Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 19:56, курсовая работа
Цель работы: выявить личностные характеристики специалистов, востребованные в индустрии социально-культурного сервиса и туризма.
Задачи:
1.Проанализировать особенности профессиональной деятельности в сфере социально-культурного туризма;
2.Провести эмпирическое исследование (с применением опросника Дж.Холланда) типов профессиональных предпочтений специалистов в сфере социально-культурного сервиса и туризма, а также студентов, обучающихся по специальности СКСТ.
Введение…………………………………………………………………….2
1 Теоретические аспекты изучения профессионально-важных качеств личности…………………………………………………………………………...4
2 Специфика профессиональной деятельности специалистов работающих в сфере социально-культурного сервиса и туризма (СКСТ)………………..10
3 Профессионально-важные качества специалистов работающих в сфере СКСТ.
3.1 Описание методики исследования……………………………….......15
3.2 Результаты собственного исследования…………………………….19
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованных источников…………………………………………...23
2. Специфика
профессиональной деятельности
специалистов работающих в
Сервисная деятельность является специфическим видом профессиональной деятельности. Объектом профессиональной деятельности специалистов является удовлетворение потребностей человека в социально-культурных и туристских услугах. Работникам, занятым в данной сфере приходится исполнять широкий спектр функций. В центре внимания деятельности предприятий сервиса и туризма находятся многие задачи, составляющие целый спектр самостоятельных функций отдельно взятых специалистов. Сложность алгоритма деятельности специалистов по сервису и туризму в том и заключается, что каждая из функций применительно к конкретной должности или группе должностей, взятая в отдельности, не менее важна, чем все они в совокупной целостности. Вот почему так важна разумная пропорциональность распределения усилий каждого отдельно взятого специалиста по любой из его функций. Вот почему к разным специалистам по сервису и туризму предъявляются, наряду с общими для всех, специальные и специфические требования. По этой же причине разные категории специалистов по сервису и туризму даже в рамках одного и того же предприятия должны обладать разным набором качеств.
Мутавчи Е.П. описывает различные функции специалиста по сервису и туризму и выделяет требования, которые обеспечивают его пригодность к данной профессии, готовность к ее осуществлению и компетентность специалиста [7].
Основные функции специалиста: социально-экономическая, хозяйственно-производственная, административная, организационная, обучающая, воспитательная, координирующая, коммуникативная, функция планирования, саморегуляции, политико-идеологическая
Таблица 1. Требования к специалисту по сервису и туризму
Пригодность к профессиональной деятельности |
Готовность к осуществлению профессиональной деятельности |
Компетентность специалиста |
Элементы |
Элементы |
Элементы |
Психофизические данные Жизненные достижения Общий интеллект Специальные наклонности Личностные качества Прочие обстоятельства |
Образовательная квалификация Профессиональные умения, навыки Коммуникативность Организаторские качества Мотивация Сформированность личности Прочие требования |
Прагматические способности Творческий потенциал Исполнительские способности Продуктивность Применение этики и культуры общения с клиентурой Мобильность Предпринимательские способности Прочие показатели |
Для понимания характеристик профессиональной деятельности специалиста по сервису и туризму мы также обратились к Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности социально-культурный сервис и туризм (Специальность 230500).
Стандарт выделяет в качестве
объекта профессиональной деятельности
выпускника по данной специальности
- удовлетворение потребностей человека
в социально-культурных и туристских услугах.
В соответствии со стандартом специалист
по сервису и туризму должен быть подготовлен
к следующим видам профессиональной деятельности:
-сервисная;
-организационно-
-научно-исследовательская;
-образовательная.
Выпускник по специальности 230500 Социально-культурный сервис и
туризм должен отвечать следующим
требованиям, то есть, должен быть готов
к выполнению следующих видов деятельности:
-знает возможности современных научных
методов познания природы и владеет технологиями,
необходимыми для решения задач, имеющих
естественнонаучное содержание и возникающих
при выполнении профессиональных функций;
-знает основы современных дисциплин о
человеке, его потребностях; методы удовлетворения
социальных и культурных потребностей
индивида, семьи и общества;
-знает законодательство в сфере социально-культурного
сервиса и туризма, правовые нормы, регулирующие
отношения между личностью и семьей, обществом,
окружающей средой;
-знает эстетические и правовые нормы,
регулирующие отношения человека к человеку,
человека к обществу и общества к человеку,
умеет учитывать их при разработке экологических
и социокультурных проектов;
-знает нормы деловой письменной и устной
речи, процессы организации эффективной
речевой коммуникации в сфере социально-культурного
сервиса и туризма;
-способен продолжать обучение и вести
профессиональную деятельность в иноязычной
среде;
-обладает знаниями по созданию условий
для формирования рынка услуг социально-культурного
сервиса и туризма с учетом применения
прогрессивных технологий;
-имеет научное представление о здоровом
образе жизни, воздействии рекреации на
человека, владеет умениями и навыками
физического самосовершенствования;
-знает возможности современных информационных
технологий и владеет методами сбора,
хранения и обработки данных при подготовке
решений в социально-культурном сервисе
и туризме;
-принимает участие в организации, планировании
и совершенствовании деятельности служб
социально-культурного сервиса и туризма
и разрабатывает мероприятия по повышению
эффективности их деятельности;
-принимает управленческие решения в рамках
компетенции и осуществляет связь с общественностью;
участвует в работе по подбору, расстановке
и повышению квалификации кадров служб
социально-культурного сервиса и туризма;
-понимает сущность и социальную значимость
своей будущей профессии, основные проблемы,
определяющие конкретную область его
профессиональной деятельности, видит
их взаимосвязь в целостной системе знаний;
внедряет современные научные знания,
передовые технологии в социально-культурном
сервисе и туризме, рекреации и других
сферах деятельности;
-способен в условиях развития науки и
изменяющейся социальной практики к переоценке
накопленного опыта, анализу своих возможностей;
умеет приобретать новые знания, использовать
современные научные технологии;
способен обеспечивать деятельность предприятий
и организаций, представляющих услуги
по рекреации, социально-культурному сервису
и туризму;
-умеет разрабатывать стратегию и тактику
деятельности предприятий и организаций,
представляющих услуги социально-культурного
сервиса и туризма;
-использует несколько иностранных языков
при оказании услуг социально-культурного
сервиса и туризма;
-обеспечивает комплексное обслуживание
потребителей услуг социально-культурного
сервиса и туризма;
-владеет приемами и методами формирования
системы межличностного общения;
-обладает знаниями и навыками по разработке
и внедрению инновационных технологий
в социально-культурный сервис и туризм;
владеет знаниями организации и обеспечения
контроля качества оказываемых услуг
социально-культурного сервиса и туризма;
-обеспечивает систему мер по повышению
качества оказываемых услуг предприятиями
социально-культурного сервиса и туризма;
-владеет знаниями по принятию решений
в экстремальных ситуациях, обеспечению
безопасности жизнедеятельности.
Независимо
от вида профессиональной деятельности
и конкретно выполняемых
3. Профессионально-важные качества специалистов работающих в сфере СКСТ. Результаты собственного исследования.
3.1. Описание методики
Для диагностики профессионально-важных качеств специалистов сферы сервиса и туризма мы использовали Опросник профессиональных предпочтений, разработанный американским психологом Дж.Холландом.
Джордж Холланд установил связь между психологическим типом человека и его профессией. Он описал 6 различных типов личности, соответствующих шести различным профессиональным областям. Модель любого типа личности конструируется по следующей схеме: цели, ценности, интересы, способности, предпочитаемые профессиональные роли, возможные достижения и карьера.
1. РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ТИП (Р). Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают выполнять работу, требующую силы, ловкости, подвижности, хорошей координации движений, навыков практической работы. Результаты труда профессионалов этого типа ощутимы и реальны — их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Люди реалистического типа охотнее делают, чем говорят, они настойчивы и уверены в себе, в работе предпочитают четкие и конкретные указания. Придерживаются традиционных ценностей, поэтому критически относятся к новым идеям.
2. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ (И). Людей, относящихся к этому типу, отличают аналитические способности, рационализм, независимость и оригинальность мышления, умение точно формулировать и излагать свои мысли, решать логические задачи, генерировать новые идеи. Они часто выбирают научную и исследовательскую работу. Им нужна свобода для творчества. Работа способна увлечь их настолько, что стирается грань между рабочим временем и досугом. Мир идей для них может быть важнее, чем общение с людьми. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте.
3. СОЦИАЛЬНЫЙ (С). Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают профессиональную деятельность, связанную с обучением, воспитанием, лечением, консультированием, обслуживанием. Люди этого типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны понять эмоциональное состояние другого человека. Для них характерно хорошее речевое развитие, живая мимика, интерес к людям, готовность прийти на помощь. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте..
4. КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЙ, КАНЦЕЛЯРСКИЙ (К). Люди этого типа обычно проявляют склонность к работе, связанной с обработкой и систематизацией информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов (ведение документации, установление количественных соотношений между числами и условными знаками). Они отличаются аккуратностью, пунктуальностью, практичностью, ориентированы на социальные нормы, предпочитают четко регламентированную работу. Материальное благополучие для них более значимо, чем для других типов. Склонны к работе, не связанной с широкими контактами и принятием ответственных решений.
5. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ (П). Люди этого типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социально активны, готовы рисковать, ищут острые ощущения. Любят и умеют общаться. Имеют высокий уровень притязаний. Избегают занятий, требующих усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Для них значимо материальное благополучие. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей, связанную с руководством, управлением и влиянием на людей.
6. АРТИСТИЧЕСКИЙ, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ (А). Люди этого типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью мышления, эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Они не выносят жесткой регламентации, предпочитая свободный график работы. Часто выбирают профессии, связанные с литературой, театром, кино, музыкой, изобразительным искусством, творчеством.
В чистом виде эти профессиональные типы встречаются редко, обычно можно говорить о сочетании различных типов и о преобладающем типе личности.
Дж. Холланд
предложил шкалу
Рис. 1. Модель Дж. Холланда для определения совместимости личности и среды: Р – реалистический тип; И – интеллектуальный; С – социальный; К – конвенциональный; П – предпринимательский; Х – художественный (артистический).
Согласно этой модели, например, наиболее совместимы с художественным типом личности такие типы среды, как интеллектуальный и социальный, а наименее – конвенциональный
Все возможные взаимосвязи представлены в табл. 2.
Таблица Связь типа личности и типа профессиональной среды (по Дж.Холланду)
Тип личности |
Тип профессиональной среды | |||||
Р |
И |
С |
К |
П |
Х | |
Реалистический (Р) Интеллектуальный (И) Социальный (С) Конвенциональный (К) Предпринимательский (П) Художественный (Х) |
+ + + - - + - - |
+ + + - - - - + |
- - - + + - + + |
+ - - + + + - - |
- - - + + + + - |
- + + - - - + + |
Примечание. В
таблице приняты следующие условные обозначения:
+ + тип личности
очень хорошо приспособлен к
окружающей среде;
+ тип личности хорошо приспособлен к окружающей
среде;
- тип личности недостаточно приспособлен
к окружающей среде;
- - тип личности совершенно не приспособлен к окружающей среде.
Суть теории Дж. Холлнда заключается в том, что успех в профессиональной деятельности, удовлетворённость трудом зависят, в первую очередь, от соответствия типа личности типу профессиональной среды, которая создаётся людьми, обладающими схожими позициями, профессионально значимыми качествами и поведением. Работники одной профессии обуславливают и определённую профессиональную среду, адекватную одному из шести выделенных типов личности.
3.2. результаты исследования
С использованием данного опросника мы провели диагностику типов профессиональных предпочтений студентов, обучающихся по специальности СКСТ (5 человек), а также действующих специалистов в данной профессиональной сфере - менеджеров туристической компании (5 человек).
Результаты исследования представлены в таблицах 3, 4.
Таблица 3. Типы профессиональных предпочтений студентов (код)
Психологические типы личности (количество выборов) | |||||||||||
Р |
И |
С |
К |
П |
А | ||||||
Абс. |
% |
Абс. |
% |
Абс. |
% |
Абс. |
% |
Абс. |
% |
Абс. |
% |
- |
- |
2 |
13,3 |
5 |
33,3 |
1 |
6,7 |
3 |
20,0 |
4 |
26,7 |