Сервисная деятельность в различных типах общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является анализ состояния, функционирования и значения , предпосылок развития сервисной деятельности на современном этапе развития человечества, в странах с различным уровнем развития. Кроме того, в работе исследуется уровень развития и значение сервисной деятельности в России.
В процессе работы над выбранной темой будут решаться следующие вопросы:
1. Влияние индустриального производства на сервисную деятельность;
2. Сервисная деятельность в обществе постиндустриального типа и в развивающихся странах;
3. Экономическая сущность сервисной деятельности;
4. Сервисная деятельность как способ удовлетворения общественных потребностей.

Содержание работы

Введение 3
1. Особенности сервисной деятельности 5
1.1. Сервисная деятельность: понятие и особенности 5
1.2. Сервисная деятельность как способ удовлетворения общественных потребностей 11
2. Сервисная деятельность в различных типах общества 16
2.1. Влияние индустриального производства на сервисную
деятельность 16
2.2. Сервисная деятельность в обществе постиндустриального типа 19
2.3. Сервисная деятельность в развивающихся странах 24
Заключение 31
Список литературы

Файлы: 1 файл

Сервисная деятельность.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

К 80-м годам XX в. часть  развивающихся стран, в частности  расположенные в восточно-азиатском субрегионе (Индия, Китай, Индонезия, Сингапур, Южная Корея, Малайзия, Тайвань и др.), демонстрируют высокие темпы современного развития, в силу чего их определяют как новые индустриальные страны. В Латинской Америке достаточно модернизированными являются Бразилия, Мексика, Аргентина.[10]

Однако у многих развивающихся  стран модернизация не удалась - в ряде случаев она завершилась возвратом к традиционализму (Иран, Камбоджа). Но для всех развивающихся стран остается характерным то или иное сочетание современных и культурно-традиционных форм развития.

Даже удачная модернизация Японии, новых индустриальных стран  показала, что народам, не включенным в ареал западноевропейской культуры, невозможно воспроизвести исторический путь ее развития, получить аналогичные результаты в экономике, социальной и духовной сфере. В наиболее успешных вариантах экономического обновления азиатских стран заимствованные извне хозяйственные технологии и социальные институты оказываются причудливым образом совмещенными с традициями. То же противоречивое сочетание качеств сервиса западноевропейского типа с традиционными представлениями о благах и личном удобстве демонстрирует в развивающихся странах сфера услуг.

Многие социальные сдвиги, имевшие место во второй половине XX в. в ряде развивающихся стран, безусловно, свидетельствовали об их переходе к обществу индустриального типа. Так, в результате модернизации в них снижалось значение крестьянского труда и доля жителей села; увеличивалось число и удельный вес горожан; происходило становление рынка наемного труда; изменялась отраслевая и квалификационная структура рабочей силы, о чем свидетельствовало возрастание числа занятых на мелкотоварном, индустриально-промышленном производстве, а также в третичном секторе; росла грамотность взрослого населения в целом и т.п.

Процессы индустриализации, происходящие в развивающихся странах, способствовали повышению роли сервисной  деятельности. Это обусловливалось целым рядом обстоятельств. С одной стороны, в любом периоде истории сфера услуг поглощала избыточные трудовые ресурсы, в том числе работников с низкой квалификацией, перемещающихся из села в город. С другой стороны, функционирование современных производительных сил невозможно без развитой сферы услуг.

Поэтому во всех развивающихся странах, осуществлявших модернизацию, традиционная сфера услуг не только расширялась и модифицировалась, порождая новые узкоспециализированные виды обслуживания, но по динамике роста числа занятых нередко обгоняла сферу промышленного и сельскохозяйственного производства. Так, если в 50-е годы первичный сектор развивающихся стран мира оттягивал на себя 45,1% новых рабочих рук, вторичный - 24,5, а третичный - 30,4%, то в 70-е годы эти показатели составляли 36,8, 22,8 и 40,4% соответственно.[4]

Если говорить о структурно-организационных  качествах бизнеса и предпринимательства в сфере услуг, то можно отметить, что в развивающихся странах наибольшую их часть составляют мелкие предприниматели, которые, как правило, принимают личное участие в процессе производства. Живучесть мелкого производства в сфере услуг обусловлена множеством разных причин, среди которых важное значение приобретают традиции и недостаточно высокий уровень экономического развития той или иной страны в целом. Тем не менее, крупный бизнес в модернизирующихся странах также интенсивно формируется. Так, в списках крупнейших монополистических объединений стран Азии, Африки, Латинской Америки фигурируют компании, чья деятельность носит не только производственный, но и сервисный характер.

В целом, по подсчетам  специалистов, в развивающихся странах  среди крупных объединений число  компаний сферы услуг зачастую составляет от 50% и ниже (отметим, что в данном случае не учитываются компании, связанные с банковско-финансовой деятельностью и так называемыми прочими услугами), уступая первенство компаниям производственного типа.

На начальных этапах модернизации почти всех развивающихся  стран особо значимую роль в сервисе  выполняют отрасли, тесно связанные  с производством и потреблением вещей. Значимость торгово-обменных операций сохраняется как наследство доинду-стриальной, а во многих случаях и колониальной экономики. Но постепенно услуги, нацеленные на вещное производство и потребление, дополняются, а позже уступают первое место по динамике развития услугам, нацеленным на поддержку инфраструктуры - связанным с транспортом, связью, кредитно-банковской деятельностью и т.п. Затем активный подъем переживают виды сервиса, ускоряющие индустриальное развитие, например услуги промышленности, сельского хозяйства, ремонтные, деловые, рекламные и т.п.

На определенном этапе  модернизации общество интенсифицирует оказание услуг, связанных с развитием современных потребностей человека (образовательные, рекреационные, культурно-художественные и др.). Начало их активного внедрения далеко не всегда совпадает с началом модернизации. Как правило, проходит тот или иной период времени, разный по длительности в разных странах, в течение которого имеет место накопление различных ресурсов и адаптация общественного сознания к широкому диапазону современных способов жизнедеятельности, к осознанию необходимости сохранения общественного здоровья, получения образования и индивидуального развития.

По относительной обеспеченности социальными услугами (количество врачей, медицинских сестер, больничных коек, преподавателей и учителей в расчете на 10 тыс. жителей) развивающиеся страны за редким исключением значительно отстают от индустриально развитых государств. Но по своему удельному весу в сфере услуг развивающиеся страны уже давно не столь значительно уступают, а некоторые даже превосходят наиболее благополучные в этом отношении государства. Еще в 1959 г. такая сравнительно отсталая страна, как Нигерия, превосходила подоле образовательных и медицинских услуг не только Индию, Мексику, но и США. В 70-е годы по этим показателям многие государства Азии, Африки и Латинской Америки были близки к американскому уровню. Известно также, что модернизационному рывку ряда новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии способствовала активная государственная политика в сфере профессиональной подготовки и образования молодежи, повышения и переквалификации старших возрастных групп работников.[12]

Динамика сферы услуг  в модернизирующихся странах  получала мощный импульс обновления не только от предпринимательской активности, иностранных инвестиций, государственно-правовых рычагов регулирования, но и от внутренней сферы потребления. Конкретные изменения спроса на различные виды благ и услуг определяются специфическими особенностями каждой страны, ее традициями и ресурсными возможностями. Вместе с тем для всех модернизирующихся стран характерна устойчивая тенденция изменения спроса - от простейших жизненно необходимых благ к товарам длительного пользования, а также к услугам, связанным с социальной и духовной активностью.

Тенденция формирования потребительского спроса современного типа особенно характерна для развивающихся государств, расположенных на перекрестке мировых транспортных и торговых коммуникаций, втянутых в международное разделение труда на базе экспорта топливно-минерального сырья, международного туризма. В качестве таковых выступают многие страны Ближнего Востока, Северной Африки, Юго-Восточной Азии и др. Обладая высокими среднедушевыми доходами, находясь под информационно-рекламным воздействием, состоятельные и среднеобеспеченные группы населения этих стран быстрее других осваивают стандарты потребления развитых мировых центров. Атак как в большинстве случаев услуги невозможно импортировать, то их производство налаживается на месте.

В этих условиях интенсивное  производство услуг развивается  не столько за счет традиционных видов  обслуживания (домашняя прислуга, ремесленные, самодеятельные виды услуг), сколько  за счет ориентации спроса на индустриально  обеспеченный профессиональный сервис. Имеет место постепенное снижение уровня самообслуживания и традиционных услуг. Но полного отказа от привычных благ и форм обслуживания все же не происходит. Старые потребности и новые виды их удовлетворения или новые потребности, развивающиеся в привычной колее традиционного быта, - все это продолжает сосуществовать и дополнять друг друга.[13]

Особенно экзотическое сочетание старых и новых потребностей населения, а также традиционных и новых форм жизни можно наблюдать на Ближнем Востоке, в частности в странах - членах ОПЕК, которые расположены на Аравийском полуострове, в зоне Персидского залива и т.п. В этих нефтедобывающих государствах скачкообразное расширение финансовых возможностей во многом опередило сдвиги как в общественном производстве, так и в сознании потребителей. Прыжок из родоплеменных и феодальных отношений в современность произошел здесь при жизни одного поколения, сохранившего в значительной мере старые, освященные обычаем привычки и потребности. Высокие доходы коренного населения вкупе с традиционными потребительскими установками привели к возникновению буквально армии домашней прислуги, узкоспециализированных торговцев и т.п.

Если говорить о материальных благах, то исследователи выявили ряд факторов, замедляющих эволюцию структуры потребительского спроса в развивающихся и отсталых странах. К ним относится, прежде всего, низкий среднедушевой уровень потребления, крайне неравномерное распределение покупательной способности населения. В том же направлении развиваются серьезные различия в потреблении городского и сельского населения.

Вместе с тем продолжают оставаться существенно различными потребительские предпочтения населения  развитых стран Запада и развивающихся  государств. В условиях модернизации стран Ближнего Востока, Азии, Латинской Америки появляются средние слои и формируются массовые ориентации на новые услуги. Но в целом уровень жизни среднего класса (уровень доходов и оплаты труда, условия жизни) остается здесь заметно ниже, чем в Западной Европе или США.

Услуги и сервисная  деятельность в той или иной незападной стране формируются на основе исторически  укорененных духовных принципов и норм жизнедеятельности населения, на базе психологических и духовных стереотипов общественного сознания. Особенно ярко это подтверждает сфера услуг, ориентированная на развитие человека, в частности, услуги художественно-эстетического плана.[5]

Итак, сервисная деятельность в развивающихся странах эволюционирует в том же направлении, что и в индустриально развитых странах Запада. Однако ее развитие осуществляется с серьезными поправками на географическое положение, имеющиеся ресурсы каждой страны, территориальное размещение производства, распределение в ней денежных доходов и множества других факторов. При этом немаловажную значимость приобретают также исторические и культурно-духовные факторы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Перемены в экономике  вызвали радикальные изменения в социальной структуре, а также в культурных ориентациях и потребительских запросах населения развитых стран. Так, обладание знаниями, высоким профессионализмом, широким кругозором начинает рассматриваться в качестве предпосылки жизненного успеха, а также как необходимое средство индивидуального развития. Население переходит от удовлетворения потребностей первого порядка (связанных с жизнеобеспечением) к потребностям второго порядка (социальные, оздоровительные, духовные запросы).

Таким образом, в постиндустриальном и индустриальном обществах были созданы предпосылки, которые определяют опережающие темпы развития третичного сектора не только в некоторых национальных экономиках, но и его быструю трансформацию в мировой экономике в целом.

Субъекты сервисной  деятельности оперативно откликаются  и стимулируют указанные общественные запросы. В результате в последние десятилетия во многих странах мира интенсивно шли процессы экстернализации услуг. Под экстернализацией услуг понимается масштабное появление новых видов и форм сервисной деятельности, берущих на себя те функции по удовлетворению общественных потребностей, которые до этого являлись составной частью промышленного производства или самообслуживания в рамках семьи и самодеятельных видов активности населения. Все указанные выше процессы переводили сервисную активность на более качественный уровень. Однако это не лишало ее внутренних противоречий.

Особенностью развития сервиса в постиндустриальную эпоху является динамичная и масштабная трансформация внутренней структуры третичного сектора. За последние 30 лет особенно впечатляющим был рост сегментов, связанных с производственными услугами, которые способствовали динамизации основных производственных отраслей.

Динамика развития и  высокий спрос характерны для деловых услуг, которые сегодня проникают во все без исключения сектора деловой практики, включая сервисную деятельность. Деловое обслуживание является крайне многообразным по своим формам, а также весьма разветвленным по присутствию в разных областях экономической и общественной деятельности. Его сердцевину составляют банковские и страховые услуги и посредническо-предпринимательская деятельность, транспортно-эксплуатационные, организационно-информационные, консультационные и другие услуги.

Наконец, серьезные сдвиги во внутренней структуре третичного сектора характеризуются возрастанием роли услуг, нацеленных на рекреацию и развитие человека. Эти услуги связаны с социокультурными, рекреационными, духовными потребностями, а также с индивидуальными потребностями любого человека. В этом направлении следует выделить следующие виды услуг: обучающие и образовательные, информационно-познавательные, рекреационно-досуговые (включая, культурно-валеологические, туристические, спортивно-оздоровительные), развлекательные, художественно-эстетические, религиозно-теософские, социально-политические и другие услуги.

Таким образом, экономика  развитых стран становится сервисной или, точнее, информационно-сервисной. Данное повышение роли сервиса, как в экономике, так и в общественной практике свидетельствует о том, что от состояния сервисной деятельности - ее организации, содержания, эффективности - в немалой степени зависят все стороны жизни современного общества, а также его будущее развитие. 

Информация о работе Сервисная деятельность в различных типах общества