Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 19:08, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение теоретического материала по вопросам сельского туризма на территории Смоленской области, и определение стратегических направлений деятельности, а также поиск и обоснование перспективного развития сельского туризма в нашей стране.
Для достижения указанной цели решались следующие задачи:
Изучить историю развития агротуризма в Европе и России;
Рассмотреть природно-ресурсный потенциал Смоленской области как базу развития сельского туризма;
Определить основные объекты сельского туризма на территории области;
Введение 3
1 История развития аграрного туризма 5
1.1 Развитие агротуризма в Европе 5
1.2 Развитие агротуризма в России 8
2 Особенности сельского туризма. Основные проблемы и перспективы 12
2.1 Особенности агротуризма 12
2.2 Ключевые факторы развития агротуристских комплексов 13
2.3 Формы туризма, практикуемые в сельской местности 15
2.4 Проблемы организации сельского туризма 16
2.5 Организация отдыха и развлечений в сельской местности 17
2.6 Возможность использования зарубежного опыта в России 18
3 Сельский туризм Смоленской области 23
3.1 Географическое положение Смоленской области 23
3.2 Достопримечательности 24
3.3 Семинар по сельскому туризму 25
3.4 Перспективы развития сельского туризма в Смоленской области 26
Заключение 29
Список использованной литературы 31
• ориентация туристов на небольшие и комфортабельные структуры размещения, в которых господствует семейная атмосфера;
• активное времяпровождение вне городских зон (экскурсии, прогулки, специфические виды спорта);
• повышенный интерес к культурным ценностям, традициям, местным праздникам.
Развитие сельского туризма основывается на уровновешенном менеджменте потребностей сельской местности. Надо отметить, что развитые страны в этом смысле используют широкую гамму инструментов и механизмов отслеживания и направления туристических потоков. В некоторых странах Европы в национальных планах по развитию туризма есть специальные пункты, связанные с национальными парками и охраняемыми территориями, в целях роста числа организованных туристов /14/.
Туристическое предложение в сельской местности складывается из нескольких компонетов:
• неповторимость местного характера;
• конкретные преимущества для туриста;
• преобладание естественного начала;
• экономическая эффективность;
• специализированный маркетинг;
• отлично вписывается в местный архитектурный стиль.
В сельском туризме предприниматели из разных стран нашли возможности экономического использования некоторых ресурсов, которыми местные жители пренебрегали или не слишком эффективно использовали. К примеру:
• Старые постройки (дома прошлого столетия) или дачные постройки (виллы), которые обычно используются нерегулярно, но требуют определенных расходов на их содержание; включенные в туристические маршруты (в качестве структур размещения), они из пассива превращаются в актив, принося определенный доход.
• Местные празднества считаются одной из больших статей расхода для местного бюджета. Но с включением их в развлекательные программы для туристов, они становятся одними из наиболее востребованных зрелищ во время пребывания туристов в данном населенном пункте. Поэтому большинство разработчиков туристических маршрутов готовы поддержать эти мероприятия из собственных фондов.
• Озера и другие водные ресурсы, которые вместе с прилегающими территориями используются для рыбной ловли, отдыха, солнечных ванн и т.д.
• С развитием индустриальных технологий производства стандартизированных продуктов, ремесленные промыслы становятся неконкурентноспособными. Сельский туризм позволяет их возрождение в виде сувениров, элементов региональной и национальной одежды, обустройства отдельных помещений в местном стиле и т.п. /5/
2.3 Формы туризма, практикуемые в сельской местности.
Существуют различные виды сельского туризма:
Сельский этнографический
Сельскохозяйственный туризм;
Сельский экологический туризм;
Сельский детский туризм;
Сельский образовательный
Сельский кулинарный (гастрономический) туризм;
Сельский промысловый туризм;
Сельский спортивный туризм;
Сельский приключенческий
Сельский познавательный туризм;
Сельский экзотический туризм;
Сельский комбинированный
Сельский оздоровительный
Зоны развития сельского туризма:
В непосредственной близости от крупных промышленных центров;
Вблизи широко известных санаторно-курортных зон и мест массовых посещений;
Агротуризм в сельских поселениях, значительно удаленных от городов.
Сельский туризм можно разделить условно на два вида: «Чистый» и «Смешанный».
1-й опирается на крестьянские и личные подсобные хозяйства. Дает примерно 25% прибыли семье.
2-й – это деятельность по обслуживанию туристов, предоставление гостиничных услуг в домах, которые выполняют роль мини- гостиниц.
Направления развития сельского туризма
Сельский туризм на базе крестьянских (фермерских ) хозяйств;
Сельский туризм на базе личных подсобных хозяйств (личные подворья);
Сельский туризм на базе сельскохозяйственных предприятий как один из видов подсобных производств.
Модели сельского туризма
Сельское подворье;
Сельская гостиница;
Русская деревня;
2.4 Проблемы организации сельского туризма
При организации сельского туризма выявляется ряд проблем:
2.5 Организация отдыха и развлечений
в сельской местности.
Каждый человек нуждается в отдыхе и развлечениях и данный факт не может быть поставлен под сомнение. Обычно подобное расслабление происходит ежедневно (перерыв, прогулка, смена занятий, сон), каждую неделю (в выходные и праздничные дни) и ежегодно (каникулы, отпуск). Во время отдыха люди обычно предпочитают занятия не повторяющие их повседневные действия. Таким образом человеческий организм освобождается от стресса и монотонности жизни. Где угодно и когда угодно человек готов выкроить минуты для отдыха. Существуют два вида отдыха: активный и пассивный. Часто можно услышать, что во время отдыха хорошо развлеклись, что говорит о том, что люди отдыхали с большим удовольствием.
Это же происходит и в агропансионе, не все сводится только к размещению и питанию. Отдых и развлечения человек может найти не только в традиционных местах развлечения — приморское побережье или горные курорты, но и в сельской местности. Кроме того, сельский туризм произвел и социальные перемены в жизни села. Взаимоотношения между принимающей стороной и туристами развиваются, обычно, по следующему сценарию: прибыл как турист, а уехал как друг.
Одна из тенденций последних лет показывает особый интерес горожан к отдыху на природе в сельской местности в крестьянских традиционных домах. Три составляюшие массового отдыха на море (от английского Sun-Sea-Sand – солнце-море-песок), в европейских странах были заменены на пейзаж-традиции-отдых (Landscape-Lore-Leisure). Как туристский продукт – сельский туризм предлагает целый пакет услуг, начиная от размещения в сельском доме, экскурсий, питания и заканчивая активным участием в сельской жизни. Мотивацией к отдыху в сельской местности является:
• Желание быть ближе к природе, возможность дышать свежим воздухом;
• Возможность познакомиться с другой культурой и традициями;
• Желание участвовать в разных праздниках, общаться;
• По причинам семейных традиций;
• Отсутствие средств для отдыха в других местах;
• Возможность практиковать различные виды спорта во время отдыха и т.д. /15/
Отдых в селе носит больше активный, чем пассивный характер. Здесь туристам предлагаются занятия активного характера, а также возможность познать нечто новое:
• Этнофольклорные мероприятия – предполагают участие в творческих ателье народных умельцев, просмотр этнофольклорных концертов, участие в народных празднествах, посещение выставок, музеев и т.д.
• Участие в сборе винограда, яблок, производстве вина, посещение винодельческих предприятий с дегустацией вина.
• Изучение истории государства, географической зоны, населенного пункта: предполагает посещение исторических музеев, крепостей, мемориалов, организация лагерей для проведения археологических раскопок под руководством специалистов.
• Отдых в спокойных местах с прекрасными пейзажами.
• Организация экскурсий в пейзажные заповедники.
• Активный отдых – рыбалка и охота.
• Прогулки по лесу со сбором грибов, ягод, лекарственных трав и т.д.
• Спортивные мероприятия.
Понятно, что владельцы агропансиона не могут обеспечить все типы развлечений даже для своих туристов. Поэтому необходимо сотрудничество с другими структурами, которые обслуживают гостей села. Обычно такими партнерами становятся:
• структуры размещения (рестораны, бары, таверны),
• владельцы транспортных средств (традиционный, ретроварианты),
• центры народных промыслов и ремесленного производства,
• художественные и этнофольклорные коллективы,
• музеи,
• представительные хозяйства,
• администрация заповедника.
2.6 Возможность использования зарубежного опыта в России.
В России сосредоточены огромные ресурсы для агротуризма, но они востребованы крайне неэффективно. Чтобы в России развивался этот вид туристического бизнеса, одной только поддержки на уровне муниципалитетов в регионах явно недостаточно.
Цели, которые необходимо
поставить комитетам по туризму
регионов, работая с сельскими гостевыми домами, - это
обеспечить работой деревенских жителей,
вернуть сельскую молодёжь на село.
При соответствующем, нормально работающем
законодательстве агротуризм, деятельность
новая, превратится из перспективной в
высокоразвитую. Для этого уже наметились
все необходимые предпосылки: интерес
к сельскому туризму не угаснет и со стороны
владельцев усадеб, ни со стороны россиян
и гостей страны.
Сегодня в сети Интернет появляются предложения фермеров, самостоятельно рекламирующих свои услуги. Несмотря на то, что жители российской глубинки недоверчивы и боязливы, все большее количество людей понимает важность и выгодность занятия сельским туризмом и при умело организованной деятельности со стороны муниципальной власти, туристских предприятий (туристских агентств, экскурсионных бюро) будет возможным разработать данный вид туризма, столь перспективный для регионов. России /18/.
Очень важно решить проблему отсутствия нормативно-правовых актов, которые наделили бы фермеров, желающих заниматься агротуризмом каким-то определённым статусом. Завлекая роскошными пейзажами иностранных гостей в нашу страну, не мешало бы подумать о качестве предлагаемого им сервиса и жилья.
Зарождающийся агротуризм в России уже заинтересовал всевозможные категории клиентов. Не только россияне, но и зарубежные гости с удовольствием проводят как мероприятия «банно-шашлычного» типа, так и культурно-познавательного. Плавание на плотах, поездки на велосипедах или байдарках, рыбалка и охота, знакомство с местной жизнью, ремёслами и традициями - вот список того, что вы сможете сделать, помимо удачного празднования дня рождения своего друга. Хозяева усадеб стараются придумать что-то своё, особенное, что будет интересно постояльцу: от активных занятий до экскурсий к культурным достопримечательностям. Знакомиться с жизнью местного населения, общаться с ним, как правило, желают иностранцы. Для наших граждан более характерно гедонистическое стремление прочувствовать жизнь в деревне. Участие в повседневной жизни деревенской семьи (кормление птицы и кроликов, доение коров, чистка лошадей, походы на пасеку, сенокос) вызывает у городских жителей неподдельное удовольствие. Гостям сельских домов с радостью покажут грибные, ягодные, рыбные места и помогут заготовить дары природы по старинным рецептам.
Достижения отечественного агротуризма не в пример скромнее – пока лишь несколько регионов России активно развивают этот вид отдыха (Алтай, Калининградская область). Тем не менее, специалисты турбизнеса не устают предсказывать небывалый размах сельского туризма в России, обладающей для этого огромными ресурсами /20/.
На сегодняшний день за рубежом имеется достаточно большое разнообразие функционирования различных моделей агротуризма. Анализируя и обобщая опыт становления и развития сельского туризма с учетом национальных особенностей, можно выделить четыре основные модели: западно-европейская, восточно-европейская, азиатская и англо-американская. Для многих стран при успешности реализации той или иной модели сельский туризм за последние два десятилетия стал высокодоходным сектором туристской индустрии и имеет вполне обоснованные дальнейшие перспективы функционирования.
Процесс формирования моделей в разных странах проходил совместно с теми социально-экономическими процессами, которые имели место в разные периоды, а также состоянием отраслей национальной экономики.
Международная практика развития агротуризма показывает что, успешность развития той или иной модели зависит от ряда факторов, в первую очередь от организации государственной поддержки.
Поиск наиболее приемлемой для современных социально-экономических условий России модели является актуальным для становления и развития данного вида туризма /21/.