Современный информационный сервис

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Естественным для специфики темы моей работы было использование информационных ресурсов сети Интернет для приведения примеров зарубежных и российских информационных онлайн сервисов, таких как LexisNexisи американская фирма «Data-Star» и ее сайт Dialog.
Итак, цель моей работы –рассказать о сущности современного информационного сервиса.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…3
Глава 1. Сущность современного информационного сервиса……………...8
§1.1 Понятие и характеристика информационного сервиса……………8
§1.2 Проблемы информационного сервиса в XXI веке……………..…15
Глава 2.Экономическая система и современный рынок информационных услуг……….…………………………………………………………………...19
§2.1 Информационный рынок в России и за рубежом……………..….19
§2. 2 Современный информационный сервис в экономической системе и перспективы развития отрасли……………………………….…………….25
Заключение……………………………………………………………...……..29
Список литературы………………………………………………………..….33

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 219.16 Кб (Скачать файл)

Сейчас отчетливо видно, что современном постиндустриальном обществе информации уделяется главенствующая роль, поскольку именно она является важнейшим социальным ресурсом. Информация и искусство управления ею фактически становятся неотъемлемой и очень важной частью общественного процесса, своего рода базисом для происходящих явлений и событий.

Итак, можно с уверенностью сказать, что развитие рынка информации оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на человечество. С одной стороны, появляется возможность беспрепятственно в любой точке земного шара удовлетворить практически любую информационную потребность любого пользователя, с другой стороны – выдвигаются повышенные требования к информационной безопасности, этике пользователя, существуют опасения за здоровье нации

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ.

2.1 Информационный рынок в России и за рубежом.

Сейчас мы живем на стыке  столетий, и каждый из нас может  ощутить те перемены, которые происходят вокруг так быстро и стремительно. Еще совсем недавно у каждого в доме не было компьютера с выделенным доступом в Интернет, не было персонального мобильного устройства. Но времена меняются, техника идет вперед, ценности людей претерпевают метаморфозы.

Иначе говоря, история цивилизации  прошла несколько крупных периодов развития, определяемых характером тех  систем и явлений, которые были вовлечены  в сферу главных интересов  и общественных потребностей людей.

Особенно выделяются три периода  развития цивилизации

– сельскохозяйственный (прединдустриальный)

– индустриальный

– постиндустриальный

Понятие постиндустриального общества введено в социологию американским ученым Д. Беллом. Автор выделяет два существенных аспекта этого периода:

– переход общества на стадию преобладания профессий, принадлежащих третичному сектору экономики;

– занятость в сфере услуг  не менее 50% работающего населения.6

Все это дает нам основание считать, что постиндустриальное общество – это общество сервисного хозяйства. При этом отмечается особая роль в этом обществе теоретических знаний и образования. Позже этот термин приобрел новый оттенок – образование взрослых, переквалификация и дополнительное образование.

Главенствующая роль аспектов постиндустриального  периода породила множество изменений  в структуре экономики, трудоустройства  и спроса на услуги, что является вполне закономерным явлением, результатом которого является складывание мирового информационного рынка.

Формирование устойчивого мирового и национальных рынков информационных услуг началось в середине 50-х годов. До середины 60-х годов основными поставщиками на этом рынке выступали информационные службы академических, профессиональных и научно-технических обществ, государственных учреждений и учебных заведений, работающие преимущественно на некоммерческой основе. В этот период возникли и укрепились коммерческие информационные органы. Основными потребителями информационных услуг выступали ученые и специалисты в области науки и техники. Услуги включали информационные издания, распространяемые по подписке (в том числе и за рубежом), содержащие библиографическую, реферативную и обзорно-аналитическую информацию, библиотечное обслуживание и копии первоисточников, предоставляемые по запросам.

С начала 60-х годов параллельно  с рынком информационных услуг начал  формироваться рынок услуг электронной обработки и передачи данных.

С середины 60-х до середины 70-х годов  в результате широкого внедрения  в информационную деятельность вычислительной техники важнейшим видом информационных услуг на рынке стали базы данных, содержащие библиографическую, реферативную и справочную научно-техническую информацию, а в дальнейшем все в большей части торгово-экономическую, статистическую и профессиональную текстовую и цифровую информацию и данные.

Вскоре информационная деятельность становится деятельностью коммерческой; это было связано с изменениями условий ее осуществления.

Лидерство на мировом рынке информационных услуг с самого начала захватили США.Основной объем потребления услуг стал приходиться на специалистов, работающих в сфере бизнеса, торговли, промышленности и права.

Осознание полезности и ценности, рост потребностей в информационных услугах вызвал появление на рынке информационных посредников (брокеров), под которыми понимаются организации или лица, профессионально занимающиеся платным информационным обслуживанием внешних клиентов на коммерческой основе с использованием услуг специализированных информационных служб.

Инфраструктуру информационного  рынка можно представить в  виде пяти основных секторов, представленных в данном графике:

7

Сектор деловой информации подразделяется в свою очередь на следующие группы:

  1. Биржевая и финансовая информация — информация о котировках ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынках то­варов и капиталов, предоставляемая биржами, специальными службами биржевой и финансовой информации, брокерскими компаниями;
  2. Статистическая информация — числовая, экономическая, демографическая, социальная информация в виде рядов динамики, прогнозных моделей и оценок, предоставляемая государственными службами, а также компаниями, занятыми исследованиями, разработками и консалтингом;
  3. Коммерческая информация — информация о компаниях, фирмах, направлениях их работы, финансовом состоянии, ценах на продукцию и услуги, связях, руководителях.

Сектор информации для специалистов включает в себя научно-техническую, документальную, библиографическую, реферативную и полнотекстовую информацию.

Сектор потребительской информации включает новости и справочную информацию, потребительскую и развлекательную информацию (погода, расписание транспорта, аренда машин, справочники служб быта и т. д.).

Примером информационного центра, который может предоставить качественную информацию по всем ее секторам может служить американская фирма «Data-Star» и ее сайт «Dialog». Информационная корпорация «Диалог», основанная в 1972 г., является одной из крупнейших универсальных информационных систем мира с числом клиентов около 20 тыс. и объемом продаж, превышающим 280 млн долл. Система «Диалог» включает в себя свыше 250 баз данных объемом 12 терабайт, распределенных по следующим тематическим группам: бизнес, политика, наука, новости и текущие события. Пользование сайтом платное.

Также примерами таких информационных систем может служить информационное агентство «LEXIS-NEXIS».Сайтсодержит более 33 тыс. информационных источников в электронном виде, в том числе 19 тыс. полнотекстовых, включая крупнейшие журналы и газеты (New York Times, Washington Post, Newsweek, Financial Times и т. д.).

В отличие от мирового рынка ситуация на российском рынке информации сложилась достаточно непростая, в основном из-за ее затянувшегося перехода на новую, постиндустриальную стадию развития.

Недооценка роли управленческого  труда в нашей стране была обусловлена устаревшими представлениями о характере и значении любой посреднической деятельности; любого труда по сбору и переработке информации – непроизводительный труд. Производительным трудом признавался только труд рабочих и сельских тружеников. В результате этого, сегодня наше отставание в сфере управления от ведущих стран мира намного больше, чем в области НТП или по валовым показателям хозяйственной деятельности.

На данный момент нет ни одной российской фирмы, которая готова была бы предоставить потребителю услуги, охватывающие все основные сектора рынка информации.

Есть лишь несколько исключений. Одним из таких исключений является сайт с говорящим названием «Информационный сервис», который может предоставить потребителю информацию о погоде, курсах валют, новостях, а также о полезных сайтах для той или иной деятельности.

Наблюдается определенная специализация  среди поставщиков информации в  России. Большое количество фирм предоставляет  различного рода справочную информацию о деятельности различных государственных  и коммерческих структур, ряд фирм предлагает финансово-экономическую  информацию, есть и такие, которые  распространяют информацию юридического характера. При этом следует отметить, что большую часть российского  информационного рынка занимают фирмы, предоставляющие обзоры прессы по различным проблемам общественной жизни, деятельности предприятий и  организаций.

Специалисты отмечают, что в России появился спрос на новый вид продукта – информационно-аналитические исследования. Это выражается, прежде всего, в том, что коммерсантов стали интересовать аналитические исследования, с помощью которых можно получить более достоверную картину деятельности отдельной отрасли промышленности или фирмы. Постепенно на рынке стали появляться аналитические исследования различных направлений деятельности. Среди них такие, как оценка динамики финансового состояния банков (так называемые мониторинги), исследования политической обстановки в различных регионах России, аналитика развития той или иной отрасли промышленности, маркетинговые отчеты и т.д. Однако многие из фирм выполняют указанные услуги, которыми сами и пользуются.

Исходя и вышесказанного, можно  сделать вывод, что сегодня достаточно остро стоит проблема формирования структур, которые могли бы предлагать обобщенные данные, полученные из различных источников, что фактически является качественно новой информацией. Потребность в таких информационных продуктах постоянно возрастает, и вполне возможно, что это направление развития российского информационного рынка в ближайшее время займет лидирующее положение. Специалисту в данной сфере, безусловно, необходимы знания в области создания и использования мировых информационных ресурсов. Поэтому Билл Гейтс, написавший свою книгу в 2001 году был прав, говоря, что «"Электронная нервная система" поможет им лучше понять свой бизнес и использовать это понимание для повышения его эффективности. Именно инфраструктура, в основе которой лежат информационные потоки, станет в ХХI веке "гвоздем программы"».8

 

2.2 Современный информационный сервис в экономической системе и перспективы развития отрасли.

Как уже было сказано выше,одной  из самых главных отличительных особенностей постиндустриального общества является то, что определяющая роль принадлежит именно информационному обмену. Это иллюстрируют несколько факторов. Во-первых, это рост значимости информации в жизни людей, обычных граждан, самостоятельно принимающих большие и малые решения. Во-вторых, информация продается и покупается, инвестиции в информационную среду постоянно расширяются. В-третьих, владение правильной информацией в данное время и в данном месте обеспечивает преимущества, легко трансформируемые в экономические, социальные или политические, способствует перераспределению природных ресурсов, труда и капитала. В-четвертых, это ускорение социальных и экономических процессов.

Именно факт интенсивного информационного обмена дает возможность экономике в условиях постиндустриального общества развиваться динамичнее, что ведет к складыванию так называемой информационной экономики. Информационная экономика – экономика, в которой большая часть ВВП обеспечивается деятельностью по производству, обработке, хранению и распространению информации и знаний, и  больше половины занятых участвует в этой деятельности.

Проанализировав современное положение  бизнеса, можно утверждать, что в мировом экономическом пространстве сегодня господствуют новые структуры: обширные, сложные, комбинации государственных и предпринимательских субкультур, комбинаций различных инфраструктур (сеть банкоматов представляет собой первый пример объединения информационной и финансовой инфраструктур).

Этот факт легко подтверждается на примере мировых банковских расчетов. Информационная экономика – это  быстрая экономика. Теоретически и  практически это означает быстроту, точность и надежность переработки  банковской информации.Именно банки оперативно отслеживают общую экономическую обстановку, добывают и анализируют информацию о кредитоспособности экономических субъектов, состоянии и перспективах развития финансовых рынков и т.д., аоткрытые компьютерные сети типа Интернет предоставляют банкам не виданные ранее возможности сбора и анализа информации.

Но не стоит забывать о том, что  в условиях жесткой конкуренции  современного рынка, в бизнесе имеет больший успех тот, кто опережает конкурентов по объему доступной для анализа и использования информации. Если раньше ресурсы экономического развития были достаточно жестко привязаны к территориям, технологиям, то сейчас главными ресурсами становятся интеллект, финансы и информация. Последнему немало способствовало и развитие сети Интернет как среды существования и распространения информации.Дело в том, что Интернет стремительно превращается в "абсолютный", по оценкам западных маркетологов, рынок.

 При правильном использовании  предоставляемых Интернетом возможностей  практически любой вид бизнеса  может получить мощный толчок  в своем развитии. Однако объем  знаний, которыми должен обладать  бизнесмен, выходящий со своим  делом в Сеть, весьма велик.  При этом информации по организации  бизнеса в Интернете не так уж много. Однако, несмотря на это, осваивать этот вид рынка все равно необходимо, так как он предоставляет большие возможности его участникам.

Проанализировав настоящую  ситуацию, можно с уверенностью сказать, что это утверждение имеет под собой весомые основания.Ведь если компания способна отреагировать на рыночную ситуацию не за несколько недель, а за несколько часов, она многое выигрывает, она может вырваться вперед.

Продолжая рассуждение, необходимо обратить внимание на то, что информационная служба, накапливающая значительный объем информации, не может не учитывать сегодняшнюю ситуацию на рынке, политику государства и потребности общества, сиюминутный спрос. Но в то же время она всегда стоит перед вопросом: будет ли именно эта актуальная сегодня информация востребована в будущем, и не окажется ли так, что главное не сохранилось.

Так что же ждет нас в  будущем?

Около двадцати трех лет назад Блюменау представлял информационное обслуживание главным образом одной из составляющих НИОКР, технологической сферы, а также информационный сервис состоял из библиотечных сетей и научных центров.

Одиннадцать лет назад, Билл Гейтс, человек, понимающий в информационных технологиях многое, утверждал: « Не пройдет и десяти лет, как для большинства людей ПК станет незаменимым атрибутом домашней и рабочей обстановки, а электронная почта и связь через Интернет - обычным делом, они будут носить с собой цифровые устройства, хранящие их личную и деловую информацию. Появятся новые потребительские устройства, которые будут обрабатывать практически любой вид информации - текст, числа, голос, фотографии, видеозаписи - в цифровом формате».9 И, как оказалось, он был совершенно прав.

А что же думают о развитии информационной отрасли современные  ученые?

Информация о работе Современный информационный сервис