Спецпитание дополнительно
не оплачивается, его стоимость входит
в стоимость билета. Единственное требование
— такое питание надо заказать во время
бронирования или не позднее чем за 24 —
48 ч (в зависимости от правил перевозчика)
до вылета.
Загрузка самолетов борт питанием
производится по заявкам специальной
службы аэропортов. За 3 ч до вылета эта
служба передает заказ на каждый рейс
отдельно с указанием количества рационов
по виду и в соответствии с классом обслуживания.
Спецрацион можно заказать
не только на международных, но и на внутренних
рейсах. Интересную акцию в связи с этим
впервые провел «Аэрофлот» весной 2002 г.
на своих внутренних маршрутах. Во время
Великого поста (с 22 марта по 4 мая) на всех
рейсах по России пассажирам, желающим
не прерывать пост, bopi-проводники
предлагали постное меню из растительных
блюд соблюдением традиций православной
церкви.
Кроме стандартного и специального
питания на рейсах отдельных перевозчиков
пассажир может заказать себе все, что
захочет (конечно в разумных пределах),
однако уже за дополнительную плату. Такое
индивидуальное питаниепрактикуется,
например, в компаниях «British Airways», «AJT»,
«Континентальные авиалинии».
Стоимость питания у разных
перевозчиков различна и колеблется от
6 до 35-37 $ США в зависимости от содержания
рациона класса обслуживания и продолжительности
рейса. И хотя существуют авиакомпании,
которые в целях снижения стоимости билетов
урезают или совсем отменяют питание на
своих рейсах (особенно непродолжительных),
большинство из перевозчиков стараются
не отказывать пассажирам в такой услуге.
Непосредственно приготовлением
пищи для авиапассажиров занимаются предприятия
(цеха) бортового питания. Это специальные
фабрики-кухни, разрабатывающие рационы
с учетом научно-обоснованных норм потребления
продуктов и условий, в которых происходит
их прием. Пища должна иметь оптимальную
калорийность, необходимое содержание
белков, витаминов, минеральных веществ;
кроме того, она должна быть небольшого
объема, хорошо упакована, легко транспортироваться,
привлекательна и аппетитна на вид, желательно,
чтобы ее можно было легко разрезать пластмассовым
ножом или вилкой.
Предприятия бортового питания,
производящие такую продукцию, как правило,
базируются в аэропортах и тесно сотрудничают
с авиакомпаниями, обслуживающимися в
этих аэропортах. При этом они проводят
презентации, где демонстрируют стандартные
варианты меню; учитывают мнение и пожелания
перевозчиков и затем составляют содержание
рационов для пассажиров эконом-, бизнес-
и первого классов. Обычно такие презентации
проходят два раза в год — накануне летней
и зимней навигаций. В соответствии с этим
все крупные авиакомпании пересматривают
рационы бортового питания дважды в год.
Помимо этого, существует еще так называемая
цикличность смены меню. Например, «Delta
Airlines», «British Airways» и «Континентальные
авиалинии» разрабатывают два вида меню
и меняют его каждый месяц, «Аэрофлот»,
«East Line» и «AJT» делают это еженедельно.
Вопрос с закупкой продуктов
каждая из фабрик решает по-разному. «Аэромар»
закупает продукты как у иностранных,
так и у отечественных производителей:
свинину из Финляндии; рыбу из Норвегии;
сыры из Франции; говядину, птицу и паштеты
из Америки; овощи и фрукты из Голландии;
осетрину и черную икру у отечественных
производителей.
«Домодедово эр Сервис» и «Внуково-Eurest»
сотрудничают в основном с российскими
поставщиками. «Алазани-Эдем» наладила
собственное производство продуктов питания,
а то, что не выпускает сама, — старается
покупать в России.
Количество порций, вырабатываемых
предприятиями бортового питания в сутки,
составляет 3000 — 50000 штук в зависимости
от предприятия и от сезона навигации.
Вкусовые достоинства пищи ежедневно
оцениваются специальной комиссией во
главе с шеф-поваром фабрики.
Следует отметить, что одним
из основных принципов, лежащих в основе
работы всех цехов, является стандарт.
Принцип относится не только к содержимому
рациона, но и к тому, как оформлены продукты,
как разложены они на тарелочках, какую
форму имеет контейнер и т. п. Это связано
с тем, что условия приема пищи в салоне
самолета таковы, что каждый пассажир
из-за близкого расположения кресел видит
не только свою «тарелку», но и «тарелку»
соседа. И если вдруг окажется что его
порция выглядит не так красиво, как у
соседа, это может испортить ему настроение
и наложить негативный отпечаток на все
воздушное путешествие.
Что касается посуды,
используемой для авиапассажиров,
то одним из ее наиболее
крупных производителей и поставщиков
является голландская фирма «De
Ster ACS». Она работает со многими авиакомпаниями,
создавая для них новые формы, модели,
цвета стаканов, тарелок, подносов и самих
контейнеров. Более 350 перевозчиков доверяют
свой сервис этой фирме. Среди них «British
Airways», «Delta» «Airlines», «Lufthansa», «KLM», «Air France»,
«Swissair», «Аэрофлот», «Трансаэро», «Узбекские
авиалинии», «Пулковские авиалинии» и
др.
В последнее время свои услуги
по производству бортовой посуды стала
предлагать отечественная фирма «Планета
термофилинг», производящая снек-боксы,
ланч-боксы, горячие тканевые полотенца
для авиапассажиров.
Помимо организованного питания
на дальнемагистральных рейсах в самолетах
устраиваются буфеты, где можно купить
бутерброды, закуски, кондитерские изделия,
фрукты, орешки и т.п. в течение всего полета.
Пользоваться этими буфетами могут пассажиры
любого класса.
- Курение на борту
самолета
Говоря о сервисе пассажиров
на воздушных судах, нельзя обойти вниманием
такой важный для многих вопрос, как курение
на борту самолета. В настоящее время большинство
крупнейших авиакомпаний мира ужесточили
меры против курильщиков.
Инициатором борьбы с курением
на воздушном транспорте стала Международная
организация гражданской авиации (ICAO)
когда в начале 90-х гг. прошлого века она
обратилась ко всем входящим в нее государствам
с призывом о запрете курения на всех международных
рейсах. В кабинах установлены сильные
нейтрализаторы табачного дыма, поглотители
запаха, самоопорожняющиеся пепельницы,
плотные занавески. Однако такое оборудование
из-за дороговизны могут позволить себе
не все перевозчики, а главное — эти меры
идут вразрез с самой целью отмены курения
на борту самолетов.
Азиатские авиакомпании более
лояльно относятся к курящим туристам,
однако и им пришлось существенно сократить
количество мест для курящих на маршрутах
в Европу и Америку (указываются ряды в
салонах самолетов, где можно курить во
время полета). При этом разрешается курить
только сигареты, так как трубки, сигары
и сигариллы имеют сильный запах и их горящая
часть слишком велика, что противоречит
требованиям безопасности полетов.
14 января 2002 г. в Российской
Федерации вступил в силу Закон
об ограничении курения табака,
согласно которому запрещается
курить на рабочих местах, в
городском и пригородном транспорте,
в самолетах при продолжительности
полета менее 3 ч. В связи с этим
уже в марте того же года
большинство рейсов «Аэрофлота»
были объявлены некурящими (ранее
ограничения касались лишь рейсов
продолжительностью до 2 ч, а с 1 июля
2001 г. — до 4 ч). При этом соответствующее
замечание было внесено в описание применения
тарифов всех классов. Теперь о новом запрете
пассажиры ставятся в известность при
бронировании билетов, регистрации на
рейс и в самом салоне самолета. Тем пассажирам,
которые трудно переносят воздержание
от курения, авиакомпания будет предлагать
субституты - препараты, позволяющие легче
перенести временный отказ от курения.
В настоящее время практически все отечественные
перевозчики последовали примеру «Аэрофлота».
Заключение
Современный уровень сервиса
авиаперевозок продвинулся настолько
хорошо, что часто на борту воздушного
судна пассажир ощущает себя так же, как
в дорогом отеле.
В зависимости от класса полета
набор услуг, конечно, очень меняется.
Но, тем не менее, даже минимальный тариф
включает в себя страховку и питание на
борту. В случае полета бизнес-классом
или первой категорией спектр предоставляемых
услуг зависит уже от выбранной авиакомпании.
И сюда могут входить как банальные мини-телевизоры,
так и анимация для детей, сауна и массаж,
а также полноценные спальные места.
Главной же и основной задачей
улучшения качества услуг остается безопасность
полетов и их своевременность. Потому
что рейсы часто задерживаются, а некоторые,
так и не долетают до конечной дестинации.
Библиографический
список:
- Александрова А. Ю. Международный
туризм. Учебник. – М.: КНОРУС, 2013.
- Биржаков М. Б., Никифоров В. И. – Индустрия туризма: Перевозки. . – СПб.: Издательский дом «Герда», 2007.
- Гуляев В.Г. Организация туристских перевозок:
Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика,
2007.
- Осипова О.Я. Транспортное обслуживание
туристов: Учебное пособие для студентов
вузов. – М.: Изд.дом «Академия»,
2012.