Святые источники Вологодской области. Путеводитель по святым источникам Вологодской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 20:44, курсовая работа

Описание работы

Посещение святых мест издавна представляло собой одну из наиболее важных и почитаемых традиций русского народа, неразрывно связанную с самой сущностью православного вероучения. Однако, в годы советской власти путешествие к святым местам стало скорее носить познавательный, а не сакральный смысл. Множество культовых сооружений было перепрофилировано под музеи, концертные залы и т.п., и следовательно они стали выступать не как объекты поклонения (отправления культа), а как объекты туризма.
Актуальность темы курсовой работы связана с возрастающим интересом к религиозной жизни, возрождением традиций и обычаев. Многие культовые места становятся объектами показа и познания. В настоящее время смысл и назначение многих культовых объектов приобретает свой изначальный смысл, они становятся объектами поклонения и объектами познания. Следовательно, религиозные ценности - это часть культурного наследия и объекты туризма.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3
§1. Вид туризма. Паломничество, как часть религиозного туризма …………5
§2. Понятие «святые источники»…………………………………………….....11
§3. Святые источники Вологодской области. Путеводитель по святым источникам Вологодской области ……………………………………………. 14
Заключение ………………………………………………………………………23
Список литературы ……………………………………………

Файлы: 1 файл

317 курс. Святые источники Вологодской области (курсовая).doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

Междуреченский  район. Родники, святые источники Димитрия Прилуцкого - Афанасий, Настасья и Прасковья.

На малой реке Черный Шингарь, у деревни Дьяконово, Междуреченского района Вологодской области, расположен уникальный комплекс - памятник природы областного значения - Дьяконовская поляна. Места эти прочно связывают с житием почитаемого вологодского святого Дмитрия Прилуцкого.

На Дьяконовской поляне три почитаемых родника. Утренний - Афанасий, находится у деревни Славянка, рядом со старой мельницей. Считается, что его водами можно очистить организм от шлаков, для чего их пьют три дня подряд. На противоположном от деревень Дьяконово и Славянка берегу речки Черный Шингарь, расположен дневной ключ - Настасья. У него исцеляются от общих заболеваний организма. Вечерний источник - Парасковья бьет в пятистах метрах от деревни Дьяконово, у него многие исцелились от язв, псориазов, различных эрозий и астм. Родники некоторым помогли избавится от алкогольной и наркотической зависимости, психологических проблем. Утверждают, что ключевая вода содержит большое количество ионов серебра. 

Тарногский  район. Родник, святой источник святого Агапита.

Маркушевский святой родник - источник за деревней Заречье почитался со времени основания Маркушевского Никольского монастыря. В монастыре был свой колодец, но монахи за водой ходили к ключику вверх по речке Маркуша. По воспоминаниям старейших жителей деревни этот источник всегда считался святым: батюшка водой из родника освящал земельные участки. Если кто-то заболевал, то в святой воде мочили нательные рубахи, платки, исподки и одевали на себя, водой омывали детей, если ребёнок плохо ходил, то мыли ему ноги. По тому, как вода стекала с тела, узнавали, безнадёжно ли болен человек, или вскоре поправится. 

Возрождение и  обустройство святого источника  после многих лет забытья произошло  уже в наше время. Над ним построили  надкладезную сень из оцилиндрованных  брёвен, родник расчистили и заключили в деревянную колоду по которой течёт вода, сооружён колодец. Для перехода через речку Маркушу сделан мостик, оборудованы мостки и место отдыха. Источник освящён, а экологическая экспертиза признала вкусовые качества воды очень хорошими.

Тотемский район. Родник, святой источник Феодосия Тотемского.

Источник святого праведного Феодосия Тотемского находится на территории Варницкого посада, в 2 км от города Тотьма Вологодской области, рядом с  Вознесенским Сумориным монастырем. Монастырь расположен на возвышенности, в месте слияния речек Кодвы и Песья Деньга. Родник открылся ещё при жизни основателя обители святого Феодосия, который пришёл в эти места в 1553 году из вологодского Прилуцкого монастыря, нёс послушание в Варницком посаде и добывал соль. Инок Феодосий (Суморин) взял на себя подвиг, как и святой Димитрий Прилуцкий, питался только хлебом и водой, а ночи проводил в молитве, стоя у варниц, повторял: «Терпи жар и огонь, трудись в поте лица над солию вещественной, чтобы иметь в себе соль духовную».

Харовский район. Родник, cвятой источник великомученика Пантелеимона Целителя.

В 15 километрах от Харовска, на отлогом, низменном  правом берегу реки Кубена, с 1845 года по 1937 год действовала церковь во имя Преображения Господня. Близ лежащая местность никогда не была жилым местом, церковнослужители жили в некотором отдалении от церкви, на Поповской горе, вокруг которой и по сей день вековая сосновая роща. Под горой бьет целительный ключ, почитаемый в народе святой источник во имя великомученика и Целителя Пантелеймона. Ныне с восстановлением храма стараниями многих благодетелей и трудников, около живоносного родника, благоустроена территория, на радость всех приходящих к нему за водой и с мольбами о помощи. 

Чагодощенский район. Родник, святой источник, колодец преподобного Евфросина и Вещая лужа.

Преподобный Евфросин пришел «В Бежецкую пятину, в непроходимую пустыню, облежащую великими и страшными  дебри, и многими лесы, и зыбучими мхами, и непроходимыми блаты, ограждено  же место отовсюду, яко оградою, реками и озерами, бе бо место то весьма пусто и непроходимо и окрестных весей далече…». Около реки Чагодощи, при Гвозденском ручье преподобный остановился среди бора и основал с двумя иноками, его учениками, пустыньку. Сначала был поставлен крест, до сих пор сохранились остатки пещеры (землянка), в которой по началу они жили, затем были ископаны колодец, пруд, построены часовня и келии. Это место позже получило название Старой пустыни или Пустыньки. Святой колодец и «вещая лужа» у д. Пустынь, по преданию выкопанные Евфросином сегодня являются источником благодати, помощи и исцеления для многочисленных паломников. 

Череповецкий  район. Родник, святой источник в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба.

Зимой этого  года инициативная группа создала общественное движение «К святому истоку». Целью движения объявлено благоустройство источника. В состав попечительского совета входят как частные лица, так и организации («Фонд восстановления вологодских храмов»). Святой родник находится в Череповецком районе близ деревни Ирдоматка.

Шекснинский район. Родник, святой источник Нифонта Телеговского. Легенда, передаваемая из поколения в поколение, гласит, что в середине XIV века пришел сюда, в дремучие новгородские леса, монах (священник) по имени Нифонт со своими сыновьями. И так понравилось им высокое место над рекой Шексной, что решили они обосноваться здесь навсегда. Около родника выстроили новоселы свои дома. 
Много позднее жители деревни воздвигли деревянную часовню, освященную во имя Преподобного Нифонта-бесопрогонителя.

Шекснинский район, д. Соловарка. Родник, святой источник Георгия Победоносца.

В летописных источниках впервые колодец упоминается  в 1678 году. Предание о нем гласит, что в деревне Кузьминское жил неходячий юноша из рода Губиных. Когда ему исполнилось 18 лет, он дал Богу обет, что пешком сходит на поклонение святыням в Соловецкий монастырь, а Господь ниспошлет ему полное здравие.

В 2000 году святой Георгиевский колодец  был реконструирован и над  ним возведена на двух столбах  двускатная сень. Источник находится рядом с деревянной часовней Блаженной Ксении, построенной в 1999 году в виде сказочного терема.

Шекснинский район, д. Починок. Родник, святой источник великомученика Пантелеймона Исцелителя.

Почитание источника  в качестве святого связано с иконой Пантелеймона Исцелителя, написанной в Греции в Пантелеймонове монастыре на Афоне.

Когда икону  проносили по деревням, сильно ломало порченых и бесноватых. Они плевались  и не по-человечески кричали, что  Пантелеймон их жжет. С большим  усилием их подводили к образу, они же сопротивлялись, отталкивались руками и ногами, но, прикладываясь к иконе, тут же исцелялись. Когда крестный ход подошел к деревне Починок, большинство ее жителей болели поветрием и не могли встать с лож своих (поветрие – болезнь, которая разносилась по ветру) [9].

Путеводитель по святым источникам Вологодской области представлен в приложении 1.

 

Заключение

 

 

Религиозный туризм является составной частью современной индустрии  туризма. Соборы, мечети, культовые  музеи, духовные центры, святые места – это туристские объекты, которые пользуются всё возрастающим спросом.

Сегодня паломничество - часть религиозного туризма, во многом его движущая сила. Туристы-паломники  любознательны, увлеченные и их становится все больше. Паломнический туризм набирает обороты и развивается.

В основном на  спрос  на данный продукт определяется аттрактивностью святых мест.  Туристы верят, что в подобных  центрах веры их молитвы  и просьбы имеют особую действенность. Объекты с  сохранением святых мощей или икон, чья чудодейственная сила славится на всю страну,  аккумулируются множеством туристов.

Подводя итоги курсовой работы можно сделать следующие выводы:

Паломнический туризм –  это совокупность поездок представителей различных конфессий с паломническими целями. Паломничество – стремление верующих людей поклониться святым местам.

Паломничество в той  или иной форме принято практически  во всех религиях и языческих культах. В настоящее время паломники  широко пользуются услугами туристической  индустрии. Паломнические туры в отличие от религиозно-познавательных туров или культурно-исторических, несут определенным верованиям смысл совершения обряда, а не только познавательные цели.

Центральными устремлениями  при совершении паломничества являются:

- совершение религиозного обряда или участие в таковом;

- поклонение святому месту, храму, мощам;

- духовное совершенствование;

- получение благодати, исцеления духовного и физического, совета (например, в Оптину пустынь ходили за советом к старцам);

- достижение политических и иных целей обретения прав на определенное лидерство или положение в религиозной общине или секте.

Особым внимание паломников пользуются святые источники и родники.

В курсовой работе рассмотрены особенности организации и перспективы развития паломнического туризма.

Решены следующие задачи:

- проанализирован паломнический вид туризма, как часть религиозного туризма;

- рассмотрено понятие  «святые источники»;

- выявлены святые источники  Вологодской области и составлен  путеводитель по святым источникам Вологодской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Бабкин А.В. Специальные виды туризма: учеб. пособие / А.В. Бабкин. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 252 с.
  2. Путеводитель по Вологодской области. Сост. Лаврушина Ю.Р. – Издательство «Порт –Апрель», Череповец, 2007. – 96с., илл.
  3. Справочник «Вологодская область», под ред. профессора Г.В. Судакова, АНО «Деловой и культурно-информационный центр поддержки и развития межрегиональных связей Вологодской области», 2004г., 347с.
  4. Христов Т.Т. Религиозный туризм: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.Т. Христов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 288 с.
  5. www.vologda-oblast.ru
  6. http://vologdatourinfo.ru
  7. http:// www.cultinfo.ru
  8. http://ru.wikipedia.org
  9. http://svyato.info
  10. http://sokolov33.ru
  11. http://rusbible.ru
  12. http://www.raskol.net
  13. http://www.monastery-lukino.ru.



Информация о работе Святые источники Вологодской области. Путеводитель по святым источникам Вологодской области