Специфика профессиональной деятельности специалистов работающих в сфере социально-культурного сервиса и туризма (СКСТ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить личностные характеристики специалистов, востребованные в индустрии социально-культурного сервиса и туризма.
Задачи:
1.Проанализировать особенности профессиональной деятельности в сфере социально-культурного туризма;
2.Провести эмпирическое исследование (с применением опросника Дж.Холланда) типов профессиональных предпочтений специалистов в сфере социально-культурного сервиса и туризма, а также студентов, обучающихся по специальности СКСТ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….2
1 Теоретические аспекты изучения профессионально-важных качеств личности…………………………………………………………………………...4
2 Специфика профессиональной деятельности специалистов работающих в сфере социально-культурного сервиса и туризма (СКСТ)………………..10
3 Профессионально-важные качества специалистов работающих в сфере СКСТ.
3.1 Описание методики исследования……………………………….......15
3.2 Результаты собственного исследования…………………………….19
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованных источников…………………………………………...23

Файлы: 1 файл

Курсовая Сани.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Специфика  профессиональной деятельности  специалистов работающих в сфере социально-культурного сервиса и туризма (СКСТ)

 

Сервисная деятельность является специфическим видом профессиональной деятельности.  Объектом профессиональной деятельности специалистов является удовлетворение потребностей человека в социально-культурных и туристских услугах. Работникам, занятым в данной сфере приходится исполнять широкий спектр функций. В центре внимания деятельности предприятий сервиса и туризма  находятся многие задачи, составляющие целый спектр самостоятельных функций отдельно взятых специалистов. Сложность алгоритма деятельности специалистов по сервису и туризму в том и заключается, что каждая из функций применительно к конкретной должности или группе должностей, взятая в отдельности, не менее важна, чем все они в совокупной целостности. Вот почему так важна разумная пропорциональность распределения усилий каждого отдельно взятого специалиста по любой из его функций. Вот почему к разным специалистам по сервису и туризму предъявляются, наряду с общими для всех, специальные и специфические требования. По этой же причине разные категории специалистов по сервису и туризму даже в рамках одного и того же предприятия должны обладать разным набором качеств.

Мутавчи Е.П. описывает различные функции специалиста по сервису и туризму и выделяет  требования, которые  обеспечивают его пригодность к данной профессии, готовность к ее осуществлению и компетентность специалиста [7].

Основные функции  специалиста: социально-экономическая, хозяйственно-производственная, административная, организационная, обучающая, воспитательная, координирующая, коммуникативная, функция планирования, саморегуляции, политико-идеологическая

 

 

 

Таблица 1. Требования к  специалисту по сервису и туризму

Пригодность к профессиональной деятельности

Готовность к осуществлению  профессиональной деятельности

Компетентность специалиста 

Элементы 

Элементы

Элементы 

Психофизические данные

Жизненные достижения

Общий интеллект 

Специальные наклонности 

Личностные качества

Прочие обстоятельства

Образовательная квалификация

Профессиональные умения, навыки

Коммуникативность

Организаторские качества

Мотивация

Сформированность личности

Прочие требования

Прагматические способности 

Творческий потенциал 

Исполнительские способности 

Продуктивность 

Применение этики и  культуры общения с клиентурой

Мобильность

Предпринимательские способности 

Прочие показатели




 

Для  понимания характеристик  профессиональной деятельности специалиста по сервису и туризму мы также обратились  к   Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по  специальности социально-культурный  сервис и туризм (Специальность 230500).

Стандарт выделяет в качестве объекта   профессиональной деятельности выпускника по данной  специальности -  удовлетворение потребностей человека в социально-культурных и туристских услугах.  
В соответствии со  стандартом специалист по сервису и туризму должен быть подготовлен к следующим видам профессиональной деятельности: 
-сервисная; 
-организационно-управленческая; 
-научно-исследовательская; 
-образовательная.

Выпускник по специальности 230500 Социально-культурный сервис и 

туризм должен отвечать следующим требованиям, то есть, должен быть готов к выполнению следующих видов деятельности:  
-знает возможности современных научных методов познания природы и владеет технологиями, необходимыми для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций;  
-знает основы современных дисциплин о человеке, его потребностях; методы удовлетворения социальных и культурных потребностей индивида, семьи и общества;  
-знает законодательство в сфере социально-культурного сервиса и туризма, правовые нормы, регулирующие отношения между личностью и семьей, обществом, окружающей средой;  
-знает эстетические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, человека к обществу и общества к человеку, умеет учитывать их при разработке экологических и социокультурных проектов; 
-знает нормы деловой письменной и устной речи, процессы организации эффективной речевой коммуникации в сфере социально-культурного сервиса и туризма;  
-способен продолжать обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде; 
-обладает знаниями по созданию условий для формирования рынка услуг социально-культурного сервиса и туризма с учетом применения прогрессивных технологий; 
-имеет научное представление о здоровом образе жизни, воздействии рекреации на человека, владеет умениями и навыками физического самосовершенствования; 
-знает возможности современных информационных технологий и владеет методами сбора, хранения и обработки данных при подготовке решений в социально-культурном сервисе и туризме; 
-принимает участие в организации, планировании и совершенствовании деятельности служб социально-культурного сервиса и туризма и разрабатывает мероприятия по повышению эффективности их деятельности; 
-принимает управленческие решения в рамках компетенции и осуществляет связь с общественностью; участвует в работе по подбору, расстановке и повышению квалификации кадров служб социально-культурного сервиса и туризма; 
-понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы, определяющие конкретную область его профессиональной деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний; внедряет современные научные знания, передовые технологии в социально-культурном сервисе и туризме, рекреации и других сферах деятельности; 
-способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей; умеет приобретать новые знания, использовать современные научные технологии; 
способен обеспечивать деятельность предприятий и организаций, представляющих услуги по рекреации, социально-культурному сервису и туризму; 
-умеет разрабатывать стратегию и тактику деятельности предприятий и организаций, представляющих услуги социально-культурного сервиса и туризма; 
-использует несколько иностранных языков при оказании услуг социально-культурного сервиса и туризма; 
-обеспечивает комплексное обслуживание потребителей услуг социально-культурного сервиса и туризма; 
-владеет приемами и методами формирования системы межличностного общения; 
-обладает знаниями и навыками по разработке и внедрению инновационных технологий в социально-культурный сервис и туризм; 
владеет знаниями организации и обеспечения контроля качества оказываемых услуг социально-культурного сервиса и туризма; 
-обеспечивает систему мер по повышению качества оказываемых услуг предприятиями социально-культурного сервиса и туризма; 
-владеет знаниями по принятию решений в экстремальных ситуациях, обеспечению безопасности жизнедеятельности.

Независимо  от  вида профессиональной деятельности и конкретно выполняемых функций  особенность профессий сервисной сферы заключается в том, что  профессиональная результативность в данной сфере во многом зависит от человеческого фактора, гораздо больше, чем во многих других  видах  деятельности. В связи с этим особую значимость приобретают определенные коммуникативные характеристики личности специалистов: социальный интеллект, способность к установлению эмоциональных контактов, коммуникативная установка, стратегии психологической защиты в общении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Профессионально-важные качества специалистов работающих в сфере СКСТ. Результаты собственного исследования.

3.1. Описание  методики

 

Для диагностики профессионально-важных качеств специалистов сферы сервиса и туризма мы использовали Опросник профессиональных предпочтений, разработанный   американским  психологом  Дж.Холландом.    

Джордж  Холланд  установил  связь между психологическим  типом человека и его профессией. Он описал 6  различных типов личности, соответствующих шести различным профессиональным областям. Модель любого типа личности конструируется по следующей схеме: цели, ценности, интересы, способности, предпочитаемые профессиональные роли, возможные достижения и карьера.

1. РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ТИП  (Р). Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают выполнять работу, требующую силы, ловкости, подвижности, хорошей координации движений, навыков практической работы. Результаты труда профессионалов этого типа ощутимы и реальны — их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Люди реалистического типа охотнее делают, чем говорят, они настойчивы и уверены в себе, в работе предпочитают четкие и конкретные указания. Придерживаются традиционных ценностей, поэтому критически относятся к новым идеям.

2. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ (И). Людей, относящихся к этому типу, отличают аналитические способности, рационализм, независимость и оригинальность мышления, умение точно формулировать и излагать свои мысли, решать логические задачи, генерировать новые идеи. Они часто выбирают научную и исследовательскую работу. Им нужна свобода для творчества. Работа способна увлечь их настолько, что стирается грань между рабочим временем и досугом. Мир идей для них может быть важнее, чем общение с людьми. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте.

3. СОЦИАЛЬНЫЙ (С). Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают профессиональную деятельность, связанную с обучением, воспитанием, лечением, консультированием, обслуживанием. Люди этого типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны понять эмоциональное состояние другого человека. Для них характерно хорошее речевое развитие, живая мимика, интерес к людям, готовность прийти на помощь. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте..

4. КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЙ, КАНЦЕЛЯРСКИЙ (К). Люди этого типа обычно проявляют склонность к работе, связанной с обработкой и систематизацией информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов (ведение документации, установление количественных соотношений между числами и условными знаками). Они отличаются аккуратностью, пунктуальностью, практичностью, ориентированы на социальные нормы, предпочитают четко регламентированную работу. Материальное благополучие для них более значимо, чем для других типов. Склонны к работе, не связанной с широкими контактами и принятием ответственных решений.

5. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ  (П). Люди этого типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социально активны, готовы рисковать, ищут острые ощущения. Любят и умеют общаться. Имеют высокий уровень притязаний. Избегают занятий, требующих усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Для них значимо материальное благополучие. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей, связанную с руководством, управлением и влиянием на людей.

6. АРТИСТИЧЕСКИЙ, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ (А). Люди этого типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью мышления, эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Они не выносят жесткой регламентации, предпочитая свободный график работы. Часто выбирают профессии, связанные с литературой, театром, кино, музыкой, изобразительным искусством, творчеством.

В чистом виде эти профессиональные типы встречаются редко, обычно можно говорить о сочетании различных типов и о преобладающем типе личности.

Дж. Холланд  предложил шкалу приспособленности  различных типов личности к разным профессиональным средам, изобразив  её схематично в виде шестиугольника, каждый из углов которого обозначает один из 6 типов личности и среды (рис 1.). Эта модель позволяет оценить совместимость личности с определенной профессиональной средой. Степень совместимости типа личности с профессиональной средой обратно пропорциональна расстоянию между соответствующими вершинами.

Рис. 1. Модель Дж. Холланда для определения совместимости  личности и среды: Р – реалистический тип; И – интеллектуальный; С –  социальный; К – конвенциональный; П – предпринимательский; Х –  художественный (артистический).

Согласно этой модели, например, наиболее совместимы с художественным типом личности такие типы среды, как интеллектуальный и социальный, а наименее – конвенциональный

     

 

Все возможные  взаимосвязи представлены в табл. 2.

Таблица Связь типа личности и типа профессиональной среды   (по Дж.Холланду)

Тип  личности

Тип профессиональной среды 

Р

И

С

К

П

Х

Реалистический (Р)

Интеллектуальный (И)

Социальный (С)

Конвенциональный (К)

Предпринимательский (П)

Художественный (Х)

+ +

  +

-  -

  +

  -

  -

  +

+  +

    -

    -

   -  -

    +

   -  -

    -

  +  +

    -

    +

    +      

    +

     -

     -

  +  +

    +

   -  -

     -

   -  -

    +

    +

  +  +

     -

     -

    +

    +

   -  -

     -

  +  +




 
Примечание. В  таблице приняты следующие условные обозначения:

+ + тип личности  очень хорошо приспособлен к  окружающей среде; 
+ тип личности хорошо приспособлен к окружающей среде; 
- тип личности недостаточно приспособлен к окружающей среде; 
- - тип личности совершенно не приспособлен к окружающей среде.

 

Суть теории Дж. Холлнда заключается в том, что успех в профессиональной деятельности, удовлетворённость трудом зависят, в первую очередь, от соответствия типа личности типу профессиональной среды, которая создаётся людьми, обладающими схожими позициями, профессионально значимыми качествами и поведением. Работники одной профессии обуславливают и определённую профессиональную среду, адекватную одному из шести выделенных типов личности.

 

 

 

 

 

 

3.2. результаты исследования

 

С использованием данного опросника  мы провели диагностику типов профессиональных предпочтений студентов, обучающихся по специальности СКСТ (5 человек), а также  действующих специалистов в данной профессиональной сфере  - менеджеров туристической компании (5 человек).

Результаты исследования представлены в таблицах 3, 4.

Таблица 3. Типы профессиональных предпочтений студентов (код)

Психологические типы личности (количество выборов)

Р

И

С

К

П

А

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

-

-

2

13,3

5

33,3

1

6,7

3

20,0

4

26,7

Информация о работе Специфика профессиональной деятельности специалистов работающих в сфере социально-культурного сервиса и туризма (СКСТ)