Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 21:24, лекция
С рынками товаров, рабочей силы и другими рынками постоянно взаимодействует рынок услуг. Область услуг является одной из самых перспективных, динамичных отраслей экономики, происходит постоянный рост числа услуг. Существующие на рынке услуги многообразны и неоднородны, поэтому рынок услуг делится на более узкие составные части. Услуги, как правило, характерны для таких сфер как транспорт, финансы, наука, связь, туризм, торговля, материально-техническое снабжение, физкультура, спорт, бытовое, коммунальное обслуживание, образование, здравоохранение, культура, искусство и др.
8.Контроль.
Работа по проведению исследования считается незаконченной, пока полученные результаты исследования не воплощены в действие.
Исследования - это инвестированные деньги и затраченное время.
Задача проводящих исследование состоит также в осуществлении контроля за тем, чтобы вложенные денежные инвестиции и временные затраты давали хорошие результаты.
3.Источники информации для маркетинговых исследований
4. Методы сбора информации
Маркетинговая информация – это знания, сведения, данные о каком-либо объекте, событии, процессе или явлении, необходимые для подготовки и принятия маркетинговых решений.
Маркетинговая информация
может быть классифицирована:
1) по источнику и способу получения: вторичная
и первичная информация;
2) по характеру информации: количественная
и качественная информация;
3) по информационным потокам относительно
отдела маркетинга: входящая, анализируемая,
хранимая, выходящая.
Первичная информация – это информация об объекте исследования, полученная непосредственно от источника (в момент возникновения) в результате специально проведенных для решения конкретных проблем так называемых полевых маркетинговых исследований.
Под вторичной информацией, применяемой при проведении, так называемых, кабинетных маркетинговых исследований, понимают информацию об объекте исследования, собранную ранее из внешних и внутренних источников для целей, отличных от целей конкретного маркетингового исследования. Источники вторичной информации делятся по отношению к предприятию на внутренние и внешние.
К основным недостаткам вторичной информации по сравнению с первичной можно отнести трудность оценки полноты, достоверности и возможности использования информации, а также ее доступность для конкурентов. Достоинствами вторичной информации, как правило, являются: быстрота получения и меньшая стоимость по сравнению с первичной информацией и возможность сопоставления нескольких источников.
Выделяют три основных метода сбора первичной информации, а именно: наблюдение, опрос, эксперимент.
а) Эксперимент - метод сбора первичной информации путем активного вмешательства исследователя в определенные процессы с целью установления взаимосвязи между событиями.
В
ходе эксперимента исследователь активно
вмешивается в процесс
Основные условия проведения эксперимента:
Объектами эксперимента чаще всего выступают потребители. Предметом изучения является их реакция на инструменты маркетинга.
Достоинства:
Недостатки:
б) Опрос - это метод сбора первичной информации путем выяснения субъективных мнений, предпочтений, установок людей в отношении какого-либо объекта.
К опросу чаще всего обращаются в случаях, когда респондент является необходимым, а иногда и единственным источником информации об изучаемых явлениях и процессах, например, когда необходимо выяснить причины наблюдаемого поведения, получить пояснения о предпочитаемых образцах поведения, выявить отношение к чему-либо или кому-либо, изучить интересы, потребности.
Респондент - это обследуемое лицо, субъект, отвечающий на вопросы.
Безусловно,информация,
Достоинства: |
Недостатки: |
* Возможность выявить
суждения, мысли, идеи, мотивацию,
привычки и другие * Гибкость формы проведения * Возможность статистической обработки |
* Субъективность полученной информации * Зависимость качества
информации от орудий * Зависимость от желания участников опроса высказывать свое мнение |
в) Наблюдение - это метод сбора первичной информации путем пассивной регистрации исследователем определенных процессов, действий, поступков людей, событий, которые могут быть выявлены органами чувств.
Обыденное наблюдение -- это непроизвольная деятельность людей, связанная с получением информации о мире, способ познания.
Научное наблюдение отличается от обыденного своей целенаправленностью, системностью, планомерностью и наличием процедуры контроля. Однако термин «наблюдение» еще не стал однозначным.
Назначение наблюдения:
1. Является инструментом
сбора информации
2. Является инструментом
сбора информации для
3. Является инструментом
сбора информации для
4. Служит источником
5. Является инструментом
сбора информации для описания
распространенности явления
6. Является инструментом сбора информации о поведении потребителей, которое люди не имеют желания запоминать.
7. Является инструментом
определения качественных
В случаях, когда наблюдение
выступает как самостоятельный
метод сбора первичной
Требуемые условия для проведения наблюдения:
С помощью наблюдения можно исследовать не только поведение покупателей в магазине, персонала, предоставляющего услуги потребителям, но и другие процессы.
Результаты могут быть использованы для создания новых модификаций товаров, улучшения сервиса, системы распределения и продвижения (новые темы для рекламных кампаний).
Наблюдение как метод сбора маркетинговой информации обладает рядом достоинств и недостатков, которые необходимо знать, чтобы правильно применять данный метод и грамотно выбрать его форму.
Основные характеристики наблюдения | ||
Достоинства: |
Недостатки: | |
* Независимость хода и способности выражать свои мысли * Высокая объективность,
так как наблюдению * Возможность восприятия неосознанного поведения людей * Возможность учета окружающей обстановки * Возможность регистрировать
событие в момент его * Отсутствие непосредственного
взаимодействия между лучше * Возможность отделить факты от вымысла |
* Низкая репрезентативность, так как невозможно обеспечить случайный порядок составления выборки * Селективный отбор объектов
наблюдения (наблюдатель из общей
массы выберет какие-то * Субъективность восприятия наблюдаемых событий * Наличие эффекта наблюдения
(неестественное поведение * Невозможность наблюдения многих факторов * Ограниченность времени
наблюдения временем | |
Формы наблюдения
Наблюдение является достаточно
гибким методом сбора информации,
так как может осуществляться
исследователями в различных
формах. Для группировки различных
вариантов осуществления
Формы наблюдения: | ||
Классификационный признак |
Формы наблюдения | |
Характер окружающей обстановки |
Полевое наблюдение - проводят в естественных условиях, в реальной жизненной ситуации. | |
Лабораторное наблюдение - проводят в искусственно созданных условиях, это позволяет сохранять стабильность обстановки. | ||
Лабораторно-полевое наблюдение - проводят в естественных условиях, но с ограничениями. | ||
Место исследователя в изучаемом процессе |
Наблюдения с непосредственным участием исследователя - наблюдатель сам участвует в ситуации, он одновременно сам влияет на ситуацию и, в свою очередь, подвергается ее влиянию. | |
Наблюдение осуществляется наблюдателем со стороны без участия в наблюдаемом процессе - наблюдатель находится на некотором удалении от объекта наблюдения, что позволяет видеть весь ход процесса и контролировать сторонние факторы, на него влияющие. | ||
Способ восприятия объекта наблюдения |
Персональное наблюдение
- наблюдаемые события | |
Неперсональное наблюдение
- наблюдаемые события | ||
Степень стандартизации наблюдения |
Структурированное (контролируемое) наблюдение - в этом случае используются бланки наблюдения с четко заданной структурой фиксируемых элементов (аспектов) процесса или ситуации. | |
Свободное (неструктурированное) наблюдение - осуществляется наблюдение всех элементов поведения без заранее заданной схемы. | ||
Степень открытости процесса наблюдения |
Открытое наблюдение - наблюдаемым
известно о проводящемся наблюдении,
исследователи заранее | |
Скрытое наблюдение - наблюдаемым не известно о проводимом исследовании. | ||
Характер наблюдаемых событий |
Прямое наблюдение - наблюдение проводится непосредственно за поведением. | |
Непрямое (косвенное) наблюдение - наблюдение проводится за результатами поведения. | ||
Регулярность проведения наблюдения |
Систематическое наблюдение - проводится на регулярной основе, что позволяет выявить тенденции процессов. | |
Эпизодическое наблюдение - не имеет четко установленного регламента регистрации событий. | ||
Однократное наблюдение - исследование выполняется в соответствии с поставленными целями однократно. | ||
Случайное наблюдение - наблюдение заранее незапланированного явления, как самостоятельная процедура сбора первичной информации обычно не планируется. |
Этапы наблюдения
Подготовительный этап наблюдения:
На начальном этапе определяются место наблюдения в общей программе исследования, его цели и задачи.
Цель наблюдения - установить, каким образом потребитель выбирает товар в магазине.
Задачи наблюдения:
В соответствии с поставленными задачами необходимо определить место и время проведения наблюдения.
Определив место наблюдения,
необходимо обеспечить доступ к нему
в выбранное время, получить разрешение
руководства выбранных
При проведении лабораторно-полевого наблюдения может понадобиться более тесное сотрудничество исследователей с администрацией и персоналом торговых точек, что требует соответствующего согласования.
Анкетирование
Наиболее распространенный в практике прикладной социологии
вид опроса - анкетирование.
Оно может быть групповым или индивидуальным.
Групповым анкетированием
называется опрос, применяемый
организациях (места работы, учёбы и т.д.).
При индивидуальном анкетировании вопросники (анкеты) раздаются на
рабочих местах или по месту жительства респондента
Социологическая анкета - объединенная единым исследовательским
замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-
качественных характеристик объекта и предмета анализа.
Ее предназначение - дать достоверную информацию.
При составлении анкет необходимо учитывать, что вопрос должен быть одинаково
понятен различным
социально-демографическим
Все вопросы можно классифицировать: