтересованнос
2. Подготовка иутверждение в установленном порядке типового положения о статусе, структуре,организации деятельности санаторно-курортных комплексов федерального,регионального и местного значения и координации функционирования здравниц, внезависимости от их ведомственной подчиненности и форм собственности;
3. Разработка
4. Разработка иутверждение
в установленном порядке
5. Разработка, принятие ичеткое
исполнение целевых программ
развития санаторно-курортного
6. Возобновитькоординацию
со стороны государства и
7. Усилитьгосударственный
контроль по восстановлению и
развитию
Ранее государствоосуществляло единую политику развития санаторно-курортного комплекса, которыйбыл рассчитан на массового потребителя, при этом массовость достигалась хорошоотработанной системой финансирования. Финансирование развитиясанаторно-курортного комплекса осуществлялось как за счет госбюджета, так и засчет фондов предприятий и других нецентрализованных источников.
В зависимости от целейдеятельности в функции курортов могут входить:
• санаторно-курортноелечение;
• медицинскаяреабилитация больных;
• восстановительноелечение лиц с преморбидными и донозо-логическими формами и состояниями;
• оздоровительный отдых ипрофилактика заболеваний;
• культурно-познавательнаяи развлекательная.
Курорты расположены влечебно-оздоровительных местностях — на территориях, обладающих природнымилечебными ресурсами, пригодными для организации лечения и профилактикизаболеваний. Для наиболее эффективного использования таких местностей влечебных и оздоровительных целях необходимо наличие курортной инфраструктуры.
Под курортнойинфраструктурой
следует понимать систему материальных
объектов и видовдеятельности по оказанию
курортных услуг населению, способствующих
укреплениюздоровья. Курортная инфраструктура
включает в себя лечебно-профилактические,
Курортное хозяйство,функцией которого является обслуживание людей с целью лечения и отдыха,представляет собой комплекс лечебно-профилактических учреждений: санаториев,лечебных пансионатов, курортных поликлиник, пляжей, галерей минеральных вод,водолечебниц, радонолечебниц, грязелечебниц, соляриев, аэрариев, бассейнов иаквапарков, тематических и природных парков и др.
Эффективное развитиекурортного дела в Российской Федерации положительно скажется на состоянииздоровья населения, уменьшении уровня заболеваемости и инвалидности, сокращениирасходов на лечение больных в поликлиниках и стационарах.
Кроме того, реализацияКонцепции
будет способствовать улучшению состояния
инфраструктуры курортов илечебно-оздоровительных
местностей, обеспечению экономической
стабильности иприбыльности всего санаторно-курортного
комплекса, позволит сохранить ирационально
использовать ценнейшие природные лечебные
ресурсы России, повыситьуровень оказания
санаторно-курортных услуг и конкурентоспособностьотечестве
Санаторно-курортное делов России традиционно является составной частью государственной политики иважным разделом национальной системы здравоохранения, позволяющим целенаправленнои эффективно осуществлять профилактику заболеваний и восстановительное лечениебольных, проводить их реабилитацию. Организация санаторно-курортной помощиоснована на принципах профилактической и реабилитационной направленности,этапности и преемственности между амбулаторно-поликлиническими, стационарными исанаторно-курортными учреждениями, специализации оказываемой помощи.
Сеть санаторно-курортных учреждений России в настоящее времясоставляет более 2,4 тыс. здравниц общей мощностью 409,5 тыс. коек, в которыхежегодно получают лечение и оздоровление более 5 млн. человек. Вместе с тем, запоследние десять лет число санаториев, пансионатов с лечением исанаториев-профилакториев сократилось на 30%, а число коек в них — на 20%.
Основными факторами, сдерживающими дальнейшее развитие курортногодела в Российской Федерации, являются:
— недостаточное законодательное и нормативное правовое обеспечениесанаторно-курортной деятельности;
— сложившаяся диспропорция между потребностью всанаторно-курортном лечении и отсутствием возможности приобретения путевокиз-за низкой платежеспособности населения;
— крайне низкая обеспеченность санаторно-курортным лечениемсоциально незащищенных категорий населения (дети, больные туберкулезом,пенсионеры, инвалиды, граждане, пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС идр.);
— существенное сокращение финансирования расходов насанаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей за счетсредств обязательного социального страхования;
— ухудшающаяся материально-техническая база санаторно-курортныхучреждений из-за недостаточности финансирования из федерального и местныхбюджетов;
— недостаточный уровень развития инфраструктуры курортов иневысокий уровень обслуживания больных в ряде здравниц;
— урбанизация и перенаселение курортных местностей, чемуспособствует возросшая миграция населения;
— полулегальный и нелегальный захват участков и территорийкурортных местностей, непродуманное и несогласованное городское и курортноестроительство, приводящие к запредельным нагрузкам на коммуникации, нехваткепитьевой воды, отказам системы канализации и другим аварийным ситуациям;
— отсутствие механизма функционирования здравниц в условияхрыночной экономики и благоприятных условий для привлечения инвестиций в развитиекурортного комплекса;
— отсутствие государственной рекламы и системы информированиянаселения о преимуществах лечения на российских курортах и одновременнаяактивная реклама некоторыми средствами массовой информации зарубежных курортови мест отдыха;
— ослабление контроля за использованием природных лечебныхресурсов, что привело к нерациональному расходованию ценнейших месторожденийминеральных вод и лечебных грязей, уменьшению их применения в практике работысанаторно-курортных организаций;
— значительное сокращение проведения научно-исследовательских ипроизводственных работ в области разведки и использования природных лечебныхресурсов, разработки и внедрения в практику современного технологическогооборудования, новых методик диагностики, лечения и оздоровления больных всанаторно-курортных условиях;
— отсутствие эффективной системы обеспечения научных исследованийпо работке современных технологий лечебно-профилактического примененияприродных факторов и механизмов их внедрения в практику здравоохранения;
— отсутствие научно-обоснованных медико-экономических стандартовсанаторно-курортных услуг и критериев лицензирования медицинской деятельностиздравниц.
недостаточная подготовка и переподготовка кадров на основе новыхобразовательных программ с современным научно-методическим обеспечением.
3 Инфраструктурарекреационного отдыха
Государственнаядума РФ приняла 22 апреля 2006 г., регламентирующие создание особыхэкономических зон (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа и налоговых льгот длярезидентов этого типа ОЭЗ.
Проект законаопределяет особенности создания и ликвидации туристско-рекреационных ОЭЗ, атакже условия осуществления предпринимательской деятельности на их территории,в том числе землепользования, административного регулирования и налогообложения.
При этомобщий порядок создания, механизм функционирования и управления особыхэкономических зон, установленный действующим законодательством, не меняется.
Подтуристско-рекреационной деятельностью понимается создание, реконструкция иразвитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, а также оказаниесоответствующих услуг.
В отличие отпроизводственных и технико-внедренческих ОЭЗ туристские зоны могут создаватьсяна территории нескольких муниципальных образований.
Дляорганизаций-резидентов предусмотрены налоговые льготы, в частности освобождениеот уплаты налога на имущество и земельного налога в течение первых 5 лет.
Согласнозаконопроекту, земельные
участки, расположенные в границахтуристско-
Резиденты ОЭЗ— собственники
созданных ими объектов недвижимости
— имеют право выкупарасположенных под
этими объектами земельных участков. На
территориитуристско-
Послевступления законов в силу правительством РФ будет объявлен конкурс средисубъектов РФ на представление документов с целью создания ОЭЗ. На первом этапепланируется отобрать одну-четыре территории. Наиболее перспективными регионами считаютсяКраснодарский край, Калужскую, Ивановскую и Нижегородскую области, Алтайскийкрай, Республику Алтай, Приморский край, Сахалинскую и Камчатскую области — этовсе территории, которые обладают значительным туристическим потенциалом.
Самымактивным субъектом федерации — Краснодарский край. Одна из ОЭЗ будет создана начерноморском побережье.
Созданиеинфраструктуры финансируется совместно Министерством экономического развития иторговли и администрацией субъекта РФ.
Особое местов концепции стратегического развития рекреационной инфраструктуры должнызанимать вопросы ресурсного обеспечения, предполагающие изменения впланировании объема материальных, трудовых, финансовых ресурсов, необходимыхдля предоставления туристско-рекреационных услуг.