Сельский туризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение теоретического материала по вопросам сельского туризма на территории Смоленской области, и определение стратегических направлений деятельности, а также поиск и обоснование перспективного развития сельского туризма в нашей стране.
Для достижения указанной цели решались следующие задачи:
Изучить историю развития агротуризма в Европе и России;
Рассмотреть природно-ресурсный потенциал Смоленской области как базу развития сельского туризма;
Определить основные объекты сельского туризма на территории области;

Содержание работы

Введение 3
1 История развития аграрного туризма 5
1.1 Развитие агротуризма в Европе 5
1.2 Развитие агротуризма в России 8
2 Особенности сельского туризма. Основные проблемы и перспективы 12
2.1 Особенности агротуризма 12
2.2 Ключевые факторы развития агротуристских комплексов 13
2.3 Формы туризма, практикуемые в сельской местности 15
2.4 Проблемы организации сельского туризма 16
2.5 Организация отдыха и развлечений в сельской местности 17
2.6 Возможность использования зарубежного опыта в России 18
3 Сельский туризм Смоленской области 23
3.1 Географическое положение Смоленской области 23
3.2 Достопримечательности 24
3.3 Семинар по сельскому туризму 25
3.4 Перспективы развития сельского туризма в Смоленской области 26
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Файлы: 1 файл

Сельск тур.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

• ориентация туристов на небольшие и комфортабельные структуры размещения, в которых господствует семейная атмосфера;

• активное времяпровождение вне городских зон (экскурсии, прогулки, специфические виды спорта);

• повышенный интерес к культурным ценностям, традициям, местным праздникам.

Развитие сельского  туризма основывается на уровновешенном менеджменте потребностей сельской местности. Надо отметить, что развитые страны в этом смысле используют широкую гамму инструментов и механизмов отслеживания и направления туристических потоков. В некоторых странах Европы в национальных планах по развитию туризма есть специальные пункты, связанные с национальными парками и охраняемыми территориями, в целях роста числа организованных туристов /14/.

Туристическое предложение  в сельской местности складывается из нескольких компонетов:

• неповторимость местного характера;

• конкретные преимущества для туриста;

• преобладание естественного начала;

• экономическая эффективность;

• специализированный маркетинг;

• отлично вписывается в местный архитектурный стиль.

В сельском туризме предприниматели  из разных стран нашли возможности  экономического использования некоторых  ресурсов, которыми местные жители пренебрегали или не слишком эффективно использовали.  К примеру:

• Старые постройки (дома прошлого столетия) или дачные постройки (виллы), которые обычно используются нерегулярно, но требуют определенных расходов на их содержание; включенные в туристические маршруты (в качестве структур размещения), они из пассива превращаются в актив, принося определенный доход.

• Местные празднества считаются одной из больших статей расхода для местного бюджета. Но с включением их в развлекательные программы для туристов, они становятся одними из наиболее востребованных зрелищ во время пребывания туристов в данном населенном пункте. Поэтому большинство разработчиков  туристических маршрутов готовы поддержать эти мероприятия из собственных фондов.

• Озера и другие водные ресурсы, которые вместе с прилегающими территориями используются для рыбной ловли, отдыха, солнечных ванн и т.д.

• С развитием индустриальных технологий производства стандартизированных продуктов, ремесленные промыслы становятся неконкурентноспособными. Сельский туризм позволяет их возрождение в виде сувениров, элементов региональной и национальной одежды,  обустройства отдельных помещений в местном стиле и т.п. /5/

 

2.3 Формы туризма, практикуемые в сельской местности.

 

Существуют различные  виды сельского туризма:

Сельский этнографический туризм;

Сельскохозяйственный туризм;

Сельский экологический туризм;

Сельский детский туризм;

Сельский образовательный туризм;

Сельский кулинарный (гастрономический) туризм;

Сельский промысловый туризм;

Сельский спортивный туризм;

Сельский приключенческий туризм;

Сельский познавательный туризм;

Сельский экзотический туризм;

Сельский комбинированный туризм;

Сельский оздоровительный туризм. /См. Приложение/

 

Зоны  развития сельского туризма:

В непосредственной близости от крупных промышленных центров;

Вблизи широко известных санаторно-курортных  зон и мест массовых посещений;

Агротуризм в сельских поселениях, значительно удаленных от городов.

Сельский туризм можно  разделить условно на два вида: «Чистый» и «Смешанный». 

1-й опирается на крестьянские  и личные подсобные хозяйства.  Дает примерно 25% прибыли семье.

2-й – это деятельность по  обслуживанию туристов, предоставление гостиничных услуг в домах, которые выполняют роль мини- гостиниц.

 

Направления развития сельского туризма

Сельский туризм на базе крестьянских (фермерских ) хозяйств;

Сельский туризм на базе личных подсобных  хозяйств (личные подворья);

Сельский туризм на базе сельскохозяйственных предприятий как один из видов  подсобных производств.

 

Модели сельского  туризма

Сельское подворье;

Сельская гостиница;

Русская деревня;

 

2.4 Проблемы организации сельского туризма

 

При организации сельского туризма  выявляется ряд проблем:

  • Потребность, в более конкретизированной для сельского туризма, нормативно-правовой и законодательной базы;
  • Отсутствие единой общегосударственной программы и финансового обеспечения поддержки развития сельского туризма;
  • Недостаточно развитая инфраструктура в ряде сельских территорий;
  • Недостаточная информированность сельских жителей о возможностях развития сельского туризма;
  • Низкая ресурсная обеспеченность селян, желающих заниматься организацией сельского туризма;
  • Отсутствие квалифицированных кадров для организации сельского туризма;
  • Отсутствие государственной некоммерческой рекламы;
  • Отсутствие кооперации между всеми участниками процесса развития /15/.

 

2.5 Организация отдыха и развлечений в сельской местности.  

Каждый человек нуждается  в отдыхе и развлечениях и данный факт не может быть поставлен под  сомнение. Обычно подобное расслабление происходит ежедневно (перерыв, прогулка, смена занятий, сон), каждую неделю (в  выходные и праздничные дни) и  ежегодно (каникулы, отпуск).  Во время отдыха люди обычно предпочитают занятия не повторяющие их повседневные действия. Таким образом человеческий организм освобождается от стресса и монотонности жизни.  Где угодно и когда угодно человек готов выкроить минуты для отдыха. Существуют два вида отдыха: активный и пассивный. Часто можно услышать, что во время отдыха хорошо развлеклись, что говорит о том, что люди отдыхали с большим удовольствием.

Это же происходит и в  агропансионе, не все сводится только к размещению и питанию.  Отдых и развлечения человек может найти не только в традиционных местах развлечения — приморское побережье или горные курорты, но и в сельской местности. Кроме того, сельский туризм произвел и  социальные перемены в жизни села. Взаимоотношения между принимающей стороной и туристами  развиваются, обычно, по следующему сценарию: прибыл как турист, а уехал как друг.

Одна из тенденций  последних лет показывает особый интерес горожан к отдыху на природе  в сельской местности в крестьянских традиционных домах. Три составляюшие массового отдыха на море (от английского Sun-Sea-Sand – солнце-море-песок), в европейских странах были заменены на пейзаж-традиции-отдых (Landscape-Lore-Leisure). Как туристский продукт – сельский туризм предлагает целый пакет услуг, начиная от размещения в сельском доме, экскурсий, питания и заканчивая активным участием в сельской жизни. Мотивацией к отдыху в сельской местности является:

• Желание быть ближе к природе, возможность дышать свежим воздухом;

• Возможность познакомиться с другой культурой и  традициями;

• Желание участвовать в разных праздниках, общаться;

• По причинам семейных традиций;

• Отсутствие средств для отдыха в других местах;

• Возможность практиковать различные виды спорта во время отдыха и т.д. /15/

Отдых в селе носит  больше активный, чем пассивный характер. Здесь туристам предлагаются занятия активного характера, а также возможность познать нечто новое:

• Этнофольклорные мероприятия – предполагают участие в творческих ателье народных умельцев, просмотр этнофольклорных концертов, участие в народных празднествах, посещение выставок, музеев и т.д.

• Участие в сборе винограда, яблок, производстве вина, посещение винодельческих предприятий с дегустацией вина.

• Изучение истории государства, географической зоны, населенного пункта: предполагает посещение исторических музеев, крепостей, мемориалов, организация лагерей для проведения археологических раскопок под руководством специалистов.

• Отдых в спокойных местах с прекрасными пейзажами.

• Организация экскурсий в пейзажные заповедники.

• Активный отдых – рыбалка и охота.

• Прогулки по лесу со сбором грибов, ягод, лекарственных трав и т.д.

• Спортивные мероприятия.

Понятно, что владельцы  агропансиона не могут обеспечить все  типы развлечений даже для своих  туристов. Поэтому необходимо сотрудничество с другими структурами, которые обслуживают гостей села. Обычно такими партнерами становятся:

• структуры размещения (рестораны, бары, таверны),

• владельцы транспортных средств (традиционный, ретроварианты),

• центры народных промыслов и ремесленного производства,

• художественные и этнофольклорные коллективы,

• музеи,

• представительные хозяйства,

• администрация заповедника.

 

2.6 Возможность использования зарубежного опыта в России.

 

В России сосредоточены  огромные ресурсы для агротуризма, но они востребованы крайне неэффективно. Чтобы в России развивался этот вид туристического бизнеса, одной только поддержки на уровне муниципалитетов в регионах явно недостаточно.

Цели, которые необходимо поставить комитетам по туризму  регионов, работая с сельскими гостевыми домами, - это обеспечить работой деревенских жителей, вернуть сельскую молодёжь на село. 
При соответствующем, нормально работающем законодательстве агротуризм, деятельность новая, превратится из перспективной в высокоразвитую. Для этого уже наметились все необходимые предпосылки: интерес к сельскому туризму не угаснет и со стороны владельцев усадеб, ни со стороны россиян и гостей страны.

Сегодня в сети Интернет появляются предложения фермеров, самостоятельно рекламирующих свои услуги. Несмотря на то, что жители российской глубинки недоверчивы и боязливы, все большее количество людей понимает важность и выгодность занятия сельским туризмом и при умело организованной деятельности со стороны муниципальной власти, туристских предприятий (туристских агентств, экскурсионных бюро) будет возможным разработать данный вид туризма, столь перспективный для регионов. России /18/.

Очень важно решить проблему отсутствия нормативно-правовых актов, которые наделили бы фермеров, желающих заниматься агротуризмом каким-то определённым статусом. Завлекая роскошными пейзажами иностранных гостей в нашу страну, не мешало бы подумать о качестве предлагаемого им сервиса и жилья.

Зарождающийся агротуризм в России уже заинтересовал всевозможные категории клиентов. Не только россияне, но и зарубежные гости с удовольствием проводят как мероприятия «банно-шашлычного» типа, так и культурно-познавательного. Плавание на плотах, поездки на велосипедах или байдарках, рыбалка и охота, знакомство с местной жизнью, ремёслами и традициями - вот список того, что вы сможете сделать, помимо удачного празднования дня рождения своего друга. Хозяева усадеб стараются придумать что-то своё, особенное, что будет интересно постояльцу: от активных занятий до экскурсий к культурным достопримечательностям. Знакомиться с жизнью местного населения, общаться с ним, как правило, желают иностранцы. Для наших граждан более характерно гедонистическое стремление прочувствовать жизнь в деревне. Участие в повседневной жизни деревенской семьи (кормление птицы и кроликов, доение коров, чистка лошадей, походы на пасеку, сенокос) вызывает у городских жителей неподдельное удовольствие. Гостям сельских домов с радостью покажут грибные, ягодные, рыбные места и помогут заготовить дары природы по старинным рецептам.

Достижения отечественного агротуризма не в пример скромнее – пока лишь несколько регионов России активно развивают этот вид  отдыха (Алтай, Калининградская область). Тем не менее, специалисты турбизнеса не устают предсказывать небывалый  размах сельского туризма в России, обладающей для этого огромными ресурсами /20/.

На сегодняшний день за рубежом имеется достаточно большое  разнообразие функционирования различных  моделей агротуризма. Анализируя и  обобщая опыт становления и развития сельского туризма с учетом национальных особенностей, можно выделить четыре основные модели: западно-европейская, восточно-европейская, азиатская и англо-американская. Для многих стран при успешности реализации той или иной модели сельский туризм за последние два десятилетия стал высокодоходным сектором туристской индустрии и имеет вполне обоснованные дальнейшие перспективы функционирования.

Процесс формирования моделей  в разных странах проходил совместно  с теми социально-экономическими процессами, которые имели место в разные периоды, а также состоянием отраслей национальной экономики.

Международная практика развития агротуризма показывает что, успешность развития той или иной модели зависит от ряда факторов, в  первую очередь от организации государственной  поддержки.

Поиск наиболее приемлемой для современных социально-экономических условий России модели является актуальным для становления и развития данного вида туризма /21/.

Информация о работе Сельский туризм