Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 16:01, шпаргалка
В литературе существует множество определений туризма. При¬ведем классическое:
Туризм — временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное время для получения удовольствия и отдыха, в оздоровитель¬ных, гостевых, познавательных или профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте.
Термин «туризм» с давних времен используется во многих язы¬ках.
Билет 1 содержание предмет и задачи курса.
Билет 2 роль права в обеспечение деятельности туристических фирм
Билет 3 комплекс услуг
Билет 4 определение туризма
В отличие от массового туризма решение о командировке, источниках и размерах ее финансирования обычно принимают, исходя из деловой необходимости. Часто решение принимают даже не сами деловые туристы, выполняющие свои профессиональные обязанности за пределами обычной среды, а другие лица (руководитель или владелец компании, начальник отдела фирмы и др.). В мире деловой туризм считается основным сегментом рынка гостеприимства, одной из наиболее динамично развивающихся, ведущих, самостоятельных и высокорентабельных отраслей мировой экономики.
Экологический туризм
Экология - наука
о взаимоотношениях живых организмов,
условий среды их обитания и всех
функциональных процессов, делающих среду
пригодной для жизни. Бережное отношение
к природе и окружающей среде
является одним из привлекательных
элементов туризма и
«Защита окружающей среды должна устоять перед давлением со стороны организаций или лиц, озабоченных только коммерческим успехом или личным обогащением», - сказано в Монреальской декларации по туризму (1996 г.) [10; с. 43]. По утверждению Питера Шэклфорда, регионального представителя ВТО в Европе, термин «экотуризм» используется в индустрии туризма уже более 10 лет, однако в это понятие вкладывается разное содержание. В одном случае экотуризм - это путешествия, предпринимаемые в нетронутые человеческой цивилизацией, экологически чистые уголки природы для поддержания экологического равновесия в природе. В другом - термин «экотуризм» рассматривается как ярлык предлагаемого к продаже туристического продукта. Но и в том, и в другом случае экотуризм рассматривается как неотъемлемый элемент устойчивого развития туризма. Известно, что туризм по-разному влияет на окружающую среду. Туриндустрия эксплуатирует природные, культурные и исторические ресурсы страны, нуждается в собственности на землю, производит отходы, загрязняет воздух, воду и почву, оказывает мощное антропогенное воздействие на природу. Транспорт использует невосполнимые виды топлива, загрязняя окружающую среду.
В последнее десятилетие охрана окружающей среды вышла на новый уровень, включая меры финансового контроля и рыночные факторы, а также соответствующие законодательные меры. Европейский союз разработал Положение ЕС 1893/93 «О добровольном участии компаний в Системе экологического менеджмента и ревизии». В соответствии с методикой экологического менеджмента турфирма или гостиница может проводить или заказывать объективные экоревизии, целью которых является улучшение управления экологическими аспектами туристской деятельности.
Результаты воздействия на окружающую среду оцениваются по следующим направлениям:
1. Воздух: запах (производство и
потребление электро- и
2. Вода: водоснабжение, потребление воды (на кухне, при уборке, в сауне, в номерах, при оказании туристских услуг).
3. Почва и почвенные воды: охрана почвенных вод (при оказании туристских услуг, утилизации отходов).
4. Шум: состав и уровень шума (в месте отдыха, при оказании туристских услуг).
5. Визуальные воздействия:
Экоревизии дают ответ на то, каким образом туристские предприятия на практике решают экологические вопросы, насколько заинтересовано в их решении руководство, какова экологическая подготовка сотрудников, как распространяется экологическая информация и каким образом туристские предприятия учитывают интересы своих клиентов - туристов.
Исследования показали, что благодаря применению новых экологических методов работы (например, солнечный подогрев воды) и небольшим инвестициям в гостиницах и ресторанах можно сократить потребление электроэнергии на 10-25 %, а потребление воды на 30 %. В соответствии с методикой экологического менеджмента предприятия при предоставлении туристских услуг должны включать вопросы экологии во все сферы своей деятельности - от планирования и закупок продовольствия и инвентаря до решения повседневных практических вопросов.
Внедрение экологических методов в
Система экологического менеджмента может быть официально сертифицирована в Европе в соответствии с требованиями стандарта BS 7750 Британской организации стандартизации, подготовившей его в 1992 г. Задачей стандарта BS 7750 являются «стимулирование добровольной экологической деятельности предприятий в части разработки продукции, услуг, методик и инструментов, улучшение качества продукции и эффективности использования ресурсов, применение новейших технологий для уменьшения отрицательных последствий воздействия на экологию» [10; с. 47].
Экологические проблемы занимают видное место в деятельности Международной гостиничной ассоциации. В рамках МГА создан фонд ИХЕЯ (Международная гостиничная экологическая инициатива), главной задачей которого являются сбор и распространение информации по экологическим вопросам, связанным с гостиничным хозяйством. Фондом подготовлены учебные пособия и компакт-диски, для индустрии туризма организуются учебные семинары по экологии, а также ежегодные конкурсы на лучшие методы, разработанные и используемые гостинично-ресторанным сектором с целью улучшения экологической обстановки. 11 крупнейших международных гостиничных цепей, входящих в фонд, уже сэкономили значительные средства в результате проведенных мероприятий. Гостиницам, соблюдающим экологические требования природоохранного стандарта JSO 14001 присваиваются соответствующие знаки.
Система экологического
менеджмента туристского
- деловую концепцию
экологического менеджмента;
- экологическую политику предприятия и задачи защиты окружающей среды;
- состав экологически чистого турпродукта;
- политику закупок
продовольствия, инвентаря и сотрудничества
в деле защиты окружающей
Закон РФ «Об основах туристской
деятельности», государственные стандарты
В ГОСТах Р 50646-94 «Услуги населению» и Р 50691-94 «Модель обеспечения качества услуг», Правилах предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. № 490, вопросы экологии и отрицательного воздействия туристских предприятий на окружающую среду практически не затрагиваются. В ГОСТе Р50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования» констатируется, что «предоставление туристских услуг (внутренний и въездной туризм) должно осуществляться в соответствии с законодательством по охране окружающей среды», а «туристские маршруты должны проходить в районах с благоприятными экологическими и санитарно-эпидемиологическими условиями» [10; с. 50].
В ГОСТе Р 50644-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов» воздействие окружающей среды на туристов (температура, влажность, подвижность воздуха и перепады барометрического давления) относится к вредным факторам (факторам риска) в туризме, а предупреждение этих вредных воздействий обеспечивается в числе прочих и «оснащением помещений и транспортных средств устройствами кондиционирования, дезодорации воздуха, отопления, автоматического контроля и сигнализации». В ГОСТе Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц» содержится требование о том, что «гостиница должна располагаться в благоприятных экологических условиях» [10; с. 52].
Путешествия, совершаемые
в рамках экологического тура, достаточно
разнообразны - от небольших познавательных
туров для школьников, до регулярных
туристических программ в национальных
парках Исследования показали, основным
мотивом участия в
Экологические туры имеют высокое экологическое значение. По данным ВТО, на долю экотуризма приходится от 7 до 10 % ежегодного дохода всей индустрии туризма. Социальная значимость данного вида туризма заключается, прежде всего, в воспитательном и рекреационном значении. Так, например, в программу туров наряду с посещением экологически чистых районов, включены экскурсии в места экологических катастроф. Видение последствий современной цивилизации побуждает человека к бережному отношению к природе, рациональному использованию окружающей среды.
Эксперты ВТО определили ряд условий функционирования рынка экологического туризма:
- обеспечение транспортной доступности экотуристских объектов;
- наличие увлекательных
и привлекательных объектов не
только для
- проведение разумной ценовой политики;
- хорошая комфортная организация поездок.
Экологические туры рассматриваются специалистами как одно их перспективных направлений развития туризма.
Социальный туризм
Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет социальный туризм как «путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды» [2; с. 83], при этом отдельным категориям российских туристов государство в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, предоставляет льготы социального характера.
В странах Европейского союза социальный туризм ассоциируется с клиентурой с низкими доходами, которые не позволяют получать высококачественные туристские услуги. Эта категория граждан нуждается в льготах социального характера. К ней относятся в первую очередь многодетные семьи, дети-сироты, воспитанники детских домов и школ-интернатов, учащаяся и работающая молодежь, пенсионеры, инвалиды и малоимущие граждане. По оценкам отечественных экспертов, в Российской Федерации насчитывается около 35 млн. пенсионеров и инвалидов. Основными источниками средств для оказания целевой помощи наиболее уязвимым слоям населения являются федеральный и местный бюджеты.
В Советском Союзе организацией социального туризма занимались Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС (ЦСТЭ) и Бюро международного молодежного туризма (БММТ «Спутник») ЦК ВЛКСМ. Объем обслуживания ЦСТЭ на 1989 г. составлял 42 млн. туристов и 226,1 млн. экскурсантов, а объем оказанных услуг за тот же период достиг 3 млрд. руб. при численности работающих в системе 170 тыс. человек. Объем обслуживания туристов БММТ «Спутник» в том же году составил 6,2 млн. человек, а объем услуг - 365 млн. руб. (в ценах 1989 г.) при численности работающих около 7 тыс. человек. Различного рода скидки и льготы на предоставляемые туристские путевки превышали в ряде случаев 50-70 % их стоимости и дотировались профсоюзами и другими общественными организациями.
При рыночных отношениях указанные выше системы социального туризма распались, а их элементы превратились в коммерческие структуры, занимающиеся в основном международным туризмом. О своей приверженности к социальному туризму заявила лишь Российская ассоциация социального туризма (PACT), являющаяся членом Международного бюро социального туризма (БИТС), организованного 7 июня 1963 г. в Брюсселе.
БИТС является одним из
присоединившихся членов Всемирной туристской
организации. В рамках ВТО и БИТС регулярно
проводятся семинары и конференции, посвященные проблемам
Монреальская декларация «К гуманному и социальному ведению туризма», принятая Генеральной ассамблеей БИТС 12 сентября 1996 г., целиком посвящена проблемам социального туризма, который назван там «дизайнером общества и двигателем экономического развития» [5; с. 116].
Обеспечение доступности туристского отдыха
для всех, включая многодетные семьи, молодежь
и пожилых лиц, требует разработки и осуществления ряда
конкретных мер, к числу которых относятся определение
- предлагаемые виды
деятельности нацелены на
- четко определяется
целевая клиентура, при этом
отсутствует какая-либо
- неотъемлемым элементом предлагаемого турпродукта является добавленная стоимость неэкономического характера;
- четко указываются
стремления обеспечить