Подарками от авиакомпаний
могут быть и разнообразные льготы и услуги
вне самолета. «Japan Airlines», например, раздает
талончики, которые можно отоварить в
магазине Duty-Free в Токио и Осаке; «ANA» вручает
телефонные карточки или приглашение
на бесплатную ночь в отеле; «Iberia» — сотовый
телефон на неделю. «Austrian Airlines» разработала
систему талонов, по которым пассажиры
бизнес-класса могут делать покупки в
крупных магазинах Вены, бесплатно переночевать
в одной из гостиниц австрийской столицы
или взять на день автомашину напрокат.
Такие же льготы предоставляют путешествующим
на своих рейсах «Finnair» и «British Airways». «United
Airlines» дарит на 3 ч всем, кто летит в Париж
первым и бизнес-классом, номер с завтраком
в гостинице.
В последнее время перевозчики
стали уделять большое внимание самочувствию
туристов во время полета. Это связано
с участившимися случаями ухудшения состояния
здоровья на длительных маршрутах пассажиров,
летящих эконом-классом. Согласно версии
экспертов, длительная неподвижность
в согнутом положении тела и кислородное
голодание, которыми, как правило, сопровождается
полет в перенасыщенном углекислым газом
салоне, могут привести к образованию
тромбов в нижних конечностях, что чревато
самыми серьезными последствиями. С целью
исключения случаев возникновения тромбов
многие авиакомпании, в том числе российские,
стали выдавать пассажирам, чей полет
длится более 7 ч, специальные противотромбозные
гольфы. Кроме того, для пассажиров эконом-класса
демонстрируется видеоролик «Зарядка
в кресле». Он предлагает сидящим в креслах
туристам делать различные движения ногами
и растяжки, чтобы не застывать надолго
в одной позе.
Для оказания срочной медицинской
помощи нуждающимся в ней на пассажирских
авиалайнерах имеются бортовые аптечки,
содержащие достаточно широкий ассортимент
лекарственных препаратов.
Руководители ряда авиакомпаний
пошли еще дальше в своем желании помочь
плохо чувствующему себя пассажиру. Они
приняли решение разместить на борту своих
самолетов набор медицинского оборудования,
позволяющий экипажу оказывать неотложную
помощь заболевшему туристу. Через спутниковую
связь на землю специалистам-медикам передаются
сведения о состоянии здоровья пассажира,
его пульс, температура, артериальное
давление, уровень кислорода в крови. Специальные
видеокамеры позволяют врачам вести визуальное
наблюдение за состоянием пассажира и
координировать действия экипажа по оказанию
ему неотложной помощи. Следует отметить,
что благодаря международной телемедицинской
компании «MedAir», услугами которой пользуется
более 40 авиаперевозчиков, удалось спасти
не один десяток пассажиров.
Одно из важных направлений
сервиса при авиаперевозках — разработка
специальных программ для часто летающих
пассажиров, о которых подробно будет
рассказано в следующей главе.
- Сервис для детей
Дети на авиарейсах также не
оставлены без внимания. Например, американские
ученые при содействии Федеральной авиационной
службы США разработали специальный жилет
безопасности для пассажиров в возрасте
до 2 лет. Причем разработано два размера
жилета — для грудничков и для тех, кто
уже начал ходить. С виду этот жилет напоминает
обыкновенный спасательный жилет с множеством
разных ремешков. Родитель засовывает
в него своего ребенка, пристегивает себя
ремнем безопасности к креслу и затем
с помощью специального ремешка прикрепляет
жилет с малышом к своему ремню. Новый
детский спасжилет сделан из экологически
чистых материалов, к тому же он смоделирован
с учетом анатомических особенностей
ребенка, поэтому тот не будет чувствовать
себя стесненным в движениях.
На многих авиалиниях действуют
специальные программы, ориентированные
на детей. Еще до взлета дети получают
пакеты с кроссвордами и загадками, а во
время полета им предлагаются игрушки.
На борту самолетов транслируется детский
телеканал, а также имеется большой выбор
кассет с диснеевскими мультфильмами.
Для юных путешествующих пассажиров «British
Airways» ввела новую специальную услугу
«Дети едят первыми». В соответствии с
ней сначала питание предлагается детям,
которые сами выбирают себе меню, составленное
с учетом детского рациона. Такой порядок
обслуживания имеет еще одну положительную
черту — накормив сначала детей, взрослые
могут спокойно заниматься своим обедом
Отечественные авиакомпании
также стали применять на своих рейсах
новые приемы в обслуживании пассажиров,
путешествующих с детьми. В частности,
компания «Сибавиатранс» («СИАТ») первой
из российских предложила своим пассажирам
в дополнение к обычному взрослому журналу
детский журнал для развлечений в полете.
Маленькое восьмистраничное издание содержит
рисунки для раскрашивания, загадки, считалки,
стихи и даже развертку бумажного самолетика,
для крыльев которого предусмотрены наклейки
с эмблемой авиаперевозчика. К журналу
прилагается набор миниатюрных цветных
карандашей, чтобы не возникло проблем
с раскрашиванием картинок.
Многие перевозчики на своих
маршрутах обеспечивают детей специальным
питанием. Для маленьких пассажиров (до
2 лет) предусмотрен отдельный лоток, где
есть фруктовое и мясное пюре, сок и йогурт.
Детям в возрасте от 2 до 12 лет предлагают
обед, в котором больше соков, все блюда
диетические и нарезанные, чтобы было
удобно есть без ножа.
- Развлекательный
сервис на борту
Для того чтобы привлечь на
свои рейсы как можно больше пассажиров,
многие международные авиакомпании предлагают
своим клиентам мероприятия развлекательного
характера, а также ряд услуг по поддержанию
хорошего настроения во время полета.
Так, ряд авиаперевозчиков пассажирам
бизнес-класса предлагают пользоваться
библиотекой; авиакомпания «Virgin Atlantic»
проводит сеансы массажа в специальных
кабинетах; «KLM» показывает коллекцию
редкого фарфора. «Swissair» и «Sabena» на коротких
рейсах предлагают туристам развлекательный
видеоролик, который длится 20 мин и включает
маленькие сюжеты о новостях спорта, новости
мира моды, информацию об окружающей среде,
видеоролик о прибытии, анонс событий
культурной жизни, программу «Без комментариев».
На более длительных рейсах предлагается
большой выбор фильмов — более двадцати
названий на все вкусы: боевики, триллеры,
«ужастики», мелодрамы и др.
- Сервис в аэропортах
Расширяются услуги и в аэропортах.
Для пассажиров первого и бизнес-класса
в крупнейших аэропортах мира есть комнаты
для отдыха, залы ожидания и бизнес-центры.
Например, в Руасси имеется комфортабельный
салон на 60 пассажиров, открытый авиакомпанией
«Lufthansa» для своих туристов. Некоторые
авиакомпании из-за тесноты в аэропортах
организуют совместные салоны, в которых
общими усилиями предоставляют в распоряжение
путешествующих деловых людей различное
оборудование (факсы, телефоны, компьютеры)
и кушетки для отдыха. Аэропорт Франкфурта-на-Майне
предлагает очень широкий набор услуг:
душевые, помощь стоматолога, культовые
помещения для протестантов, католиков,
иудеев или мусульман, дискотека «Дориан
Грей», боулинг-зал, большое количество
магазинов, лавочек, бутиков и др.
В американских салонах «Adviral
Club» имеется душ, что позволяет сильно
спешащим бизнесменам, не заезжая в отель,
сразу отправиться по делам или на работу.
«British Airways» предлагает душ и массаж в рекреационном
центре отеля «Forte Crast». В Ванкувере в салонах
«Air Canada» пассажиров ждет офисный центр
с компьютерами и выходом в Интернет. В
южно-корейском международном аэропорту
пассажирам разрешается бесплатно пользоваться
интернет-сайтами, отправлять электронную
почту. Этот список можно продолжать и
дальше.
Компания «Iberia» в помощь путешественникам
создала специальную службу, сотрудники
которой помогают пассажирам ориентироваться
в аэропорту и готовы исполнить их небольшие
поручения (для отличия эти служащие носят
яркие красные куртки). Если кто-то забыл
важный документ, обслуживающий консьерж
разыщет его и доставит; возникла необходимость
купить цветы — с такой просьбой также
можно обратиться к представителю этой
службы. Если рейс задерживается — клиента
предупредят заранее, пока он не успел
выехать из дома.
Уже говорилось о том, что авиакомпании
очень внимательно относятся к авиапассажирам
с детьми. Например, в лондонском аэропорту
Хитроу авиакомпания «British Airways» открыла
собственные ясли, где опытные няни присматривают
за ребенком, если родителям необходимо
отлучиться по делам. В аэропорту Сиднея
для детей работает специальный зал с
развивающими играми, книгами, кубиками
«Лего» и клоунами.
Чтобы заполнить досуг пассажиров
во время ожидания рейса, авиапредприятия
могут предложить им и необычные услуги
развлекательного характера. Например,
в международном аэропорту Абу-Даби (ОАЭ)
для транзитных пассажиров в 500 м от аэропорта
открыт гольф-клуб, где можно скоротать
свободное время перед вылетом. В мюнхенском
аэропорту появился первый аэропортовый
ресторан с собственной пивоварней, где
можно дегустировать свежеприготовленный
напиток с 10 ч утра до 1 ч ночи; сиднейский
аэропорт предоставляет помещение для
любителей караоке. Крупнейшая в Европе
и Азии сеть аэропортовых баров Select Service
Partner стала развлекать туристов, ожидающих
рейс, совсем нетрадиционным способом.
К клиенту, находящемуся в кафе аэропортов
Глазго или Манчестера, может неожиданно
«подлететь» повар в белоснежном колпаке,
щелкнуть пальцами, после пиво в стакане
клиента становится безалкогольным или
котлета на глазах превращается в пирожное
— это британские работники кухни реализуют
навыки, полученные в результате прохождения
специальных курсов магов и иллюзионистов.
- Питание на борту
воздушного судна
Подробнее следует остановиться
на одном из важнейших факторов сервиса
на борту воздушного судна — организации питания. Существует
мнение специалистов, что 70% впечатления,
составленного пассажиром об авиакомпании,
зависит от того, чем кормили и как кормили
во время полета. С одной стороны, это обусловлено
естественными потребностями человека
в еде при длительных перелетах. С другой
стороны, питание можно рассматривать
как одно из немногих занятий, доступных
пассажирам во время пребывания в замкнутом
пространстве на борту воздушного судна.
Поэтому имидж перевозчика во многом зависит
от того, как реализуется для пассажиров
это занятие.
Большинство крупных российских
перевозчиков считают, что экономить на
питании не стоит, так как это вопрос престижа.
В связи с этим авиакомпания «Трансаэро»
на рейсе «Москва — Санкт-Петербург»,
который длится всего 40 мин, умудряется
накормить пассажиров бизнес-класса. Сделать
это не так легко, если учесть, что 20 мин
уходят на взлет и 15 мин — на посадку.
Часто питание становится инструментом
конкурентной борьбы между соперниками.
Так, например, в Самаре существуют две
авиакомпании — «Волга» и «Самара». Когда
«Волга» стала предлагать на коротких
рейсах снек-боксы с продуктами, пассажиры
стали более охотно пользоваться услугами
именно этой компании.
При организации питания на
борту воздушного судна учитываются длительность
полета, время суток, класс обслуживания
пассажиров и др. Как правило, на коротких
и ночных рейсах пассажирам предлагается
компактный ланч-бокс, содержащий бутерброды,
сэндвичи с различными напитками, соки,
орешки, минеральную воду. Этот набор продуктов
необязательно есть в самолете — при желании
его можно забрать с собой.
На длительных рейсах предусмотрено
горячее питание, которое подается каждые
4 ч, при этом состав блюд меняется. Рацион
горячего питания зависит от класса обслуживания,
но всегда включает не менее трех-четырех
блюд, а также чай, кофе, соки. Ниже рассмотрено
содержание рациона горячего питания
для пассажиров эконом-класса у разных
перевозчиков.
- Рацион горячего
питания для пассажиров эконом-класса
«Аэрофлот»
Закуска: рыбная или
мясная, овощной салат. Горячее на
выбор: телятина или курица, или
рыба с гарниром булка. Десерт
на выбор: фрукты, или компот, или
пирожное. Напитки: чай, кофе.
«East Line»
Закуска: салат из крабовых
палочек. Горячее на выбор: цыпленок
в пивном кляре или говядина
в кисло-сладком соусе Сырок, булочка
с маслом Десерт: пирожное, шоколад,
фрукты Напитки: чай, кофе.
«AJT»
Закуска: салат оливье
или кукуруза с фасолью. Горячее
на выбор: гуляш с макаронами,
или курица с рисом Булки, масло
Десерт: пирожное Напитки: чай,кофе
«British Airways»
Закуска: шотландский
копченый лосось Горячее на
выбор: бифштекс с соусом и
картофелем в мундире, или морепродукты,
или картофельные клецки с
артишоками и соусом. Сыры «Пармезан»
и «Бри» с итальянским хлебом.
Десерт: пирожное, виноград
Напитки: чай, кофе.
« Delta Airlines»
Закуска: салат из зелени
Горячее на выбор: говядина в
горшочке в грибном соусе с
картошкой или жареный цыпленок
с жареной картошкой. Булочка
с маслом. Десерт: пирожное. Напитки:
чай, кофе.
Питание пассажиров первого
и бизнес-класса отличается более богатым
выбором блюд, а также наличием деликатесов.
Например, «Аэрофлот» и другие отечественные
компании предлагают клиентам элитных
классов черную и красную икру, грибной
паштет, салат из крабов; «Swissair» — гусиную
печень, отборную семгу, креветки и т. п.
Кроме того, имеются отличия
в порядке подачи блюд. В первом классе
обслуживание носит характер ресторанного:
сначала подается закуска, потом горячее
и затем десерт. В других классах обед
подается сразу в специальном контейнере.
Отличается и сервировка стола.
В салонах первого класса используются
фарфор, хрусталь, мельхиоровые столовые
приборы. В эконом- и бизнес-классе применяется,
как правило, одноразовая или многоразовая
пластмассовая посуда.
Что касается напитков, то строгих
правил в их количестве и наборе нет —
каждая авиакомпания решает этот вопрос
в зависимости от средств и национальных
особенностей.
Иностранные авиакомпании придерживаются
более низких норм «горячительных напитков»
- 100-150 г, при этом наиболее щедрыми считаются
«British Airways», «Finnair», «Lufthansa», а вот «Air France»
не особенно балует своих клиентов — любителей
спиртного.
Для пассажиров, предъявляющих
особые требования к питанию, связанные
с национальными особенностями, приверженностью
к определенной пище или состоянием здоровья,
большинство авиакомпаний в настоящее
время предлагают широкий выбор специальных
блюд. При этом специальное питание можно
классифицирована несколько групп: медицинское,
вегетарианское, религиозное, детское
и др. Медицинское питание предполагает
диабетические блюда; блюда с пониженным
содержанием протеина, холестерина, лактозы,
с низким содержанием соли, с высоким содержанием
клетчатки, без клейковины и т.д. Религиозное
питание может быть мусульманское, кошерное,
индусское; вегетарианское — западное,
азиатское, строго вегетарианское; детское бывает
младенческое и для детей от 2 до 12 лет.
За каждым видом питания закреплен код,
который утверждается Международной Ассоциацией
воздушного транспорта (IATA). При бронировании
билета в нем делается пометка о заказ
определенного рациона специального питания.