Святые источники Вологодской области. Путеводитель по святым источникам Вологодской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 20:44, курсовая работа

Описание работы

Посещение святых мест издавна представляло собой одну из наиболее важных и почитаемых традиций русского народа, неразрывно связанную с самой сущностью православного вероучения. Однако, в годы советской власти путешествие к святым местам стало скорее носить познавательный, а не сакральный смысл. Множество культовых сооружений было перепрофилировано под музеи, концертные залы и т.п., и следовательно они стали выступать не как объекты поклонения (отправления культа), а как объекты туризма.
Актуальность темы курсовой работы связана с возрастающим интересом к религиозной жизни, возрождением традиций и обычаев. Многие культовые места становятся объектами показа и познания. В настоящее время смысл и назначение многих культовых объектов приобретает свой изначальный смысл, они становятся объектами поклонения и объектами познания. Следовательно, религиозные ценности - это часть культурного наследия и объекты туризма.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3
§1. Вид туризма. Паломничество, как часть религиозного туризма …………5
§2. Понятие «святые источники»…………………………………………….....11
§3. Святые источники Вологодской области. Путеводитель по святым источникам Вологодской области ……………………………………………. 14
Заключение ………………………………………………………………………23
Список литературы ……………………………………………

Файлы: 1 файл

317 курс. Святые источники Вологодской области (курсовая).doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, целью паломнического тура может быть посещение места, связанного с историческим событием или знаменитой исторической личностью, святыми. В некоторых случаях целью могут быть природные объекты, такие как озера, родники, пещеры, реки. Все это обычно связано с историческими или святыми событиями, личностями или легендами, которые оказывают решающее влияние на характер паломнического тура.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2. Понятие «святые источники» 

 

Святой источник (лат. Sanctus Spring, англ. Holy well) - небольшой водоем, выходящий из грунта и почитаемый в языческомили христианском контексте, часто в обоих: часто -языческая святыня, которая позже стала христианской. У святых источников осуществляется посвящение в знание.

Термин «святой источник» обычно используется для обозначения любого источника воды, который имеет  некоторое значение в фольклоре того района, где он находится. В христианских легендах речь может идти об источнике, возникшем или приобретшем целебные свойства под действием святого и связанном с его именем; в язычестве — о сверхъестественном присутствии его духа-хранителя [8].

Вода - дар Божий, основа жизни на земле. Только тот, кто испытал нестерпимую  жажду, понимает истинную цену воды. «...Какой  дар столь необходим для нас, как вода? - говорит священномученик Ипполит Римский. - Водою всё омывается, и питается, и очищается, и орошается.... Без воды ничто из видимого нами не может существовать».

Ключи на Руси издавна назывались родниками, то есть местом рождения бьющей из-под земли воды. Святые Родники напоминают человеку о Родине, о долге и чести, о нравственности, о Творце и Создателе - Боге. Недаром в послереволюционные 70 лет в России тщательно уничтожались не только всяческие упоминания о святых источниках, но и сами источники. Многие из них исчезли с карт, но не из памяти народной. 
Есть в разных уголках малые, незаметные лесные ключики, к которым идут люди по дорогам и тропинкам. Конечно, далеко не все, а только некоторые родники считаются святыми. Их знают в каждом селе: ведь вода в них самая чистая, живительная, целебная.

Чтобы святая вода приносила пользу, необходимо заботиться о чистоте  души, о светлости помыслов и деяний. Освящением воды Церковь возвращает стихии первобытную чистоту и  святость. Хранить святую воду следует не в холодильнике, а около икон. Употреблять такую воду необходимо каждое утро перед завтраком, а не только в экстренных случаях: при болезнях, душевном расстройстве, неприятностях.

Водная стихия издавна символизировала для человека таинственную силу, несущую в себе как основы жизни, так и смерти. Так, Всемирный потоп очищает землю от закореневшей в грехах человеческой цивилизации. А волны Красного моря поглощают египетского фараона с его войском, преследовавшего уходящих из плена евреев. И все же главное значение воды в Священном Писании - это зримые знаки милости и благословения Божия. Образ воды символизировал дарованные Богом благоденствие и благополучие.

Но вот пришло время Нового Завета, и Спаситель подошел к реке Иордан. Иоанн Креститель увидел идущего к нему Иисуса и воскликнул: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» [11]. Две тысячи лет назад, погрузившись в иорданские воды, Спаситель Своим Божеством очистил их до непостижимых разуму глубин. Отныне всякий человек, идущий за Христом в купель Крещения, выходит из нее очищенным от грехов. Так вода для христианина приобрела особое, таинственное значение. 

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей», - говорил Христос (Ин. 7: 37) [11]. Чудотворные святые источники напоминают нам о том, что Спаситель наш Иисус Христос и есть тот высший Живоносный Источник, питающий Церковь и весь мир.

У купели Силоамской в древнем Иерусалиме лежали больные и ждали момента, когда Ангел Господень сойдет в купель, и вода обретет целительные свойства. И тогда первый, кто сойдет в купель, станет здрав. Сама купель была устроена на источнике, вытекавшем из-под священной горы Сион - места особенного присутствия Бога, и потому источник считался дарованным Богом как особенное благодеяние и считался священным. С купелью связана общая идея обновления, получения новых жизненных сил, очищения от всего старого и разрушительного. 

Происхождение святых источников различно. Одни появились сверхъестественным путем на месте чудесного явления Божией Матери, угодников Божиих или их икон. Другие вытекают из-под алтаря и почитаются как освященная святыня храма. Над третьими ставят кресты или часовни, где помещают икону святого, которому посвящают источник. Третьи уже своим расположением в святом месте привлекают к себе богомольцев. У четвертых замечают свойства помогать при различных заболеваниях. Слава о таких родниках, наделенных особой благодатью Божией, распространяется в народе, и к ним начинается паломничество. Здесь ищут прощения и отпущения грехов, духовного и телесного освобождения от болезней души и тела. Вода из таких родников являет чудодейственную помощь святых угодников Божиих, она почитается как особая милость Бога к нам. И считаются такие источники святыми [13]. 

«Как отрадно чувствует себя душа в тех местах, где есть чудотворные колодцы, - писал дивеевский паломник. Как успокоительно действует мягкий всплеск воды и чистые струи, в которые Богу угодно было вложить свою непостижимую исцеляющую и укрепляющую силу» [12].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§3. Святые источники Вологодской области. Путеводитель по святым источникам Вологодской области

 

Вологодская земля  богата ключами и родниками чистой воды. Некоторые из них пользуются особой популярностью. В каждом районе Вологодчины есть источники, чье происхождение овеяно преданиями и легендами. Местные жители, пользуясь родниковой водой, отмечали необыкновенную чистоту и лечебные свойства. Вода из родников стояла годами. За такими родниками стали ухаживать, рядом с ними возводили часовни и церкви, им давали имена святых.

Бабушкинский  район.

Святой источник - Князев ключ находится в 12 км от села Рослятино, вода имеет целебные свойства.

г. Вологда.

Родник, святой источник Димитрия Прилуцкого находится на территории Спасо-Прилуцкого монастыря, у алтаря главного собора монастыря – собора Всемилостивого Спаса и Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, построенного в 1537–1542 годах по благословению митрополита Московского Даниила на месте деревянной церкви. По преданию, колодец ископал сам прп. Димитрий Прилуцкий. Сейчас над колодцем стоит деревянная часовня. Из этого колодца берут воду для молебнов с водоосвящением, после чего паломники и прихожане увозят её домой, веруя в её целительную силу.

Великоустюгский район.

Святой источник расположен у несуществующих в настоящее время деревень Олбово и Котовалово Великоустюгского района, ныне ближайшая деревня Езекиево. Это место связано с именем почитаемого Святого Блаженного Прокопия, Христа Ради юродивого, Устюжского чудотворца. На протяжении уже нескольких веков сюда совершаются паломничества.

 

Вожегодский район.

Ежегодно в  день памяти преподобного Тихона Луховского, 29 июня, верующие по традиции идут к  святому источнику в честь  святого Тихона. Освященный родник расположен в деревне Савинская. У источника ключевой воды проходит богослужение и освящаются живоносные воды.

Почитаемый родник - Харапинский ключ у деревни Якунинская, на противоположном от неё берегу реки Явенги, часто раньше посещался  местными жителями с целью получить пророчество о судьбе больного. Загадывали умрет заболевший или выздоровеет и по приходу к источнику, нужно было прислушаться и в зависимости от того, как громко журчат воды родника и как было загадано, становилось ясно, что будет с больным, а если хворь одолела настолько, что дойти к ключу занедуживший не мог, его родные набирали воду в два сосуда.

В июне 2006 года на территории Вожегодского района благодаря  местным благодетелям облагородили и обустроили Баклановский ключик, что находится у автодороги между поселками Вожега и Ючка. Родниковая вода прямиком из леса течет по деревянным лоткам внутрь недавно построенной красивой деревянной беседки, отныне людям не придется заходить в лес для набора водички. Над местом, где набирают водичку есть иконка Девы Марии с Младенцем.

Вашкинский  район, Куков родник.

Находится рядом с  дорогой Вологда-Медвежьегорск почти  на границе с Вытегорским районом. Легенда, связанная с Куковым  родником, гласит, что однажды во время захватнического набега поляки забрали в плен всех мужчин деревни. Но одна женщина, потеряв мужа, решила спасти своих детей. Ночью, когда все спали, она превратила сына, которого звали Кук, в родник, а дочь Илексу - в ручеек. Сама же обратилась елью и встала у родника и ручейка, оберегая своих детей. Срубил как-то чужой мужик эту ель, и полилась из раны, нанесенной деревцу, не смола, а кровь. Падая, ель обхватила своих детей лапами, как бы прощаясь с ними и защищая их в последнюю минуту жизни. Так и стали люди к роднику ходить, гостинцы детям в воду кидать. Водой, принесенной из родника, окатывали ребенка или больного. Чтобы сила воды не потерялась, нужно за водой сходить так, чтобы никого не встретить и ни с кем не разговаривать. 

Вашкинский  район, деревня Конечная. Родник «Спаситель».

После освящения родник стал называться «Спаситель». Рядом с этим святым источником построен небольшой павильон. Здесь можно не только набрать святой воды, но и присесть отдохнуть. 

Вологодский район, деревня Владышнево. Чудотворный источник.

73-й километр дороги  Вологда - Кириллов, 6 километров от трассы в районе деревни Владышнево. Чудотворный источник, освящен в честь Смоленской иконы Божьей Матери. Здесь оборудована купальня для желающих окунуться в святую воду.

Вологодский район.

Святой чудотворный  источник вблизи от деревни Лягалово, что в двух километрах от деревни Стризнево Старосельского поселения Вологодского района, возрождается начиная с 2008 года. Из истории источника известно, что вплоть до 30-х годов прошлого столетия это святое место было почитаемым многими верующими со всей округи. Здесь стояла часовня во имя Николая Чудотворца и была купель, толстые бревна которой, нетронутые временем, обнаружили в земле, во время восстановления.

Грязовецкий район, село Корнильевская Слобода. Источник Преподобного Корнилия Комельского.

Источник находится  на территории разрушенного Корнилиево-Комельского  монастыря, в 5 километрах от Грязовца на реке Нуроме. Он был открыт в 1765 году и славился своими целебными свойствами. Здесь была устроена лечебница с  холодными и теплыми ваннами, особенно помогающими при кожных заболеваниях и параличе. 

Грязовецкий район, святой источник иконы Троеручица Пресвятой  Богородицы.

Рядом с деревней Девять Изб, ежегодно, в первое воскресенье  августа, собираются верующие, чтобы  отпраздновать светлое празднество Святой Троеручицы. При стечении многочисленных паломников проводится молебен и освящают воду родника. Как его называют «Колодчик Святой Троеручицы» располагается на расстоянии пятисот метров от ст. Мясниковка СЖД. По преданию к святому источнику ходила сама Богородица. В честь неё и была воздвигнута часовня у святого родника.

Грязовецкий район, святой источник преподобного Павла  Обнорского.

На правом противоположном  от Павлова Обнорского монастыря  берегу реки Нурмы, пройдя по пешеходному  мосту и поднявшись в гору, можно посетить еловую рощу - известный памятник природы «Старый парк Юношеское». Роща заложена монахами Павло-Обнорской обители в 1862 году. Также здесь расположены два чудотворных источника, которые зовутся верхний и нижний и камень, на котором молился преподобный Павел Обнорский. Кладезь в еловой роще и около келии прп. Павла кристально чистой воды, славятся своей лечебной силой. На одном из источников оборудована купальня.

Сямженский  район, деревня Аниковская.

Однажды в обычной  деревеньке Сямженского района, километрах в тридцати от райцентра, произошло чудо: явление иконы мученицы Параскевы Пятницы. На месте обретения образа местные жители поставили часовню, а бьющий здесь источник почитали как целебный. Говорят, были случаи исцеления от болезней после молитвы перед явленным образом. 

Сокольский  район, Кадников. Колодец Преподобного Дионисия.

Рядом с местом, где  находился собор Глушицкого Сосновецкого монастыря, сохранился колодец, выкопанный преподобным Дионисием, основателем  монастыря. Сосновецкий монастырь находится недалеко от Кадникова, на берегу реки Глушицы.

Кадуйский район, святой источник Николая Чудотворца.

В селе Никольском, раскинувшемся на месте слияния  норовистой и своенравной реки Шулма  и не менее красивой реки Андога, в 2001 году, осенью, был освящен родник. Когда-то здесь было три храма - Никольский, Покровский, Крестовоздвиженский, но с течением времени и не без помощи безбожников оказавшихся у власти в начале прошлого века, храмы были разрушены. И вот дабы восстановить связь времен, в память о столь трагических событиях, в начале века текущего, в месте, где с XV века возвышалась церковь Николая Чудотворца, установили Поклоный крест у родника на берегу Шулмы. Освящение креста и водосвятный молебен вод родника, провел, специально приехавший из Череповца, отец Алексей Алин. В заключение, батюшка обратился ко всем присутствующим и сказал вот такие слова: «Испивая воду из источника, мы исцеляемся от болезней и освящаем домы свои. В этом случае всегда что-то тайное и плохое уходит, избегает Духа Святого, боится его».

Кирилловский  район. Родник, святой источник Тихвинской иконы Божией Матери.

Святой источник во имя Тихвинской иконы Пресвятой  Богородицы расположен вблизи Воскресенского Горицкого монастыря. Интересна  история его обретения. Обитель испытывала нужду в чистой питьевой воде, т.к. воду на все нужды приходилось брать в реке Шексна и носить поднимаясь на гору, и это было очень обременительно для монахинь. Начинали было копать колодцы во многих местах, но воды так и не находили. И вот однажды одна благочестивая старица, шла полем, и по промыслу Божию, случайно отвалила один камень, а из под него забил родник обильным потоком. Это чудо свершилось при игумений Маврикии, 26 Июня в день празднования иконы Тихвинской Божией Матери. В те времена, в поле, поставили деревянную часовню в честь иконы Тихвинской Богородицы, над колодцем ключевой воды и сделали водовод с источника в монастырь, провели воду по всем монастырским службам. И с того времени, ежегодно, в день празднества иконы Тихвинской Богоматери, после торжественного богослужения, шли крестным ходом к святому источнику, где проходил водосвятный молебен.

Информация о работе Святые источники Вологодской области. Путеводитель по святым источникам Вологодской области