Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 16:01, шпаргалка
В литературе существует множество определений туризма. При¬ведем классическое:
Туризм — временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное время для получения удовольствия и отдыха, в оздоровитель¬ных, гостевых, познавательных или профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте.
Термин «туризм» с давних времен используется во многих язы¬ках.
Билет 1 содержание предмет и задачи курса.
Билет 2 роль права в обеспечение деятельности туристических фирм
Билет 3 комплекс услуг
Билет 4 определение туризма
Точно также устанавливается и особый порядок изменения Конституции. Это сделано с целью добиться стабильности Основного закона, потому, что без нее не может быть стабильным и все основное законодательство.
Вместе с тем Конституция должна быть открыта для дополнений и изменений отражающих новые явления в государственной и гражданской жизни общества. Не исключено появления новых прав и новых конституционных запретов, связанных, например, с развитием генной инженерии, вторгающейся в святая святых природы человека.
В разных странах стабильность конституций различна. Во Франции за 200 лет было принято 18 конституций, в США - только одна. Это не значит, что эта Конституция обладает особой стабильностью. К ней было принято 27 поправок, дополнений, таких, как отмена рабства, порядок формирования Сената - верхней палаты Парламента, ограничение пребывания на посту Президента США двумя сроками, порядок приобретения гражданства. Фактически, речь идет о глубоких изменениях Конституции, хотя ее основа остается стабильной.
Законы действуют во времени и пространстве. Во времени они действуют только в настоящем и будущем с момента их вступления в силу. Закон не распространяется на события, произошедшие до этого момента, в прошлом. Это положение выражается формулой “Закон обратной силы не имеет”. Из этого правила есть два исключения. Первое: обратная сила придается уголовному закону, смягчающему наказание за то или иное преступление или вовсе отменяющему его. Второе: если об этом сказано в самом законе.
Для того, чтобы легче было ориентироваться в законодательстве, его систематизируют. Имеются два основных способа систематизации законодательства: инкорпорация и кодификация. Инкорпорация состоит в том, что законы без изменений располагаются в сборнике в хронологическом порядке. Кодификация - это создание единого законодательного акта в той или иной отрасли права - кодексе. В кодексе законы систематизируются по определенной логике, устраняются устаревшие законы, а также противоречия и несогласованности между отдельными нормами.
13 билет право в системе
В самом общем плане социальное регулирование понимается как имманентный обществу и определяющий социальный порядок процесс.
Конкретный социальный порядок устанавливается в результате действия множества самых разнообразных факторов. В их числе выделяют следующие.
1. Так называемые стихийные
регуляторы как
2. Социальные нормы как регуляторы, связанные с волей и сознанием людей.
3. Акты индивидуального регулирования, выступающие в виде целевого, адресного воздействия субъектов друг на друга.
Указанные факторы могут играть в обществе как стабилизирующую, так и дестабилизирующую роль. Правда, в юридической литературе принято считать, что стабилизация, упорядочение общественных отношений обеспечиваются действием социальных норм и актов индивидуального регулирования, а действие стихийных регуляторов выступает фактором дестабилизирующего влияния. Однако если в качестве основания оценки принять критерий устойчивого функционирования общества, то все регулятивные факторы могут иметь и позитивное, и негативное влияние. Вместе с тем функциональная характеристика стабилизации, упорядочения общественных отношений должна быть отнесена прежде всего к социальным нормам.
Для понимания природы действующих в обществе норм оснований и правил социального нормирования необходимо различать два смысла термина “норма”. Во-первых, норма есть естественное состояние некоторого объекта (процесса, отношения, системы и т. д.), конституируемое его природой, - естественная норма. Во-вторых, норма - это руководящее начало, правило поведения, связанное с сознанием и волей людей, возникающее в процессе культурного развития и социальной организации общества, - социальная норма.
Реально действующие в жизни людей нормы нельзя однозначно отнести к естественным или социальным. Так, естественные нормы могут быть переведены в систему технических правил (правил работы с техническими или природными объектами), стать основанием социального нормирования (например, установление срока признания отцовства после смерти супруга), а социальные нормы - сформировать характер объекта, его качественное состояние. Таким образом, в зависимости от соотношения естественной нормативности и социального нормирования можно выделить как минимум четыре группы действующих в обществе нормативных регуляторов.
1. Естественные нормы,
существующие в виде
2. Разработанные на основе
знания естественных норм
3. Правила поведения,
4. Правила поведения, содержание
которых определяется не
При обсуждении роли права
в системе социального
Социальным нормам присущи следующие признаки.
1. Они являются общими
правилами. Это означает, что социальные
нормы устанавливают правила
поведения в обществе, т. е.
определяют, каким может или должно
быть поведение субъектов с
точки зрения интересов
2. Данные нормы возникают
в связи с волевой,
3. Названные нормы
4. Они возникают в процессе
исторического развития (как его
фактор и результат) и
Кроме того, они стабилизируют социум, а значит, включены в процессы его функционирования, являются как порождением, так и регулятором указанных процессов.
5. Эти нормы соответствуют
типу культуры и характеру
социальной организации
Характер же организации
общества в большей мере влияет на
значимость того или иного вида норм
в обществе, на связи норм в социальной
нормативной системе. Так, в негосударственно-
Таким образом, социальные нормы представляют собой связанные с волей и сознанием людей общие правила регламентации формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации.
Из приведенного определения видно, что в юридической литературе социальные нормы преимущественно рассматриваются как регуляторы общественных отношений. Но в более общем плане их роль не ограничивается данной функцией. Исходя из изложенного, можно назвать по меньшей мере три функции социальных норм:
Регулятивная. Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Регулируя жизнь общества, они обеспечивают стабильность его функционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упорядоченность общественных отношений. Словом, социальные нормы поддерживают определенную системность общества, условия его существования как единого организма.
Оценочная. Социальные нормы выступают в общественной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов (моральное - аморальное, правомерное - неправомерное).
Трансляционная. Можно сказать, что в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколениями культуры отношений, опыт (в том числе негативный) общественного устройства. В виде социальных норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и «транслируются» в будущее, передаются следующим поколением (через образование, воспитание, просвещение и т.д.).
Анализируемые нормы имеют
различное содержание, зависящее
от характера отношений, которые
они регулируют. Кроме того, разные
социальные нормы могут возникать
различными способами и на разной
основе. Некоторые нормы, будучи первоначально
непосредственно включены в деятельность,
не выделяются из поведения и являются
его элементом. Устоявшиеся в
практике образцы такого поведения,
получая общественное осознание, оценку,
могут трансформироваться в сформулированные
правила, а могут сохраняться
на основе доминирующих в общественном
сознании идей об основаниях и принципах
социальной организации идей об основаниях
и принципах социальной организации.
Третьей формируются как
Классифицировать социальные нормы можно по различным критериям, однако наиболее распространенной является их систематизация по основаниям сферы действия и механизма (регулятивным особенностям).
По сферам действия различают нормы экономические, политические, религиозные, экологические и др. Границы между ними проводятся в зависимости от сферы жизни общества, в которой они действуют, от характера общественных отношений, т.е. предмета регулирования.
По механизму (регулятивным особенностям) принято выделять мораль, право, обычаи и корпоративные нормы.
Когда говорят о механизме, регулятивной специфике норм, то используют следующие основные критерии сравнения:
- процесс формирования норм;
- формы фиксации (существования);
- характер регулятивного воздействия;
- способы и методы обеспечения.
14 билет
Нормативно – правовой акт
властное предписание государственных органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права (закон, кодекс, постановление, инструкция и др.). Он является одним из основных источников права современного государства, преобладающей формой правового регулирования общественных отношений. Н.п.а. образуют стройную систему, основанную на их юридической сипе. В отличие от других источников (форм) права (таких как, правовые обычаи, судебные и административные претенденты) Н.п.а. обладает следующими признаками: является результатом правотворчества компетентных государственных органов или всенародным волеизъявлением (референдумом). Правотворчество - это деятельность, направленная на подготовку, издание, совершенствование или отмену правовых норм. Она имеет две основные формы: непосредственное Правотворчество (референдум) и опосредованное (государственное) Правотворчество; содержит только нормы права, т.е. правила общего характера в отличие от индивидуальных правовых актов, который рассчитан на одноразовое применение и не является источником права. Как источник права Н.п.а. следует отличать от источника знаний о праве (т.е. сборников законодательства, правовых памятников, произведений юристов). Н.п.а. оформляется в виде официального государственного документа, имеющего обязательные атрибуты: название акта (закон, указ, постановление); наименование органа, принявшего акт (парламент, президент, правительство, местный орган власти); имеет внутреннюю структуру (разделы, главы, статьи, пункты). Н.п.а. классифицируют по различным основаниям: юридической силе; содержанию; объему и характеру действия; субъектам, их издающим. По юридической силе все Н.п.а. подразделяются на законы и подзаконные акты. Закон - это Н.п.а., принимаемый высшим представительным органом государства, в особом законодательном порядке обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны. Законы подразделяются на конституционные и обыкновенные. Подзаконные нормативные акты подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриор-ганизационные. Общие подзаконные акты по юридической силе следуют за законами. Их действие распространяется на всех лиц в пределах территорий страны. К ним относятся акты высших (центральньгх) органов исполнительной власти: нормативные указы президента, постановления правительства. Местные подзаконные акты издаются местными органами представительной власти и органами местного самоуправления (решения или постановления муниципалитета, мэрии, префекта). Ведомственные Н.п.а. издаются структурными подразделениями правительственных органов (министерства, комитеты, ведомства) и распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений (таможенные, банковские, транспортные, валют-но-кредитные и др.). Внутриорганизационные подзаконные акты издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организации. Акты судебной власти приобретают нормативный характер в результате обобщения судебной практикой, которая в своей основе носит индивидуальный правоприменительный характер.