Современный информационный сервис

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Естественным для специфики темы моей работы было использование информационных ресурсов сети Интернет для приведения примеров зарубежных и российских информационных онлайн сервисов, таких как LexisNexisи американская фирма «Data-Star» и ее сайт Dialog.
Итак, цель моей работы –рассказать о сущности современного информационного сервиса.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…3
Глава 1. Сущность современного информационного сервиса……………...8
§1.1 Понятие и характеристика информационного сервиса……………8
§1.2 Проблемы информационного сервиса в XXI веке……………..…15
Глава 2.Экономическая система и современный рынок информационных услуг……….…………………………………………………………………...19
§2.1 Информационный рынок в России и за рубежом……………..….19
§2. 2 Современный информационный сервис в экономической системе и перспективы развития отрасли……………………………….…………….25
Заключение……………………………………………………………...……..29
Список литературы………………………………………………………..….33

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 219.16 Кб (Скачать файл)
  1. внедрение средств вычислительной техники на отдельных рабочих местах и попытки автоматизировать сложные процессы;
  2. объединение разрозненных мест в единое целое, предоставление возможности эффективнее и быстрее обмениваться необходимой информацией, а также возможность автоматизировать рутинные процессы;
  3. объединение различных предприятий в единую сеть, внедрение и широкое использование сетевых технологий в производстве.3

При оценке современного общества становится ясно, что в данный момент процесс информатизации находится на третьем этапе своего развития. Подтверждением этому может служить бурное развитие информационной экономики, электронного бизнеса и электронной коммерции, широкое использование средств вычислительной техники, программного обеспечения и средств связи для организации эффективного производства.

В рыночном хозяйстве принято  выделять четыре макросектора: потребительских  благ, средств производства, труда, денег и ценных бумаг. Современное  производство  немыслимо без функционирования пятого –рынка информации. Сегодня приходится учитывать и то, что резко усиливается социальная значимость информации. Это происходит в связи с тем, чтопотребности людей в качественной информации возрастает  стремительными темпами, информация становится массовым продуктом и получает рыночную цену. Благодаря этим изменениям срабатывают экономические законы спроса и предложения – появляется рынок информационных услуг. При этом информационный рынок является инновационным и предлагает новейшие технологические решения, а создание, распространение, обновление и применение информации идет опережающими темпами.

Как уже было указано выше, отличительной особенностью постиндустриального общества является то, что в нем определяющая роль принадлежит информационному обмену. Этому свидетельствуют многие факторы.

Во-первых, это рост социальной и экономической значимости информации в жизни людей, не только управляющей  элиты, но и миллионов граждан, принимающих  самостоятельно большие и малые  решения. Во-вторых, информация стала  экономической категорией, она продается  и покупается, операции с ней приносят прибыли или убытки. Инвестиции в  информационную среду постоянно  расширяются, именно в этой среде  и через нее формируются потоки инноваций, которые служат извлечению дополнительной прибыли. В-третьих, это ускорение социальных и экономических процессов, побуждающее правительства быстрее реагировать на происходящие перемены, создавать все более эффективные и гибкие механизмы управления общественной жизнью.4Именно факт интенсивного информационного обмена дает возможность экономике в условиях постиндустриального общества развиваться динамичнее.

Услуги труда в такой экономике  опираются не просто на профессиональные навыки, но на индивидуализированные  знания и способности. Рынок труда  предлагает уже не безличную "производственную услугу", а личность, обладающую в  требуемом профессиональном диапазоне  относительно редкими, а иногда даже уникальными качествами.

Квалификация, профессионализм, знания и способность к творчеству становятся основной характеристикой персонифицированных  услуг труда, перестающих быть безликой "рабочей силой". Наемный труд, осуществляемый в  рабочее время, постепенно заменяется свободным трудом, осуществляемым в свободное рабочее время. И это именно та часть свободного времени работника, которая используется им не для отдыха и развлечений, а для самообразования и переподготовки, для улучшения своих позиций на рынке труда и увеличения возможных доходов.

Все вышеперечисленные факторы  и условия породили в современной  мировой экономике новую отрасль, новое направление сферы услуг  – информационный сервис.

Информационный сервиспредставляет собой вид деятельности, направленный наудовлетворение потребностей клиента путем оказания услуг информационного характера. Он обеспечивает познавательную деятельность общества иможет быть представлен в виде двух уровней деятельности: эмпирическом (предоставление информации об отдельных фактах и событиях) и теоретическом (анализ информации,выявление закономерностей в данной сфере явлений).

На эмпирическом уровне информационного  сервиса предоставляется информация(справки) о компаниях (местонахождение, телефонах, адресах электронной почты E-Mail,Web-сайта), о наличии товара, предоставлении услуг, расписаниях, событиях политической, культурной жизни, юридическая информация и т.п. На теоретическом уровне информационного сервиса осуществляется анализ ситуации в экономике (региона, компании и т.п.), изучение общественного мнения, перспективразвития спроса на товары, услуги и т.п.

Информационный сервис, предоставляемый  покупателю, характеризуется всей совокупностью  различного рода информации о предлагаемых товарах и сопровождающих их услугах, а также системой средств и  методов, обеспечивающих оперативный  доступ покупателя к необходимой ему информации.

В «далеком» 1989 году Д. И. Блюменау, который, кстати, и ввел понятие «информационный сервис» в научный оборот, писал, что основной формой информационного обслуживания является информационное обеспечение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР).  Также он выделял плановые и технические этапы НИОКР, приближающие специалиста к решению стоящей перед ним задачи.

Под плановым этапом разработки обычно понимается крупная часть работы, которая имеет самостоятельное значение и является объектом планирования: разработка технического задания; проведение теоретических и экспериментальных исследований, включающих разработку и корректировку технической документации, и оформление результата в виде отчета.

Содержание технических этапов образует определенная последовательность операций: выбор альтернатив, разработка методик, проведение расчетов и др., в процессе которой происходит эволюция в создании научно-технического объекта. Такие операции Блюменау называет конкретными задачами.5

И именно так понималась сама сущность информационного сервиса несколько десятков лет назад.

Как и во времена Блюменау, так  и до последнего времени информационные услуги покупателю сводились, главным образом, к снабжению его необходимой сопроводительной документацией. Теперь само содержание понятия «сопроводительная документация" претерпевает изменения, появляются и расширяются новые виды информационных услуг.

Прежде всего, это относится  к рекламе. Реклама не только реализуется на все более возрастающем профессиональном и техническом уровне, сама ее структура претерпевает существенные изменения. Она, с одной стороны, становится адресной, ориентированной на конкретный тип потребителя, а с другой — приобретает все большую степень универсальные черты, позволяющие расширить круг привлекаемых клиентов. Реклама приобретает иерархический характер, начиная от материалов, дающих первоначальное и наиболее общее представление о предмете рекламы, с последующей детализацией и углублением.

Таким образом, процесс информатизации постепенно охватывает все сферы человеческой жизни, а обработка информации становится ведущим видом деятельности. Благодаря накопившимся знаниям и источникам, мы с вами можем проследить развития интереса, спроса, на информационные услуги; проследить, как менялось само понятие информационного сервиса. Понять, с какими явлениями общественной жизни, техническими открытиями и революциями, связан рост информационного рынка. И, конечно же, проследить дальнейшую возможную модель развития информатизации общества на несколько лет или даже десятков лет вперед.

 

 

 

 

 

 

 

    1. Проблемы глобального  информационного пространства в XXI веке.

В условиях перехода постиндустриального общества на стадию информатизации, информация превращается в ведущий всеобщий производственный фактор, а деятельность по ее сбору, передаче, хранению, обработке и анализу становится одной из наиболее значимых сфер общественного производства. Это позволяет утверждать, что именно информационный путь развития является более активным направлением развития постиндустриального общества, чем все иные.

Все это привело к смене  социального заказа на специалистов в области информатики. Если в конце 70-х – начале 80-х годов прошлого столетия высока была потребность в программистских кадрах (отсюда известный всем лозунг: «Программирование – вторая грамотность»), то сегодня значительно более высокой стала потребность в специалистах по системному ведению информационных процессов, их автоматизации и управлению.

 Потребность в таких  специалистах предопределяется  тем, что в настоящее время информационный рынок можно считать сформированным. В то же время он продолжает динамично развиваться в разных направлениях, а его основу составляют: собственно информация разного вида и назначения, электронные сделки и электронная коммуникация и многое другое. Огромное количество как государственных, так и негосударственных фирм и компаний работает в области информационного обслуживания. На мировом рынке выделился ряд фирм и компаний, которые предоставляют своим потребителям комплекс услуг, охватывающих все основные сектора информационного рынка.

Для сохранения и поддержки  высокого научно-образовательного потенциала и уровня деятельности российской высшей школы, научных учреждений, библиотечных и управленческих структур необходимо на основе современных информационных технологий обеспечить работникам и  студентам, профессорско-преподавательскому составу широкий и открытый доступ к накопленным в России и за рубежом информационно-вычислительным ресурсам.

Отсюда вытекает одна из проблем проблема современного информационного сервиса (в особенности на российском рынке) - необходимость единого информационного пространства, которое способно удовлетворять информационные потребности разных пользователей и предоставлять новые возможности для ведения бизнеса.Огромный и решающий вклад в глобализацию информационного пространства внесло массовое применение во всех сферах деятельности человека, по крайней мере, в странах западной цивилизации, современных технологий. Именно это позволило информационному пространству человека превратиться из локального, охватывающего довольно ограниченную общность людей (семью, профессиональные и общественные группы, этнос, государство), в глобальное, включающее практически все цивилизованное человечество.

Использование Интернета  по всему земному шару в конце XX века подтвердило неизбежность объединения информационных  пространств всего мира в единое целое со всеми вытекающими отсюда последствиями, в том числе и для безопасности личности, общества и государства, что стало одной из наиболее актуальных проблем современного рынка информации.

Анализируя состояние  информационной глобальной среды, можно выделить несколько ее особенностей, относительно проблемы безопасности:

• охват всего цивилизованного человечества;

• прозрачность современного информационного пространства, наличие  возможности оказывать воздействие на любого человека и общественные группы через  информационные сферы;

• резкое расширение спектра возможных информационных воздействий и увеличение их силы;

• трудность своевременного выявления оказываемых информационных воздействий и предотвращения их негативных последствий.

Эти особенности не дают оснований  считать, что введение только правовых норм, регулирующих поведение в информационном пространстве, позволит обеспечить требуемый уровень информационной безопасности личности, общественных групп и всего общества. Велик соблазн нарушить всяческие нормы поведения человека, так как нарушитель чаще всего остается не только безнаказанным, но даже и не выявленным.

 Также формирование  глобального информационного пространства  резко обострило проблемы, в том  числе и этические, связанные с интеллектуальной собственностью. Интеллектуальная собственность – это фактически информация, на владение которой претендует или имеет право лицо, называемое собственником. При этом носитель информации играет незначительную роль. Основная проблема заключается в том, что получение информации каким-либо лицом чаще всего не связано и перемещением носителя от собственника к собственнику. Для защиты прав собственника в Российской Федерации принят ряд указов, постановлений и законов:

• "Об информации, информатизации и защите информации".

• "Об авторском праве и смежных правах".

• "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных".

Современное информационное пространство создает пользователю практически неограниченные возможности перемещения по сетям любой информации, даже не ставя в известность об этом ее собственника. Поэтому защита интеллектуальной собственности в таком пространстве является почти неразрешимой задачей, так как либо технически и юридически невозможна, либо стоит слишком дорого. Следствием такого положения являются расцвет сетевого пиратства и хакерства, запуск по сетям вирусов, разрушающих компьютерные программы и уничтожающих информацию, сбор различной информации без ведома лиц и компаний, о которых эта информация собирается.

Глобальное информационное пространство таит в себе определенные угрозы, и по мере его развития эти угрозы могут усиливаться. Но человек не может жить вне этого пространства. Поэтому необходим целый комплекс специальных мер для обеспечения допустимого уровня безопасности жизни и деятельности человека в сети. Но успех этого комплекса может быть достигнут только лишь после приобретения всеми участниками информационного пространства соответствующей этики. Ее основу должна составлять традиционная этика взаимоотношений людей, которая создавалась и проверялась на практике в течение многих веков и без которой трудно представить существование человеческого общества как сейчас, так и в обозримом будущем. Однако в нее должны быть внесены соответствующие коррективы и дополнения, которые учли бы реалии, связанные с формированием современного, нового информационного пространства и общества.

Информация о работе Современный информационный сервис