Святые источники Вологодской области. Путеводитель по святым источникам Вологодской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 20:44, курсовая работа

Описание работы

Посещение святых мест издавна представляло собой одну из наиболее важных и почитаемых традиций русского народа, неразрывно связанную с самой сущностью православного вероучения. Однако, в годы советской власти путешествие к святым местам стало скорее носить познавательный, а не сакральный смысл. Множество культовых сооружений было перепрофилировано под музеи, концертные залы и т.п., и следовательно они стали выступать не как объекты поклонения (отправления культа), а как объекты туризма.
Актуальность темы курсовой работы связана с возрастающим интересом к религиозной жизни, возрождением традиций и обычаев. Многие культовые места становятся объектами показа и познания. В настоящее время смысл и назначение многих культовых объектов приобретает свой изначальный смысл, они становятся объектами поклонения и объектами познания. Следовательно, религиозные ценности - это часть культурного наследия и объекты туризма.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3
§1. Вид туризма. Паломничество, как часть религиозного туризма …………5
§2. Понятие «святые источники»…………………………………………….....11
§3. Святые источники Вологодской области. Путеводитель по святым источникам Вологодской области ……………………………………………. 14
Заключение ………………………………………………………………………23
Список литературы ……………………………………………

Файлы: 1 файл

317 курс. Святые источники Вологодской области (курсовая).doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тит лист

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ………………………………………………………………………….3

§1. Вид туризма. Паломничество, как часть религиозного туризма …………5 
§2. Понятие «святые источники»…………………………………………….....11 
§3. Святые источники Вологодской области. Путеводитель по святым источникам Вологодской области ……………………………………………. 14

Заключение ………………………………………………………………………23

Список литературы ……………………………………………………………...25

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Посещение святых мест издавна  представляло собой одну из наиболее важных и почитаемых традиций русского народа, неразрывно связанную с самой сущностью православного вероучения. Однако, в годы советской власти путешествие к святым местам стало скорее носить познавательный, а не сакральный смысл. Множество культовых сооружений было перепрофилировано под музеи, концертные залы и т.п., и следовательно они стали выступать не как объекты поклонения (отправления культа), а как объекты туризма.

Актуальность  темы курсовой работы связана с возрастающим  интересом к религиозной жизни, возрождением традиций и обычаев. Многие  культовые  места становятся объектами показа и познания. В настоящее время смысл и назначение многих культовых объектов приобретает свой изначальный смысл, они становятся объектами поклонения и объектами познания. Следовательно, религиозные ценности - это часть культурного наследия и объекты туризма.

Большей частью  люди посещают святые места, культурные, исторические  и религиозные центры  и памятники, при этом  тенденции роста посещаемости  данных объектов сохраняются и возрастают.

Трудно найти статистические данные о численности православных паломников в России. По имеющейся  информации в год внутреннее паломничество  осуществляют около 300 тыс. человек. В такие поездки отправляется больше женщин, чем мужчин. Средний возраст паломников – около 45-50 лет. В поездках заметно участие молодежи, хотя ее процентная доля невелика [4; 45].

Туристы отправляются  в путешествие, когда у них  возникает желание  совершить нечто большее, чем обычные  действие в условиях обычной среды их проживания. Принимая участие в поездках религиозного плана, люди мотивируют это следующими факторами: молитва, церковное покаяние, решение  личностных проблем, определение в  подходящей религии, духовной школе и системе ценностей, знакомство с культурным, историческим  наследием страны или региона и т.д.

В религиозном туризме  объектами привлечения туристов являются центры культуры и  религий, святые места и т.д.  Путешествия  туда обусловливаются культовыми актами, праздниками, фестивалями.

Территория современной  Вологодской области – одна из самых крупных территорий  нашей  страны, которая славится не только  своим промышленным производством, но и богатой культурной и религиозной историей.

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть особенности организации и перспективы развития паломнического туризма.

Для достижения цели курсовой работы необходимо решить следующие  задачи:

- проанализировать паломнический вид туризма, как часть религиозного туризма;

- рассмотреть понятие «святые источники»;

- выявить святые источники Вологодской  области и составить путеводитель  по святым источникам Вологодской  области.

Объектом исследования является паломнический туризм.

Предметом исследования святые источники на территории Вологодской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

§1. Вид туризма. Паломничество, как часть религиозного туризма 

Паломничество (от лат. Palma - «пальма»):

- путешествие к Святой земле и другим географическим местностям, имеющим сакральное значение для христианской веры с целью поклонения и молитвы;

- хождение верующих к святым местам на поклонение.

Обычай основывается на стремлении верующих поклониться местам и святыням, связанных с Христом, апостолами, Пресвятой Богородицей; помолиться перед чудотворными иконами, окунуться в священные воды реки Иордан и святые источники.

Богомольца, совершающего путешествие к святым местам, называют паломником [8].

Паломнический туризм является разновидностью религиозного туризма и представляет собой совокупность поездок представителей различных религий с паломническими целями. Слово «паломничество» происходит от  слова «пальма» - паломники – христиане, совершавшие поездки на Святую Землю в средние века привозили оттуда пальмовую ветвь. 

Паломнический туризм – это совокупность поездок представителей различных конфессий с паломническими целями. Паломничество – стремление верующих людей поклониться святым местам [1; 21].

Паломников интересует непосредственное участие в религиозных культах. Социально-психологическая база паломнического туризма уже, чем религиозного. Паломниками в основном являются люди, исповедующие ту религию, к святым местам которой они приехали приобщиться. Экскурсии, музеи, выставки для них являются вторичной, сопутствующей задачей или вообще мало интересуют паломников.

Паломничество мы можем понимать как странствие людей для поклонения святым местам. Много различных мотивов толкает людей совершать паломничества. Это желание исцелиться  от физических или душевных недугов, помолиться за родных и близких, обрести благодать, набраться сил, сделать какую-нибудь работу (строительство, уборка территории монастыря, храма, ашрама (духовного центра) и т.д.). Также паломничество может быть обусловленным стремлением выразить благодарность высшим силам за блага, ниспосланные ими, выразить преданность вере, испытать собственные намерения и способности к подвижничеству, обрести смысл жизни. Паломничество предполагает определенное отношение человека к действительности. Психологические особенности паломников очень разноплановы. Паломник в большинстве случаев является глубоко религиозным человеком с уже сложившейся системой ценностей. Он готов на время поступиться привычным образом жизни: кругом общения, удовольствиями, питанием для достижения своих духовных и нравственных целей. Идея паломничества подразумевает действия в условиях определенных трудностей, добровольно взятые на себя обязательства по их преодолению. Это символизирует готовность человека пожертвовать временным, иллюзорным и преходящим материальным во имя вечного духовного. В индуизме, православии и католицизме, других конфессиях получили развитие пешие паломничества, особенно по уже существующим маршрутам. Люди отправляются в паломничества, когда им недостаточно ритуальных действий в местах обычной среды их проживания, и они едут или идут в святые места более значимые для них [4; 5].

Паломничество также  играет свою роль в жизни общества. Паломничества имеют:

1. Духовно-просветительскую  роль. Во время поездки паломники  узнают об истории мест, которые они посещают, их роли в духовной жизни России. Паломники знакомятся с особенностью проведения богослужения, наследием святых, старцев, с именем которых связаны места, входящие в маршрут. Посетители имеют возможность пообщаться с насельниками монастырей, найти себе духовников.

2. Общеобразовательную  роль. Монастыри являлись и являются  не только духовными, но и культурными центрами. В некоторых из них находятся музеи. Как паломники, так и экскурсанты знакомятся с изобразительными и архитектурными формами, жизнью и бытом монахов, мирян в разные исторические эпохи.

3. Миссионерскую роль. Поездки по святым местам способствуют  воцерковлению многих людей из  тех, которые были нерелигиозными.

4. Благотворительную  роль. Паломнические службы узнают  о нуждах монастырей. Эта информация доносится до паломников. Организацией помощи занимается и сама паломническая служба. Паломники привозят в монастыри вещи, продукты, делают денежные пожертвования. Такая помощь является очень своевременной особенно для возрождающихся обителей [4; 44].

Одним из важных аспектов паломнических поездок является их духовно-просветительская составляющая. При посещении святых мест люди узнают об истории и духовных традициях  монастырей и храмов, особенностях богослужения, святых и подвижниках благочестия, чья жизнь и деятельность была связана со святынями, входящими в паломнический маршрут. Паломники имеют возможность побеседовать с насельниками монастырей, не которые из них находят здесь себе духовников. Паломничество играет также важную общеобразовательную роль. Монастыри и храмы на Руси всегда были не только местом духовного делания, но и культурными центрами. Здесь веками накапливались книги, иконы, произведения прикладного искусства, изделия народных промыслов. Монастырские и храмовые здания являлись главными архитектурными памятниками своей эпохи - особенно до 18 века. Интересно, что многие монастыри даже в советский период, несмотря на утрату своего основного предназначения, сохраняли роль культурных центров в качестве музеев. Поэтому паломническая поездка дает прекрасную возможность познакомиться с историей, архитектурой, иконописью, ремесленными традициями России.

Можно выделить различные  виды паломничества. По числу участников и признаку семейной принадлежности существуют индивидуальные, семейные и групповые паломничества. По продолжительности можно обозначить паломничества длительные и короткие. Раньше по русским православным канонам паломничеством считалась поездка, продолжительностью более 10 дней. В зависимости от того, в какой стране находятся объекты, посещаемые паломниками, существуют поездки внутренние и зарубежные.

Паломники обычно выдвигают  гораздо меньше требований к уровню и качеству обслуживания, питания, размещения. Они останавливаются на ночлег в  кельях монастырей, на территории ашрамов, в палаточных городках (во время хаджа, например), могут ночевать прямо в храмах на полу или прямо на улице. Выбор пищи обычно невелик и она более скромная. Пища, особенно в Индии, а также в христианских странах во время постов вегетарианская.

Паломничества связаны  с посещением определенных мест, являющихся святыми. Это могут быть монастыри, храмы, природные объекты – горы, реки, озера, рощи, пещеры. Часто паломничества являются приуроченными к определенным праздникам. Скажем в христианстве паломничество в тот или иной храм или монастырь может быть приурочено к дню празднования местночтимого святого. В Ватикан собирается много паломников послушать пасхальную проповедь Папы Римского.

В паломничество обычно отправлялись в теплое время года. Это объясняется тем, что настоящим паломникам полагалось идти к святым местам пешком. Православные паломники не имели специального костюма (в отличие от западных пилигримов, которые носили плащ и широкополую шляпу), но их обязательной принадлежностью был посох, котомка с сухарями (у более состоятельных -со сменной одеждой) и сосуд для воды.

История паломничества  русских людей к святым местам имеет много ярких страниц. Это  история стремления к святости, история  подвижничества. В конце девятнадцатого века корреспондент одной французской газеты, наблюдающий за жизнью русских паломников в Иерусалиме, писал: «Народ, умеющий так молиться, имеет великое будущее». К сожалению, традиции православного паломничества в нашей стране были утрачены. В настоящее время паломничество к святым местам является для многих наших соотечественников путем к обретению веры, дорогой в Церковь. Паломничество - это часть религии. Его смысл состоит в поклонении святым местам, совершении религиозного обряда или участие в таковом, в духовном совершенствовании, получении благодати, в исцелении духовном или физическом.

Различие паломнических  поездок и религиозных туров  экскурсионной направленности заключается  в различии их целеполагания. Отсюда исходят особенности размещения и питания туристов, специфика экскурсионного маршрута, выбора объекта показа, содержания и формы самой экскурсии.

Если для группы религиозно-экскурсионного тура размещение в гостинице с  обилием увеселительных заведений  и скромное питание в ресторане  или кафе в постные дни может оказаться несущественным при оценке качества тура, то для паломника этот факт может перечеркнуть все остальные усилия турфирмы, создать психологический дискомфорт и эмоциональное напряжение.

Паломнический тур в  отличие от религиозно-экскурсионного включает в себя не только посещение и квалифицированный осмотр храмов, монастырей, святых мест (источников и т.д.), но и реальное участие паломника в религиозной жизни храма или монастыря, возможность посещения богослужения. Религиозно-познавательные и паломнические туры объединяют, прежде всего, маршруты экскурсионной поездки и объекты показа, что часто приводит к смещению данных категории, когда любая поездка в монастырь именуется паломничеством. В то же время эти туры преследуют различные цели, а именно: паломнический тур, прежде всего, мотивирован религиозно, экскурсионный тур мотивирован, прежде всего, познавательно. Различие целей обуславливает различие выбора и использования методических приемов показа и рассказа, стиля общения с группой, использования специальной лексики и т.д.

Пребывание в монастырях действует благотворно. На человека оказывает эмоциональное влияние  все окружающее: архитектура, живопись, иконопись, церковное песнопение, люди, произносящие молитвы. Все это создает  иллюзию ухода в иной мир, более чистый и прекрасный, чем окружающая действительность, более доверчивый и открытый, так как люди в церковной общине испытывают чувство сплоченности, свойственное русскому менталитету. Здесь люди приобщаются к новому образу жизни, монашество для них служит примером предпочтений духовного начала материальному. Поэтому исторические монастыри на Руси стали центром притяжения паломников и верующих [10].

Информация о работе Святые источники Вологодской области. Путеводитель по святым источникам Вологодской области