Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 19:08, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение теоретического материала по вопросам сельского туризма на территории Смоленской области, и определение стратегических направлений деятельности, а также поиск и обоснование перспективного развития сельского туризма в нашей стране.
Для достижения указанной цели решались следующие задачи:
Изучить историю развития агротуризма в Европе и России;
Рассмотреть природно-ресурсный потенциал Смоленской области как базу развития сельского туризма;
Определить основные объекты сельского туризма на территории области;
Введение 3
1 История развития аграрного туризма 5
1.1 Развитие агротуризма в Европе 5
1.2 Развитие агротуризма в России 8
2 Особенности сельского туризма. Основные проблемы и перспективы 12
2.1 Особенности агротуризма 12
2.2 Ключевые факторы развития агротуристских комплексов 13
2.3 Формы туризма, практикуемые в сельской местности 15
2.4 Проблемы организации сельского туризма 16
2.5 Организация отдыха и развлечений в сельской местности 17
2.6 Возможность использования зарубежного опыта в России 18
3 Сельский туризм Смоленской области 23
3.1 Географическое положение Смоленской области 23
3.2 Достопримечательности 24
3.3 Семинар по сельскому туризму 25
3.4 Перспективы развития сельского туризма в Смоленской области 26
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Основу ихтиофауны каждого речного бассейна составляют карповые (53-56%). Наиболее широко распространены такие виды, как плотва, лещ, елец, голавль, краснопёрка, уклея, а также щука, окунь, ёрш. Встречаются некоторые ценные виды рыб: сиг, кумжа и ручьевая форель, а также обыкновенный подкаменщик, занесенный в Красную книгу Российской Федерации.
Особой популярностью у туристов пользуются: минеральный источник “Святой колодец”, городище древнего Вержавска. В национальном парке разработаны и обустроены экологические тропы, действуют водные туристические маршруты.
На территории парка на протяжении многих лет действует детский экологический лагерь “Лесная республика”/17/.
В рамках долгосрочной областной
целевой программы «Развитие
внутреннего и въездного
Не случайно для подобного
мероприятия выбрана именно Беларусь.
Наши ближайшие соседи давно и
успешно развивают сельский туризм,
приносящий существенный дополнительный,
а иногда и основной доход сельским
жителям, и придающий сильный
импульс социально-
Главы муниципальных образований и Администраций районов: Вяземского (И.В. Демидова), Темкинского (Р.В. Журавлев), Кардымовского (О.В. Иванов), Угранского (Н.А. Силаев), Краснинского (И.В. Тимошенков) Демидовского (А.Ф. Семенов), смоленские предприниматели, развивающие сельский туризм, представители Администрации Смоленской области посетили 5 усадеб в Лепельском районе Витебской области. В Лепельском райисполкоме по итогам тура состоялся круглый стол по обмену опытом с местными властями и специалистами, курирующими вопросы агротуризма. В Оршанском районе делегация посетила агроусадьбу «Сябры».
Все участники мероприятия отметили высокий уровень организации сельского туризма в Республике Беларусь и оценили значение проведенного тура для развития агротуризма в Смоленской области. Участники тура много общались с хозяевами усадеб, задавали конкретные вопросы, обменивались контактной информацией.
Также в ходе визита заместителем Губернатора Смоленской области А.П. Воробьевым, начальником Главного управления международных связей, регионального сотрудничества и туризма Смоленской области А.О. Гуренковым и представителями Лепельского райисполкома Витебской области обсуждался вопрос о разработке совместного международного туристского маршрута для молодежных групп и школьников.
3.4 Перспективы развития сельского туризма в Смоленской области.
Очень часто под «селом» понимают «сельское хозяйство» и наоборот. Хотя первое слово, скорее, понятие территориальное, а второе – отрасль экономики. И на селе могут присутствовать (и присутствуют) различные отрасли народного хозяйства. На Смоленщине по большей части сельскохозяйственное предприятие является деревнеобразующей, точно так же, как в городах существуют промышленные градообразующие предприятия. Поэтому заботиться о селе и заботиться о сельском хозяйстве не всегда есть одно и то же.
В таких условиях очень важным становится направление диверсификации производства в сельской местности, в первую очередь в целях устойчивой стабильной социальной ситуации. И одним из направлений такой диверсификации является развитие сельскохозяйственного туризма (или агротуризма).
Развитие агротуризма в Смоленской области вполне обоснованно: растущий уровень урбанизации и потребность горожан в смене обстановки и образа жизни в период отпусков; близость к Московской агломерации; низкий уровень рентабельности сельскохозяйственного производства, отток экономически активного населения из села; низкая занятность населения и низкий уровень оплаты труда в сельском хозяйстве /19/.
Основной целью развитию туризма на селе является улучшение условий жизни местного населения. Агротуризм поможет сформировать рабочие места и создать рынки сбыта сельскохозяйственной продукции. Развитие туризма на селе является не только дополнительным доходом для местного населения, но является фактором, стимулирующим развитие села и сельской местности в целом.
Что же можно сделать в нашей области?
Направлениями агротуризма могут быть: частные гостевые дома (своего рода мини-гостиницы на селе), расположенные в живописной местности; «сельские» туры с проживанием и питанием туристов в деревенском доме, знакомство с традиционным сельским бытом; спортивные туры (на байдарках, на лошадях, на велосипедах); культурно-познавательный туризм в места исторических событий.
Частные гостевые дома уже начали формироваться в национальном парке «Смоленское поозерье», Вяземском, Гагаринском районах. Агротуризм, включающий посещение туристами сельской местности, отдых и оздоровление в экологически чистой сельской местности, имеет значительные перспективы развития в нашей области. Во многих сёлах есть значительный объём пустующего жилого фонда. Питаться туристы будут натуральными овощами, фруктами и ягодами, которые могут и сами выращивать и собирать /18/.
Для иллюстрации культурно-
При посещении радует хорошее состояние музея: практически полностью реставрированного, с богатой экспозицией. Обращаешь внимание на подвижнический труд сотрудников музея, отдающих самих себя всецело делу сохранения памяти.
Но стоит поглядеть по сторонам… Люди, которые работают в музее-усадьбе, зачастую работают там, потому что другой работы попросту не найти. Руководители музеев жалуются на скудное финансирование: государственных денег не хватает, а выручки от экскурсантов мало. А кроме этого, проблема, присущая, пожалуй, всей смоленской деревне: вымирание. Совершенно не развитой оказалась сувенирная промышленность. Отсутствует возможность в достойных условиях перекусить. Туристу совершенно негде остановиться на ночлег. Не оказываются сопутствующие услуги /21/.
Дворянские усадьбы вплоть до начала ХХ века были главными культурными центрами в регионах. На современном этапе я вижу в бывших дворянских усадьбах возможность создания инфраструктуры агротуризма.
Развитие агротуризма закреплено и на административном и законодательном уровне. В функции сформированного в этом году Главного управления международных связей, регионального сотрудничества и туризма вверено содействовать «развитию агротуризма, экологического и охотничьего туризма в Смоленской области». Также по госпрограмме развития сельского хозяйства, наряду с которой действует аналогичная областная, предусмотрена субсидия на возмещение ставки рефинансирования Центробанка на уплату процентов по кредитам, взятым на развитие несельскохозяйственным видов деятельности, в том числе сельского туризма. С нормативными документами можно ознакомиться в означенном выше управлении или в Департаменте сельского хозяйства и продовольствия.
Развитие альтернативных видов деятельности, наряду с созданием многоукладного производства, должно стать одним из условий экономического роста сельских территорий. Также развитие агротуризма призвано способствовать решению проблем безработицы, алкоголизма и браконьерства.
Каким образом планируется и удается развивать туризм на Смоленщине?
Разработан проект концепции развития регионального туризма на срок до 2015 года, в котором определены приоритетные направления деятельности областной власти в этой сфере. Это и совершенствование законодательства, создание новых нормативно-правовых актов в сфере туризма, а также условий для развития туристской инфраструктуры и привлечения инвестиций, и формирование условий для совершенствования системы подготовки профессиональных кадров. Кстати, и брендирование региона, и эта концепция активно обсуждались общественностью - главным образом, на смоленских веб-конференциях /22/.
При этом главной стратегической целью развития туризма в Смоленской области является повышение качества жизни и благосостояния населения. Администрация ставит перед собой конкретные задачи: создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, который обеспечивал бы широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных туристских услугах; повышение занятости и уровня доходов населения, способного обеспечить весомый вклад в экономику области.
Заключение
Агротуризм, являясь относительно новым видом отдыха, играет все более важную роль в структуре въездного и внутреннего туризма. Его развитие актуально и перспективно практически для всех регионов России.
В России развитие агротуризма сдерживается влиянием следующих факторов:
1. Несовершенством федерального
и регионального законодательст
2. Разобщенностью усилий
по развитию внутреннего
3. Плохим состояние
российских дорог. Поездки по
России связаны с
4. Слабым проявлением туристских потоков.
5. Неудовлетворительным
использованием муниципальными
органами своей управляющей
Среди факторов, способствующих развитию агротуризма можно отметить следующие:
- Благоприятные природно-климатические условия;
- Наличие малых и средних хозяйств, способных принимать туристов;
- Необходимая инфраструктура;
- Благоприятная экологическая обстановка;
- Традиции русского гостеприимства;
- Привлекательность этнокультурных особенностей территории.
Актуальность развития сельского туризма обусловлена следующим:
- низким уровнем социально-экономического развития в сельской местности,
- продолжающимся оттоком жителей из села;
- отсутствием возможности для малых и средних хозяйств, не способных к модернизации или объединению в крупные единицы, не производящие продукции на рынок, заняться другим видом деятельности;
- удаленностью внутренних сельских территорий от центров обслуживания;
- низким уровнем развития организованного внутреннего туризма;
- спросом на недорогой отдых. В основе спроса на «путешествия по специальным интересам» лежит важная тенденция: индустриальные страны достигли такой стадии, когда движущей силой экономического роста являются уже не стремление людей потреблять больше товаров, а их желание «живых впечатлений и опыта». Новое поколение российского среднего класса, а именно он все больше становится потребителем агротуристских услуг, ориентируется на покупку комплексного и индивидуально подобранного пакета услуг.
Агротуризм как вид индивидуального
отдыха удовлетворяет запросы различных
групп среднего класса, предполагая независимость
передвижения, индивидуальную организацию
досуга и экскурсионной программы.
Основной поток потенциальных потребителей агротуристских
туров – туристы, главной целью которых
является просто «необычное путешествие».
Пять основных мотиваций, на основании которых клиенты выбирают туры в природу – познавательные и приключенческие:
- улучшение физической формы и здоровья;
- неформальное общение;
- новые впечатления и приключения;
- познание себя и природы;
- «бегство» от городской тесноты и стрессов.
Туристов выбирающих агротуризм объединяют общие особенности:
- стремление испытать что-либо новое и значимое;
- стремление получить дополнительные возможности развития, самосовершенствования, приобрести новый опыт.
Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что сельский туризм представляет собой одну из приоритетных сфер развития малого предпринимательства, так как способствует решению экономических проблем сельской местности и выступает в качестве социального амортизатора при реконструкции аграрного сектора экономики, позволяющего перевести избыток трудовых ресурсов в альтернативный сектор производства услуг и создать новые рабочие места в сельской местности.