Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 20:33, курсовая работа
Целью настоящего исследования является анализ состояния, функционирования и значения , предпосылок развития сервисной деятельности на современном этапе развития человечества, в странах с различным уровнем развития. Кроме того, в работе исследуется уровень развития и значение сервисной деятельности в России.
В процессе работы над выбранной темой будут решаться следующие вопросы:
1. Влияние индустриального производства на сервисную деятельность;
2. Сервисная деятельность в обществе постиндустриального типа и в развивающихся странах;
3. Экономическая сущность сервисной деятельности;
4. Сервисная деятельность как способ удовлетворения общественных потребностей.
Введение 3
1. Особенности сервисной деятельности 5
1.1. Сервисная деятельность: понятие и особенности 5
1.2. Сервисная деятельность как способ удовлетворения общественных потребностей 11
2. Сервисная деятельность в различных типах общества 16
2.1. Влияние индустриального производства на сервисную
деятельность 16
2.2. Сервисная деятельность в обществе постиндустриального типа 19
2.3. Сервисная деятельность в развивающихся странах 24
Заключение 31
Список литературы
Средства массовой коммуникации (СМИ, масс-медиа) стимулируют в обществе индустриального типа процесс постоянного разрыва с традицией. По мере распространения массовой информации СМИ народное искусство мельчает, мифология истощается, самодеятельные и оригинальные формы осмысления людьми действительности умирают. Не только горожане, но и жители села окружены техногенной средой, которая не позволяет людям остаться в области древних мифов, романтических устремлений, но требует от них прагматического взгляда на мир.
Производственные структуры и сервисные организации используют в своих интересах появившиеся возможности влиять на личное и общественное сознание, превращая каналы СМИ в средство трансляции популярного искусства, массовой информации и рекламы. Отныне спрос и потребительское поведение людей определяются не только реальными, но зачастую и мнимыми потребностями, которые стимулируются рекламой и масс-медиа.
В обществе индустриального типа повышается уровень многообразия разных слоев и групп с неодинаковыми потребностями. Все это расширяет возможности порождения новых, не существовавших до этого, благ и услуг.
Вместе с тем трансформируется
общественно-экономический
В индустриальном обществе все, что связано с личностью работника, также претерпевает радикальные изменения. Работник трудится уже не в соответствии с традиционными нормами или заветами предков, а в соответствии с профессиональной подготовкой, уровнем квалификации, ростом общей культуры. Отсюда стремительное развитие в странах Западной Европы системы общего и профессионального образования.
Все перечисленные факторы общественного развития формируют новый образ жизни граждан. Уходят в прошлое те характеристики существования, которые определяли жизненный уклад людей традиционного общества. На первый план социальной практики выходят индустриальные способы возведения типового жилья, покупка пищевых продуктов и товаров повседневного спроса, изготовленных посредством машинных технологий. Речь идет о пищевых полуфабрикатах, консервах, бытовых приборах, мебели, одежде, устройствах, облегчающих ведение домашнего хозяйства и позволяющих проводить свободное время вдали от дома, и т.п.[8]
Сошлемся на важную характеристику современного образа жизни, которая связана с распределением суточного объема времени. Повседневное существование человека индустриальной эпохи подчиняется фиксированному времени пребывания на работе, дома, на отдыхе и т.п. Такой распорядок жизни, с одной стороны, позволяет человеку сосредоточиться на производственных обязанностях, повышает производительность труда, дисциплинирует. С другой стороны, интенсивный трудовой ритм способствует накоплению у работника усталости, создает возможность появления у него стрессов и психологических отклонений.
Вместе с тем у человека появляется фиксированное свободное время не только в конце дня, недели, но и отпускное время в течение года. В этой ситуации заботой человека становится эффективное использование свободного времени на восстановление сил, на общение с близкими людьми, на развлечения. Все это создает предпосылки для появления масштабного сегмента сервиса - сферы рекреации, игровой деятельности, развлечений.
Таким образом, в результате индустриализации сервисная активность получает колоссальный импульс развития, вырабатывая внутри себя новые формы самоорганизации и многообразных услуг современного типа. Сервисная деятельность обретает возможность порождать новые социокультурные потребности и тем самым увеличивать объем потребительского рынка. Во многих отраслях обслуживания происходит становление «индустрии сервиса», которая предполагает тесное переплетение услуг с технологиями промышленного производства.[11]
2.2. Сервисная деятельность в обществе постиндустриального типа
На рубеже 60-70-х годов в развитых странах стали проявляться качества нового - постиндустриального - общества. Его динамика определялась в значительной степени уже не индустриально-массовым производством, а наукоемкими, информационно-компьютерными технологиями и возросшей ролью услуг в социальном и культурном сегментах сервиса. Подобные процессы обозначаются в науке как «информационная революция», «сервизация экономики».
Информационная революция связана с появлением в жизни людей компьютерной техники, автоматизированных систем связи. Значение информации в жизни общества и индивидуума резко возрастает, что ведет к признанию рождения «информационной среды обитания», «электронно-цифрового общества». В этой ситуации знания и информация становятся важными ресурсами, усиливая процесс информатизации. Информатизация начинает интегрировать социальные, технологические, экономические, политические и культурные механизмы общественного развития. Таким образом, создаются перспективы формирования новых культурных и социально-гуманитарных потребностей информационного характера. Отныне все, что связано с рождением и распространением новой информации, образует в экономике развитых стран и мирового хозяйства в целом масштабный сегмент сервисно-информационного производства.[7]
Сервизация экономики связана с процессом активного инвестирования в инфраструктурные отрасли, т.е. в то, что ранее рассматривалось как находящееся за рамками собственно индустриального производства, - управленческая деятельность, информационно-производственные потоки, наконец, уровень культуры и профессиональные качества самих работников обслуживания.
Конечно, активное инвестирование в инфраструктуру сервиса обусловливалось не благотворительными мотивами производственного менеджмента, но ускорением темпов научно-технического прогресса, общим ростом доходов в рамках экономической деятельности, расширением потребностей производителей услуг в кредитных ресурсах и в целом углублением конкуренции. Ориентация на увеличение сервисного сектора стимулировала крупные предприятия формировать собственные внутрифирменные блоки обслуживания (например, информационно-технологические структуры, обслуживающие те или иные подразделения), а также создавать дочерние фирмы или приобретать уже производящие услуги.
В этих условиях средние и мелкие предприятия, не выдерживая высоких расходов своих обслуживающих подразделений, закрывают их и переходят на покупку продуктов обслуживания со стороны. В этом случае дешевле обходятся разовые правовые, инжиниринговые, консалтинговые услуги, а также обращение к услугам специализированных фирм по обеспечению безопасности, поддержанию связей с общественностью и др. Все эти процессы на крупных, средних и мелких предприятиях свидетельствуют об укреплении связей между производством и капиталом, между сервисными и несервисными отраслями.[12]
Определяя важнейшие характеристики постиндустриальной экономики, японский ученый К. Ямагучи выделяет следующие ее параметры: ранее производство развивалось в строго централизованных рамках (руководство из одного центра); ныне имеет место децентрализация его разных ответвлений и структурно-управленческих узлов. Вместо стандартизации продукции современный производитель ориентируется на потребителя и удовлетворение индивидуальных заказов. Вместо синхронизированной работы многих тысяч людей в рамках одного производственного цикла происходит переход на работу по гибкому режиму дня (используется скользящий график). Масштабная концентрация производства уступает место его рассредоточению не только на территории страны, но и в разных регионах мира (глобализация производственных процессов). Ранее производство было ориентировано на выжимание физических возможностей работника, теперь большее значение придается гармонизации отношений, согласованным действиям работников между собой.[9]
В последней четверти
XX в. в развитых странах преодолевается
исторически сложившееся
Отличительной особенностью постиндустриальной экономики выступает увеличение доли невещественного продукта-услуги, а также рост производства продукции по индивидуальным заказам. По оценкам ученых, производство услуг и информации в обществе завтрашнего дня будет значительно превышать производство товаров. Доминирующее значение в процессах такого рода будет занимать производство знаний, образов, духовных ценностей, информации в целом. Для такого производства уже сегодня требуется участие в указанных производственных процессах самих потребителей, предоставляющих производителю исходную информацию о предпочтительном исполнении заказа. Подобного рода продукт, в котором реализуется интерактивное отношение производителя и потребителя, составит главную отличительную особенность товара-услуги ближайшего будущего.[2]
Расширение многообразия создаваемого продукта и достижение максимума полезности того или иного набора товаров и услуг сохраняют прежнюю цель производства: достижение максимума прибыли. Однако принцип «прибыль любой ценой» в постиндустриальном обществе становится опасным - слишком масштабными могут быть издержки при его использовании. Чисто утилитарные задачи постиндустриальной экономики должны подчиниться тому, чтобы добиться более гармоничных отношений общества с окружающей средой, гуманизировать человеческие связи и взаимодействия, способствовать развитию личности.[14]
Таким образом, контуры будущего вырисовываются не такими приземленными и радужными, какими они виделись в рамках «общества изобилия». В постиндустриальном обществе безграничное материальное потребление уже не выступает признанным благом. Более того, в последние десятилетия XX в. человечество столкнулось с весьма серьезными противоречиями и издержками индустриального развития, заставившими забыть недавно распространенное клише о «беспроблемном существовании потребительского общества».
За счет экономической зависимости стран мира друг от друга ширятся процессы глобализации. В наибольшей степени выигрывают от этих процессов ТНК, а также занятая часть населения развитых стран. Однако по отношению к незанятой части работоспособного населения развитых стран глобализация поворачивается неприглядными сторонами.
Укажем также на возрастание роли информационно-финансовых технологий и банковского капитала в странах Запада. С середины 80-х годов начался отрыв финансового капитала от нужд материального развития и производственных мощностей, что способствовало разрастанию такого сектора банковского обслуживания, как фондовый рынок. По разным оценкам, на рубеже тысячелетий годовая торговля валютой в мировой экономической практике составляет более 400 трлн долл., что в 80 раз превышает мировую торговлю товарами. Таким образом, современное развитое общество создает условия для получения дополнительной прибыли без производства реальной стоимости (как не создают ее, к примеру, азартные игры или кражи, хотя они и перераспределяют материальные ценности, принося кому-то доход).
Выделим еще один важный фактор, определяющий слабость постиндустриального мира. Развитие техногенной цивилизации привело к внутреннему кризису самого человека. Если в традиционной культуре существовали механизмы (религиозные, семейно-родственные и др.), позволяющие человеку преодолевать психологические конфликты, душевную опустошенность, чувство утраты смысла жизни, то в настоящее время общество слишком далеко продвинулось в духовной дезориентации и не в состоянии помочь конкретному человеку.
Например, современный темп жизни, высокая насыщенность искусственной среды техникой создают неблагоприятные условия для жизненного пространства семьи, отдельного человека. Все большая часть людей не справляется с психологическими перегрузками, не может приспособиться к техногенной среде. У многих возникает устойчивое утомление из-за стрессовых воздействий. Человек испытывает общую духовную дезориентацию; у него деформируется потребность в семье, детях. Когда таких людей становится много, в обществе растет число массовых преступлений и психических заболеваний, а также алкоголиков, наркоманов, людей без определенного места работы и места жительства.[16]
Все указанные трудности развития техногенной цивилизации не могут быть разрешены совершенствованием отдельных сфер экономики, включая сервисную деятельность. Последняя не в состоянии развиваться, корректируя издержки технического прогресса или усугубляя его стратегические просчеты по отношению к человеку и окружающей среде.
Все это ставит человечество перед необходимостью выработки радикальных мер с тем, чтобы изменить неблагоприятные тенденции техногенной культуры и глобального развития.[3]
2.3. Сервисная деятельность в развивающихся странах
Под развивающимися странами понимаются все неевропейские страны, за исключением США, Канады, Японии, которые в течение XX в. успешно прошли индустриальную стадию развития, перейдя к постиндустриальной фазе. Иное дело - подавляющая часть стран Азии, Латинской Америки, Африки. Все они в первой половине XX в. оставались обществами традиционного, порой архаического типа. Многие из них долгий период до этого были включены в колониальные процессы обмена с европейскими странами, сохраняя при этом свою экономическую отсталость.
В течение почти всего XX в. модель «общества изобилия» рассматривалась гражданами многих стран традиционного типа в качестве образца для подражания. Этому способствовало и то, что начиная с XVIII-XIX вв. некоторые регионы мира стали колониями и попали под воздействие капиталистической экономики. В XX в. многие освободившиеся от колониальной зависимости государства Азии, Африки, Латинской Америки начали осуществлять модернизацию, т.е. проводили системные реформы, направленные на преобразование экономики, общественных отношений, а также системы социализации и образования молодежи. При этом ставилась цель - изменить традиционную культуру, сформировать современный уклад жизни людей, трансформировать экономику и в результате получить те материальные блага и услуги, которые имеются в «обществе изобилия».
Информация о работе Сервисная деятельность в различных типах общества