Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 19:08, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение теоретического материала по вопросам сельского туризма на территории Смоленской области, и определение стратегических направлений деятельности, а также поиск и обоснование перспективного развития сельского туризма в нашей стране.
Для достижения указанной цели решались следующие задачи:
Изучить историю развития агротуризма в Европе и России;
Рассмотреть природно-ресурсный потенциал Смоленской области как базу развития сельского туризма;
Определить основные объекты сельского туризма на территории области;
Введение 3
1 История развития аграрного туризма 5
1.1 Развитие агротуризма в Европе 5
1.2 Развитие агротуризма в России 8
2 Особенности сельского туризма. Основные проблемы и перспективы 12
2.1 Особенности агротуризма 12
2.2 Ключевые факторы развития агротуристских комплексов 13
2.3 Формы туризма, практикуемые в сельской местности 15
2.4 Проблемы организации сельского туризма 16
2.5 Организация отдыха и развлечений в сельской местности 17
2.6 Возможность использования зарубежного опыта в России 18
3 Сельский туризм Смоленской области 23
3.1 Географическое положение Смоленской области 23
3.2 Достопримечательности 24
3.3 Семинар по сельскому туризму 25
3.4 Перспективы развития сельского туризма в Смоленской области 26
Заключение 29
Список использованной литературы 31
В России агротуризм, как вид отдыха по сравнению с европейскими странами, еще мало известен и пока не входит в число видов туристского продукта, широко продвигаемых на российском туристском рынке (как выездном, так и внутреннем).
Российский рынок выездного
сельского туризма развит слабо,
спрос россиян малоизучен, у зарубежных
туроператоров политики продвижения своего агротуристского продукта
на российском туристском рынке пока нет.
Популяризация агротуризма как организованного
вида отдыха – одна из задач, которую необходимо
решить для становления агротуризма как
перспективного сектора туристской индустрии.
В то же время, спрос российских туристов на агротуризм за рубежом как относительный показатель популярности агротуристкого сектора туристской индустрии в целом, и спрос на внутренний турпродукт могут совпадать лишь частично. Международный опыт становления агротуризма показывает, что во многих европейских странах этот вид туризма изначально получил значительное развитие, прежде всего как сектор внутреннего туризма. Очевидно, что в современных условиях России, основная ориентация сектора сельского туризма, прежде всего, должна быть направлена на внутренний туристский рынок. В связи с резким ростом цен на туристские услуги и падением платежеспособности 70% населения страны проводит отпуск в своем регионе. Максимум что могут себе позволить граждане, входящие в этот сегмент потребительского рынка, это отдых в деревне, отдых в выходные дни на дачных участках, а также отдых детей в летнее время в лагере, при условии платежеспособности предприятия, на котором работают. Также следует учесть, что экологическая обстановка в некоторых промышленных городах является неблагоприятной и жителям этих городов необходим отдых на природе, хотя бы в летнее время. В таком аспекте сельский туризм с использованием местных природных и культурно-исторических ресурсов сельской местности региона может являться альтернативным видом организованного отдыха горожан. Сегодня в ряде регионов наблюдается увеличение потока неорганизованных туристов в выходные дни в пригороды, и 30% потенциальных потребителей туристского продукта, предъявляют повышенные требования к уровню проживания и обслуживания которые отчасти совпадают с качеством того обслуживания, которое может предоставить сегодня региональные объекты туристской индустрии /23/.
В целом, в ряде регионов России уже отмечен первый опыт организации агротуристских предприятий по моделям типа «пансион», «тур с проживанием в традиционном национальном жилище», «национальная деревня», «VIP-деревня», «сельская гостиница» и др.
По показателю «цена-качество»
российский агротуристский продукт
сегодня слабо может конкурировать на международном
рынке. Установившиеся в европейских странах
параметры «цены-качества» лишь отчасти
в ближайшее время достижимы для России.
Первоочередная ориентация российского
агротуристского сектора направлена на
внутренний туристский рынок, что, впрочем,
не исключает разработки отдельных высококачественных
турпродуктов специально для международного
рынка.
Учитывая и обобщая зарубежный опыт, нужно
отметить, что важнейшим элементом функционирования
агротуристского сектора является перевод
турпродукта в информационную форму, в
которой он продвигается на рынок, рекламируется
и продается. Специфика турпродукта состоит
в том, что он «не существует» в реальности
- это пакет услуг, который нельзя «пощупать»,
а « материализуется» он только в момент
начала путешествия (или прибытия туриста
на место) /21/.
Субъект производства агротуристического продукта - домашнее хозяйство (пансион), семейное предприятие (малая сельская гостиница), субъект продаж этого вида продукта – турфирма. Объект деятельности – турист. На сегодня, зачастую, из этой цепи выпадает тот элемент, который в обычной схеме процесса создания и реализации турпродукта называется тур оператор. В роли туроператора должно выступать некое специализированное агентство, переводящее турпродукт «агротуризм» (сельский туризм) в информационную форму, которую будет реализовывать туристу турфирма. Это специализированное агентство содержит информационную базу данных об агротуритстических продуктах (территории, Мира).
Предложенная схема выгодна:
- турфирме (продавцу) – нет
затрат на содержание собственных сетей
агротуристтических хозяйств, нет затрат
на перевод турпродукта в информационную
форму (удобную для продажи турпродукта).
Затраты на рекламно-маркетинговую деятельность,
характерную для данного субъекта рынка встраиваются в общую
систему и минимизируются.
- агротуристскому хозяйству (производителю)
– нет затрат на маркетинг и индивидуальную
рекламу своей услуги, можно сконцентрировать
силы (в т.ч. и финансовые) на повышение
качества турпродукта.
- туристу (потребителю) – наличие информационных баз, содержащих предложения по данному виду отдыха по всей территории (Миру) многократно увеличивает возможность выбора и превращает рынок агротуризма в рынок клиента, появляется конкуренция среди производителей услуги, что приводит к повышению качества при взвешенности цены. Приобретение поездки на отдых в деревне из разряда экстраординарных переходит в разряд стандартизованных процессов. Появляется возможность выбора – приобрести путевку у своего туристического агента или самостоятельно в информационной сети выбрать сельский отдых /19/.
Проанализируем на сколько
целесообразно существование
Что это за организация?
Это агентство размыкает прямую связь между производителем услуги и ее продавцом, высвобождает агротуристское хозяйство от зависимости, способствует процессу разделения функций с одной стороны, и объединению производителей с другой стороны. Эта организация может быть реализована в форме ассоциации субъектов агротуризма (клуба владельцев сельских домов) или сети информационных центров.
Что должно входить в функции данной организации:
- задача по переводу сельского тур продукта в информационную форму;
- владение, содержание и поддержка в рабочем состоянии информационных порталов, содержащих информацию о тур продукте членов данной организации;
- аккумулирование информации о предлагаемых услугах в данной сфере, создание масштабного рынка предложений;
- обобщение, формулирование и лоббирование интересов субъектов агротуризма;
- решение вопросов стандартизации и сертификации услуг, поддержание их качества;
- кооперация производителей тур продукта на уровне региона для продвижения на рынок (снятие территориального противоречия агротуристского рынка заключенного в том, что рынок производителей услуг сосредоточен в сельской, удаленной местности, а рынок потребителей и платежеспособный спрос сконцентрирован в крупных мега полисах);
- организация должна быть площадкой для обмена опытом и общения производителей агротуристского тур продукта.
3 Сельский туризм Смоленской области.
3.1 Географическое положение Смоленской области.
Смоленская область расположена на границе с Белоруссией. Здесь проходят западные рубежи России. Эти места привлекают внимание хвойными и дубовыми лесами, возвышенностями над глубоко врезанными речными долинами, живописными озерами, из которых порядка 50 имеют ледниковое происхождение. Смоленская область идеальное место для охоты и рыбалки.
В лечебно-профилактических учреждениях используют иловые грязи из Купринского и Мутного озер, торфяные грязи, минеральные воды Демидовского и Поводугинского месторождений.
Смоленская область богата старинными усадьбами. Здесь сохранилось поместье И.С. Барышникова (XVIII в.) в селе Алексине. Другие усадьбы этого времени можно встретить в селах Аполье, Липецы и Самуйлово. Усадьбами XIX века знамениты город Демидов и села Пречистое и Высокое /17/.
Внимание туристов неизменно привлекает деревянная мельница XVIII века в селе Ромоданово. В Смоленской области жили многие известные люди. Среди них путешественник Н. М. Пржевальского, который родился в дер. Кимборово (сейчас это поселок Пржевальское), поэт А. Т. Твардовского, родившийся в деревне Загорье, композитор М.И. Глинка, 12 лет своего детства проживший здесь в имении своего отца.
В поселке Пржевальского работает сейчас дом-музей знаменитого путешественника. Он открылся в 1977 году и посвящен жизни и деятельности Пржевальского. Экспозиция музея содержит фотографии, карты центральной Азии с личными пометками исследователя, прижизненные издания книг о результатах экспедиций. В музее представлены также чучела и шкуры центрально-азиатских животных: тибетского медведя, антилопы, лобнорского тигра. Среди экспонатов гербальные листы с растениями из Центральной Азии.
В деревне Сельцо расположен музей-усадьба "А.Т. Твардовский на хуторе Загорье". Это комплекс хуторских построек рубежа XIX-XX веков. По макету брата поэта Ивана Трифоновича были восстановлены постройки, бывшие здесь при жизни Твардовского: дом, сарай, кузница, баня и другие дворовые сооружения. Заново разбит сад и огород. Музей создает атмосферу, где зародился талант будущего поэта.
Музей-усадьба М.И. Глинки в Новоспасском единственный мемориальный музей великого русского композитора, ставшего основоположником классической музыки в России. Перед главным домом сохранился дуб, под которым он писал партитуру для оперы "Руслан и Людмила". Особое внимание привлекает уникальный парк усадьбы. Здесь каскады прудов сочетаются с цветниками, беседками, мельницей и оранжереей. В центре пейзажа островок Муз и Амуров лужок.
В селе Хмелита восстановлено имение А.С. Грибоедова роскошный дворцовый ансамбль. Здесь находится единственный в мире музей известного писателя и дипломата /23/.
Среди городов Смоленской области особое внимание привлекает город Вязьма, возникший в центре Среднерусской возвышенности. Первое упоминание в летописи о Вязьме относится к 1239 году. С этого момента город западный форпост русского государства. Важность Вязьмы подчеркивали частые визиты царей, а с 21 октября 1654 года по 10 февраля 1655 года город временно стал столицей Российского государства. Возвращаясь из Смоленска, царь Алексей Михайлович вынужден был остановиться в Вязьме. Причиной послужила разразившаяся в Москве эпидемия. Вслед за царем в Вязьму приехала вся царская семья и Патриарх Никон, а в городе был построен деревянный дворец.
На территории Вязьмы и в ее окрестностях сохранилось множество архитектурных ансамблей XVIII-XIX веков. Одним из уникальных памятников русского зодчества является церковь Одигитрии. В этом районе обнаружено 24 археологических памятника конца I - начала II тысячелетия н.э.
Посетив Смоленскую область Вы сможете в полной мере насладиться ее величественной природой, богатством местных ландшафтов и памятниками старинной архитектуры, соединившими в себе покой и умиротворение древних храмов с мощью и неприступностью средневековых крепостей /17/.
3.2 Достопримечательности
Древняя смоленская земля богата памятниками истории. Среди них - много церквей, соборов, монастырей. Многи историко-архитектурных памятников и в самом Смоленске, одном из дренейших городов России. Первые упоминания о Смоленске относятся к 863 году.
Музей-заповедник “Хмелита”
Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник А.С. Грибоедова "Хмелита" находится в Вяземском районе Смоленской области, в 260 км от Москвы, в 200 км от Смоленска, в 37 км от Вязьмы. Основой заповедника является усадьба Хмелита, родовое имение Грибоедовых с 1680 года.
Село Талашкино
Находится в 18 километрах от Смоленска. Талашкино это один из значительных художественных центров России конца XIX-начала XX века. Его можно сравнить с подмосковным Абрамцевым, оно является творческим содружеством художников, музыкантов, артистов.
Национальный парк "Смоленское Поозерье"
Парк образован в 1992 году, общая площадь около 150 тыс. га.
Расположен в зоне широколиственно-еловых лесов. Естественная растительность парка - сложные ельники и широколиственные леса. Ель здесь - коренная лесо-образующая порода (16%), сосна составляет 12%, березняки-38%, осинники - 13%, ольха черная - 6%. Посадки сосны кедровой производились на площади 8 га, лиственницы - 45 га.
Широколиственные леса (дуб, вяз, ясень) представлены небольшими фрагментами. В местах сплошных рубок часто встречаются чистые липовые насаждения. К широколиственным породам обычно в той или иной степени примешана ель. Большая часть березняков - вторичные и образованы они березой повислой.
Животный мир на территории парка типичен для лесной фауны. Наиболее распространены волк, лиса, ласка, горностай и др. Всего на территории парка зарегистрированы 290 видов позвоночных животных: 57 видов млекопитающих, 190 – птиц, 5 – пресмыкающихся, 10 – земноводных, 28 видов рыб.
В парке могут быть встречены некоторые виды птиц, занесенные в Красную книгу Российской Федерации: скопа, беркут, орлан-белохвост, змееяд, сапсан, черный аист, однако их численность очень низка. Стали редкостью лебедь-кликун, серый гусь, кобчик, перепел, серая куропатка, белая куропатка, серый журавль, дупель, филин, зимородоки некоторые другие виды птиц.