Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 12:22, курсовая работа
Естественным для специфики темы моей работы было использование информационных ресурсов сети Интернет для приведения примеров зарубежных и российских информационных онлайн сервисов, таких как LexisNexisи американская фирма «Data-Star» и ее сайт Dialog.
Итак, цель моей работы –рассказать о сущности современного информационного сервиса.
Введение…………………………………………………………………….…3
Глава 1. Сущность современного информационного сервиса……………...8
§1.1 Понятие и характеристика информационного сервиса……………8
§1.2 Проблемы информационного сервиса в XXI веке……………..…15
Глава 2.Экономическая система и современный рынок информационных услуг……….…………………………………………………………………...19
§2.1 Информационный рынок в России и за рубежом……………..….19
§2. 2 Современный информационный сервис в экономической системе и перспективы развития отрасли……………………………….…………….25
Заключение……………………………………………………………...……..29
Список литературы………………………………………………………..….33
Кафедра туризма и
культурного наследия
СОВРЕМЕННЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ СЕРВИС
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Сущность современного информационного сервиса……………...8
§1.1 Понятие и характеристика информационного сервиса……………8
§1.2 Проблемы информационного сервиса в XXI веке……………..…15
Глава 2.Экономическая
система и современный рынок информационных
услуг……….………………………………………………………
§2.1 Информационный рынок в России и за рубежом……………..….19
§2. 2 Современный информационный сервис в экономической системе и перспективы развития отрасли……………………………….…………….25
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Во второй половине столетия развитые страны все активнее отказывались от конвейеров, из моды вышло стандартное потребление, стали популярными индивидуальность и непохожесть людей, предпочтительными ценностями считались политический плюрализм, культурное многообразие. Экономика от серийного, поточного производства перешла к индивидуальному, по соседству с крупными корпорациями расцвел малый бизнес.
Наступила эпоха безлюдного производства. Главными героями стали «белые воротнички» — работники, занятые в автоматизированном производстве, научных и прикладных разработках, а также в сфере информации.
Таким образом, первая и вторая половина XX века — две качественно различающиеся социокультурные эпохи. В первой половине произошли две мировые войны, во второй — ни одной. Этот факт заставил человека ощутить хрупкость его существования, и привел к формированию не виданного доселе типа мировоззрения, который называют планетарным мышлением. В его основе лежат вполне объективные процессы — переход наиболее развитых стран в 70-е годы из эпохи индустриального общества в постиндустриальную эпоху, которую также именуют «информационным обществом». Персональные компьютеры, автоматическая обработка текста, кабельное телевидение, видеодиски и записывающие устройства шагнули из научных лабораторий в повседневный быт людей.
XX век называют самым
динамичным за всю историю
человечества. Процессы обновления,
или модернизации, затронули все
страны мира и каждого
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что сегодня мы живем в мире услуг, в мире информации и сервиса. Большая часть населения либо непосредственно работает в том или ином сервисе - транспортном, медицинском, торговом, педагогическом, культурно-просветительном и т. д., либо участвуетв создании способов и средств - индустрии для различных видов сервиса.
Но стоит понимать, что сервис – это любая разновидность общественно полезного труда, направленная на удовлетворение разумных потребностей человека.1 Среди различных видов сервиса именно информационныйсервис и обеспечивающая его индустрия информатики развиваются стремительнее всех.
К концу XX века впервые в истории человечества основным предметом труда в общественном производстве промышленно развитых стран становится информация.Использование информации сделалось одним из важнейших средств в конкурентной борьбе, как на национальном, так и международном уровне, одним из решающих факторов развития производительных сил. И сейчас мы можем наблюдать похожие процессы: постоянный рост значимости информации и навыков обращения с ней, как с объектом трудовой деятельности.
Исходя из вышесказанного, о степени актуальности и значимости темы положения информационного сервиса в современном обществе говорить не приходится, поскольку во все времена одним из главных показателей цивилизованности общества являлся уровень развития науки и техники.
Внаше же времяодним из таких показателей является процесс информатизации общества в целом, так как именно от него сейчас напрямую зависит уровень экономического развития страны, а следственно и качество жизни ее граждан.
В условиях трансформации постиндустриального общества в информационное, информация превращается в ведущий всеобщий производственный фактор, а деятельность по ее сбору, передаче, хранению, обработке и анализу становится одной из наиболее значимых сфер общественного производства.
Осознание мировым
сообществом значения
Это позволяет утверждать,
что именно информационный
Сегодня приходится учитывать и то, что резко усиливается социальная значимость информации. Это происходит в связи с тем, что, во-первых, возрастают информационные потребности людей, а во-вторых, информация становится массовым продуктом. И это, в свою очередь, обуславливает создание рынка информационных услуг. В-третьих, среди различных технологий обработка и передача информации начинают занимать лидирующее место, что ведет за собой появление спроса на новые профессии и навыки специалистов.
Огромное количество как государственных, так и негосударственных фирм и компаний работает в области информационного обслуживания. На мировом рынке выделился ряд фирм и компаний, которые предоставляют своим потребителям комплекс услуг, охватывающих все основные сектора информационного рынка.
В моей работе я использовала
большое количество электронных
пособий и различных
Книга «Информация и информационный сервис» Д. И. Блюменау, (советского ученого, которые первым в России начал изучение такого явления как информационный сервис и ввел в научный оборот это понятие), помогла мне понять саму сущность и характерные черты, а также сферу деятельности информационного сервисе в последние десятилетия XXвека. В дополнение к этому Блюменау дал оценку истории развития этого вида сервиса и его дальнейшие перспективы развития, с собственной точки зрения.
Более современный взгляд на процесс информатизации жизни общества в своей книге представил Билл Гейтс – знаменитый предприниматель и человек, который разбирается в информационных технологиях, так как является одним из основателей компании «Microsoft». В его книге 2001 года «Бизнес со скоростью мысли» описан ряд предположений насчет значимости информационных технологий в жизни простых граждан на ближайшие к тому времени десятилетия, которые, к слову, полностью оправдались. Также в моей курсовой работе были учтено мнение автора о внедрении информационных технологий и служб в бизнес для его успешного продвижения и качественного функционирования.
Одним из использованных мной учебных пособий является пособие В. В. Басгаль и З. В. Семеновой «Мировые информационные ресурсы». В пособии подробно разобраны составляющие информационного обслуживания, его основные черты и особенности на разных этапах развития этой отрасли. Также в работе представлена информация о современном положении рынка информационных услуг в России и за рубежом, и проиллюстрированы возможные тенденции развития информационного сервиса.
Естественным для специфики темы моей работы было использование информационных ресурсов сети Интернет для приведения примеров зарубежных и российских информационных онлайн сервисов, таких как LexisNexisи американская фирма «Data-Star» и ее сайт Dialog.
Итак, цель моей работы –рассказать о сущности современного информационного сервиса.
В соответствии с поставленной мною целью работы выделяются следующие задачи: объяснить само понятия информационного сервиса и рассказать об истории развития этого сектора услуг; сформулировать несколько проблем данного вида сервиса, проявившихся в XXI веке; проиллюстрировать, в том числе на конкретных примерах, положение информационного ранка в России и за рубежом; описать положение современного информационного сервиса в экономической системе и некоторые перспективы развития этой отрасли.
Моя работа состоит из двух глав и четырех параграфов.
В первой главе представлено описание сущности информационного сервиса, в том числе в первом параграфе этой главы рассказано об истории развития данного вида услуг, а также объяснены главные понятия, связанные с этим видом деятельности. Во втором параграфе первой главы представлены самые важные проблемы информационного обслуживания и информатизации общества в целом.
Вторая глава иллюстрирует занимаемое информационным сервисом место в экономике страны и прогнозы для отрасли в ближайшие десятилетия. В первом параграфе представлено современное положение дел на рынке информационных услуг в Российской Федерации и за рубежом. Во втором параграфе – степень влияния технического прогресса и развития информационного сервиса на экономику страны, а также перспективы развития информационной отрасли.
Современное общество характеризуется широким внедрением информационных технологий во все сферы деятельности, как отдельного индивидуума, так и промышленного производства, финансовой деятельности и торговли, государственного управления,здравоохранения, одним словом – общества в целом. Поэтому с полным правом можно утверждать, что в настоящее время завершается переход от индустриального общества к информационному. К информационным технологиям, или как в настоящее время принято говорить – IT, относится совокупность методов и средств сбора, хранения, обработки, передачи и ввода/вывода информации. Целью информационных технологий является снижение трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышение надежности и оперативности выполнения информационных процессов.
Информатизация – сложный
и неоднозначный процесс.
Информация- (от латинского informatio - разъяснение, изложение), первоначальное понятие - сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом(с помощью условных сигналов, технических средств и т. д.).2 С середины XX века это – общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом. Законодательно термин«информация» определен следующим образом: «Информация - сведения (сообщения,данные) независимо от формы их представления».Информация уменьшает степень неопределенности, неполноту знаний о лицах, предметах, событиях и т.д.
Информатизация – организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Информатизация является сложным социальным процессом, связанным со значительными изменениями в образе жизни населения. Он требует серьёзных усилий во многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования новых информационных технологий и др.
Инфраструктура информатизации включает: системы коммуникаций, вычислительных машин и сетей, программное обеспечение этих систем; информационные средства; систему подготовки кадров для эксплуатации аппаратного, программного и информационного обеспечения; экономические и правовые механизмы, обеспечивающие и способствующие эффективному развитию процесса информатизации.
Сегодня, в «век компьютеров», информация является такимже важным и необходимым ресурсом, как трудовые, материальные и энергетические. Информация– ценнейший ресурс наряду с такими как нефть, газ, полезные ископаемые и др.
Анализ научных источников свидетельствует о том, что процесс информатизации делят условно на два этапа – немашинный и машинный. Немашинный этап рассматривают с точки зрения информационных революций:
Некоторые ученые также выделяют машинный этап развития информатизации. Здесь выделяются 3 этапа: