Современный информационный сервис

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Естественным для специфики темы моей работы было использование информационных ресурсов сети Интернет для приведения примеров зарубежных и российских информационных онлайн сервисов, таких как LexisNexisи американская фирма «Data-Star» и ее сайт Dialog.
Итак, цель моей работы –рассказать о сущности современного информационного сервиса.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…3
Глава 1. Сущность современного информационного сервиса……………...8
§1.1 Понятие и характеристика информационного сервиса……………8
§1.2 Проблемы информационного сервиса в XXI веке……………..…15
Глава 2.Экономическая система и современный рынок информационных услуг……….…………………………………………………………………...19
§2.1 Информационный рынок в России и за рубежом……………..….19
§2. 2 Современный информационный сервис в экономической системе и перспективы развития отрасли……………………………….…………….25
Заключение……………………………………………………………...……..29
Список литературы………………………………………………………..….33

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 219.16 Кб (Скачать файл)

 

Кафедра туризма  и 

культурного наследия

 

СОВРЕМЕННЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ СЕРВИС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………….…3

 

Глава 1. Сущность современного информационного сервиса……………...8 

 

§1.1 Понятие и характеристика информационного сервиса……………8

 

§1.2 Проблемы информационного сервиса в XXI веке……………..…15

 

Глава 2.Экономическая система и современный рынок информационных услуг……….…………………………………………………………………...19

 

§2.1 Информационный рынок в России и за рубежом……………..….19

 

§2. 2 Современный информационный сервис в экономической системе   и перспективы развития отрасли……………………………….…………….25

 

Заключение……………………………………………………………...……..29

 

Список литературы………………………………………………………..….33

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Во второй половине столетия развитые страны все активнее отказывались от конвейеров, из моды вышло стандартное  потребление, стали популярными  индивидуальность и непохожесть  людей, предпочтительными ценностями считались политический плюрализм, культурное многообразие. Экономика  от серийного, поточного производства перешла к индивидуальному, по соседству  с крупными корпорациями расцвел  малый бизнес.

Наступила эпоха безлюдного производства. Главными героями стали  «белые воротнички» — работники, занятые в автоматизированном производстве, научных и прикладных разработках, а также в сфере информации.

Таким образом, первая и вторая половина XX века — две качественно различающиеся социокультурные эпохи. В первой половине произошли две мировые войны, во второй — ни одной. Этот факт заставил человека ощутить хрупкость его существования, и привел к формированию не виданного доселе типа мировоззрения, который называют планетарным мышлением. В его основе лежат вполне объективные процессы — переход наиболее развитых стран в 70-е годы из эпохи индустриального общества в постиндустриальную эпоху, которую также именуют «информационным обществом». Персональные компьютеры, автоматическая обработка текста, кабельное телевидение, видеодиски и записывающие устройства шагнули из научных лабораторий в повседневный быт людей.

XX век называют самым  динамичным за всю историю  человечества. Процессы обновления, или модернизации, затронули все  страны мира и каждого человека  в отдельности. 

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что сегодня мы живем в мире услуг, в мире информации и сервиса. Большая часть населения либо непосредственно работает в том или ином сервисе - транспортном, медицинском, торговом, педагогическом, культурно-просветительном и т. д., либо участвуетв создании способов и средств - индустрии для различных видов сервиса.

Но стоит понимать, что  сервис – это любая разновидность общественно полезного труда, направленная на удовлетворение разумных потребностей человека.1 Среди различных видов сервиса именно информационныйсервис и обеспечивающая его индустрия информатики развиваются стремительнее всех.

К концу XX века впервые в  истории человечества основным предметом  труда в общественном производстве промышленно развитых стран становится информация.Использование информации сделалось одним из важнейших средств в конкурентной борьбе, как на национальном, так и международном уровне, одним из решающих факторов развития производительных сил. И сейчас мы можем наблюдать похожие процессы: постоянный рост значимости информации и навыков обращения с ней, как с объектом трудовой деятельности.

Исходя из вышесказанного, о степени актуальности и значимости  темы положения информационного сервиса в современном обществе говорить не приходится, поскольку во все времена одним из главных показателей цивилизованности общества являлся уровень развития науки и техники.

Внаше же времяодним из таких показателей является процесс информатизации общества в целом, так как именно от него сейчас напрямую зависит уровень экономического развития страны, а следственно и качество жизни ее граждан.

В условиях трансформации  постиндустриального общества в информационное, информация превращается в ведущий всеобщий производственный фактор, а деятельность по ее сбору, передаче, хранению, обработке и анализу становится одной из наиболее значимых сфер общественного производства.

 Осознание мировым  сообществом значения человеческого  фактора и ценности, уникальности, неповторимости каждой личности заставило развернуть все области научно-практической деятельности в сторону индивида. Пришло понимание важности сервиса, по уровню развития которого судят в настоящее время о качестве жизни населения. Темпы роста сферы услуг значительно превышают темпы роста товарного производства, в чем проявляется закономерность развития общества — приоритет социальных направлений.

 Это позволяет утверждать, что именно информационный путь  развития является магистральным  направлением развития постиндустриального общества, поскольку современный человек должен быть вооружен необходимыми знаниями и умениями находить, оценивать и использовать с максимальной пользой информационные ресурсы.

Сегодня приходится учитывать  и то, что резко усиливается  социальная значимость информации. Это  происходит в связи с тем, что, во-первых, возрастают информационные потребности людей, а во-вторых, информация становится массовым продуктом. И это, в свою очередь, обуславливает создание рынка информационных услуг. В-третьих, среди различных технологий обработка и передача информации начинают занимать лидирующее место, что ведет за собой появление спроса на новые профессии и навыки специалистов.

Огромное количество как  государственных, так и негосударственных  фирм и компаний работает в области информационного обслуживания. На мировом рынке выделился ряд фирм и компаний, которые предоставляют своим потребителям комплекс услуг, охватывающих все основные сектора информационного рынка.

В моей работе я использовала большое количество электронных  пособий и различных статистических информационных ресурсов, исключением  не стали и некоторые книжные  издания.

Книга «Информация и информационный сервис» Д. И. Блюменау, (советского ученого, которые первым в России начал изучение такого явления как информационный сервис и ввел в научный оборот это понятие), помогла мне понять саму сущность и характерные черты, а также сферу деятельности информационного сервисе в последние десятилетия XXвека. В дополнение к этому Блюменау дал оценку истории развития этого вида сервиса и его дальнейшие перспективы развития, с собственной точки зрения.

Более современный взгляд на процесс информатизации жизни общества в своей книге представил Билл Гейтс – знаменитый предприниматель и человек, который разбирается в информационных технологиях, так как является одним из основателей компании «Microsoft». В его книге 2001 года «Бизнес со скоростью мысли» описан ряд предположений насчет значимости информационных технологий в жизни простых граждан на ближайшие к тому времени десятилетия, которые, к слову, полностью оправдались.  Также в моей курсовой работе были учтено мнение автора о внедрении информационных технологий и служб в бизнес для его успешного продвижения и качественного функционирования.

Одним из использованных мной учебных пособий является пособие В. В. Басгаль и З. В. Семеновой «Мировые информационные ресурсы». В пособии подробно разобраны составляющие информационного обслуживания, его основные черты и особенности на разных этапах развития этой отрасли. Также в работе представлена информация о современном положении рынка информационных услуг в России и за рубежом, и проиллюстрированы возможные тенденции развития информационного сервиса.

Естественным для специфики темы моей работы было использование информационных ресурсов сети Интернет для приведения примеров зарубежных и российских информационных онлайн сервисов, таких как LexisNexisи американская фирма «Data-Star» и ее сайт Dialog.

Итак, цель моей работы –рассказать о сущности современного информационного сервиса.

В соответствии с поставленной мною целью работы выделяются следующие  задачи: объяснить само понятия информационного сервиса и рассказать об истории развития этого сектора услуг; сформулировать несколько проблем данного вида сервиса, проявившихся в XXI веке; проиллюстрировать, в том числе на конкретных примерах, положение информационного ранка в России и за рубежом; описать положение современного информационного сервиса в экономической системе и некоторые перспективы развития этой отрасли.

Моя работа состоит из двух глав и четырех параграфов.

В первой главе представлено описание сущности информационного сервиса, в том числе в первом параграфе этой главы рассказано об истории развития данного вида услуг, а также объяснены главные понятия, связанные с этим видом деятельности. Во втором параграфе первой главы представлены самые важные проблемы  информационного обслуживания и информатизации общества в целом.

Вторая глава иллюстрирует занимаемое информационным сервисом место в экономике страны и прогнозы для отрасли в ближайшие десятилетия. В первом параграфе представлено современное положение дел на рынке информационных услуг в Российской Федерации и за рубежом. Во втором параграфе – степень влияния технического прогресса и развития информационного сервиса на экономику страны, а также перспективы развития информационной отрасли.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.СУЩНОСТЬ СОВРЕМЕННОГОИНФОРМАЦИОННОГО СЕРВИСА.

    1. Понятие и характеристика информационного сервиса

Современное общество характеризуется  широким внедрением информационных технологий во все сферы деятельности, как отдельного индивидуума, так и промышленного производства, финансовой деятельности и торговли, государственного управления,здравоохранения, одним словом – общества в целом. Поэтому с полным правом можно утверждать, что в настоящее время завершается переход от индустриального общества к информационному. К информационным технологиям, или как в настоящее время принято говорить – IT, относится совокупность методов и средств сбора, хранения, обработки, передачи и ввода/вывода информации. Целью информационных технологий является снижение трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышение надежности и оперативности выполнения информационных процессов.

 Информатизация – сложный  и неоднозначный процесс. Однако  прежде чем говорить об информатизации  общества, необходимо разобраться  с основным понятием данного  явления – «информация». Сразу  необходимо отметить, что само  это понятие является универсальным  и толкование его зависит от  сферы, в которой термин употребляется.

Информация- (от латинского informatio - разъяснение, изложение), первоначальное понятие - сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом(с помощью условных сигналов, технических средств и т. д.).2 С середины XX века это – общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом. Законодательно термин«информация» определен следующим образом: «Информация - сведения (сообщения,данные) независимо от формы их представления».Информация уменьшает степень неопределенности, неполноту знаний о лицах, предметах, событиях и т.д.

Информатизация – организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Информатизация является сложным  социальным процессом, связанным со значительными изменениями в  образе жизни населения. Он требует  серьёзных усилий во многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования  новых информационных технологий и  др.

Инфраструктура информатизации включает: системы коммуникаций, вычислительных машин и сетей, программное обеспечение  этих систем; информационные средства; систему подготовки кадров для эксплуатации аппаратного, программного и информационного  обеспечения; экономические и правовые механизмы, обеспечивающие и способствующие эффективному развитию процесса информатизации.

Сегодня, в «век компьютеров», информация является такимже важным и необходимым ресурсом, как трудовые, материальные и энергетические. Информация– ценнейший ресурс наряду с такими как нефть, газ, полезные ископаемые и др.

Анализ научных источников свидетельствует  о том, что процесс информатизации делят условно на два этапа  – немашинный и машинный. Немашинный этап рассматривают с точки зрения информационных революций:

  1. связана с изобретением письменности. Появилась возможность распространения знаний и сохранения их для передачи последующим поколениям.
  2. (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикальным образом изменило общество, культуру.
  3. (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передать информацию.
  4. (70-е годы XX в.) связана с изобретением компьютера.

Некоторые ученые также выделяют машинный этап развития информатизации. Здесь  выделяются 3 этапа:

Информация о работе Современный информационный сервис