Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 19:56, курсовая работа
Цель работы: выявить личностные характеристики специалистов, востребованные в индустрии социально-культурного сервиса и туризма.
Задачи:
1.Проанализировать особенности профессиональной деятельности в сфере социально-культурного туризма;
2.Провести эмпирическое исследование (с применением опросника Дж.Холланда) типов профессиональных предпочтений специалистов в сфере социально-культурного сервиса и туризма, а также студентов, обучающихся по специальности СКСТ.
Введение…………………………………………………………………….2
1 Теоретические аспекты изучения профессионально-важных качеств личности…………………………………………………………………………...4
2 Специфика профессиональной деятельности специалистов работающих в сфере социально-культурного сервиса и туризма (СКСТ)………………..10
3 Профессионально-важные качества специалистов работающих в сфере СКСТ.
3.1 Описание методики исследования……………………………….......15
3.2 Результаты собственного исследования…………………………….19
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованных источников…………………………………………...23
Таким образом, преобладающими типами профессиональных предпочтений в группе студентов выступают Социальный тип, Артистический тип и Предпринимательский тип.
Таблица 4. Типы профессиональных предпочтений действующих специалистов (код)
Психологические типы личности (количество выборов) | |||||||||||
Р |
И |
С |
К |
П |
А | ||||||
Абс. |
% |
Абс. |
% |
Абс. |
% |
Абс. |
% |
Абс. |
% |
Абс. |
% |
- |
- |
- |
- |
6 |
40,0 |
1 |
6,7 |
6 |
40,0 |
2 |
13,3 |
В группе действующих профессионалов преобладающими типами профессиональных предпочтений выступают Социальный и Предпринимательский тип. Артистический тип представлен менее значимо, чем в группе студентов.
Полагаем, что результаты диагностики абсолютно соотносятся с характером профессиональной деятельности специалиста в сфере СКСТ, требующей умения работать с людьми (С-тип), хороших организаторских способностей, навыков предпринимательской деятельности (П-тип), оригинальности, гибкости мышления, творческого подхода к работе (А-тип),
Для подтверждения специфичности выявленных у специалистов в сфере социально-культурного сервиса и туризма типов профессиональных предпочтений мы провели их сравнение с типами профессиональных предпочтений специалистов, работающих в другой профессиональной сфере
Были обследованы с помощью опросника Дж.Холланда студенты экономического факультета (специальность бухгалтерский учет и аудит) – 5 человек и действующие специалисты в данной профессиональной сфере - бухгалтера – 5 человек. Данные представлены в таблицах 5, 6
Таблица 5. Типы профессиональных предпочтений студентов экономического факультета (код)
Психологические типы личности (количество выборов) | |||||||||||
Р |
И |
С |
К |
П |
А | ||||||
Абс. |
% |
Абс. |
% |
Абс. |
% |
Абс. |
% |
Абс. |
% |
Абс. |
% |
1 |
6,7 |
4 |
26,6 |
1 |
6,7 |
7 |
46,7 |
2 |
13,3 |
- |
- |
По результатам диагностики было выявлено, что преобладающим психологическим типом для студентов данной профессиональной сферы является Канцелярский тип, также оказался выражен Исследовательский тип.
Таблица 6. Типы профессиональных предпочтений действующих профессионалов (код)
Психологические типы личности (количество выборов) | |||||||||||
Р |
И |
С |
К |
П |
А | ||||||
Абс. |
% |
Абс. |
% |
Абс. |
% |
Абс. |
% |
Абс. |
% |
Абс. |
% |
- |
- |
2 |
13,3 |
2 |
13,3 |
8 |
53,4 |
3 |
20,0 |
- |
- |
В группе действующих профессионалов отмечена аналогичная тенденция. Преобладающим типом профессиональных предпочтений является Конвенциональный тип. В отличие от студенческой группы – также представлен Предпринимательский тип.
Данные типы профессиональных предпочтений также соотносимы с характером профессиональной деятельности бухгалтера, требующей совершенно иных профессионально-значимых личностных характеристик специалиста - усидчивости, кропотливости, хороших навыков работы с цифровым материалом.
Заключение
Таким образом, с помощью опросника Дж.Холланда и сравнения типов профессиональных предпочтений специалистов различных сфер профессиональной деятельности нами был сделан вывод о том, что к числу профессионально-важных качеств для специалиста СКСТ относятся активность, умение расположить к себе, приятные манеры, умение общаться, организаторские способности, ответственность, терпение, умение быстро ориентироваться в ситуации, развитая речь, обязательность, умение снимать конфликты и творческий подход к работе.
Каждый человек, выбирая для себя профессию, должен анализировать свои личностно-психологические особенности, и соотносить их с требованиями профессии. Кроме того, в процессе обучения будущему специалисту необходимо формировать и развивать именно те личностно-психологические качества, которые будут необходимы ему в будущей профессии. Если профессия не соответствует типу личности, если специалист не обладает набором необходимых профессионально-важных личностных качеств - работа будет даваться ему ценой значительного напряжения, а значит, никогда не будет для человека интересной, продуктивной и любимой.
Список использованных источников
в области социально-культурного
сервиса и туризма // Успехи современного
естествознания. – 2009. – № 4 – С.
52-53 URL: Материалы круглого стола «Проблема
компетенций в психологии и управлении
персоналом» www.rae.ru/use/?section=
професионального образования // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 23–30.
дения в 4 т. / Т. IV. Кн. Седьмая: Система подго-товки туристских кадров. Кн. Восьмая: Туризм – это политика. – М.: Финансы и статистика, 2002.
личности специалиста
и их основные характеристики. Материалы XXXVII научно-технической
конференции по итогам работы профессорско-
социальных психологов и технологии ее формирования в вузе: Дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2008.
Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1996.
по сервису и туризму. Ярославский педагогический вестник – Том II (Психолого-педагогические науки) – № 3 – 2010.С 13- 19.