Специфика профессиональной деятельности специалистов работающих в сфере социально-культурного сервиса и туризма (СКСТ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить личностные характеристики специалистов, востребованные в индустрии социально-культурного сервиса и туризма.
Задачи:
1.Проанализировать особенности профессиональной деятельности в сфере социально-культурного туризма;
2.Провести эмпирическое исследование (с применением опросника Дж.Холланда) типов профессиональных предпочтений специалистов в сфере социально-культурного сервиса и туризма, а также студентов, обучающихся по специальности СКСТ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….2
1 Теоретические аспекты изучения профессионально-важных качеств личности…………………………………………………………………………...4
2 Специфика профессиональной деятельности специалистов работающих в сфере социально-культурного сервиса и туризма (СКСТ)………………..10
3 Профессионально-важные качества специалистов работающих в сфере СКСТ.
3.1 Описание методики исследования……………………………….......15
3.2 Результаты собственного исследования…………………………….19
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованных источников…………………………………………...23

Файлы: 1 файл

Курсовая Сани.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….2

1 Теоретические аспекты изучения профессионально-важных качеств личности…………………………………………………………………………...4

2 Специфика профессиональной деятельности специалистов работающих в сфере социально-культурного сервиса и туризма (СКСТ)………………..10

3 Профессионально-важные качества специалистов работающих в сфере СКСТ.

3.1 Описание методики исследования……………………………….......15 

3.2 Результаты собственного исследования…………………………….19

Заключение……………………………………………………………………….22

Список использованных источников…………………………………………...23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Для написания  курсовой работы мною выбрана тема «Профессионально-важные качества специалистов работающих в сфере социально-культурного  сервиса и туризма». Выбор данной темы обусловлен моим интересом к будущей профессии, желанием сформировать у себя именно те качества, которые необходимы для того, чтобы быть в своей профессии  успешным и эффективным.

Актуальность  темы. Современный этап развития экономики  нашей страны ознаменован бурным ростом сферы сервиса и туризма. Это обуславливает новые требования к профессиональной подготовке квалифицированных специалистов для данной сферы.

Сегодня для  того, что бы стать специалистом высокого класса  в любой профессии  и быть востребованным на рынке труда недостаточно  обладать только набором профессиональных знаний  и навыков. Одной из важнейших характеристик современного  специалиста в любой профессиональной сфере является комплекс личностных профессионально-важных качеств, которым он обладает и который  позволяет ему качественно (в соответствии с заданными требованиями)  и эффективно осуществлять профессиональную деятельность, получать удовлетворение от профессии и максимально реализовывать в ней свой потенциал.

Профессионально-важные качества  - это индивидуальные особенности человека, обеспечивающие успешность профессионального обучения и в дальнейшем успешность осуществления профессиональной деятельности

Вопросам изучения  профессионально-значимых личностных  качеств специалистов различного профиля посвящены работы А.Б. Каганова, А.А. Деркача, В.Д. Шадрикова, H.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, Ф.Н. Гоноболина.

Применительно к сфере  социально-культурного сервиса и  туризма данная проблема  исследована мало.

Цель работы: выявить личностные характеристики специалистов, востребованные в индустрии социально-культурного сервиса и туризма.

Задачи:

1.Проанализировать  особенности  профессиональной деятельности  в сфере социально-культурного туризма;

2.Провести эмпирическое  исследование  (с применением  опросника Дж.Холланда) типов профессиональных  предпочтений специалистов в  сфере  социально-культурного  сервиса и туризма, а также  студентов, обучающихся по специальности  СКСТ.

3. Для подтверждения специфичности выявленных у специалистов в сфере социально-культурного сервиса и туризма типов профессиональных предпочтений провести их сравнение с  типами  профессиональных предпочтений специалистов, работающих в другой профессиональной сфере.

Структура работы. Курсовая работа изложена на 23 страницах машинописного текста. Состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников.

1. Теоретические  аспекты изучения профессионально-важных  качеств личности.

Не только человек выбирает профессию. Любая профессиональная деятельность отбирает людей, обладающих набором черт качеств, необходимых для успешности этой деятельности. Эти качества называются профессионально важными. Развитие профессионально-важных качеств является непременным условием успешной реализации профессиональных функций. Работа врача, учителя, продавца требует от человека доброжелательности, отзывчивости, умения контролировать свои эмоции. Для диспетчера или оператора профессионально важными качествами являются хорошее внимание, умение работать с разнородной информацией и оперативно принимать решение. Оперативный работник, сотрудник МЧС, пожарный должны быть эмоционально устойчивыми и хладнокровными, обладать мгновенной реакцией, силой и выносливостью. Недостаток этих качеств может стоить им здоровья или жизни.

Понятие профессионально  важных качеств (ПВК) было введено в  отечественную психологию В.Д. Шадриковым. Рассмотрением проблемы профессионально-важных качеств занимались также  А.А. Деркач, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, В.Л. Марищук, К.К. Платонов, и др.

В.Д. Шадриков определяет профессионально-важные качества как «индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения». ПВК и их подсистемы выступают в роли тех внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия и требования деятельности, следовательно, развитие ПВК и их подсистем является узловым моментом формирования психологической системы деятельности.

Профессионально-важные качества – это психологические качества личности, определяющие продуктивность (производительность, качество, результативность и др.) деятельности. Они многофункциональны, и вместе с тем каждая профессия имеет свой ансамбль этих качеств.

В исследованиях  В.Д. Шадрикова и его учеников показано, что компонентный состав профессионально обусловленных ансамблей постоянно изменяется. В ПВК могут входить общесоматические (конституциональные) и нейродинамические свойства человеческого организма; свойства психических процессов; направленность личности, ее потребности, интересы, мировоззрение и убеждения, моральные качества. Таким образом, в роли ПВК может выступать любое качество индивида, включенное в систему его деятельности. Однако для каждой профессии существуют относительно устойчивые системы профессиональных характеристик.

По мнению Е.А. Климова, для повышения эффективности  профессиональной деятельности большое значение имеет не отбор работников, а стимулирование индивидуально-своеобразного приспособления человека к профессии с учетом его личных качеств, а также индивидуального стиля деятельности, в основе которого лежат профессионально-важные качества личности.

Анализируя  профессиональные качества, Е.А. Климов указывает, что «профессионально ценные качества в каждом отдельном случае не рядоположены, а образуют нечто целое, систему». В системе профессионально важных качеств он выделяет пять слагаемых: гражданские качества - идейный, моральный облик человека как члена коллектива, общества; отношение к труду, интересы и склонности к данной области деятельности; дееспособность (общая, физическая и умственная), которая обеспечивается также состоянием здоровья, физической выносливостью, силой; единичные, частные, специальные способности, важные для данной работы, профессии, например, устойчивость к действию монотонных раздражителей для водителя, машиниста; навыки, привычки, знания, опыт. Е.А. Климов отмечает, что любое качество в одном случае может оказаться профессионально ценным, а в другом - будет противодействовать успешной работе. Даже применительно к одной работе не следует говорить о некотором едином и бесспорном перечне профессионально ценных качеств, ибо каждый хороший работник максимально наполняет свои сильные стороны и преодолевает, компенсирует разными средствами слабые.

О.А. Бабенко  рассматривает профессионально-важные качества на трех уровнях: на уровне задач деятельности; на поведенческом уровне; на уровне свойств личности. В структуре профессионально важных качеств автор выделяет организаторские, интеллектуальные, мотивационно-волевые, предпринимательские и коммуникативные качества.

К. К. Платонов, анализируя профессионально-важные качества, говорит о «так называемых сложных и частных способностях как качествах личности, определяющих успешность овладения определенной деятельностью и совершенствование в ней». Соотнося качества личности с определенной деятельностью, он выделил профессионально значимые и отрицательно значимые качества. Однако одно и то же качество в одной структуре личности может быть профессионально положительным, а в другой – отрицательно значимым.

Основываясь на концепции динамической функциональной структуры личности К. К. Платонова, В. Л. Марищук, указывает, что профессионально значимые качества входят во все подструктуры личности:

1) в направленность личности, моральные черты личности, формируемые воспитанием, например, в виде профессиональной мотивации, профессионального долга; 2) выражают уровень накопленных знаний, сформированность навыков и умений, приобретенных в личном опыте путем обучения (например, идеологические умения, спортивные навыки); 3) характеризуют уровень развития психических и психомоторных процессов, связанных с генным потенциалом (например, распределение внимания у операторов, оперативная память у штурманов и т.д.); 4) связаны с биологически обусловленными типологическими особенностями темперамента (например, быстрота действий, связанная с подвижностью нервных процессов, эмоциональная устойчивость, связанная с уравновешенностью нервных процессов и т.д.).

Таким образом, В.Л. Марищук под профессионально-важными качествами понимает отдельные динамические черты личности, определенные психические и психомоторные свойства, а также физические качества, соответствующие требованиям профессии к человеку и способствующие успешному овладению этой профессией.

А.А. Деркач и  Н.В. Кузьмина определяют профессионально  значимые качества как «проявление психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, способностей и навыков, а также для достижения общественно приемлемой эффективности в профессиональном труде». Эти особенности, по мнению ученых, включают себя свойства: интеллектуальные (мышление), нравственные (поведение), эмоциональные (чувства), волевые (способность к самоуправлению), организаторские (механизм деятельности).

А. А. Деркач и  В. Г. Зазыкин используют содержательно близкое понятие «акмеологические инварианты профессионализма», которое определяют как «основные свойства, качества и умения профессионала (в ряде случаев и необходимые условия) обеспечивающие высокую эффективность и стабильность деятельности, независимо от ее содержания и специфики». Акмеологические инварианты профессионализма проявляются и во внутренних побудительных причинах, обеспечивающих активное и целенаправленное саморазвитие, реализацию творческого потенциала. Акмеологические инварианты профессионализма бывают: а) общими, то есть независящими от специфики деятельности и присущие всем профессионалам (развитая антиципация, высокий уровень саморегуляции, умение принимать эффективные решения, высокая креативность, сильная адекватная мотивация достижений); б) особенными или специфическими, отражающими содержание и требования профессиональной деятельности (например, высокая коммуникабельность, проницательность, стрессоустойчивость и пр.).

Одним из наиболее дискутируемых в настоящее время является вопрос о соотношении понятий «профессионально важные качества (ПВК)» и «компетентность». Понятие «компетентность» является сравнительно новым в отечественной психологии, но при этом прочно укрепившимся в понятийным аппарате различных отраслей психологической науки. Вопрос о содержании понятия «компетентность» является открытым, и в литературе встречается широкий диапазон его определений. В узком смысле компетентность определяют как знания, умения, навыки (ЗУН), необходимые для успешного выполнения деятельности. В широком смысле под понятием «компетентность» понимаются не только ЗУН, но и ряд других факторов. Так, М.А. Дмитриева и С.А. Дружилов, рассматривая понятие компетентности, включают в него уровень успешности взаимодействия с социальной средой. Г. Селевко понимает под компетентностью (помимо ЗУН) направленность личности, её способности, характер, а также определенное отношение к предмету деятельности . По мнению         Э. Зеера и Э.Э. Сыманюк, компетентность – это совокупность знаний, умений и опыта, отраженная в теоретико-прикладной подготовленности к их реализации в деятельности .  В. Енгалычев включает в профессиональную компетентность, помимо ЗУН, профессионально важные качества, профессиональную мотивацию, при этом подчеркивая, что профессиональная компетентность – это их системное соответствие  объективным требованиям профессии .

 В современной отечественной психологии существуют два подхода к пониманию соотношения понятий «компетентность» и «ПВК». Один из них – отождествление этих понятий; второй – их разделение, которое дается по разным основаниям.

По мнению Б.И. Беспалова, «поскольку компетентность человека может проявляться не только в его профессиональной деятельности, но и в других областях жизни, то не всякая компетентность является профессионально значимой и входит в ПВК. Вместе с тем не всякая система ПВК человека образует некоторую компетентность» [6].

Как отмечают А.В. Бессонова и А.Б. Леонова, компетентность приобретается в процессе научения, ПВК – нет [6].

Согласно Е.П. Ермолаевой, «ПВК – психологический  потенциал для формирования знаний, умений навыков; знания, умения и навыки – необходимое условие и ресурс для формирования компетентности» [6].

Вопрос о  соотношении данных понятий остаётся открытым и по сей день.

Подводя итог вышесказанному, можно говорить о том, что профессионально  важные качества – это психологические  качества личности, определяющие продуктивность (производительность, качество, результативность) деятельности. Их формирование является непременным условием развития профессионализма в конкретной деятельности.

Информация о работе Специфика профессиональной деятельности специалистов работающих в сфере социально-культурного сервиса и туризма (СКСТ)